Шелковый путь на современной карте мира. Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни

В рамках визита президента Владимира Путина в КНР китайская и российская стороны договорились развивать проект новой скоростной автодороги - международного транспортного коридора Европа-Западный Китай (МТК ЕЗК). Трасса протяженностью более 8,4 тыс. км к 2023 году соединит Европу с КНР, позволив грузоперевозчикам серьезно экономить время в пути. Российские регионы, в свою очередь, получат новую мощную транспортную артерию, которая простимулирует экономический рост и развитие российских территорий. Подробности - в совместном проекте "Ъ" и госкомпании "Автодор"

Почему новая дорога важна для России

Транспортный коридор Европа-Западный Китай - один из крупнейших международных инфраструктурных проектов современности, который должен быть реализован к 2023 году на территориях России, Казахстана и Китая. По масштабности и влиянию на развитие континента его можно сравнить со строительством Суэцкого канала, Транссибирской магистрали и тоннеля под Ла-Маншем.

Сама идея единой скоростной автомобильной магистрали, которая свяжет страны Европы с Китаем, родилась еще в середине 2000-х. Связано это было со стремительным увеличением объемов торговли между ЕС и КНР, оборот которой в 2014 году достиг €467 млрд. По данным Европейской конференции министров транспорта, за 20 лет торговля между европейскими и азиатскими странами выросла в шесть раз.

Сегодня львиная доля грузоперевозок между Китаем и Европой осуществляется по морскому пути через Суэцкий канал. Протяженность такого маршрута составляет примерно 24 тыс. км, доставка груза занимает от 40 до 50 суток. Новая автомагистраль будет обеспечивать высокий уровень безопасности и позволит сократить время в пути как минимум до десяти суток. Уже сегодня основную часть грузопотоков между Китаем и странами ЕС составляют товары с высокой добавленной стоимостью, объективно тяготеющие к перевозкам автомобильным транспортом.

Меморандум о сотрудничестве, предполагающий развитие данного коридора, президенты России и Казахстана подписали еще в 2008 году. Позже Китай изложил глобальные планы по возрождению экономического пояса Великого шелкового пути, который должен включить не только транспортные сети, но и объекты энергетической и промышленной инфраструктуры. В мае 2015 года президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали заявление о сотрудничестве двух стран в рамках проекта экономического пояса. Китайские власти уже готовы вложить в его развитие более $40 млрд, для этого создан специальный Фонд развития Шелкового пути (Silk Road Fund Co Ltd), инвесторами которого выступают Экспортно-импортный банк Китая, Банк развития Китая и Суверенный фонд благосостояния Китая. Предполагается, что китайские инвесторы, заинтересованные в продвижении этого проекта, профинансируют строительство МТК на российских участках. Председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах в рамках визита в Пекине в сентябре провел рабочие встречи с крупнейшими финансовыми и строительными компаниями - China Communication Construction Corporation, CECC, «Шандуньские дороги», Фонд развития Шелкового пути, Банк развития Китая, где обсудили будущее проекта.

3 сентября 2015 года подписан меморандум между госкомпанией «Автодор» и Банком развития Китая.

Маршрут новой трассы

Некоторые участки МТК ЕЗК уже созданы, другие находятся в стадии реализации. Его российская часть (протяженность более 2,3 тыс. км) состоит из нескольких участков, каждый из которых является отдельным важным инфраструктурным проектом.

Первый участок - от Санкт-Петербурга до Москвы - можно будет преодолеть по платной дороге М-11. Стоимость строительства всей трассы оценивается в 373 млрд. руб. Две из семи ее секций уже построены и функционируют: головной участок на выходе из Москвы через аэропорт Шереметьево до Солнечногорска (концессионер Северо-Западная концессионная компания) и обход Вышнего Волочка (строила компания «Мостотрест»). Эффект уже почувствовали все водители: разгрузилась старая «Ленинградка» М-10, город Вышний Волочёк перестал задыхаться от фур, грузоперевозчикам стало удобнее доставлять товары. Остальные участки М-11 уже разыграны на конкурсах, сейчас ведется их строительство.




Строительство трассы М11 «Москва-Петербург»

Строительство трассы М11 «Москва-Петербург»

Строительство трассы М11 «Москва-Петербург»

Далее, не доезжая до Москвы 30 км, с М-11 надо будет свернуть на Центральную кольцевую автомобильную дорогу (ЦКАД) - трассу, которая станет мощным стимулом для развития столичного региона. Строительство двух участков (1-го и 5-го) ЦКАД уже ведется, остальные в октябре разыграют на концессионных конкурсах. Таким образом, северная часть МТК ЕЗК будет введена в строй в ближайшие три года.

Те, кто продолжает свой путь в сторону китайской границы, проедут по ЦКАД примерно 100 км и свернут в сторону Казани на новую скоростную трассу, которая должна пройти между существующими федеральными дорогами М-7 «Волга» и М-5 «Урал» через Гусь-Хрустальный, Муром, Ардатов, южнее Нижнего Новгорода (рабочее название - трасса «Евразия»). Строительство этой новой автомагистрали обойдется в сумму около 400 млрд руб., что существенно ниже варианта реконструкции существующих М-7 и М-5. Помимо этого большинство экспертов единодушны во мнении, что задачу развития транспортного коридора между Европой и Китаем эффективно можно реализовать только лишь путем строительства новой современной магистрали, обеспечивающей скоростной режим движения и отвечающей всем современным требованиям и стандартам. В свое время именно такой подход был положен в основу решения о строительстве новой скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург.

Создание трассы по новому направлению обеспечит увеличение плотности федеральной дорожной сети и даст колоссальный толчок развитию как минимум восьми российским регионам, по территории которых пройдет этот участок коридора: Московская, Владимирская, Нижегородская, Чувашская Республика, Республика Мордовия, Ульяновская, Самарская область, Республика Татарстан. Речь идет о формировании по сути нового пояса инвестиционной активности, в рамках которого появится большое количество промышленных, логистических, рекреационных объектов и будут созданы новые рабочие места.

Уже сейчас к проекту проявляется огромный интерес со стороны инвесторов, в первую очередь китайских компаний, которые подтверждают свою готовность вложить в него до трети от общего объема инвестиций (около 150 млрд руб.). Об этом шла речь в рамках переговоров, которые провел в Пекине с крупнейшими финансовыми и строительными компаниями Китая председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах.

  1. 1. М11 (669 км) запуск в 2018 году
  2. 2. Участок ЦКАД (105 км), запуск в 2018 году
  3. 3. Дублеры М7 и М5 «Евразия» (800 км), запуск в 2024 году
  4. 4. Участки в Татарстане, Башкирии (1000 км), запуск в 2016-2018 гг
  5. 5. Участок от границы РФ до Актобе, (102 км)
  6. 6. Участок трассы Актобе-Иргиз (273 км)
  7. 7. Участок трассы Алматы-Бишкек (205 км)

Далее магистраль пойдет по территории Татарстана: в данный момент там уже строится 297-километровая автодорога Шали-Бавлы (участок протяженностью около 40 км уже функционирует). Эта трасса также включает в себя новый 14-километровый мост через реку Кама, крайне необходимый для развития региона. Кроме того, участок соединит между собой существующие федеральные магистрали М-7 и М-5, повысив, таким образом, их связность.

В Республике Башкортостан 282-километровый участок МТК начнется от поселка Бавлы пройдет до города Кумертау: здесь уже разрабатываются проекты (в частности, моста через реку Ик). Стоимость проекта оценивается в 156 млрд руб. В Оренбургской области 172-километровый отрезок трассы пройдет в обход Оренбурга, Саракташа и до границ с Казахстаном. Его сейчас проектируют, размер необходимых инвестиций оценивается в 84 млрд руб.

Таким образом, весь российский участок МТК от Санкт-Петербурга до границ с Казахстаном должен быть готов к 2023 году, отдельные его участки запустят уже к 2018 году. Кроме того, до 2020 года будет проведена реконструкция автодороги М-1 «Беларусь», которая должна обеспечить прямой выход грузов, перевозимых по коридору, в Республику Беларусь и страны Западной Европы. В зоне тяготения формируемого коридора проживает почти треть населения и производится более 40% ВВП Российской Федерации.

Что происходит на территории других стран

На территории Казахстана участки МТК ЕЗК уже формируются. Здесь становится очевидным преимущество Таможенного союза: пересекающим границу грузовикам стоять в очередях не нужно. На территории Казахстана трасса пройдет через всю страну с севера на юг до крупного промышленного центра Шымкет и далее на восток вдоль южной границы до КНР. Общая протяженность дороги составит 2,7 тыс. км. Коридор пройдет по территории пяти областей - Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алма-Атинской. В результате транзитный транспорт из Казахстана сможет выходить не только в Россию и Китай, но и в страны Южной Азии через Узбекистан и Киргизию.

На участках между городом Актобе и селом Игриз (273 км), а также между Алма-Атой и Бишкеком (205 км) трасса уже построена. Под гарантии правительства Казахстана в проект вовлечены более $5 млрд, выделяемых Международным и Европейским банками реконструкции и развития, Азиатским банком развития и другими инвесторами. К примеру, 25 млрд тенге (более $100 млн) выделено на 102-километровый участок от границы России через город Мартук в город Актобе (работы начались в июле 2015 года). 215-километровый отрезок от города Карабутак до границ с Кызылординской областью построят за 21,5 млрд тенге ($89 млн).

На территории Китая дорога уже практически построена: от границ с Казахстаном она проходит через города Урумчи, Ланьчжоу, Чжэнчжоу и приходит в порт Ляньюньган на восточном побережье КНР: общая протяженность трассы составляет 3,4 тыс. км.

Карта маршрута ралли «Шелковый путь»

Путь, который способен пройти не каждый.

Россия

После грандиозного старта на Красной площади участники отправятся по живописным извилистым трассам и будут мчаться по бескрайним российским полям, где порой за высокой травой только лучшие штурманы в мире смогут разглядеть верное направление. В седьмое издание гонки войдут новейшие и еще никому незнакомые трассы Европейской части России, которые понравятся как поклонникам классического ралли, так и фанатам скоростных спецучастков на открытых просторах.

Длина этапа: 726,95 км

Длина спецучастка: 61,43 км

Этап 1. Путь к Нижнему Новгороду

Первый спецучасток гонки – 61-километровый отрезок между Москвой и Чебоксарами. В первый же день техничная трасса бросит экипажам настоящий вызов: этап будет требовательным к точным настройкам автомобиля, а также к работе штурманов, которым предстоит найти верные направления.

Длина этапа: 785,63 км

Длина спецучастка: 157,00 км

Этап 2. Великие трассы Казани

На втором этапе гонщики продемонстрируют выдающиеся навыки пилотажа – между Чебоксарами и Уфой им предстоит преодолеть 157 километров узких и очень техничных трасс. Скоростные отрезки будут перемежаться менее быстрыми секциями, но в первую очередь экипажам придется сосредоточиться на сохранности машины – здесь очень опасны срезки поворотов, а во многих местах в траве скрыты ямы и кочки.

Длина этапа: 876,39 км

Длина спецучастка: 329,25 км

Этап 3. Река Тобол

Заключительный спецучасток на территории России спортсмены пройдут в ходе третьего этапа ралли, представляющего собой скоростные трассы с частыми сменами направления. Быстрые и техничные секции среди кустарника и растительности не дадут пилотам заскучать, в то время как штурманам предстоит сосредоточиться на работе с «дорожной книгой».

Казахстан

Казахстан – связующий мост между Европой и Азией, простирающийся от дельты Волги до гор Тянь-Шаня – уже в третий раз станет частью маршрута ралли «Шёлковый путь». Потрясающие воображение пейзажи озёр и каньонов наряду с горными плато и впадинами стали главной особенностью этих трасс, которые вновь бросят вызов гонщикам, их навыкам пилотажа и умению адаптироваться к меняющемуся дорожному покрытию. Это будет настоящее испытание на выносливость в условиях начинающихся перепадов высот и нарастающей жары.

Длина этапа: 908,80 км

Длина спецучастка: 373,22 км

Этап 4. По пути к Акмоле

Первый на дистанции этап с двумя спецучастками, разделёнными зоной нейтрализации. В первой части собрана целая россыпь скоростных грунтовых трасс, в то время как вторая секция представляет собой спецучасток по бескрайним степям Казахстана, которые приведут участников на бивуак в столице страны Астане.

Длина этапа: 849,54 км

Длина спецучастка: 484,47 км

Этап 5. По направлению к Семипалатинску

Пятый этап гонки станет настоящим экзаменом для штурманов – почти 400 километров спецучастка по огромным степям среди потрясающих пейзажей Казахстана, где лишь самые внимательные и аккуратные смогут обнаружить верное направление и сохранить позицию в верхней части турнирной таблицы.

Длина этапа: 597,13 км

Длина спецучастка: 387,86 км

Этап 6. Вдоль Турксиба

Спецучасток шестого этапа начнётся с частых смен направления, после чего экипажи ждёт серия быстрых и коварных отрезков – здесь участников ждут многочисленные ловушки, и чтобы их избежать, штурманам необходимо внимательно следить за «дорожной книгой».

Длина этапа: 412,90 км

Длина спецучастка: 106,60 км

Этап 7. В поисках чёрного золота

106-километровый спецучасток седьмого этапа принесёт гонщикам истинное удовольствие. Трассы проходят на фоне удивительных пейзажей холмистой местности, покрытой самой разнообразной растительностью, а финиширует зачётная секция у самой границы с Китаем.

Китай

Через хребты Тянь-Шаня караван ралли «Шёлковый путь» отправится на территорию Китая, где жаркая спортивная схватка в пустыне Гоби вновь станет кульминацией марафона. В Китае спортсменам откроются самые потаённые места древнейшей цивилизации и неизведанные ранее места. Гигантские дюны и грандиозные песчаные массивы в условиях экстремальных температур, постоянные смены направления и подстерегающие экипажи ловушки гарантируют, что путешествие до Сианя станет незабываемым приключением и безжалостным испытанием силы и духа.

Длина этапа: 436,34 км

Длина спецучастка: 250,37 км

Этап 8. По следам Уйгуров Синьцзяна

Трассы восьмого этапа раскинутся в сложной местности, с юга окружённой горами, а с севера – многочисленными буровыми скважинами. Поначалу гонщиков ждут скоростные участки, которые с каждым километром будут становиться всё сложнее и коварнее. Основная работа сведется к пилотированию, но к финишу потребуется сосредоточенная работа штурмана.

Длина этапа: 813,89 км

Длина спецучастка: 421,00 км

Этап 9. В сторону Ичжоу

Первые большие дюны на маршруте – ещё более протяжённые, чем в 2016 году. Множество смен направления на фоне впечатляющих пейзажей не дадут штурманам заскучать, а многочисленные путевые точки немного облегчат экипажам навигацию. К финишу характер спецучастка будет становиться всё быстрее и быстрее.

Длина этапа: 517,53 км

Длина спецучастка: 360,28 км

Этап 10. Святилища Могао

Быстрый на первых километрах спецучасток между высохших русел рек будет становиться всё сложнее и техничнее. Множество смен направления бросят настоящий вызов штурманам, но к концу скоростного отрезка трасса будет хорошо просматриваться.

Длина этапа: 783,84 км

Длина спецучастка: 488,65 км

Этап 11. Стоянка в пустыне

По ходу одиннадцатого этапа экипажам во второй раз предстоит преодолеть два спецучастка. В первой секции пилотам необходимо пройти мягкие дюны, за которыми последуют скоростные трассы вдоль гор Циляньшаня и сложная навигация. Второй отрезок проведёт участников между каньонами по широким песчаным трассам прямо до финиша этапа.

Длина этапа: 483,79 км

Длина спецучастка: 254,75 км

Этап 12. Долгое путешествие

За счёт многочисленных гигантских дюн двенадцатый этап гонки станет одним из самых трудных на маршруте. Скоростные отрезки и различные типы покрытия бросят непростой вызов пилотам, но ключевую роль вновь сыграет навигация.

Длина этапа: 690,31 км

Длина спецучастка: 318,66 км

Этап 13. Великие соборы дюн

Заключительный сдвоенный спецучасток гонки. Невероятная коллекция самых красивых дюн пустыни Гоби, где состязанием насладятся не только спортсмены, но и фото- и видеооператоры, составит первую зачётную секцию. Вторая часть включит в себя множество задач на навигацию и несколько техничных отрезков с дюнами.

Длина этапа: 716,56 км

Длина спецучастка: 100,67 км

Этап 14. Столица тринадцати династий

Двухнедельный марафон завершится решающим спецучастком длиной 100 километров. Песочные трассы и серия небольших дюн обещают напряжённое сражение, в котором невозможно угадать победителя до последних метров дистанции. Финиш в столице тринадцати династий императоров Китая, отправной точке Великого Шёлкового пути, станет достойной наградой каждому, кто смог преодолеть свыше 9 500 километров марафона.

Фото и текст: Silk Way Rally

Последние два десятилетия бурного экономического подъема в Китае превратили его в супердержаву. С приходом к власти нового руководства во главе с Си Цзиньпином КНР перестал скрывать свои внешнеполитические амбиции. Проект по созданию Нового Шелкового пути - это логичное продолжение политики Китая за последние годы. Первые шаги для воплощения мечты уже предприняты: выделены финансовые ресурсы, выработаны договоренности с ключевыми странами. План имеет и нескольких противников из числа крупных мировых держав. Осуществив проект, КНР решит не только ряд внутренних проблем, но и глобально повлияет на экономическую картину мира. Как пройдет Новый Шелковый путь?

Грандиозный план

Не так давно министр иностранных дел Ван И определил концепцию для внешней политики Китая «Один пояс - одна мечта», согласно которой планируется строительство Нового Шелкового пути из Азии в Европу. В начале 2014 года глава Китая Си Цзиньпин представил план по созданию Шелкового пути. В рамках проекта планируется сформировать гигантский единый экономический пояс, состоящий из инфраструктурных объектов во многих странах. Новый Шелковый Путь пройдет по Центральной Азии, России, Белоруссии, Европе. Морской маршрут проследует по Персидскому заливу, Средиземному морю и Индийскому океану. Рассматривается вариант с маршрутами по африканским странам.

КНР собирается инвестировать в проект более 40 млрд долларов из специального фонда. 50 млрд долларов уже выделено Азиатским банком. Средства будут направлены на строительство железных дорог, портов и других объектов, на развитие отношений между странами-участницами проекта. Ресурс Wantchinatimes оценил суммарные вложения КНР в 22 трлн долларов.

Попытки реанимировать Шелковый путь уже предпринимались Европой и США. Китай обратился к этой идее в последнюю очередь, но намного больше сделал для ее реализации. Благодаря внушительным финансовым возможностям и «мягкой экономической агрессии» удастся сформировать безопасный транзит, который будет использоваться многими государствами. Сегодня Китай активно обсуждает инфраструктурные строительные проекты со странами-участницами. Более конкретная схема нового Шелкового пути и итоги продолжительных переговоров станут известны в последних числах марта на форуме Боао (южно-китайская провинция Хайнань).

Концепция Шелкового пути

Сегодня Китай поставляет на мировой рынок электротехническую и высокотехнологичную продукцию. По протяженности (16 тысяч км) страна занимает первое место в мире. Древний Шелковый путь являлся исключительно китайским транспортным коридором. Сегодня КНР заявляет о создании международной экономической площадки.

Инициатива по объединению «Экономического пояса» и «Морского Шелкового пути XXI века» осуществляется в рамках программы «Один пояс - один путь». Концепция Нового Шелкового пути состоит в реализации плана с помощью пяти взаимосвязанных элементов:

  • единая инфраструктура;
  • политическая согласованность;
  • валютно-финансовые потоки;
  • торговые связи;
  • гуманитарное общение.

На этой базе и продвигается полномасштабное сотрудничество, укрепляющее взаимодоверие между странами, развивающее экономическую интеграцию и культурную толерантность. Реализация проекта в целом планировалась по трем маршрутам:

  • "Китай - Центральная Азия - Россия - Европа".
  • "Китай - Центральная и Западная Азия".
  • "Китай - Юго-Восточная Азия - Южная Азия".

Новый Шелковый путь. Маршрут

Масштабы проекта внушительны не только в плане инвестиций, но и сточки зрения географии. Весь «путь» делится на два маршрута (по суше и по морю). Сухопутный начинается в Сиане (провинция Шэньси), проходя через весь Китай, следует до г. Урумчи, пересекает такие как Иран, Ирак, Сирия, Турция. Далее через Босфорский пролив следует в Восточную Европу, в Россию. Новый Шелковый путь, маршрут которого пройдет по территории нескольких европейских стран, проследует от Роттердама до Италии.

Не менее грандиозный морской путь начинается в городе Цюаньчжоу (провинция Фузцянь), следует через крупные южнокитайские города, через Малаккский пролив, заходя в Куала-Лумпур. Пересекая Индийский океан, останавливается в Коломбо (Шри-Ланка), на Мальдивах, доходит до Найроби (Кения). Далее маршрут проходит по Красному морю через Джибути, через Суэцкий канал следует до Афин (Греция), в Венецию (Италия) и смыкается с наземным Шелковым путем.

Экономические задачи «пути»

Являясь крупнейшим экспортером, Китай во многом влияет на мировую экономику. Согласно прогнозам, в рамках Шелкового пути ожидается 21 трлн долларов товарооборота в год, что может увеличить долю КНР в мировом ВВП до 50 %.

Предполагается, что Новый Шелковый путь, строительство которого уже идет полным ходом, перенаправит потоки экспорта товаров и капиталов в регионы, остающиеся до недавнего времени за бортом международной торговли. В последние десятилетия КНР активно сотрудничает с азиатскими странами. Инвестиции, выделенные китайскими государственными компаниями, являются для многих развивающихся стран едва ли не единственной возможностью сохранить независимость среди великих держав.

С экономической точки зрения, выгодность проекта для Китая заключается в уменьшении затрат на логистику. Для стран-участниц Шелкового пути - в привлечении дополнительных средств. Примером такого сотрудничества на основе инвестиций КНР является проект iHavan на Мальдивских островах (в будущем это одна из важных точек на карте морского Шелкового пути).

Региональные задачи

Присутствие Китая в Центральной Азии и Африке не носит сугубо экономического характера. На региональном уровне для КНР приоритетной задачей остается политическая и экономическая стабильность приграничных регионов: Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии. Главным барьером для распространения китайского экономического явления стал фактор «китайской угрозы». Свести угрозу на «нет» планируется с помощью стратегии «мягкой силы», усиления культурного влияния КНР. Число студентов азиатского региона, учащихся в вузах КНР, отражает степень проникновения

Энергобезопасность Поднебесной во многом зависит от её контроля над морским и наземным Шелковым путем. Являясь крупнейшим в мире импортером энергоресурсов, КНР на 100 % зависит от морских поставок. Над державой постоянно висит угроза «нефтяного эмбарго». Данную тактику США применяли против Японии перед войной.

Новый Шелковый путь объединит множество стран, в том числе и оппонентов США (Россию, Пакистан, Иран). Государства-участники пути могут стать весомой политической силой. Немаловажной задачей, связанной с созданием Шелкового пути, становится защита китайских инвестиций. Через торговые пункты, подконтрольные КНР, возможна реализация не только коммерческих, но и антитеррористических целей. Время от времени в СМИ появляется информация о по созданию китайской сети военных баз «Жемчужная нить» в Индийском океане.

Влияние проекта на внутреннюю политику КНР

Крупные международные проекты становятся первостепенной задачей и во внутренней политике Китая. Новый Шелковый путь будет способствовать разрешению нескольких внутренних задач.

  1. Прокитайский экономический пояс является прибыльным инвестиционным проектом с высокой окупаемостью и долгосрочной выгодностью.
  2. Проходя по Западному Китаю, пояс будет способствовать решению проблем неравномерного развития страны, культурной и экономической интеграции западных регионов.
  3. Строительство объектов инфраструктуры - это источник новых рабочих мест для государственных компаний КНР, которые располагают солидными человеческими ресурсами.

Центральная Азия и Россия

Территории России и Центральной Азии, объединяющие в себе Запад и Восток, являются значимыми для Китая транзитными артериями. Сегодня КНР - это мировая фабрика. Идею по использованию Центральной Азии в интересах экономики они рассматривали еще со времен распада Советского Союза. Тогда же и началась планомерная работа в данном направлении: Шанхайская организация сотрудничества, поднятие вопроса об экономическом сотрудничестве. Важно было не только выровнять внутреннюю экономическую ситуацию, но и подготовить коридор в Европу через Центральную Азию и Россию.

Не так важно, где пройдет Новый Шелковый путь: в любом случае он станет масштабной «перетряской» инфраструктуры Центральной Азии и значительно расширит грузопотоки из Китая. Успешность тактики объединения и стабильности, единственно возможной на Шелковом пути, была доказана исторически. Перевороты, войны между народами привели его к закату, а мореплавание - к невостребованности. Последующие попытки возобновить маршрут без объединения на уровне регионов ни к чему не привели.

Центральная Азия всегда была сферой интересов России. Сближение Китая и Российской Федерации - довольно сложный вопрос. Пока непонятно, как Шелковый путь повлияет на Таможенный союз и ШОС. Многое зависит и от позиции Казахстана, регионального центра

Роль России в проекте

На древнем Шелковом пути Китай являлся единственным экспортером. Современный путь от своего предшественника отличается именно стремлением к интеграции. На переговорах в Москве Китай впервые предложил России использовать инфраструктуру экономического коридора для торговых целей. Россия, видимо, получит доступ в порты на Новом Шелковом пути и примет участие в транзите товаров. Разумеется, таким образом КНР решает одну из важных задач - дать толчок для развития и включения в международную экономику западных территорий.

Россия на Новом Шелковом пути пока выступает только соучастником, поставщиком сырья, транзитером. Для развития в рамках «пути» необходима целостная стратегия. Правительственных, корпоративных планов отдельных компаний для этого не достаточно, требуется единый Благодаря Китаю у нас сформировался позитивный образ данного проекта, но реально позитивных моментов для России не много.

После распада СССР мы ушли из Центральной Азии и решали внутренние проблемы. Китай в целях интеграции создал Шанхайскую организацию сотрудничества. Небольшие государства боялись КНР, поэтому на повестке дня было обеспечение безопасности. КНР поднимала экономические вопросы, касающиеся свободной торговли, открытия границ. ШОС был бы монополистом в регионе, если бы не образование Евразийского экономического союза, которое показало, что Россия имеет волю и стратегические планы в отношении Центральной Азии. Сегодня ШОС и ЕАЭС являются единственными проектами в Центральной Азии, причем у второго больше перспектив для развития, поэтому Китай идет на переговоры.

Си Цзиньпин озвучил несколько предложений по объединению будущего экономического пояса и ЕАЭС. Идея была поддержана В. Путиным. Президент высказал мнение, что оба проекта в совокупности станут мощным импульсом для хозяйственной активности на территории Евразии. Объединяться проекты будут на базе ШОС, что также выдвигает Китай на позиции лидера.

Перспективы проекта в России

Проект Нового Шелкового пути будет способствовать увеличению торговых оборотов и развитию собственной как сухопутной, так и морской транспортной сети России. Для этого необходимо создавать сопряженную инфраструктуру. Сегодня правительство РФ экономит бюджет, в том числе урезает средства, выделяемые на строительство.

Подключение России к маршруту в целом зависит от степени развитости отечественной инфраструктуры железных дорог. Планировалось, что Новый Шелковый путь через Россию пойдет по Среднему, Южному Уралу и северным региональным территориям, где идет стройка Северного широтного хода. Рассматривается возможность продления магистрали через линию «Полуночное - Обская» до Казахстана и Китая. Северный Урал можно было бы интегрировать в «путь» по морю или по суше, но лишь выполнив условия по модернизации ж/д сети.

Соколовым был поднят вопрос о модернизации БАМа и Транссиба, что позволило бы создать скоростную ж/д магистраль «Москва - Пекин», но денег не ожидается. В 2015 году, согласно плану, финансирование БАМа и Транссиба должно было составить не менее 21 млрд руб., фактически же выделено 16 млрд.

Один из вариантов включения России в Новый Шелковый путь отвергнут вместе с прекращением проекта по строительству крымского порта. Крым мог стать стратегической торговой базой и новой точкой захода торгового маршрута в Европу. Шелковый путь по суше в любом случае пойдет через одну из европейских стран, где легко спровоцировать смену власти и заблокировать транзит. Например, остановка Южного потока в Болгарии. Наличие торговой базы в Крыму позволит перенаправить движение товаров через любую из стран.

Новый Шелковый путь в обход России

Украина заявила о своем намерении принять участие в проекте «Шелковый путь» в качестве промежуточного звена для грузопотока из Китая в Европу. По мнению Михаила Саакашвили, торговые потоки выгоднее направлять в морской порт Ильичевск, так как логистика через него составит не более 9 дней, а через Россию - 30 дней. Саакашвили подчеркнул, что уже ведется работа по строительству дорог в ЕС, через Днестровский лиман возводится большой мост.

Китай уже основательно продвинулся в реализации базового варианта пути: Казахстан - Азербайджан - Грузия - Турция. Из Китая в обход территории России вышел тестовый контейнерный поезд Nomadexpress, прошедший 3500 км за пять суток - через Казахстан, Каспийское море до станции Кишлы (недалеко от Баку). Вторая трасса Нового Шелкового пути пройдет через Иран, третья (по территории России до Москвы и Санкт-Петербурга) еще обсуждается. Последний маршрут более выгоден: он короче, чем другие два. Кроме того, Россия, Белоруссия и Казахстан входят в ЕАЭС. Вопрос об участии РФ в проекте решался долго, декларация о согласии была подписана в мае 2015 года.

Вариант с «незалежной» КНР считает вполне приемлемым. Китайский посол заявил о том, что банки КНР готовы вложить 20 млрд долларов в инфраструктуру Украины. Не значит ли это, что появится Новый Шелковый путь в обход территории РФ? Поживем - увидим. Вполне очевидно, что Китай рассматривает сразу несколько вариантов маршрута, как в древности.

Направление «Казахстан - РФ - Белоруссия» для Китая наиболее выгодно, но Россия не присоединилась к концепции «Нового Шелкового пути» и отстаивает собственные интересы, связанные в ЕАЭС. Украина действительно удобна для организации перевозок, но не годится для крупных вложений ввиду ее нестабильности. Игра КНР с «незалежной» усиливает китайскую позицию в переговорах с РФ. Разумеется, маршрут «Казань - Москва - Петербург…» на Шелковом пути еще будет обсуждаться.

Честь и хвала древним купцам - первопроходцам. Кто-то пускался в путь, что бы обогатиться, а кого-то звало в дорогу любопытство и жажда познаний. Слухи о легендарных богатствах далеких стран, разлетающиеся с необыкновенной скоростью, толкали смелых в дорогу. На протяжении столетий складывались торговые пути, сначала в отдельных регионах, а затем и на более обширных территориях. Так в мировой круговорот торговли были втянуты все страны и континенты.
Великий Шелковый Путь - дорога, которую знают все, из века в век она связывала Запад и Восток, обогащая культуры разных стран, привнося не только товары, но и новые знания, философии и даже религии.

Изначально эта дорога имела много названий. «Лазуритовый Путь », «Бирюзовый Путь », «Нефритовый Путь » и даже стеклянный. Названия говорят сами за себя, о значимости товаров в разных странах. Конечно, ведь это аксиома торговли, везут именно то, что можно дорого продать и что имеет небольшой вес. А драгоценные камни всегда имели большую цену у народов всех стран. Лазурит из Бадахшана , сердолик из Бактрии и Согдианы , Хорезм ская бирюза черезвычайно ценились в древнем Востоке . Нефрит из Хотана и Яркенда (Средняя Азия ) был в огромном спросе при дворе китайского императора. Стеклянные изделия, центром производства которых было Восточное Средиземноморье , востребованны во всем мире.

Но, главным торговым эквивалентом, давшим название магистрали стал шелк . Долгое время китайские мастера держали в секрете способ его изготовления. Но, по известной легенде, некий монах открыл миру секрет изготовления этого чуда, вывезя кокон в своем посохе. Хотя существует и другая версия, по которой китайская принцесса, выйдя замуж, увезла драгоценный дар, в своей высокой прическе. Слава китайского шелка очень быстро распространилась по миру вплоть до Пиренейского полуострова на Западе Европы . Караваны , везущие драгоценный груз потянулись из далекой Азии . Сколько костров зажигалось в ночи, сколько собак лаяли в след караванам. Для охраны торговцев даже создавались специальные отряды воинов и строились укрепленные караван-сараи .

Дорога Восток - Запад , под названием «Шелковый Путь » имела несколько направлений и ответвлений. Но на грани старой и новой эр основными магистралями стали южная и северная дороги. Северная дорога проходила вдоль южной части Тянь-Шань ского хребта по реке Тарим . Затем поворачивала в Ферганскую долину , среднеазиатское междуречье , далее низовья Волги и Северное Причерноморье до греческих колоний . На пути караванов возникали и расцветали торгово-ремесленные поселения, караван-сараи , богатые города: Мерв в Туркмении , Бухара , Самарканд , Ургенч , Хива - в Узбекистан е , Отрар , Туркестан , Тараз , Испеджаб - в Казахстан е , Джуль , Суяб , Новокент , Баласагун , Борскоон , Таш-Рабат , Ош , Узген - в Киргизии . Южная дорога являлась главной магистралью и вела в Дацинь через Памир , Балх , Мерв , Гекатомпил и Хамадан . Затем она разделялась на две ветки, которые уходили в Сирию и Армению .

На протяжении веков, Великий Шелковый Путь неоднократно претерпевал изменения.

Путешествие по нему было трудным, опасным и очень длительным. Например, караван шедший из Пекина к Каспию преодолевал путь от 250-и дней до года. Но путешествие стоило того. С древних времен дороги Шелкового Пути были не только проводниками торговой стези, но и носителями культуры. С караванами часто шли поэты, ученые, философы, паломники. Благодаря им мир познакомился с христианством, буддизмом и исламом, узнал о производстве пороха, шелка и бумаги, смог оценить музыку, танцы и изобразительное искусство разных народов.

В XI-XIII веках товарооборот был прерван. И возобновился только при монголах ровно на три столетия, но после появления морских путей, а также политической нестабильности в Центральной Азии вовсе исчез.

Великого Шелкового Пути больше нет, но памятником людям, проложившим эту уникальную дорогу, связавшую Восток и Запад , являются древние города Узбекистан а : Самарканд , Бухара , Хива , Шахрисабз , Термез с их архитектурным и историческим наследием, олицетворяющим многовековую великую культуру.

Легендарная торговая магистраль, перекресток цивилизаций, связующая нить между Западом и Востоком - Великий шелковый путь . Его история началась больше 2000 лет назад, а маршрут никогда не был одним и тем же. Рождались и умирали государства, менялась власть, вспыхивали конфликты, и купцам приходилось искать новые безопасные дороги.

Так, в VIII–X веках из-за политической нестабильности на юге караваны с товарами пошли по северному побережью Каспийского моря - через города Причерноморья, Северный Кавказ, низовья Дона и Волги. Это сыграло большую роль в формировании древнерусского государства - развитие торговли способствовало росту крупных городов. Рассказываем о регионах современной России, по территории которых проходили маршруты Великого шелкового пути.

Крым, Севастополь

Древний торговый город Херсонес шумел на берегу Черного моря сотни лет назад. Украшения и оружие, мед и оливковое масло, кожи и меха - все это покупали и продавали на местных рынках. Сегодня древнегреческий полис - это музей под открытым небом на окраине Севастополя. Руины античного города свидетельствуют о том, что Херсонес был крупным политическим и экономическом центром Северного Причерноморья. Здесь сохранилась центральная площадь, заложенная еще в V веке до н. э., и единственный в России и СНГ античный амфитеатр, вмещавший 3000 зрителей.

Прочувствовать дух тех эпох, когда здесь проходил Великий шелковый путь, совсем не трудно: можно побродить вдоль мощных оборонительных стен и башен, прикоснуться к колоннам старинной базилики, увидеть огромные античные амфоры.

По преданию, в Херсонесе произошло и одно из важнейших событий русской истории - крещение князя Владимира. В память об этом в конце XIX века здесь воздвигли Владимирский собор, который действует по сей день.

Ростовская область

Еще одним крупным торговым центром Великого шелкового пути был античный город Танаис в устье Дона. Увидеть его руины можно у хутора Недвиговка, в крупнейшем археологическом музее-заповеднике России.

История Танаиса начинается еще до возникновения Шелкового пути - поселение основали в III веке до н. э. для расширения торговли с местными племенами. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной с оборонительными башнями, к ней примыкали жилые постройки, которые сохранились лучше всего. В музеях Танаиса хранится то, чем торговал древний город: посуда и оружие, орудия труда и украшения, одежда древних греков и римлян, скифов и сарматов. Окончательно погрузиться в прошлое можно на античной детской площадке - здесь предлагают поучаствовать в играх, придуманных тысячи лет назад.

Дагестан, Дербент

Один из важнейших пунктов Великого шелкового пути - Дербент, самый древний и самый южный город России. Он занимал стратегическое положение на трассе, связывающей Восточную Европу и Переднюю Азию, в узком проходе между Каспийским морем и Кавказскими горами. Проход перекрывает двойная Дербентская стена с башнями и воротами - все это сохранилось до наших дней. Чтобы проехать через эту местность, купцам приходилось платить пошлину, поэтому поселение и назвали Дербент - «узкие, закрытые врата».

Уже 1500 лет над городом возвышается крепость Нарын-кала, на территории которой можно увидеть термы, осадные резервуары для воды и церковь, высеченную в скале. Сердце старого Дербента - древнейшая в России Джума-мечеть, построенная в VIII веке и действующая до сих пор. А в старинной армянской церкви сегодня работает Музей ковра, где хранятся не только знаменитые дагестанские ковры, но и образцы других древних ремесел: серебряная посуда и украшения, оружие и миниатюрные глиняные игрушки.

Астраханская область

Из Дербента по берегу Каспийского моря караваны с товарами попадали на территорию, которую сейчас занимает Астраханская область. Здесь до сих пор находят артефакты времен Великого шелкового пути - например, монеты разных стран на горе Большое Богдо. Необычная возвышенность с таинственными пещерами, доминирующая над степью, и сейчас остается местом паломничества монголов и калмыков. Неподалеку раскинулось соленое озеро Баскунчак. Местную соль отправляли по Шелковому пути с VIII века, а баскунчакские лечебные глины не уступают грязям Мертвого моря.

Торговые пути проходили и через первую столицу Золотой Орды - Сарай-Бату. Древнее городище называют Приволжскими Помпеями: раскопки показали, что на берегу Ахтубы был огромный город с сетью оросительных каналов, дворцами и мечетями, водопроводом и центральным отоплением. В 5 км от раскопок снимался фильм «Орда», для которого воссоздали строения Сарай-Бату: дома, дворцы и караван-сараи. Съемки закончились, а декорации остались - здесь проводят экскурсии, рассказывают об истории Золотой Орды.

Но Великий шелковый путь - это не только торговля. По его дорогам вместе с купцами и их товарами распространялись всевозможные знания, в том числе кулинарные рецепты. В 2017 году в Астрахани состоялся международный фестиваль «Гастрономические традиции Великого шелкового пути». Здесь готовили блюда стран, которые соединяла торговая трасса, - казахский бешбармак, армянскую толму, греческое рагу. Русская кухня была представлена импровизацией на тему салата оливье.

Татарстан, Болгар

Один из коридоров Великого шелкового пути проходил по землям Волжской Булгарии. В IX веке это государство было важным экономическим центром со своим торговым и военным флотом - булгары проводили суда с товарами иноземных купцов вверх и вниз по Волге. В XIV столетии столица Волжской Булгарии стала одним из крупнейших городов Европы.

Сейчас на месте древнего Булгара стоит город Болгар, где сохранились памятники времен расцвета исчезнувшего государства: соборная мечеть, мавзолеи, минареты, руины бань, гончарных мастерских и ханского дворца. На территории городища действует несколько интересных музеев. В одном из них расскажут все о булгарской культуре. Здесь выставлены монеты, которыми расплачивались на Шелковом пути, оружие и ремесленные изделия. В интерактивном Музее хлеба все нужно делать своими руками: собирать колосья, молоть из них муку, месить тесто, печь хлеб. Музей письменности посвящен графике, которой пользовались тюркские народы, - от рун до кириллицы.

Алтайский край, Бийск

Миновав Поволжье, северные ответвления Великого шелкового пути через Южный Казахстан выходили на Алтай. В Бийском краеведческом музее хранятся находки, связанные с прохождением торговых путей по территории Алтайского края. Это янтарные украшения, монета Боспорского царства и барельеф с изображением Геракла. Местные кочевники торговали и с Китаем - об этом свидетельствуют шелковые ткани, найденные в пазырыкских курганах. На Алтае немало других археологических памятников: Царский курган, Денисова пещера и Карама - миллион лет назад здесь была стоянка древнего человека.

А в Бийске возрождают кулинарные традиции - с 2014 года здесь проводят соревнования по спортивному пельменингу на Кубок Великого шелкового пути. Организаторы турнира считают, что пельмени - единственное блюдо, которое объединяло народы, жившие вдоль торговых дорог. Участники соревнуются в лепке и поедании пельменей на скорость, оценивается и мастерство - в одной из номинаций победителем становится автор самого маленького шедевра из теста и мяса.

Переоценить значение древней торговой магистрали сложно - по ней распространялись идеи и знания, технологии и изобретения, культурные традиции и религиозные учения. Вот почему Великий шелковый путь был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а идея глобальной транспортной системы живет до сих пор. Концепция «Новый шелковый путь» предполагает создание сети автомобильных и железных дорог между Европой и Азией. Часть проекта уже реализована - запущены первые поезда из Китая в страны Западной Европы. Новый шелковый путь проходит через Россию.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!