Анализ волонтерской деятельности студентов колледжа. Анализ волонтерской деятельности студентов колледжа Что делают волонтеры в колледже

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • КАЧЕСТВА ВОЛОНТЕРА
  • ВОЛОНТЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  • ВОЛОНТЕРСТВО
  • СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
  • ВОЛОТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье рассмотрены понятие социальной активности студентов, волонтерской деятельности как основной формы социальной активности молодежи. Проведено исследование параметров и дифференциации характеристик социальной активности и волонтерской деятельности студентов профессиональной образовательной организации. Определены качества, необходимые студентам для участия в волонтерских движениях.

  • Последние новости развития электронных монет на 2019 год
  • Банковская реклама – особенность услуги как объекта продвижения
  • Реклама в маркетинговой деятельности. Ее сущность и классификация

В современных экономических условиях популярность среди студентов профессиональных образовательных организаций набирает волонтерская деятельность как одна из форм социальной активности молодежи.

Под социальной активностью понимают самостоятельную готовность и инициативную деятельность студентов, в основе которой лежит ценностное отношение к достижению общественного блага, конструктивно преобразующую условия жизни как отдельных граждан, так и целой группы людей, формирующую социально значимые качества личности .

К одной из наиболее распространенных форм социальной активности молодежи относится волонтерство, под которой понимается добровольная форма объединения для достижения общественно значимых целей, способствующая социальной активности и личностному росту его участников .

К принципам волонтерской деятельности относят добровольность, независимость, единство, универсальность, неординарность, заинтересованность, так как волонтерство предполагает работу, за которую не нужно платить, потому что в ней самой содержится вознаграждение.

Волонтерская деятельностьорганизационно-регулирующую, обеспечивающую разноуровневые связи профессиональной образовательной организации с социальной средой; технологическую, определяющую потенциал оперативного реагирования студентов СПО на решение социальных проблем; мотивационную, обусловленную основным предназначением добровольческой деятельности в форме безвозмездного труда; прогностическую, способствующую проектированию индивидуальных траекторий развития личности.

Поэтому к позитивным сторонам организации волонтерства среди студентов СПО следует отнести следующее: во-первых, студенты колледжа чувствуют, что с ними считаются и предоставляют им известную свободу; во-вторых, студенты работают с большей отдачей и более четкой мотивацией; в - третьих, студентам удается избежать неприятного чувства, которое возникает всякий раз, когда их заставляют заниматься чем-то против их воли.

С целью изучения параметров и дифференциации характеристик социальной активности и волонтерской деятельности студентов профессиональной образовательной организации было проведено исследование. В исследовании приняли участие 32 студентов с 1 по 4 курс специальностей «Социальная работа», «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Гостиничный сервис» и «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».

В процессе исследования студентов попросили написать определения: «социальная активность молодежи» и «волонтерская деятельность», а так же выделить основные качества? необходимые студентам для участия в волонтерских движениях. Полученная информация была обработана и изучена при помощи анализа.

Анкетирование, проведенное у студентов, сделать следующие выводы.

На вопрос «Что включает в себя понятие «социальная активность молодежи»?» 56% опрошенных (18 чел.) ответили, что участие в общественных (молодежных) организациях, проектах, акциях, мероприятиях; 16% (5 чел.) понимают как «включенность (участие) молодежи в общественную жизнь», 12% - как «активность молодежи в социальной сфере»; 9% понимают как «показатель заинтересованности молодежи в жизни общества», остальные 7% подразумевают «помощь нуждающимся (не защищенным слоям населения» (таблица 1).

Таблица 1. Результаты ответов на вопрос ««Что включает в себя понятие «социальная активность молодежи»?»

На вопрос «Что включает в себя понятие «волонтерская деятельность»?» 62,5% (20 чел.) ответили, что общественная деятельность; кроме того 50% (16 чел.) отметили, что понимают под волонтерской деятельностью возможность изменить жизнь к лучшему людей, которые меня окружают, и помощь пожилым людям; 47% ответили, что участие в субботниках по благоустройству территории (таблица 2).

Таблица 2. Результаты ответов на вопрос ««Что включает в себя понятие «волонтерская деятельность»?»

Курс обучения

возможность изменить жизнь к лучшему людей, которые меня окружают

общественная деятельность

помощь находящимся на лечении в больницах и госпиталях

участие в субботниках по благоустройству территории

помощь пожилым людям

участие в донорстве

помощь инвалидам

участие в митингах, пикетах, демонстрациях, шествиях

При этом актуальность волонтерской деятельности отметили 94% опрошенных студентов.

Отвечая на вопрос «Какими качествами необходимо обладать студентам для участия в волонтерских движениях? (не более 3-х вариантов)» 69% (22 чел.) указали, что доброжелательность; 62,5% (20 чел.) - ответственность и 59% (19 чел.) - активность (таблица 3). В наименьшей степени студенты колледжа указали на такие качества как лидерские способности (указало всего 6%) и альтруизм (отметили всего 12,5% человек).

Таблица 3. Результаты ответов на вопрос «Какими качествами необходимо обладать студентам для участия в волонтерских движениях? (не более 3-х вариантов)»

Курс обучения

доброжелательность

ответственность

общительность

альтруизм

активность

терпимость

искренность

лидерство

инициативность

креативность

самостоятельность

бескорыстие

При исследовании социальной активности студентами колледжа были выявлены следующие направления деятельности: 47% опрошенных студентов отметили хорошую и отличную учебу в колледж; 41% опрошенных студентов отметили свое активное участие в жизни группы или колледжа; 16% опрошенных студентов отметили свое активное участие в спорте; 9% опрошенных студентов отметили, что являются членами молодежной организации; 6% опрошенных студентов отметили, что занимаются научной работой.

На вопрос «Что для Вас значит волонтерство?» большинство студентов (75%) указали, что для них волонтерство заключается в возможности принести дому пользу людям; 19% студентов указали, что для них волонтерство заключается в участии в общественной жизни; 9% студентов указали, что для них волонтерство заключается в доброй воле человека проявить свою активность; 9% - как способ пробрести новых друзей.

При исследовании вопроса, приходилось ли студентам колледжа принимать участие в волонтерской деятельности, 47% опрошенных студентов ответили, что не приходилось принимать участие в волонтерской деятельности (так отметили студенты первого и второго курса), 47% опрошенных студентов ответили, что принимали участие в волонтерской деятельности раньше (студенты второго, третьего и преимущественно четвертого курса), 6% отметили, что время от времени участвуют в волонтерской деятельности.

В результате исследования было выявлено, что студенты колледжа знают такие волонтерские организации как Дом молодежи г. Архангельска, Красный крест, волонтерское движение «Снеговик», Волонтеры Победы, Sfera, Conservation volunteers, VSO и т.д.

Хотели бы заняться волонтерской деятельности в рамках оказания помощи бездомным людям, бродягам, инвалидам, пожилым лицам - 44% студентов; в рамках проводимых акций по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, курением - 22% опрошенных студентов; патриотической деятельностью - 25% студентов; поисковой работой хотело бы заняться 12,5% студентов колледжа; в рамках оказания помощи в больницах, госпиталях, интернатах - 12,5% студентов.

При исследовании вопроса «Что Вам препятствует участию в волонтерской деятельности» 56% студентов ответили, что мешает заниматься волонтерской деятельностью нехватка свободного времени, 12,5% - что не приглашали их для участия; 9% ответили, что нет материальной возможности для участия в волонтерской деятельности; 6% - отметили на отсутствие склонности к подобной работе и 3% ответили, что нет информации об организациях, которые занимаются волонтерской деятельностью.

56% опрошенных студентов колледжа ответили, что достаточно развито волонтерство в Архангельске, остальные 44% - что развита волонтерская деятельность слабо (в большей части так ответили выпускные курсы).

Таким образом, результаты подтверждают, что волонтерская деятельность является актуальной среди студентов среднего профессионального образования, при этом волонтеры должны обладать такими качествами как доброжелательность, ответственность и активность. В большинстве случаев студентов колледжа хотели бы заниматься помощью бездомным людям, бродягам, инвалидам, пожилым лицам. Сами студенты отмечают, что волонтерство для них в большей степени является как общественная деятельность, которая проявляется в первую очередь через хорошую учебу, активное участие в жизни группы и колледжа в целом.

Ассоциируется волонтерская деятельность среди студентов колледжа с возможностью принести дому пользу людям.

Студенты отметили, что в Архангельске в целом развито волонтерское движение. При этом им мешает принимать участие нехватка свободного времени. Кроме того прослеживается тенденция в социально активной деятельности студентов, которая проявляется в смещении с материальных интересов в сторону духовных (общественная деятельность, возможность принести пользу людям и т.п.).

Поэтому для ее развития волонтерской деятельности среди студентов СПО необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по повышению мотивации их участия. Для этого необходимо развивать сотрудничество, партнерство с другими организациями в области волонтерства.

Список литературы

  1. Азизова, Л.В. Сущность понятия «социальная активность» / Л.В. Азизова // Научный потенциал регионов на службу модернизации. – Астрахань: АИСИ, 2012. - № 1 (2). – 235 с.
  2. Чагин А. Е., Куимова М. В. О роли волонтерской деятельности в студенческой среде // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1327-1329. – URL https://moluch.ru/archive/90/19268/ (дата обращения: 14.06.2018).

Волонтёрское движение как средство развития активной жизненной позиции студентов Заволжского политехнического колледжа

Е.В. Ивашкина

РФ, г. Ярославль

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания молодёжи является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному, активному созиданию и защите Родины.

Основной целью педагогической системы Заволжского политехнического колледжа является формирование профессиональных и общих компетенций личности, позволяющих реализовать активную деятельность по саморазвитию, самообразованию, обеспечить включённость в профессиональное и социальное развитие. Задачами воспитательной системы являются:

Обновление содержания воспитания, внедрение активных форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания;

Развитие форм включения студентов в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей организаций сферы физической культуры и спорта, культуры .

Обеспечение мобильности педагогической системы колледжа в соответствии с актуальными для личности и общества задачами.

Коллектив Заволжского политехнического колледжа, совершенствуя созданную педагогическую систему и работая над внедрением новых образовательных и воспитательных технологий, находится в постоянном поиске новых идей, новых направлений воспитательной работы, которые бы способствовали долговременным, положительным результатам в учебно-воспитательной деятельности.

Коллектив колледжа всегда с интересом принимает творческий подход и креативные идеи молодых преподавателей и студентов, умело сочетая их с опытом и знаниями старших педагогов.

Одним из приоритетных направлений деятельности студенческого и педагогического коллективов колледжа является волонтёрское движение, которое стало развиваться с 2005 года, в связи с появлением в структуре нашего образовательного учреждения Центра профессиональной реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Волонтёрство или волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) .

Коллективу пришлось много работать по созданию комфортной педагогической среды для всех обучающихся, доступных условий и адаптированных образовательных программ для профессиональной подготовки данной категории студентов, по изучению и внедрению новых образовательных и воспитательных средств, по формированию толерантных отношений в среде молодёжи.

Деятельность по включению студентов с ОВЗ и инвалидов в общую педагогическую систему колледжа определило первое направление в волонтерской деятельности - помощь студентам с ОВЗ в социально-профессиональной адаптации, организация участия таких студентов в мероприятиях колледжа и за его пределами.

Весьма значимым в реализации данных задач является ежегодный фестиваль «Добру откроются сердца», в котором участвуют все желающие, независимо от состояния здоровья.

Основной целью фестиваля является развитие творческих способностей молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, помощь им в социокультурной реабилитации и адаптации в обществе через :

Приобретение навыков общения со здоровыми сверстниками, умения разрешать проблемы, обучение способам психологической самозащиты, умению отстаивать свое мнение;

Смягчение общего фона эмоционального дискомфорта, который испытывают студенты с ограниченными возможностями здоровья;

Преодоление тревоги, страхов, неуверенности;

Формирование навыков здорового образа жизни и нормального досуга.

Здесь каждому найдется дело по душе: кто - то пишет сценарий, кто - то выступает, кто - то помогает с костюмами и реквизитом.

На учебных занятиях и внеклассных мероприятиях всегда присутствует атмосфера эмоционального комфорта, сотрудничества и принятия особенностей каждого.

Во многом благодаря участию в волонтёрском движении и направленности его на поддержку студентов с ОВЗ и инвалидов, данные категории обучающихся становятся успешными в профессиональной, социальной, творческой деятельности.

За многие годы включенного обучения, студенты с ограниченными возможностями здоровья вместе с абсолютно здоровыми студентами заняты не только на учебных занятиях и производственной практике, но и во внеурочной деятельности, которая подразумевает не просто досуг, а активное участие в социальных, творческих и спортивных проектах.

Как отмечают С.Я. Батышев и А.М. Новиков, «деятельность, организуемая во внеучебное время, ориентирована на интересы молодых людей, предоставляет им возможность выбора, в большей степени способствует их самореализации и самоопределению» .

В настоящее время можно отметить, что совместная деятельность здоровых студентов колледжа и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья положительно сказывается на повышении уровня толерантности здоровых студентов к студентам с ОВЗ.

В свободное от обязательных учебных занятий время обучающиеся выбирают не только формы досуга, но и формы занятий.

Невозможно не согласиться с С.Я. Батышевым и А.М. Новиковым, что «основными педагогическими условиями, позволяющими достичь активной включенности молодых людей во внеучебную деятельность являются:

Личностно-ориентированное информационное обеспечение включения студентов в разнообразные занятия;

Проектирование обучающимися собственной внеучебной деятельности;

Готовность педагогов к управлению процессом включением обучающихся во внеучебную деятельность» .

Миссия нашего волонтерского отряда - внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.

Цель деятельности отряда - оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей .

Расширяя рамки своей работы, студенческий волонтерский отряд занимается пропагандой здорового образа жизни среди студентов колледжа. Традиционными стали мероприятия «Мы выбираем жизнь!», «На замену сигарете возьми свежий вольный ветер!», «День здоровья», «Минздрав предупреждает».

Работа волонтерского отряда к 2014 году трансформировалась в проект «Рецепт добра», в котором реализуются два первых направления деятельности волонтеров, и два новых, актуальных в настоящее время:

Разработка приемов активного взаимодействия на добровольной основе между различными социальными и возрастными группами;

Воплощение в жизнь идеи гуманного отношения к животным и внедрение действительно эффективных мер по сокращению численности беспризорных животных (перспективное направление).

По средствам волонтёрского движения реализуются основные приоритетные направления воспитательной системы колледжа: гражданско - патриотическое, формирование здорового образа жизни, развитие самоуправления, развитие активной жизненной позиции обучающихся, создание условий для развития творческого потенциала студентов.

Гражданско - патриотическое воспитание направлено на развитие у обучающихся чувства гражданского долга, патриотизма, любви к людям, милосердия.

Участниками проекта «Рецепт добра», реализуемого в течение трех лет, являются студенты и преподаватели колледжа, жители Заволжского района города Ярославля.

В мероприятиях проекта принимают участие 250 человек, 30 из которых являются волонтерами.

Ожидаемыми результатами проекта являются:

1. Рост социальной и общественной активности обучающихся.

2. Повышение стремления к общению с людьми разных поколений.

3. Желание быть готовыми и сопричастными к проблемам окружающих людей.

4. Формирование зрелой гражданской позиции.

5. Формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений.

6. Вовлечение максимального числа обучающихся в участие в проекте.

7. Формирование социально - коммуникативных, творческих и организаторских навыков, положительных ценностных ориентаций всех участников проекта.

Возможный эффект от реализации проекта «Рецепт добра»:

1. Привлечение общественности к проблемам ветеранов, формирование стремления к постоянной заботе и вниманию.

2. Формирование навыков социально-одобряемого поведения у учащихся.

Формирование умения у обучающихся планировать и организовывать свою деятельность, формирование проектно-исследовательских умений участников проекта.

3. Формирование толерантности во взаимоотношениях поколений

Особо необходимо подчеркнуть важность соблюдения принципа добровольности, недопустимости диктата и насилия, формализма.

Реализуя проект «Рецепт добра» волонтеры колледжа стали участниками Всероссийских акций «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», дали концерт в Геронтологическом центре, посвященный победе в Великой Отечественной войне.

Воплощая в жизнь идею проекта, волонтеры используют различные формы и методы работы:

Групповые занятия волонтеров со студентами. Например, беседы по здоровому образу жизни «Сделай выбор» увеличивают положительный эффект от занятия вследствие принадлежности студентов, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способности говорить на одном языке, их успешности, привлекательного имиджа, компетентности и доступности.

Выпуск плакатов, газет, листовок, видеоматериалов;

Оформление информационного стенда;

Участие в акциях;

Интерактивные игры;

Викторины;

Фестивали, концерты и праздники;

Тематические вечера.

Успешной реализации основных направлений проекта «Рецепт добра» способствовало сотрудничество с социальными партнерами:

Учреждениями дополнительного образования;

Молодежными общественными организациями Ярославской области;

Центрами, осуществляющими работу с молодыми людьми со специальными нуждами.

Волонтеры колледжа принимают активное участие в добровольческих городских, районных, областных акциях.

Членом волонтерского отряда колледжа может стать студент любого курса обучения. Основными принципами отряда нашего колледжа стали добровольность, самостоятельность, ответственность и активность.

Состав отряда не является неизменным, в зависимости от интересов и предпочтений студентов, он может меняться. Однако существует актив, который является инициатором добрых дел и к которому в процессе работы присоединяются студенты колледжа, желающие участвовать в тех или иных акциях и способные взять на себя ответственность за их проведение.

Как отмечает В.В. Юдин, «воспитание - это, прежде всего, формирование ценностей, которые проявляются в типичных мотивах реальной деятельности.

Законы педагогики верны и для обучения, и для воспитания: результат обеспечивается деятельностью ребенка

Масса личностных качеств: смелость, доброта, вежливость - легче прорастают во внеурочной деятельности, не говоря о том, что здесь, как ни при каких других воспитательных задачах, важно учитывать симпатии подопечного. Технология воспитания задается планируемым результатом, предметно - содержательная сфера выбирается учеником по желанию и интересам» .

Таким образом, активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект - это качества, которыми должен обладать волонтер для успешной работы. Участвуя в волонтерской деятельности, студенты Заволжского политехнического колледжа проявляют себя как толерантные, отзывчивые, гуманные, ответственные и бескорыстные личности.

В этом и заключается основной воспитательный эффект волонтерской студенческой работы.

Используемые источники

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" - " http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

2. Профессиональная педагогика: Учебник. / Под ред. Батышева С.Я., Новикова А.Н. Издание 3-изд., перераб. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. - 456 с.

3. Энциклопедия социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2003. - 346 с.

4. Юдин В.В. Общепедагогические технологии: монография / В.В. Юдин; Международный уневерситет бизнеса и новых технологий. - Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2007. - 179 с.

5. Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса: монография / В.В. Юдин. - Москва: Уневерситетская книга, 2008. - 302 с.

ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз - техникум»


студенческого волонтёрского движения


ПАСПОРТ

Название программы

Программа волонтерского движения

«Время выбрало нас»

на 201 5 - 2016 годы»

Основание для разработки

Распоряжение Главы Администрации Кировского района городского округа город Уфа от 06.06. 2015г. №455 «О проведении конкурса на лучшую организацию работы волонтерских объединений по профилактике правонарушений среди ССУЗов Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан»

Основные разработчики

Члены Совета профилактики правонарушений и асоциальных явлений среди студентов, члены общественного наркологического, студенческий совет ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз – техникум».

Целеполагание программы

Воспитание нетерпимого отношения к действиям, наносящим вред физическому и нравственному здоровью, интеллектуальной самореализации личности, а также привитие норм здорового образа жизни, общественной морали и толерантности

Инициирование и развитие подросткового молодежного волонтерского движения по профилактике социально опасных заболеваний

Задачи

Инициирование и развитие волонтёрского движения;

Пресечение распространения и употребления

наркотических средств, психотропных веществ;

Совершенствование волонтёрской работы по профилактике асоциального поведения и злоупотреблению психоактивных веществ;

Укрепление системы профилактики наркомании;

Научно-методическое обеспечение развития нового направления в профилактике подросткового добровольческого движения;

Разработка и апробация различных моделей организации подросткового движения по профилактике социально опасных заболеваний;

Обеспечение эффективного взаимодействия подростковых добровольческих служб со всеми структурами, занимающимися первичной профилактикой.

Сроки реализации

1 сентября 2015 года - 31 декабря 2016 года

Этапы реализации программы

Первое полугодие: 201 5 – 2016 учебный год

Создание информационного банка данных о лицах, нуждающихся в профилактической помощи;

Создание критериев отбора участников программы. Набор новых волонтеров;

Разработка положения о волонтёрском движении;

- развертывание единой системы профилактики;

Укрепление межведомственного взаимодействия волонтёров в организации профилактической работ;

Создание системы мониторинга профилактической работы волонтёров;

Второе полугодие: 2015-2016учебный год

- полноценное функционирование волонтёрского движения по профилактике асоциального поведения;

Дальнейшее развитие проводимых научных и методических разработок;

Практическое внедрение методологии инновационных технологий и методик проведения антинаркотической и иной профилактической работы

Оценка результатов работы волонтёров, обобщение и распространение опыта.

Популяризация идей участия молодежи в волонтёрском движении.

Основные направления программы

Изучение опыта работы российских добровольцев по профилактике злоупотреблений ПАВ;

Адаптация существующих программ по профилактике асоциального поведения с привлечением и активным участием волонтёров;

Проведение круглых столов, встреч, конференций, с привлечением специалистов разных сфер для обмена опытом, взаимного информирования и совместного определения точки приложения инициативы и усилий добро­вольцев.

Освещение деятельности добровольческих

объединений в СМИ, предоставление им информации о готовящихся мероприятиях, проводимых волонтёрами.

Основные исполнители программы

Волонтеры из числа студентов техникума

Социальный педагог

Медицинский работник техникума

Студенческий совет

Закрепленные за учебным заведением

межведомственные специалисты (участковый

уполномоченный, работники

правоохранительных органов,

врач наркологического диспансера и др.)

Ожидаемые результаты реализации программы

В результате осуществления программы ожидается:

Повышение качества и результативности работы по профилактике наркомании и других форм асоциального поведения;

Создание у студенческой молодежи активного негативного отношения к употреблению наркотиков;

Ценностное отношение у студентов к своему здоровью;

Увеличение объёма социальных услуг, предоставляемых студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Контроль за исполнением программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация техникума совместно с Советом по профилактике правонарушений и асоциальных явлений среди студентов ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз - техникум», советом студенческого

самоуправления.

1.ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Вопросы профилактики асоциального поведения молодёжи являются определяющими в современный период. Их позитивное решение возможно на основе системного подхода.

Ход реализации в ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз – техникум» волонтерской программы «Время выбрало нас» показали, что целевая программа является эффективным инструментом комплексного решения проблем организации противодействия злоупотреблению наркотиками и организации профилактики правонарушений, а также других форм асоциального поведения молодежи.

Для этого в техникуме разрабатываются и внедряются новые эффективные технологии первичной профилактики асоциального поведения, под­держиваются и развиваются инициативы в области первичной профилактики, исходящие от самой молодежи, строится новая, более демократичная система взаимодействия с родителями, психологами, педагогам и другими специалистами, работающими с детьми. Одной из форм такого взаимодействия может стать волонтерское движение по профилактике наркомании и других форм асоциального поведения.

Основной целью инициирования студенческого молодежного волонтерского движения является уменьшение факторов риска и приобщения молодежи к ЗОЖ.

Реализация в учебном заведении предыдущих целевых программ заложила основы системного подхода к профилактической работе. Проводимые в техникуме исследования свидетельствуют об отсутствии среди студентов фактов употребления и распространения наркотических средств, не зафиксированы случаи совершения преступлений. Усилено внимание со стороны администрации техникума к организации работы по профилактике, формированию здоровой социально-психологической воспитывающей среды, укреплению материально-технической базы для организации творческого досуга и занятости молодёжи.

Предлагаемая программа рассчитана на весь учебный период с возможной пролонгацией или разработкой новой программы.

Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на обеспечение системного подхода к осуществлению профилактики асоциального поведения (наркомании, табакокурения, правонарушений, проявления экстремистских настроений), совершенствование форм и методов профилактической работы, активизацию пропаганды здорового образа жизни.

При разработке Программы учитывались все направления по организации студенческого волонтёрского движения направленного на противодействие злоупотребления наркотиками, по организации профилактически правонарушений за истекшие годы, а также поставленные новые задачи по предупреждению терроризма и экстремизма.

Выполнение мероприятий программы требует концентрации усилий всех структурных подразделений в ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз - техникум».

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основной целью программы является воспитание нетерпимого отношения к действиям, наносящим вред физическому и нравственному здоровью, интеллектуальной самореализации личности, привитие норм здорового образа жизни, общественной морали и толерантности, инициирование и развитие студенческого молодежного волонтерского движения по профилактике социально опасных заболеваний.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие основные задачи:

Инициирование и развитие подросткового добровольческого движения.

Пресечение распространения и употребления наркотических средств, психотропных веществ среди студентов техникума ;

    совершенствование волонтёрской работы по профилактике асоциального поведения и злоупотреблению психоактивных веществ;

    укрепление системы профилактики наркомании;

    научно-методическое обеспечение развития нового направления в про­филактике студенческого добровольческого движения.

    разработка и апробация различных моделей организации студенческого движения по профилактике социально опасных заболеваний.

    обеспечение эффективного взаимодействия студенческих добровольческих служб со всеми структурами, занимающимися первичной профилактикой.

3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Волонтёрство - это добровольческое движение, развитое во многих странах мира, направленное на улучшение жизни и является важной частью построения гуманного гражданского общества.

Волонтёрские движения - это свободные союзы людей, объединённые каким-либо интересом.

Волонтёры - это группы людей, которые разносторонне развивают общество. Так как волонтёры работают напрямую с обществом, они лучше понимают и слышат их проблемы, первыми стараются их решить...

Аддиктивное поведение - поведение, связанное с употреблением наркотиков, алкоголя или других психоактивных веществ, проявляющееся до того, как от них сформировалась физическая зависимость.

Асоциальное поведение - поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, несоответствующее требованиям общества.

Группа риска - категория лиц, у которых наследственные факторы, условия развития и воспитания, личностные и функциональные особенности определяют повышенную вероятность развития состояний дезадаптации, способствующих развитию нервно-психических, психосоматических заболеваний, асоциальному (делинквентному) поведению, аутоагрессии и приводящих к снижению эффективности и надежности профессиональной подготовки и служебной деятельности.

Девиация - отклонение от нормы.

Девиантное поведение - это отклонение от принятых в обществе норм, неприемлемых обществом, осуждаемых общественным мнением с позиции морали или права.

Наркотик - химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли. В общепринятом медицинском и юридическом смысле термин «наркотик» часто употребляется для обозначения запрещенных наркотических лекарственных средств.

Правонарушение - вид деятельности, противоречащий правовым нормам. Преступление - действие, нарушающее уголовное право страны.

Психоактивное вещество - вещество, которое при потреблении воздействует на психические процессы. В настоящее время принято выделять следующие

группы психоактивных веществ: алкоголь, токсические вещества, наркотические вещества.

Социальная поддержка - диадические интеракции, в которых одна личность переживает дистресс, а другая пытается оказать ей поддержку.

Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене войны культурой мира.

Терроризм - крайняя форма проявления экстремизма.

Экстремизм - насильственное изменение основ конституционного строя; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В программе выделены основные направления в сфере профилактической работы:

    Изучение опыта работы волонтёрских организаций по профилактике злоупотреблений ПАВ.

    Адаптация программ по профилактике асоциального поведения с привлечением и активным участием волонтёров.

    Проведение круглых столов, встреч, конференций, с привлечением спе­циалистов разных сфер для обмена опытом, взаимного информирования и совместного определения точки приложения инициативы и усилий добро­вольцев.

    Освещение деятельности волонтерского движения на сайте ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз - техникум, предо­ставление информации о готовящихся мероприятиях, проводимых волонтёрами в ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз - техникум.

5. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Мероприятия по реализации основных направлений Программы систематизированы по приоритетным направлениям в сфере профилактики асоциального поведения молодёжи:

1. Организационные и правовые меры по профилактике наркомании,
правонарушений, проявлений экстремизма.

2. Информационное и методическое обеспечение работы по
профилактике наркомании, правонарушений, проявлений экстремизма.

3. Совершенствование форм и методов профилактики наркомании:

    Антинаркотическая пропаганда и антинаркотическое просвещение.

    Формирование здорового образа жизни.

4. Предупреждение правонарушений и защита прав несовершеннолетних:

    Социальная профилактика.

    Правовое воспитание.

5. Мероприятия по профилактике терроризма и экстремистских
проявлений.

    Мероприятия общей профилактики терроризма.

    Пропагандистская профилактика экстремистских проявлений.

Использование волонтеров возможно во многих сферах деятельности

таких как:

    Проведение профилактических занятий или тренингов.

    Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр.

Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).

    Первичное консультирование и сопровождение.

    Подготовка других волонтерских команд и участников.

Творческая деятельность. Массовые акции , создание плакатов, брошюр, видеороликов.

Сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.

Экспертная деятельность по оценке качества услуг.

6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Программа разработана с учётом законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Башкортостан: «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», закона «Об образовании»; Федеральных законов «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

Ответственными исполнителями мероприятий программы являются заместитель директора по воспитательной работе, заведующие отделениями, социальный педагог, кураторы групп, преподаватели обще-гуманитарных и социально-экономических дисциплин , медицинский работник техникума, заведующая библиотекой, студенческий совет и закрепленные за учебным заведением межведомственные специалисты (участковый уполномоченный, работники правоохранительных органов, врач наркологического центра и др.).

Координацию деятельности и общий контроль за исполнением и реализацией программы осуществляют члены Совета профилактики и правонарушений асоциальных явлений среди студентов ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз – техникум.

По решению директора техникума ход и результаты выполнения мероприятий программы могут быть рассмотрены на административных совещаниях.

7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Об эффективности Программы при условии ответственного отношения исполнителей к реализации запланированных мероприятий должны свидетельствовать следующие показатели, которые необходимо достигнуть к концу 2015 года:

Популярность идеи и деятельность студенческого волонтерского движения по первичной профилактике наркомании и других форм асоциального поведения.

Рост числа добровольцев, желающих и способных заниматься профилак­тической работой.

    Включение в работу с добровольцами по профилактике высокопрофес­сиональных кадров.

    Постоянное пополнение численности студентов волонтерского движения через привлечение и подготовку волонтеров-новичков.

8 . МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ «В РЕМЯ ВЫБРАЛО НАС»

на 2015 – 2015 учебный год

Перечень

мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные лица

Организационные и правовые меры в деятельности волонтеров

Создание волонтерского студенческого объединения по направлению профилактики правонарушений среди молодежи «Время выбрало нас»

03.09.2015 – 05.09.2015

Разработка Положения о волонтерском студенческом объединении по направлению профилактики правонарушений среди молодежи «Время выбрало нас»

08.09.2015- 11.09.2015 г.

Зам.директора по ВР Зарипова А.А., соц. педагог Киреева Р.Р., студ.совет техникума

Создание в студенческом совете техникума и активах учебных групп дополнительного сектора по профилактике правонарушений среди студентов

03.09.2015 – 05.09.2015

Утверждение плана работы сектора по профилактике правонарушений среди студентов на учебный год

10.09.2015 г.

Соц. педагог Киреева Р.Р., студ.совет техникума

Создание банка нормативно- правовой документации по организации профилактики правонарушений

Волонтеры, зам.директора по ВР Зарипова А.А.,

соц. педагог Киреева Р.Р., кл.рук-ли

Утверждение положения о проведении конкурса среди учебных групп техникума с целью улучшения успеваемости, посещаемости студентами учебных занятий и их максимальной занятости во внеурочное время «Лучшая группа техникума» на 2015-2015 уч.год

15.09.2015 г.

Студ. совет техникума, волонтеры,

зам.директора по ВР Зарипова А.А., соц. педагог Киреева Р.Р., зав. отделениями Ихсанова Г.В., Набиев И.В.

Создание агитационной бригады из числа студентов-волонтеров, актива студенческого клуба «Искра»

07.10.2015-10.10.2015

Ганеева Г.М.

Разработка и утверждение положения о конкурсе среди учебных групп техникума «Лучшая волонтерская акция»

Октябрь

Сектор студ.совета техникума по профилактике правонарушений, кл.рук-ли, волонтеры

Организация проведения волонтерских акций в рамках конкурса «Лучшая волонтерская акция» на территории Кировского района г.Уфы

Октябрь

Зам. директора по ВР Зарипова А.А., соц.педагог

Киреева Р.Р.

Тематические тренинги для волонтеров по формированию коммуникативной культуры

Ноябрь- декабрь

Педагог- психолог Галимзянова Л.А.

Разработка и утверждение положения о конкурсе агитационных листовок по профилактике правонарушений и пропаганде ЗОЖ среди учебных групп техникума с приглашением специалистов УФСКН России по РБ и правоохранительных органов

Декабрь

Сектор студ.совета техникума по профилактике правонарушений, кл.рук-ли, зав.здрав.пунктом Аскарова Р.Р., соц.педагог Киреева Р.Р.,

Разработка и утверждение положения о конкурсе социальных видеороликов по профилактике правонарушений среди учебных групп техникума с приглашением специалистов УФСКН России по РБ и правоохранительных органов

Декабрь

Сектор студ.совета техникума по профилактике правонарушений, кл.рук-ли,

зав.здрав.пунктом Аскарова Р.Р., соц.педагог Киреева Р.Р., зам.директора по ВР Зарипова А.А.

Организация волонтерами ежегодного мониторинга путем анкетирования студентов по выявлению случаев употребления ПАВ

Январь

Волонтеры, студ.совет техникума, педагог-психолог Галимзянова Л.А.,

Подведение итогов проведенного мониторинга

Февраль

Волонтеры, студ.совет техникума

Организация выступления агит.бригады среди студентов ССУЗов Кировского района ГО г.Уфы

Организация выступления агит.бригады в общеобразовательных учреждениях, подростково- молодежных клубах на территории Кировского района ГО г.Уфа

Зам.директора по ВР Зарипова А.А., соц.педагог Киреева Р.Р.

Подведение итогов работы волонтерского объединения за учебный год

май

Студ.совет техникума,

зам.директора по ВР Зарипова А.А., соц.педагог Киреева Р.Р.

Информационное и методическое обеспечение волонтерского движения

Обеспечение размещения информационного материала по профилактике правонарушений и пропаганды ЗОЖ на стендах техникума

В течение года по мере поступления

Волонтеры,

Обеспечение размещения информационного материала по профилактике правонарушений и пропаганды ЗОЖ на официальном сайте техникума

В течение года по мере поступления

Волонтеры,

сектор связи с общественностью студ. совета техникума,

куратор сектора Рахматуллин Р.Р., редактор газеты Габдуллин Д.Н., зав.здрав.пунктом Аскарова Р.Р., заместитель директора по ВР Зарипова А.А.

Обеспечение размещения информационного материала по профилактике правонарушений и пропаганды ЗОЖ в газете техникума «Лесной спецназ»

В течение года по мере поступления

Волонтеры,

сектор связи с общественностью студенческого совета техникума, куратор сектора Рахматуллин Р.Р.,

редактор газеты Габдуллин Д.Н., зав.здрав.пунктом Аскарова Р.Р., заместитель директора по ВР Зарипова А.А.

Ознакомление студентов техникума с расписанием спортивных секций, творческих кружков студенческого клуба «Искра».

03.09.2015 – 05.09.2015

Сектора культурно-массовой работы, спортивной работы студенческого совета техникума, руководитель

Подготовка сценария выступления агит.бригады по профилактике правонарушений

17.11.2015- 21.11-.2015

Актив студ.клуба, волонтеры, руководитель студ.клуба

Ганеева Г.М.

Разработка методических рекомендаций для волонтеров по проведению профилактической работы с подростками во время их работы в общеобразовательных учреждениях, подростково- молодежных клубах на территории Кировского района ГО г.Уфа

По мере необходимости

Зам.директора по ВР Зарипова А.А., соц. педагог Киреева Р.Р.,

студ. совет техникума

Пополнение фонда библиотеки документами и литературой по профилактике правонарушений и пропаганде ЗОЖ

В течение года

Заведующий отделом музея и библиотеки Тужилова В.В.

Профилактические мероприятия

Профилактическая беседа, направленная на защиту студенческой молодежи от проблем, связанных с незаконным оборотом наркотиков, с приглашением специалистов УФСКН России по РБ и управления центра общественной безопасности и профилактики несовершеннолетних по Кировскому району г.Уфы

18.09.2015

Сектор студ.совета техникума по профилактике правонарушений, соц. педагог Киреева Р.Р.,

зав.здрав.пунктом Аскарова Р.Р.,

Профилактический рейд с целью предупреждения и выявления употребления ПАВ в общежитии ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз-техникум» по адресу: г.Уфа, ул.Свердлова, д.60 с приглашением специалистов УФСКН России по РБ и управления центра общественной безопасности и профилактики несовершеннолетних по Кировскому району г.Уфы

24.09.2015

Студ.совет общежития, воспитатели, соц.педагог Киреева Р.Р.,

зав.здрав.пунктом Аскарова Р.Р.,

Антинаркотический интернет – урок «Имею право знать!» с использованием материалов сайта ФСКН России

В течение года

Студ.совет, соц. педагог Киреева Р.Р., зам. директора по ВР Зарипова А.А., зав. отделениями Ихсанова Г.В., Набиев И.В.

Запись студентов в спортивные секции и творческие кружки

В течение года

Сектора культурно-массовой работы, спортивной работы студенческого совета техникума

Участие учебных групп в конкурсе «Лучшая группа техникума»

В течение года

Студ.совет техникума, актив учебных групп, волонтеры,

Проведение конкурса среди учебных групп техникума «Лучшая волонтерская акция» на территории техникума, Кировского района г.Уфы

Ноябрь

Сектор студ.совета техникума по профилактике правонарушений, кл.рук-ли, волонтеры, зав.отделениями Ихсанова Г.В., Набиев И.В.

Международный день отказа от курения:

Оформление информационного стенда

Акция «Сломай сигарету или сигарета сломает тебя»

Конкурс плакатов «Сделай свой выбор»

20.11.2015

Соц. педагог Киреева Р.Р.,

кл.рук-ли

Проведение обучающего семинара для членов студенческого совета техникума и волонтеров на тему: «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при отравлении токсическими и психотропными веществами» с приглашением специалистов УФСКН России по РБ

Социальный педагог Киреева Р.Р., зав.здрав.пунктом Аскарова Р.Р., волонтеры, студ.совет техникума

Выступление агит.бригады среди студентов Уфимского лесхоза-техникума

Декабрь

Актив студ.клуба, волонтеры, руководитель студ.клуба

Ганеева Г.М., зам.директора по ВР Зарипова А.А.

Выступления агит.бригады среди студентов ССУЗов Кировского района ГО г.Уфы

По согласованию с администрацией ССУЗов Кировского района ГО г.Уфа

Зам.директора по ВР Зарипова А.А.

Выступления агит.бригады в общеобразовательных учреждениях, подростково- молодежных клубах на территории Кировского района ГО г.Уфа

По согласованию с отделом образования Администрации Кировского района ГО г.Уфа

Зам.директора по ВР Зарипова А.А.

Проведение конкурса агитационных листовок по профилактике правонарушений и пропаганде ЗОЖ среди учебных групп техникума с приглашением специалистов УФСКН России по РБ, правоохранительных органов

Февраль

Сектор студ.совета техникума по профилактике правонарушений, кл.рук-ли, зав.отделениями Ихсанова Г.В., Набиев И.В.

Проведение конкурса социальных видеороликов по профилактике правонарушений и пропаганде ЗОЖ среди учебных групп техникума с с приглашением специалистов УФСКН России по РБ и управления центра общественной безопасности и профилактики несовершеннолетних по Кировскому району г.Уфы

Март

Сектор студ.совета техникума по профилактике правонарушений, кл.рук-ли, зав.отделениями Ихсанова Г.В., Набиев И.В.,

зав.здрав.пунктом Аскарова Р.Р.,

соц. педагог Киреева Р.Р.,

зам.директора по ВР Зарипова А.А.

Организация проведения «круглого стола» на темы профилактики правонарушений и предупреждению употребления ПАВ среди молодежи с приглашением специалистов УФСКН России по РБ, управления центра общественной безопасности и профилактики несовершеннолетних по Кировскому району г.Уфы, и других правоохранительных органов

Апрель

Сектор студ.совета техникума по профилактике правонарушений

Проведение книжных выставок для студентов техникума в читальном зале с целью профилактики правонарушений и пропаганды ЗОЖ

По плану работы библиотеки

Заведующий отделом библиотеки и музея Тужилова В.В.

Организация и проведение праздников, вечеров досуга, смотров, конкурсов

Зам.директора по ВР, руководитель студ.клуба зав.отделениями Ихсанова Г.В., Набиев И.В.,

студ. совет техникума

Участие студентов учебных групп в мероприятиях, конкурсах, вечеров досуга

По плану работы студенческого клуба «Искра»

Культурно-массовый сектор учебных групп,

кл.рук-ли, зав.отделениями Ихсанова Г.В., Набиев И.В.

Формирование здорового образа жизни

Проведение осеннего л/а кросса, посвященного памяти Светланы Гармс

сентябрь

Зам.диреткора по ВР Зарипова А.А., руководитель физ.воспитания Лукманов Ф.Н., преподаватель Мусин А.Х.,

спортивный сектор студ.совета техникума

Проведение студенческой Спартакиады среди учебных групп техникума

По графику в течение года

Руководитель физ.воспитания Лукманов Ф.Н., куратор спорт. сектора студ. совета техникума

Мусин А.Х.,

спортивный сектор студ.совета

Анкетирование студентов с целью улучшения условий и качества питания в столовой техникума

октябрь

Волонетеры, соц.педагог Киреева Р.Р.,

зав.столовой Сафина М.Р.,

зав.здрав.пунктом Аскарова Р.Р.

Акция «Здоровое питание»

Декабрь

Студ.совет техникума, волонтеры,

соц. педагог Киреева Р.Р.,

зав. столовой Сафина М.Р.,

зав.здрав.пунктом Аскарова Р.Р.

Распространение информационно- агитационного материала по формированию культуры здорового образа жизни

В течение года

Волонтеры,

сектор связи с общественностью студ.совета техникума

Рейды по проверке санитарного состояния студенческих комнат в общежитии

еженедельно

Студ.совет общежития, куратор студ.совета общежития

Габдульменова А.З.,

зав.здрав.пунктом Аскарова Р.Р.

Проведение лектория «Здоровье» для студентов техникума на темы:

- «Красота и здоровье»;

- «Секреты правильного питания»;

- «Кладовая витаминов»;

- «Домашняя аптека»;

- «Микробы и вирусы» и др.

ежемесячно

Волонтеры,

зав.здрав.пунктом Аскарова Р.Р.

Заместитель директора по ВР Зарипова А.А.

Социальный педагог Киреева Р.Р.

9. ПРЕДПОЛАГАЕМЫй РЕЗУЛЬТАТ

Создание единой научно-обоснованной модели развития студенческого волонтерского движения «Время выбрало нас» с учетом особенностей и многообразия форм и методов профилактической работы.

2. Привлечение и обучение к работе с волонтерами достаточного
количества профессионалов по профилактике.

3. Увеличение числа студентов-добровольцев, работающих по программе
первичной профилактики социально опасных заболеваний.

4. Создание сети добровольческих служб, основной целью деятельности которых является снижение риска приобщения молодежи к социально опасным заболеваниям.

Основным результатом работы по программе будет являться уменьшение факторов риска приобщения к ПАВ подростков благодаря работе волонтёров и формирования в ходе этой деятельности более ответственного, стойкого в трудностях и осознанного в своих выборах человека.

Волонтерское движение в системе

Воспитания подрастающего поколения

в условиях ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры»

Кудинова Е.А. –преподаватель специальных

Дисциплин ОГБОУ СПО «РКК»,

Г.Шацк, Рязанская обл.

Аннотация: В данной статье рассматривается организация волонтерского движения в ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры»

Ключевые слова: волонтёрство, волонтер, социально-культурная деятельность, студенчество.

«Люди, которые готовы посвятить время тому, чтобы стать частью истории» - именно так называют волонтеров .

Волонтёрство или волонтёрская деятельность (от voluntarius - добровольно) - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) .

Студенческое волонтерское движение – одно из приоритетных направлений воспитательной работы ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры».

Развитие студенческого волонтерского движения в учреждениях среднего профессионального образования является эффективным способом организации воспитательного процесса будущих специалистов социально-культурной сферы.

В процессе участия в волонтерской деятельности будущие работники социально-культурной сферы проявляют себя как толерантные, отзывчивые, гуманные, ответственные, бескорыстные личности. В этом и заключается основной воспитательный эффект волонтерской студенческой работы.

Волонтеры колледжа культуры принимают активное участие в добровольческих городских, районных, областных акциях.

Так, например, студенты-волонтеры участвовали городских социально-культурных акциях: «Наш парк», «Весенний трудовой десант», «Голосуй, а то проиграешь!», проводимых местным отделением «Молодая гвардия Единой России».

Кроме этого, преподаватели и студенты колледжа культуры на протяжении пяти лет выезжают в детский оздоровительный лагерь «Лесная сказка» (Сасовский р-н, с. Мыс Доброй надежды»), где дают благотворительный концерт для отдыхающих воспитанников школ-интернатов Рязанской области.

Важной и значимой для волонтеров колледжа культуры является работа по оказанию помощи участникам Великой отечественной войны. Ежегодно в образовательном учреждении организуется акция «Помоги ветерану». Студенты оказывают посильную помощь по хозяйству. Также проводятся встречи с участниками войны, бывшими работниками колледжа – Теляевым Л.И, Стикиным А.В.

В рамках празднования дня пожилого человека преподаватели и студенты постоянно выезжают с концертами в отделение временного проживания пожилых людей (Дом ветеранов).

В преддверии 2013 года преподаватели и студенты колледжа активно проявили себя в Областной благотворительной акции «Новый год приходит в гости!». С театрализованной игровой программой они посетили Чучковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, «Сасовский социально-реабилитационный центр», Потьминский дом-интернат для умственно-отсталых детей. За плодотворную социально-культурную и творческую работу преподавателей и обучающихся администрация колледжа культуры, в лице директора Леженкиной Л.А., получили положительные отзовы, благодарственные письма.

Данная акция стала традиционной уже на уровне колледжа культуры. Вот уже в третий раз преподаватели и студенты-волонтеры посещают социально-реабилитационные центры с подарками, и не только творческими. К данной работе активно привлекаются местные предприниматели, молодые мамы М.А.Степкова и Ю.В.Петракова. В преддверии 2014 года участниками театрализованного представления «Новогодний переполох» стали не только преподаватели и студенты колледжа, но и дети педагогов, спонсоры со своими детьми.

Кроме этого, студенты-волонтеры под руководством педагогов-координаторов – Колошеиной А.И., Булгаковой М.И. постоянно осуществляют выезды в «Сасовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» с анимационными фольклорными развлекательно-познавательными программами и игровыми программами: «Масляничные забавы», «Скоморошьи потехи» и др.

Следует отметить, что студентка колледжа культуры Райковская Евгения за активную волонтерскую деятельность стала дипломантом областного конкурса «Марафон добрых дел» (г.Рязань) в номинации «Доброволец года».

Очевидно, что в условиях ОГБОУ СПО «Рязанского колледжа культуры» осуществляется большая работа по пропаганде волонтерского движения, как в рамках города, так и за его пределами. Но существует ряд слабых сторон, которые в ближайшее время непременно будут ликвидированы.

На наш взгляд, необходимо на базе колледжа культуры создать постоянно действующий отряд волонтеров под руководством педагога-лидера-координатора. Также необходимо обновление учебно-методического комплекса, проведение тренингов для преподавателей и студентов по работе в команде, развитию лидерских качеств, формированию коммуникационных навыков, а также мастер-классов с участием представителей благотворительных организации и добровольческих движений.

Несомненно, что волонтерство – это огромный профессиональный и жизненный опыт! Вступив в ряды волонтеров, и работая над серьезными проблемами, люди проявляют свою самостоятельность, креативность, оригинальный подход к решению социально-значимых проблем, что способствует успешной реализации в жизни и продвижению по карьерной лестнице. Ведь успех – это один из факторов, способных улучшить взаимоотношения между людьми; это процесс, который помогает человеку поверить в себя и свои способности; помогает избежать ошибок; поддерживает при неудачах. В этом и заключается основа концепции педагогики успеха студентов и преподавателей колледжа культуры, осуществляющих волонтерскую деятельность.

Генеральный секретарь ООН Кофи Анан считает, что «в сердце добровольчества/волонтерства собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше» .

Реализуя волонтерскую деятельность, преподаватели и студенты ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры» хотят сделать мир лучше и с тать частью истории свой страны!

Список использованной литературы

  1. Энциклопедия социальной работы / под ред Е.И. Холостовой. - М., 2003. - 346 с .
  2. Wikipedia.org
  3. http://www.world4u.ru/volonter.html

Разделы: Администрирование школы

Каждое учебное заведение ищет свой неповторимый, индивидуальный почерк в работе, который бы способствовал решению важнейшей педагогической задачи – формированию целостной, гармонично-развитой и социально-зрелой личности. Не является исключением и наше учебное заведение.
На сегодняшний день мы, как и многие наши коллеги, находимся в постоянном поиске новых идей, новый направлений воспитательной работы, которые бы способствовали долговременным, положительным результатам в учебно-воспитательной деятельности. Одним из таких результативных направлений в нашей работе является волонтёрская деятельность.

Потому как волонтерство не только почетно и привлекательно, так как позволяет раскрыть лучшие человеческие и гражданские качества, демонстрирует зрелость, но и приносит реальную пользу обществу.

Волонтерская деятельность в колледже осуществляется по четырем направлениям:

1. Пропаганда ЗОЖ
2. Профориентационная работа
3. Забота о ветеранах ВОВ
4. Внеаудиторная деятельность

Так наши студенты, это будущие медицинские работники, то самые многочисленные отряды волонтеров работают по пропаганде ЗОЖ.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла...

В.О.Ключевский

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование у них здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии прочно входят в учебно-воспитательный процесс. Особое место по формированию здорового образа жизни занимает систематическая воспитательная работа с молодежью.

Анализ ситуации в стране показал, что ежегодно увеличивается число алкоголиков и наркоманов. Масштаб и темпы роста алкоголизма и наркомании свидетельствуют о необходимости привлечения к этой работе широких слоев общественности. В связи с этим развитие молодежного волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни является значимым направлений воспитательной работы.

Волонтеры – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. Волонтер колледжа – доброволец, ведущий и пропагандирующий здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Основной целью волонтерского движения по пропаганде ЗОЖ является: формирование и утверждение позитивного отношения молодежи к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения; освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.

Задачи, для реализации поставленной цели:

  • сформировать у учащихся культуру сохранения здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни;
  • сдержать вовлечение обучающихся в употребление психоактивных веществ (ПАВ) за счёт пропаганды здорового образа жизни;
  • повысить социальную активность молодежи путём привлечения к волонтерской деятельности;
  • информировать о возможностях полезного досуга, занятий физкультурой и спортом, участия в творческих объединениях;
  • повысить с помощью СМИ уровень информированности подростков и молодёжи о ведении здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.

Наиболее эффективными видами деятельности для реализации данного движения являются:

  • Проведение УИРС по ЗОЖ
  • Проведение профилактических занятий и тренингов
  • Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр.
  • Распространение информации, создание плакатов, брошюр.
  • Творческая деятельность.
  • Разработка станционных игр, массовых акций.
  • Сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.

Как подготовить волонтеров?

В колледже потребность в разработке проекта (схемы) подготовки волонтеров обусловлена необходимостью совершенствования информационно-просветительской работы по профилактике заболеваний среди подростков и молодежи, повышения ее эффективности.

В число волонтеров входят как студенты непосредственно занимающиеся УИРС, так и студенты, не занимающиеся УИРС, но проявляющие интерес к данному движению. Осуществление проекта подготовки волонтеров опирается на особенности молодежной субкультуры. В основе обучения лежит овладение необходимыми знаниями (спецподготовка), навыками пропаганды здорового образа жизни, умение проводить акции, привлекать новых добровольцев, планировать и анализировать результаты своей деятельности. А так же развитие качеств – коммуникабельности, доброжелательности, умения публичного выступления, организаторских способностей в ходе проведения психологического тренинга.

На основе учебно-исследовательских работ студентов формируется электронный банк данных, которым активно пользуются студенты – волонтеры.
Волонтерами проводятся лекции, беседы с учащимися школ города и области, обучающимися начальных и средних специальных учреждений образования, акции по профилактике ВИЧ-инфекции, распространяются листовки, буклеты и др.
Практика показывает, что эффективность мероприятий проводимых волонтерами зачастую оказывается очень высокой. Не менее важен психологический аспект: при проведении акции «равный-обучает-равного» студенты-волонтеры, ведущие здоровый образ жизни, выступают в качестве репрезентативной группы, формируя здоровую систему ценностей. К тому же информация, полученная от сверстников, вызывает больше доверия

Данная работа складываются из предоставления иллюстративного материала, информационного сообщения с мультимедийной презентацией, демонстрации видеороликов по заявленной проблеме, организации дискуссии. Завершением работы является обратная связь с аудиторией слушателей, во время которой школьникам предлагается задать вопросы, высказать свои пожелания относительно дальнейшей встречи. Совместно с группой волонтеров работает куратор, являющийся преподавателем колледжа.
Волонтерское движение оказывает неоценимую помощь в формировании личных качеств (компетенций) будущего специалиста среднего медицинского звена.

Организация волонтерского движения по пропаганде ЗОЖ

№ п.п.

Наименование мероприятия

Примерные сроки

Ответственные
Подготовка и проведение УИРС по вопросам ЗОЖ для студентов колледжа.

Сентябрь-октябрь

Зам.директора по НМР
Заведующий физической культурой
Определение научных работ студентов для использования в волонтерской работе по пропаганде ЗОЖ.

Сентябрь-октябрь

Зам.директора по ВР
Подготовительная работа со студентами-волонтерами по проведению профилактических мероприятий по ЗОЖ. Курс «Волонтер»

Октябрь-ноябрь

Кураторы групп
Преподаватели
Заведующие отделениями
Установление социального партнерства со школами города и области: определение графика посещения школ студентами-волонтерами Зам.директора по НМР
Проведение мероприятий по профилактике вредных привычек и пропаганде ЗОЖ

октябрь-май

Кураторы групп
Студенческий совет колледжа
Создание информационного материала для проведения профилактической работы

Сентябрь-май

Зам.директора по НМР
Проведение совместного мероприятия студентов колледжа первого года обучения и учащихся школ 11 классов: «Великолепная пятерка» Студенческий совет колледжа
Преподаватели физкультуры
Участие в городских и областных акциях, посвященных ЗОЖ

В течение года

Администрация города и области
Проведение анкетирования среди школьников по результатам проведенных мероприятий

В течение года

Психолог

В процессе реализации волонтерского движения колледж налаживает взаимоотношения с многочисленными организациями города – социальное партнерство.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!