Персонифицированная модель повышения квалификации педагогов. Персонифицированная система квалификации возможности и результаты - документ

Ганеева М.Р.

директор МОУ «Кировская гимназия

имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова»

г.Кировск, Ленинградская область

Персонифицированная система квалификации

возможности и результаты

Переход на новую – персонифицированную систему повышения квалификации 1 – это общая стратегия государственной политики в области образования. Ведь от уровня профессиональных компетенций руководителей и педагогов зависит результативность деятельности образовательного учреждения и качество получаемого учащимися образования. Поэтому вопрос повышения квалификации работников школы является таким актуальным.

В настоящее время система повышения квалификации (ПК) состоит из двух составляющих . Первая – это общепедагогическая . Без этого, по сути, не может быть персонификации. Персонифицированная – это значит адресная , ориентированная на конкретного учителя, его потребности и дефициты профессиональных компетентностей.

Второй момент . Она персонифицирована с точки зрения того технического задания , которое предполагает школа, т.е. в зависимости от программы развития школы, от особенностей тех проектов, которые в школе реализуются, и в которые включен учитель. Это вторая, очень важная часть. Это, действительно, персонификация и на уровне деятельности в школе каждого конкретного учителя, тех функций, которые он несет и как учитель-предметник, и как член педагогического коллектива.

Итак, персонификация – это реализация права раз в пять лет повысить свою квалификацию в той области, в которой осознаются дефициты. С другой стороны, это и ответственность перед работодателем за реализацию тех задач, которые руководитель образовательного учреждения ставит перед учителем. И ответственность за предоставление школе по результатам того продукта, который школа ждет от учителя.

При переходе на новый формат ПК апробируется и новый финансово-экономический механизм : определяется базовая услуга ПК и просчитывается ее стоимость. Например, базовая услуга ПК при переходе на ФГОС включает в себя – 72 часа в начальной школе и 144 часа – в старшей. Деньги выделяются в рамках средств субсидии на модернизацию. Они доводятся до школы, и дальнейшая персонификация этих денег происходит на основе имеющегося в каждой школе графика повышения квалификации.

Так, например, нашей школе выделено из средств по модернизации на повышение квалификации учителей начальной школы 50 тыс. рублей. А сейчас мы ставим задачу обучить учителей основной общеобразовательной школы, для того, чтобы перейти на ФГОС основного общего образования. И в этом смысле, конечно, требуются дополнительные деньги. Мы убеждены в том, что не может идти модернизация, если кадры не подготовлены. Не может учитель перейти на новый стандарт образования без повышения квалификации – иначе это будет имитация перехода на новый стандарт.

В связи с модернизацией системы ПК появилась и необходимость создания модели внутришкольного повышения квалификации по подготовке педагогического коллектива к апробации материалов ФГОС на основе системно-деятельностного подхода. И наша принципиальная позиция по данному вопросу – это открытость системы ПК. Заключается она в том, что мы приглашаем коллег из других школ, сотрудничаем с учреждениями образования Санкт-Петербурга, Ленинградской области.

Второй момент. Политика нашего управления образованием. Она заключается в том, чтобы постоянно обеспечивать образовательную миграцию , чтобы педагоги могли посмотреть, как и что осуществляется в других школах.

Так, например, подтверждая статус региональной экспериментальной площадки по теме «Вариативное управление опережающим внедрением ФГОС, как фактор повышения качества образования» в 2011 – 2012 году были проведены мероприятия:

1. 6 выступлений на конференциях и семинарах, координационных советах муниципального уровня;

2. Сетевой обучающий семинар муниципального уровня «Образовательное пространство урока в соответствии с ФГОС НОО».

3. Проведены внутрикорпоративные обучающие семинары.

4. Даны пять открытых уроков коллегам из района.

5. В рамках внутришкольного повышения квалификации дан 21 открытый урок.

6. В сборнике по материалам международной научно – практической конференции «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности» Бибик Н.Ю. и Пономарева В.В. поделились своим опытом на тему «Способы формирования самооценки читательских умений у младших школьников».

7. Балабан Е.В. транслировала свой опыт «Роль внеурочной деятельности в формировании УУД» на межрегиональном координационном совете по введению ФГОС в системе образования Ленинградской области.

8. Бибик Н. Ю. выступала в ЛОИРО на тему «Презентация урока по Основам Светской Этики и его анализ».

9. Опубликованы на сайте гимназии методическое пособие «8 шагов для проектирования современного урока» и проморолик «На пути к профессионализму», в которых обобщен опыт работы педагогов гимназии по работе РИП в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации.

Представленный для экспертизы инновационный продукт прогимназии был рекомендован для использования в школах области.

Участники муниципальной опытно-экспериментальной площадки, организованной на базе старшей гимназии (рук. Якубовская Г.Ф.), Смирнова Н.В. и Солопова Г.В. в рамках районного семинара провели мастер – классы.

В результате обновления внутришкольной модели повышения квалификации наблюдается социальный эффект: такая деятельность позволяет качественно использовать имеющийся кадровый и материально технический ресурс, служит важным фактором для повышения мотивации педагогического коллектива в целом.

К основным результатам апробации новой системы ПК можно отнести следующее:

    организовано методическое сопровождение по вопросам проектирования уроков, соответствующих требованиям ФГОС;

    формируется внутришкольная система управления качеством образования на основе совершенствования механизмов управления качеством;

    организовано как внутришкольное, так и сетевое повышение квалификации административно-преподавательского состава на основе компетентностного подхода;

    повышение квалификации работников образования проводится на основе модерации.

ПК в межкурсовой период проводят педагоги (модераторы), которые хорошо овладели знанием сущности процессов, происходящих в школе, имеют хорошую теоретическую подготовку и опыт приложения теоретических знаний в практическую деятельность, способные обучать своих коллег. Согласитесь, что это хороший способ для организации «горизонтальной» карьеры учителя.

Как уже было сказано, мы участвовали в сетевом повышении квалификации административно-преподавательского состава. Нами были проведены 2 модераторских семинара муниципального уровня, задачами которых было, в том числе, повышение управленческой компетенции руководителей и педагогов образовательных учреждений. Каждый участник семинара в начальной школе смог получить сертификат, подтверждающий повышение квалификации по проблеме введения ФГОС НОО. Думаю, что выдача подобных сертификатов изменит и отношение работников образования к муниципальным семинарам.

Коллеги как-то посетовали, что у нас нет методического центра (какие есть в СПб). Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Каждое образовательное учреждение района чем-то интересно. Будь то учреждение дошкольного образования, школьного или дополнительного образования. Каждое на чем-то специализируется. Доказательством этого являются сетевые семинары, которые систематически проводятся в районе. Семинары проводят не теоретики, а практики – воспитатели, учителя, педагоги дополнительного образования, люди, которые обучают своих коллег – т.е. выступают в роли методистов-модераторов. И на наш взгляд, в этом и заключается уникальность системы повышения квалификации района, которая выстроена на основе авторских, модерационных сетевых семинаров. Дело за закреплением юридического права использовать семинары для организации обучения педагогов.

Да, повышение квалификации педагогов, безусловно, должно быть региональным. И в то же время децентрализованным – максимально приближенным к школе. Такое разделение способствует реализации потребностей образовательного учреждения в развитии и повышении квалификации педагогов, в обеспечении большему количеству педагогов участия в мероприятиях по повышению квалификации как можно ближе к месту их работы и проживания. Кроме, того сложившаяся система ПК сокращает дополнительные расходы, способствует более экономному использованию ресурсов, а создание сети опорных образовательных пунктов на местах, их специализация позволяет, как мы видим, достигать оптимальных результатов.

1Персонифицированная модель повышения квалификации обеспечивает возможность выбора обучающимися работниками образования индивидуальных образовательных программ, финансирование которых осуществляется из средств бюджета субъекта РФ (Проект Положения о проведении эксперимента по персонифицированному финансированию системы повышения квалификации см. /files/materials/8443/11.04.27-povysh.kval.pdf).: ведение картотеки населения, ... распределению; трудоустройства, повышения квалификации , творческого и профессионального роста...

  • Мероприятий по реализации Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов"

    Документ

    ... "Система персонифицированного учета"); государственная информационная система " ... создание информационной системы . Результатом реализации мероприятий... квалификации рабочих, служащих, в том числе адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями ...

  • Структура образовательной программы 21 Раздел Планируемые результаты освоения образовательной программы общего образования 22

    Пояснительная записка

    ... результатов выполнения образовательной программы. Система оценивания результатов ... результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Предоставление и использование персонифицированной информации возможно ... квалификации педагогических...

  • Публичный доклад о результатах деятельности Управления образования Тайшетского района в 2012-2013 учебном году

    Документ

    Об основных результатах функционирования и развития системы образования Тайшетского... квалификации по работе с обучающимися с ограниченными возможностями ... в муниципальный персонифицированный банк данных и в школьные персонифицированные банки данных...

  • «Школу можно совершенствовать, только совершенствуя квалификацию учителя» Я.А. Коменский

    «Персонифицированная модель повышения квалификации и индивидуальный план профессионального развития учителя »

    Москва 2013


    АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ:

    • Повышение квалификации-

    это механизм развития профессиональной

    деятельности педагога, его педагогических компетентностей.



    Но самое главное – данная модель является импульсом для движения педагога, для его постоянного методического развития и самосовершенствования.

    Персонифицированная модель ПК соответствует динамическим изменениям, происходящим в обществе и в системе образования в целом, и ориентирована на социальные преобразования, достижения нового качества образования для повышения престижа школы, ее конкурентоспособности, а также для выполнения основных требований модернизации Российского образования до 2020 года.

    • «Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать».

    В.В.Путин


    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

    Главная цель :

    Формировать субъективную позицию педагогов в построении собственной образовательной траектории.

    Задачи :

    • Сделать повышение квалификации доступным и качественным;
    • Создать условия непрерывного повышения квалификации.

    ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТА Персонифицированная модель повышения квалификации.

    Профессиональная деятельность учителя

    Диагностика профессиональной деятельности

    Этап самообразования

    Курсы повышения квалификации

    (базовый уровень)

    Курсы повышения квалификации

    (проблемные и целевые)

    Промежуточные формы повышения квалификации

    Внутришкольное ПК

    Участие в пед. конкурсах

    Сетевое взаимодействие

    Выполнение индивидуальных творческих заданий

    РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА :

    Этапы реализации проекта

    Пакеты работ

    Реализация (запуск, апробация,

    Отдельные работы (задачи)

    введение)

    1Модуль – направлен на освоение программ базового уровня (для конкретного педагога)

    Требования к выполнению работ (результаты)

    1 этап- изучение потребностей педагогов в повышении квалификации в ОУ(ответственный администратор)

    Введена единая система диагностики, контроля и анализа состояния образования.

    Сроки выполнения

    2Модуль – малые формы повышения квалификации проблемного или целевого характера

    2 этап- построения возможных индивидуальных образовательных траекторий для каждого учителя (администратор + педагог)

    Созданы условия для организации повышения квалификации на основе сетевого взаимодействия.

    3 этап- выбор поставщика образовательной услуги, используя сформированную базу программ ПК (администратор)

    На время действия стандарта

    3Модуль – представлен самообразовательной деятельностью учителя

    4 этап – заключение договоров с поставщиками образовательных услуг

    Проводятся окружные методические объединения 3 раза в год.

    5 этап – организация образовательного процесса для педагогов.

    Организованы временные исследовательские коллективы учителей БСОШ и школ-спутников.

    4Модуль-Научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

    Организованы места для накопления достижений в портфолио.

    Конкурс «Учитель года»,2 конференции, различные конкурсы.

    Изучается и транслируется опыт учителей.


    План-график реализации комплексного проекта

    Единичные проекты

    Сроки

    Изучение потребностей педагогов в повышении квалификации в ОУ.

    Начало

    Построение

    возможных индивидуальных образовательных траекторий для каждого учителя.

    Руководители проектов

    Выбор поставщика образовательной услуги, используя сформированную базу программ ПК.

    Окончание

    Экспертная группа

    Ожидаемые

    Заключение договоров с поставщиками образовательных услуг

    Перечень требований и положений к содержанию и уровню развития профессиональной компетентности.

    результаты

    Экспертная группа

    Организация образовательного процесса для педагогов

    Методический совет

    «Комплексная диагностическая методика «Профессиональные потребности и затруднения».

    Методический совет

    Договор с поставщиком

    Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма.

    Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации

    Реализация накопительной системы повышения квалификации

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    В МКОУ Казинская СОШ

    Черепкова И.В.

    «Школу можно совершенствовать,

    только совершенствуя квалификацию

    учителя»

    Я.А. Коменский

    В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты возникает объективная потребность в новой школе. Главная задача новой школы – это раскрытие способностей каждого ученика. Необходимость успешного решения этой задачи делает крайне актуальной проблему повышения уровня профессионализма педагогов.

    Государственно-политические и социально-экономические преобразования придают новый импульс в системе профессиональной переподготовки. Она должна стать гибкой, открытой, способной к саморазвитию, отвечать потребностям современности.

    Повышение квалификации- это механизм развития профессиональной деятельности педагога, его педагогических компетентностей.

    Существующая до этого система повышения квалификации учителя слабо ориентирована на конкретные интересы и потребности педагогов, имеют узкую направленность и результативность. Эта система не позволяет осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить конкурентноспособность школы и реализацию задач, сформированныхв Национальной образовательной инициативе «Новая школа»

    В результате происходящих изменений появилась необходимость в анализе педагогической деятельности школьного коллектива был проведен мониторинг:

      Учебного здания

      Современные педагогические технологии

      Средства обучения в межкурсовой период

    Исходя из этого, была поставлена задача:

    Обеспечить переход от периодического повышения квалификации педагогических кадров к их непрерывному образованию, через создание модели системы повышения квалификации.

    На территории нашей области в настоящее время функционируют две модели организации

    И финансирования повышения квалификации педработников

      Государственное задание

      Конкурсная основа

    Т.е. происходит децентрализация системы повышения квалификации, что дает возможность учителям выбрать место повышения квалификации, что дает возможность учителям выбрать место повышения квалификации. И было принято решение разработать и апробировать персонифицированную модель повышения квалификации педагогов.

    В основе персонифицированной модели лежит социальный заказ. Переход на персонифицированную систему повышения квалификации – это стратегия государства.

    ППК состоит из двух составляющих:

      Общепедагогическая составляющая

    Персонифицированная – это значит адресная, ориентированная на конкретного учителя, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей.

      Финансово – экономическая.

    Персонификация денег происходит на основе графика повышения квалификации и годового плана по реализации комплексной программы идет интеграция:

      Права учителя на ПК 1 раз в 5 лет

      Обязанность руководителя обеспечить готовность всех педагогов (к решению государственной задачи – переход на стандарты)

      Мы в этом убедились, когда переход на стандарты требовал внеочередного, массового ПК учителей начальных классов. А сейчас ставится задача ПК учителей основной школы, учителей –предметников.

    Главная цель нашей модели:

    Формировать субъективную позицию педагогов в построении собственной образоательной траектории.

    Задача:

      Сделать повышение квалификации доступным (педагоги имеют возможность повышать свой профессиональный уровень в удобное для них время и место) и качественным (качественная образовательная услуга, на наш взгляд, это услуга, прежде всего, своевременная и адресная)

      Создать условия непрерывного повышения квалификации

    Персонифицированная модель повышения квалификации.

    Профессиональная деятельность учителя

    ведение

    Осуществляя постепенное восхождение специалиста к вершинам педагогического мастерства.

    В данной модели прослеживается отход от традиционного обучения, линейности, единообразия и авторитарности к блочно-модульному, концентрическому, проблемно-целевому образованию на комплексных программ и проектов.

    Непрерывный процесс совершенствования профессиональной компетентности учителя нашей школы включает в себя несколько последовательно взаимосвязанных модулей.

      Модуль – направлен на освоение программ базового уровня (для конкретного педагога)

      Модуль – малые формы повышения квалификации проблемного или целевого характера

      Модуль – представлен самообразовательной деятельностью учителя

      Научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

    Промежуточные формы повышения квалификации проводятся:

      Внутришкольное взаимодействие

      Сетевое взаимодействие

      Участие в педагогических конкурсах.

    Реализация модели ПК на принципах:

      Зона ближайшего профессионального развития

      Стимулирование творческого роста педагога

      Непрерывности и преемственности

    При этом за учителем всегда сохраняется право добровольного самостоятельного выбора межкурсовых мероприятий.

    Каждый учитель проходит определенные этапы профессионального роста. Это зафиксировано в условных статусах:

      Учитель «стажер»- «понимаю и хочу»

      Учитель «практик» - «знаю и могу»

      Учитель «технолог» - «знаю, хочу и могу»

      Учитель «мастер» - «знаю, хочу и умею»

    Этапы деятельности модели

    1 этап- изучение потребностей педагогов в повышении квалификации в ОУ(ответственный администратор)

    2 этап- построения возможных индивидуальных образовательных траекторий для каждого учителя (администратор + педагог)

    3 этап- выбор поставщика образовательной услуги, используя сформированную базу программ ПК (администратор)

    4 этап – заключение договоров с поставщиками образовательных услуг

    5 этап – организация образовательного процесса для педагогов.

    Персонифицированная модель повышения квалификации имеет большое значение повлияло на внутреннюю среду ОУ.

      Главное в работе школы становится не успешное функционирование, а динамичное развитие в соответствии с поставленными целями, т.е. современный директор должен решать главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования, ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, и находить пути их решения.

      Введена единая система диагностики, контроля и анализа состояния образования.

      Обеспечивает целостность, непрерывность методической работы в школе.

      Согласованность деятельности всех субъектов, участвующих в повышении квалификации.

      Создана модель современного учителя.

    Дает преимущества нам, педагогам

      Экономические (резко уменьшаются временные и финансовые затраты на ПК)

      Педагогические (обучение становится более мотивированным, индивидуализированным, технологичным)

      Эргономические (гибкий график занятий позволяет педагогу и руководителю без отрыва от основной деятельности повышать квалификацию)

      Информационные (возрастает доступность современных программных средств, новых образовательных технологий поскольку сетевая организация формирует образовательное пространство открытого типа).

      Коммуникационные (каждый педагог может включаться в сетевые взаимодействия, привносить в процесс свой опыт, идеи)

      Созданы условия для организации повышения квалификации на сонове сетевого взаимодействия.

      Школа является Базовой:

    Проводятся окружные методические объединения 3 раза в год

    Организованы временные исследовательские коллективы учителей БСОШ и школ-спутников

    Организованы места для накопления достижений в портфолио.

    Конкурс «Учитель года», конференции, различные конкурсы.

    Изучается и распространяется опыт учителей.

    В 1 полугодии Зубкова Л.А, Черепкова И.В.. «Системно-деятельностный подход в обучении» «Проблемно-диалогическая технология» Дедиченко Ю.Ю. мастер-класс

    Совещание администрации школы, учителей начальных классов и руководителей ДОУ «Преемственность ДОУ и начальной школы» Анализ содержания программ с точки зрения преемственности.

      Школа участвует в реализации муниципального проекта «Ресурсы развития современного учебного занятия». Создана районная проблемная группа по теме «Проблемно-диалогические технологии»

    В нее входят 23 педагога района.

      9 учителей школы входят в сетевые педагогические сообщества, что составляет

      2 учителя повышают квалификацию по программе «Школа молодолго педагога» Растет мотивация педагогов к повышению профессионального мастерства.

      Прошли курсовую переподготовку по персонифицированной модели за 1 полугодие 2012-2013 учебного года:

    4 педагогов

    2 директор, зам. директора по УВР -35%

      ИКТ -100% владеют все учащиеся

      Растет заинтересованность педагогов в создании и реализации образовательного продукта:

    Реализуют программы

    Повышение квалификации через реализацию программы:

    Здоровья

    Одаренные дети

    Счастливая семья – залог успеха

    8. успеваемость -100%

    Качество знаний –

    Результаты ЕГЭ, ГИА

      Сохранились традиции ранее используемых эффективных средств повышения профессионального мастерства педагогов, а также новые внедрения, системно-деятельностные, активные формы методической работы:

      Использование интерактивного метода обучения

      Моделирование траектории развития педагога

      Проблемные консультации

      Организационно-деятельностные, ролевые игры

      Анализ конкретных педагогических ситуаций

      Творческие лаборатории учителя

      Созданы условия для рациональной организации труда в системе ПК

      Успех ученика- успех учителя (привести статистику)

    Коллектив школы активно участвует в мероприятиях организованными районными структурами и департаментом образования:

      Результаты, поученные в ходе реализации данной модели могут быть успешно использованы:

      При аттестации педагога

      При выдвижении педагога на премии и другие виды поощрения

      При организации индивидуального методического сопровождения педагога

    Самое главное – являться импульсом для движения педагога, для его постоянного методического развития и самосовершенствования. Таким образом, разработанная персонифицированная модель ПК соответствует динамическим изменениям, происходящим в обществе и в системе образования в целом, и ориентирована на социальные преобразования, достижения нового качества образования для повышения престижа школы, ее конкурентоспособности, а также для выполнения основных требований модернизации Российского образования до 2020 года.

    «Залогом профессионального успеха уже не могут служить поученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать».

    Никогда не считай, что ты знаешь все,

    что тебе уже больше нечему учиться.
    Н. Д. ЗЕЛИНСКИЙ

    На днях на работу пришла устраиваться учитель начальных классов, судя по всему, человек, интересующийся новинками образования, владеет информационными технологиями (причем, познакомились мы с ней через общение в блоге). Речь зашла о курсовой переподготовке, мол, училась по персонифицированной модели. Что это? Вопрос ввел мою собеседницу в ступор. Вот об этом и хочу сегодня поговорить.

    В основе персонифицированной модели лежит социальный заказ, заказ конкретного педагога (учреждения) системе повышения квалификации. На протяжении многих лет в системе повышения квалификации преобладал такой подход, когда учителям (раз в пять лет) давали одинаковое содержание в одинаковой форме, отличие лишь заключалось в преподаваемом предмете. По итогам обучения педагог получал удостоверение, и этого было достаточно. Для чего? В основном - для аттестации. Сейчас наступил период, когда учитель сам заинтересован в повышении свой квалификации, в профессиональной переподготовке. На курсы (очные, очно-заочные, дистанционные) приходят учиться люди разного опыта, разного возраста, с разной целью, рзной мотивацией, причем им нужны совершенно отличные знания и уровень их получения. Переход на персонифицированную систему повышения квалификации – это общая стратегия государственной политики в этом направлении. Так что же представляет собой персонифицированная модель? Каковы ее составляющие

    Первая – это общепедагогическая составляющая, которая реализуется через модульные курсы, адресованные тем, кто заинтересован в расширении своих знаний в области социологии, педагогики, психологии, воспитания, дополнительного образования учащихся, менеджмента, экономики, в преподавании своего предмета. Одним словом, это адресная, ориентированная на конкретного учителя, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей система обучения.

    Второй момент. Система обучения персонифицирована с точки зрения того задания на повышение квалификации, которое задает каждое образовательное учреждение (в частности – школа) в зависимости от программы развития, от особенностей тех проектов, которые в школе реализуются, в которые включен учитель (причем не только в самой образовательной организации, но и в округе, городе, крае и т.д.) Это, действительно, персонификация и на уровне деятельности каждого конкретного учителя, тех функций, которые он несет и как учитель-предметник, и как член педагогического коллектива, как член педагогического сообщества. Например, курсы методистов, тьюторов, курсы кандидатов в члены предметных комиссий ЕГЭ, курсы экспертов ЕГЭ, курсы членов ГЭК, курсы специалистов ШВР и т.д., ну и, конечно, курсы учителей - предметников.

    Где есть такие курсы? Да, практически, везде. А у нас – это ГБОУ Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования – один из крупнейших центров повышения квалификации работников образования юга России, где есть бюджетные и внебюджетные курсы. На бюджетные курсы, как правило, попадают по заявке, которую составляет образовательное учреждение заранее на календарный год (на это выделяются средства). Не хватило мест, пришел новый педагог, есть потребность в обучении – ищем средства, направляем учителя на внебюдждетне курсы.

    А вот если педагог сам решил обучиться, то можно это сделать и дистанционно. Хочу заметить, учителя стали требовательнее относиться к выбору курсов и к учреждению, которое проводит курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку по персонифицированной модели. Дистанционное обучение значительно расширяет спектр курсов и самое главное – дает возможность их свободного и самостоятельного выбора. Кроме того, организация такого обучения, не требует больших затрат, да и учиться можно не выходя из дома.

    Цель моей статьи – акцентирование внимание именно на особенностях персонифицированной модели повышения квалификации и курсовой переподготовки, а вот если есть желание дистанционно повысить свою квалификацию, выбрать интересный модуль для самообразования, то советую прочитать материал на блоге Географочка учителя Казанцевой Лилии Павловны

    А коллега, которая пришла в школу, мне понравилась, наша школа ей тоже. Если ничего не нарушит наши планы, то с августа начнем сотрудничество.


    «Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать»
    (В.В. Путин)

    Осознанный заказ специалиста на собственный процесс повышения квалификации становится чрезвычайно важным, т.к. только реализация собственного заказа на повышение квалификации может помочь удовлетворить индивидуальные образовательные потребности специалистов, стимулировать их профессиональное развитие и, следовательно, совершенствовать образовательную практику.

    В связи с этим в Архангельском областном институте переподготовки и повышения квалификации работников образования реализуется модель непрерывного, персонифицированного и актуального повышения квалификации по индивидуальным образовательным программам (далее - ИОП) с использованием Internet ресурсов и тьюторского сопровождения.

    В чем суть модели непрерывного, персонифицированного и актуального повышения квалификации?

    Схематично данная модель представлена следующим образом:

    Модель непрерывного, персонифицированного и актуального повышения квалификации включает в себя четыре элемента.

    Первый элемент модели - авторизация на сайте «Обучение по ИОП». Специалист образовательного учреждения, решивший повышать свою квалификацию по ИОП, должен зарегистрироваться и/или авторизоваться на сайте. У каждого пользователя сайта есть персональная страница, включающая следующие разделы: «Диагностика», «Опыт работы», «Обучение».

    Второй элемент модели - «Диагностика» включает в себя материалы, позволяющие слушателю оценить свою профессиональную компетентность. Работник образования проходит самодиагностику, выбирает проблемное поле, формулирует образовательные задачи на повышение квалификации.

    Третий элемент модели - непосредственное обучение.

    Основой для разработки индивидуальной образовательной программы повышения квалификации являются выявленные в ходе самодиагностики профессиональные затруднения работника образования.

    Слушатель, решивший повышать квалификацию по ИОП, используя «Конструктор индивидуальной образовательной программы», действует следующим образом:

    • проходит диагностику по выбранным направлениям и выделяет проблемное поле;
    • подбирает по ключевым словам актуальные для себя образовательные модули, обращаясь к модульному депозитарию АО ИППК РО и иные обучающие мероприятия (регионального и муниципального уровня);
    • оформляет индивидуальную образовательную программу;
    • совместно с тьютором на своей персональной странице составляет индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ) путем выбора места, сроков и формы изучения модулей и иных обучающих мероприятий (регионального и муниципального уровня), включенных в индивидуальную образовательную программу;
    • включается в процесс обучения в соответствии с ИОМ, реализуя ИОП.

    Четвертый элемент модели - опыт работы - предполагает анализ и описание собственного эффективного педагогического опыта, выявленного по результатам самодиагностики. Для описания собственного педагогического или управленческого опыта, работник может воспользоваться конструктором «Описание педагогического (управленческого) опыта», размещенного на его персональной странице сайта АО ИППК РО.

    Конструктор «Описание педагогического (управленческого) опыта» представляет собой мастер разработки документа по описанию опыта. Заполняя поля конструктора, педагог (руководитель) анализирует собственную профессиональную деятельность и описывает свой опыт. Результаты работы слушателя размещаются в базе «Материалы для общественной экспертизы», которая так же находится на сайте «Обучение по ИОП». Работники образования Архангельской области имеют возможность познакомиться с представленным педагогическим опытом и оценить его по следующим вопросам:

    • является ли опыт актуальным (для меня, для образовательного учреждения, для муниципальной системы образования, для региональной системы образования);
    • понятна ли основная идея опыта;
    • можно ли данный опыт считать инновационным?

    По результатам общественной экспертизы материал оценивается экспертами-профессионалами и размещается в банке передового педагогического опыта Архангельской области.

    Другим вариантом распространения лучшего опыта педагогов и руководителей образовательных учреждений Архангельской области является участие в конкурсе программ модулей повышения квалификации. Этот конкурс проводится АО ИППК РО среди образовательных учреждений Архангельской области и Ненецкого автономного округа для того, чтобы развивать практику повышения квалификации работников образования на базе образовательных учреждений и создавать условия для демонстрации инновационного опыта педагогов и руководителей образовательных учреждений. Программы модулей, прошедшие конкурсный отбор, заносятся в региональный модульный депозитарий, а образовательное учреждение получает статус базовой образовательной площадки для повышения квалификации. Таким образом, происходит расширение образовательной среды для построения ИОП.

    Реализуя индивидуальную образовательную программу повышения квалификации, у педагога могут возникнуть новые профессиональные интересы и затруднения, которые он может решить, вновь обратившись к областному модульному депозитарию. Процесс повышения квалификации, организованный по этой модели, становится непрерывным, персонифицированным и актуальным.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!