Все стихи анны барковой. Отношусь к литературе сухо


Моя мать, Баркова Елена Павловна, всю жизнь проработала в издательстве “Наука”.
Мой отец, Яковенко Леонид Аронович, архитектор, автор проекта Палеонтологического музея в Москве, лауреат Госпремии 1993 года (его сайт).

Издранные факты биографии: окончила школу № 625 и художественную школу № 3, поступила на филологический факультет МГУ, коий и окончила с отличием. Училась у Никиты Ильича Толстого, одного из крупнейших наших славистов и правнука Льва Николаевича.
Дипломная работа была посвящена мифологическим клише в русских былинах и защищалась по кафедре общего и сравнительно-исторического языкознания, ибо кафедра русского фольклора воспринять компаративистику была не в состоянии.
В 1990-1993 годах преподавала в Школе юного филолога, читала курс “Николай Рерих. Духовный поиск” – фактически, курс мировой мифологии и буддизма, тематически организованный вокруг имени Рериха. Потом на основе этого курса был создан курс в УНИКе.
После окончания филфака была дважды не допущена в аспирантуру, причем второй раз – даже до сдачи документов (!), несмотря на то, что была положительная резолюция проректора МГУ. Столь лютым отторжением горжусь.
С сентября 1993 года и по сей день преподаю в Институте истории культур (УНИК), считаю его одним из лучших вузов Москвы, причем не только по уровню профессуры, но и по уровню студентов. Основной предмет - мировая мифология.
В 1995 году активно подвизалась в Госдуме в связи с проектом по эколого-экономическому региону Алтай; имею правительственную благодарность. Статья 50 Конституции республики Алтай написана на основе моих разработок.
Примерно с 1996 года училась у С.Ю. Неклюдова, под руководством которого в 2003 году защитила кандидатскую диссертацию.
В 1997 году написала тханку Шамбалы – буддийскую икону, воссозданное знамя Центрально-азиатской экспедиции Рерихов. Картина находится в хранении Музея им. Н.К. Рериха (Москва), в котором я работала в 1998-2009 гг. в научно-просветительском отделе (пока он там был).
В декабре 2000 года родилась дочь Любовь.
В 2002 году мой перевод книги Ю.Н. Рериха "Тибетская живопись", к которому было мною написано приложение "Буддийская живопись...", был удостоен диплома АСКИ "Лучшие книги года".
С 2008 года занимаюсь коллекционированием японских кимоно, а также гравюр, живописи сумиё-э, предметов прикладного искусства. Первая выставка коллекции "Тысяча и одно кимоно" прошла в сентябре 2008 года в Третьяковской галерее (в рамках фестиваля "Пути совершенства"), с декабря 2008 года сотрудничаю с проектом "Самураи. Art of War". В ноябре 2012 года мы открыли первую совместную выставку "Кимоно. Три века японской моды" в Киеве. Всего за 4 года экспонирования коллекции прошло около 20 выставок (как в составе фестивалей, так и отдельных) на площадках Москвы, Киева, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Омска, Рязани, Пятигорска, Сочи, Геленджика.
В 2011 году приступила к разработке курса истории русской литературы для Института современной журналистики. Курс получил почти официальное название "Русская литература от олдового Нестора до нестарых Олди" и состоит из трех частей: "Старье" (древнерусская и XVIII век), "Училка" (классическая русская литература) и "Креатифф" (Серебряный век, советская и современная). Благодаря вопиющей антиакадемичности несет студентам глубокие знания.
Весной 2012 года получила должность профессора и заведующей кафедрой культурологии Института УНИК.


Основные научные публикации:
книги и брошюры

  • . Авторская программа. М., 1998.
  • // Ю.Н. Рерих. Тибетская живопись. М., 2000.
  • . Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. М., 2003
  • 2005 (в печати)


    статьи

  • // Энциклопедия для детей: Религии мира. Т.1. М., 1996.
  • Буддизм Тибета // Там же.
  • // Человек, 1996. №6; 1997. №1.
  • // Человек, 1998. №2.
  • // Человек, 2001. № 4.
  • // Человек. 2002. №1.
  • // Человек. 2003. № 5.
  • (в соавторстве с Е. Кувшиновой) // После Пламени. М.-СПб, 2004.
  • Мифологические универсалии в тибетской иконографии // Человек и природа в культурной традиции Востока. М., 2004.

  • переводы

  • Рерих Ю.Н. . М., 2000.
  • Рерих Ю.Н. . М., 2004.
  • Рерих Ю.Н. (в печати).
  • Рерих С.Н. Искусство долины Кулу (редактура перевода; в печати).

  • Основные институтские курсы:

  • Мировая мифология (с 1990 года)
  • Искусство стран буддизма (с 1994 года)
  • Жизнь и творчество семьи Рерихов (с 1990 года)
  • О портале. Миф.Ру был открыт 2 марта 2005 года. Изначально он создавался как домашняя страничка, собрание моих научных (и творческих) работ, но потом разросся за счет научной библиотеки и галерей. Название пишется с одной ошибкой (mith, а не myth), поскольку правильный адрес давно кем-то занят, хотя не используется.
    Все достоинства портала обусловлены тем, что его хозяйка (она же вебмастер) – гуманитарий; все технические недостатки – тем же самым:-)
    На сегодняшний день тематика Миф.Ру, помимо собственно мифологии и эпоса, - это история культуры, отдельно буддология, а также литература и живопись фэнтези. Столь странный и неравномерный принцип объясняется тем, что Миф.Ру по-прежнему остается “домашней страничкой” (только очень большой), отражающей мои сугубо субъективные интересы. С осени 2006 года особое место здесь занимают материалы, посвященные .
    В 2009 году портал входил в число 300 самых посещаемых сайтов Рунета в категории “Культура”. Потом хозяйка ушла в реал, и "Миф" потихоньку оброс мхом;)

    А́нна Алекса́ндровна Барко́ва (16 июля , Иваново-Вознесенск - 29 апреля , Москва) - русская поэтесса; писала также прозу и публицистику.

    Биография

    Однако мятежная натура Барковой довольно быстро приводит её к глубокому конфликту с советской действительностью. Она не может найти себе место в официальных литературных и окололитературных структурах.

    Пропитаны кровью и желчью Наша жизнь и наши дела. Ненасытное сердце волчье Нам судьба роковая дала. Разрываем зубами, когтями, Убиваем мать и отца, Не швыряем в ближнего камень- Пробиваем пулей сердца. А! Об этом думать не надо? Не надо - ну так изволь: Подай мне всеобщую радость На блюде, как хлеб и соль. 1925

    Языковая четкость её стихов отражает достоинство, с которым эта женщина прошла тернистый путь, уготованный сотням тысяч людей. (В. Казак)

    Песни на стихи Барковой исполняет Елена Фролова .
    Значительная часть литературного наследия Анны Барковой не опубликована.

    Публикации

    • Женщина: Стихи. - Пг.: Гиз, 1922. - 96 с. Предисл. А. Луначарского (воспроизведено в сб. Возвращение).
    • Настасья Костер. - М.-Пг., 1923. Пьеса.
    • биогр. справка И. Угримовой и Н. Звездочетовой; из предисл. А. В. Луначарского // Доднесь тяготеет. Вып. 1: Записки вашей современницы / сост. С. С. Виленский. - М.: Сов. писатель, С. 335-355 1989
    • Возвращение: Стихотворения. - Иваново, 1990. - 196 с. Сост. А. Агеев, Л. Садыга, Л. Таганов. Предисл. Л. Таганова.
    • сост., подгот. текста и коммент. Л. Н. Таганова и З. Я. Холодовой; вступ. ст. Л. Н. Таганова; обзор архив. следственных дел В. Д. Панова; худож. оформ. Л. А. Куцентовой. - Иваново: Иванов. гос. ун-т, 1992. - 300 с.
    • Избранные стихи - Красноярск: ИПК «ПЛАТИНА», 1998. - 75 с. Серия «Поэты свинцового века».
    • …Вечно не та. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2002. - 624 с.
    • Цикл стихотворений «Тоска татарская».
    • Вестник РХД, № 121 (1977), с.287-293.
    • «Огонек », № 35, 1988, с.36.
    • «Волга », № 3, 1991, с.78-80.
    • «Литературное обозрение », № 8, 1991.
    • «Вопросы литературы », 1997, № 6. Семь писем Барковой 1922-1975 гг. к её подруге К. И. Соколовой (1900-1984) и пять писем 1957-1967 гг. к Т. Г. Цявловской (1897-1978).
    • Анна Баркова: Сто лет одиночества // «Новый мир », № 6, 2001. Публикация и предисловие Л. Н. Таганова.
    • День поэзии. 1989. С.52-53.
    • Лазурь. Вып.1. М., 1989.
    • Средь других имен, с.95-124. (Название этой антологии поэтов-узников ГУЛАГа - цитата из стихотворения Анны Барковой.)
    • Лучшие стихи года [по мнению литературных критиков Л. Барановой, В. Кожинова, И. Ростовцевой, П. Ульяшова]. - М.: Молодая гвардия, 1991. С.171-172. 2 стихотворения в разделе Ростовцевой.
    • РПМ, с.158.
    • СТР, с.362-363.
    • РПА, с.277-278.
    • Сто одна поэтесса Серебряного века. Антология /Сост. и биогр. статьи М. Л. Гаспаров, О. Б. Кушлина и Т. Л. Никольская. - СПб.: ДЕАН, 2000. С.21-24. 4 стихотворения 20-х годов.
    • От символистов до обэриутов. Поэзия русского модернизма. Антология. Книга 2 /Сост. А. С. Карпов, А. А. Кобринский, О. А. Лекманов. - М.: Эллис Лак, 2000; 2002. С.486. Отношусь к литературе сухо…
    • Поэзия второй половины XX века /Сост. И. А. Ахметьев, М. Я. Шейнкер. - М.: СЛОВО/SLOVO, 696 с. 2002 С.30-35. ISBN 5-85050-379-X
    • Поэзия узников ГУЛАГа, с.228-233 издательство: МФД: Материк 2005 ISBN 5-85646-111-8
    • Антология самиздата. Том 1, кн. 1. С.114-121.
    • Мы - летописцы Пимены и нам не надо имени. - М.: («Аванглион», 2007) «РуПаб+», 2009. Издание 2-е, доп. (Т. И. Исаевой). С.10-14. 4 стихотворения 1920-х гг.
    • Русские стихи 1950-2000 годов. Т.1. С.75-79.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Баркова, Анна Александровна"

    Примечания

    Источники

    • А. Агеев Душа неутолённая «Волга», № 3, 1991.
    • Л. Аннинский Крестный путь Анны Барковой «Литературное обозрение », № 8, 1991.
    • И. Вербловская Поэт трагической судьбы «Нева », № 4, 1989.
    • Алена Злобина «Новый мир », 1994, № 8.
    • Юлия Еременко, Наталия Кононова Рифмы в кандалах «Киевские ведомости », 10 Июня 2002.
    • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .
    • Качалова Л.Г. Творчество Анны Барковой 1920-30-х годов в культурной парадигме эпохи: Монография. Saarbruken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.
    • Виктор Леонидов «НГ-ExLibris », 12.9. 2002.
    • Письма А. В. Луначарского к поэтессе Анне Барковой «Известия АН СССР , отделение литературы и языка», 1959. Т.18. Вып.3.
    • В. Д. Панов Обзор архивных следственных дел А. А. Барковой Избранное. Из гулаговского архива. С.271-280.
    • Леонид Таганов «Прости мою ночную душу…»: Книга об Анне Барковой - Иваново: «Талка», 1993. - 176 с.

    Ссылки

    • на сайте «Неофициальная поэзия»
    • на Радио Свобода

    Отрывок, характеризующий Баркова, Анна Александровна

    Надо бы исписать десять листов для того, чтобы перечислить все те упреки, которые делают ему историки на основании того знания блага человечества, которым они обладают.
    Что значат эти упреки?
    Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, – как то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12 м году, и поход 13 го года, не вытекают ли из одних и тех же источников – условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, – из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20 х годов?
    В чем же состоит сущность этих упреков?
    В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, – что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанном книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку.
    Но если даже предположить, что Александр I пятьдесят лет тому назад ошибался в своем воззрении на то, что есть благо народов, невольно должно предположить, что и историк, судящий Александра, точно так же по прошествии некоторого времени окажется несправедливым, в своем воззрении на то, что есть благо человечества. Предположение это тем более естественно и необходимо, что, следя за развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества; так что то, что казалось благом, через десять лет представляется злом; и наоборот. Мало того, одновременно мы находим в истории совершенно противоположные взгляды на то, что было зло и что было благо: одни данную Польше конституцию и Священный Союз ставят в заслугу, другие в укор Александру.
    Про деятельность Александра и Наполеона нельзя сказать, чтобы она была полезна или вредна, ибо мы не можем сказать, для чего она полезна и для чего вредна. Если деятельность эта кому нибудь не нравится, то она не нравится ему только вследствие несовпадения ее с ограниченным пониманием его о том, что есть благо. Представляется ли мне благом сохранение в 12 м году дома моего отца в Москве, или слава русских войск, или процветание Петербургского и других университетов, или свобода Польши, или могущество России, или равновесие Европы, или известного рода европейское просвещение – прогресс, я должен признать, что деятельность всякого исторического лица имела, кроме этих целей, ещь другие, более общие и недоступные мне цели.
    Но положим, что так называемая наука имеет возможность примирить все противоречия и имеет для исторических лиц и событий неизменное мерило хорошего и дурного.
    Положим, что Александр мог сделать все иначе. Положим, что он мог, по предписанию тех, которые обвиняют его, тех, которые профессируют знание конечной цели движения человечества, распорядиться по той программе народности, свободы, равенства и прогресса (другой, кажется, нет), которую бы ему дали теперешние обвинители. Положим, что эта программа была бы возможна и составлена и что Александр действовал бы по ней. Что же сталось бы тогда с деятельностью всех тех людей, которые противодействовали тогдашнему направлению правительства, – с деятельностью, которая, по мнению историков, хороша и полезна? Деятельности бы этой не было; жизни бы не было; ничего бы не было.
    Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни.

    Если допустить, как то делают историки, что великие люди ведут человечество к достижению известных целей, состоящих или в величии России или Франции, или в равновесии Европы, или в разнесении идей революции, или в общем прогрессе, или в чем бы то ни было, то невозможно объяснить явлений истории без понятий о случае и о гении.
    Если цель европейских войн начала нынешнего столетия состояла в величии России, то эта цель могла быть достигнута без всех предшествовавших войн и без нашествия. Если цель – величие Франции, то эта цель могла быть достигнута и без революции, и без империи. Если цель – распространение идей, то книгопечатание исполнило бы это гораздо лучше, чем солдаты. Если цель – прогресс цивилизации, то весьма легко предположить, что, кроме истребления людей и их богатств, есть другие более целесообразные пути для распространения цивилизации.
    Почему же это случилось так, а не иначе?
    Потому что это так случилось. «Случай сделал положение; гений воспользовался им», – говорит история.
    Но что такое случай? Что такое гений?
    Слова случай и гений не обозначают ничего действительно существующего и потому не могут быть определены. Слова эти только обозначают известную степень понимания явлений. Я не знаю, почему происходит такое то явление; думаю, что не могу знать; потому не хочу знать и говорю: случай. Я вижу силу, производящую несоразмерное с общечеловеческими свойствами действие; не понимаю, почему это происходит, и говорю: гений.
    Для стада баранов тот баран, который каждый вечер отгоняется овчаром в особый денник к корму и становится вдвое толще других, должен казаться гением. И то обстоятельство, что каждый вечер именно этот самый баран попадает не в общую овчарню, а в особый денник к овсу, и что этот, именно этот самый баран, облитый жиром, убивается на мясо, должно представляться поразительным соединением гениальности с целым рядом необычайных случайностей.
    Но баранам стоит только перестать думать, что все, что делается с ними, происходит только для достижения их бараньих целей; стоит допустить, что происходящие с ними события могут иметь и непонятные для них цели, – и они тотчас же увидят единство, последовательность в том, что происходит с откармливаемым бараном. Ежели они и не будут знать, для какой цели он откармливался, то, по крайней мере, они будут знать, что все случившееся с бараном случилось не нечаянно, и им уже не будет нужды в понятии ни о случае, ни о гении.
    Только отрешившись от знаний близкой, понятной цели и признав, что конечная цель нам недоступна, мы увидим последовательность и целесообразность в жизни исторических лиц; нам откроется причина того несоразмерного с общечеловеческими свойствами действия, которое они производят, и не нужны будут нам слова случай и гений.
    Стоит только признать, что цель волнений европейских народов нам неизвестна, а известны только факты, состоящие в убийствах, сначала во Франции, потом в Италии, в Африке, в Пруссии, в Австрии, в Испании, в России, и что движения с запада на восток и с востока на запад составляют сущность и цель этих событий, и нам не только не нужно будет видеть исключительность и гениальность в характерах Наполеона и Александра, но нельзя будет представить себе эти лица иначе, как такими же людьми, как и все остальные; и не только не нужно будет объяснять случайностию тех мелких событий, которые сделали этих людей тем, чем они были, но будет ясно, что все эти мелкие события были необходимы.
    Отрешившись от знания конечной цели, мы ясно поймем, что точно так же, как ни к одному растению нельзя придумать других, более соответственных ему, цвета и семени, чем те, которые оно производит, точно так же невозможно придумать других двух людей, со всем их прошедшим, которое соответствовало бы до такой степени, до таких мельчайших подробностей тому назначению, которое им предлежало исполнить.

    Основной, существенный смысл европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад. Первым зачинщиком этого движения было движение с запада на восток. Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтобы они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственной группой востока; 2) чтобы они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать имеющие совершиться обманы, грабежи и убийства, которые сопутствовали этому движению.

    В бараке

    Я не сплю. Заревели бураны

    С неизвестной забытой поры,

    А цветные шатры Тамерлана

    Там, в степях...

    И костры, костры.

    Возвратиться б монгольской царицей

    В глубину пролетевших веков.

    Привязала б к хвосту кобылицы

    Я любимых своих и врагов.

    Поразила бы местью дикарской

    Я тебя, завоеванный мир,

    Побежденным в шатре своем царском

    Я устроила б варварский пир.

    А потом бы в одном из сражений,

    Из неслыханных оргийных сеч

    В неизбежный момент пораженья

    Я упала б на собственный меч.

    Что, скажите, мне в этом толку,

    Что я женщина и поэт?

    Я взираю тоскующим волком

    В глубину пролетевших лет.

    И сгораю от жадности странной

    И от странной, от дикой тоски.

    А шатры и костры Тамерлана

    От меня далеки, далеки.

    1935 год. Караганда

    Вера Фингер

    Ветер мартовский, мартовский ветер

    Обещает большой ледоход.

    А сидящего в пышной карете

    Смерть преследует, ловит, ждет.

    Вот он едет. И жмется в кучи

    Любопытный и робкий народ.

    И осанистый царский кучер

    Величаво глядит вперед.

    Он не видит, что девушка нежная,

    Но с упрямым не девичьим лбом,

    Вверх взметнула руку мятежную

    С мирным знаменем, белым платком.

    Ни зевакой, ни бойкой торговкой

    Ты на месте том не была.

    Только ум и рука твоя ловкая

    Это дело в проекте вела.

    Эх вы, русские наши проекты

    На убийство, на правду, на ложь!

    Открывая новую секту,

    Мы готовим для веры чертеж.

    Не была там, но дело направила

    И дала указанье судьбе.

    Там ты самых близких оставила,

    Самых близких и милых тебе.

    А потом вашу жизнь, и свободу,

    И кровавую славную быль

    Пронизал, припечатал на годы

    Петропавловский острый шпиль.

    А потом всё затихло и замерло,

    Притаилась, как хищник, мгла.

    В Шлиссельбургских секретных камерах

    Жизнь созрела и отцвела.

    Переезды, патетика встреч,

    Чьи-то речи, звучащие пылко,

    И усталость надломленных плеч.

    Жутко, дико в открытом пространстве,

    В одиночке спокойно шагнешь.

    И среди европейских странствий

    Била страшная русская дрожь.

    Но тревожили бомбы террора

    Тех, кто мирным покоился сном,

    Ночь глухую российских просторов

    Озаряя мгновенным огнем.

    Да, у вас появился наследник,

    Не прямой и не цельный, как вы.

    Ваша вера - и новые бредни,

    Холод сердца и страсть головы.

    Вам, упорным, простым и чистым,

    Были странно порой далеки

    Эти страстные шахматисты,

    Математики, игроки.

    Властолюбцы, иезуиты,

    Конспирации мрачной рабы,

    Всех своих предававшие скрыто

    На крутых подъемах борьбы.

    В сатанинских бомбовых взрывах

    Воплощал он народный гнев, -

    Он, загадочный, молчаливый,

    Гениальный предатель Азеф.

    Но не вы, не они. Кто-то третий

    Русь народную крепко взнуздал,

    Бунт народный расчислил, разметил

    И гранитом разлив оковал.

    Он империю грозную создал,

    Не видала такой земля.

    Загорелись кровавые звезды

    На смирившихся башнях Кремля.

    И предательских подвигов жажда

    Обуяла внезапно сердца,

    И следил друг за другом каждый

    У дверей, у окна, у крыльца.

    Страха ради, ради награды

    Зашушукала скользкая гнусь.

    Круг девятый Дантова ада

    Заселила советская Русь.

    Ты молчала. И поступью мерной

    Сквозь сгустившийся красный туман

    Шла к последним товарищам верным

    В клуб музейных политкаторжан.

    Но тебе в открытом пространстве

    Было дико и страшно, как встарь.

    В глубине твоих сонных странствий

    Появлялся убитый царь.

    И шептала с мертвой улыбкой

    Ненавистная прежде тень:

    «Вот ты видишь, он был ошибкой,

    Этот мартовский судный день.

    Вы взорвали меня и трон мой,

    Но не рабство сердец и умов,

    Вот ты видишь, рождаются сонмы

    Небывалых новых рабов».

    Просыпалась ты словно в агонии,

    Задыхаясь в постельном гробу,

    С поздней завистью к участи Сони,

    И к веревке ее, и столбу.

    Возвращение

    Вышел Иван из вагона

    С убогой своей сумой.

    Народ расходился с перрона

    К знакомым, к себе домой.

    Иван стоял в раздумье,

    Затылок печально чесал,

    Здесь, в этом вокзальном шуме,

    Никто Ивана не ждал.

    Он, сгорбившись, двинулся в путь

    С убогой своей сумой,

    И било в лицо и в грудь

    Ночною ветреной тьмой.

    На улицах было тихо,

    И ставни закрыли дома,

    Как будто бы ждали лиха,

    Как будто бы шла чума.

    Он шел походкой не спорой,

    Не чуя усталых ног.

    Не узнал его русский город,

    Не узнал и узнать не мог.

    Он шел по оврагам, по горкам,

    Не чуя натруженных ног,

    Он шел, блаженный и горький,

    Иванушка-дурачок.

    Из сказок герой любимый,

    Царевич, рожденный в избе,

    Идет он, судьбой гонимый,

    Идет навстречу судьбе.

    Восемь лет, как один годочек...

    Восемь лет, как один годочек,

    Исправлялась я, мой дружочек.

    А теперь гадать бесполезно,

    Что во мгле - подъем или бездна.

    Улыбаюсь навстречу бедам,

    Напеваю что-то нескладно,

    Только вместе ни рядом, ни следом

    Не пойдешь ты, друг ненаглядный.

    Где верность какой-то отчизне...

    Где верность какой-то отчизне

    И прочность родимых жилищ?

    Вот каждый стоит перед жизнью -

    Могуч, беспощаден и нищ.

    Вспомянем с недоброй улыбкой

    Блужданья наивных отцов.

    Была роковою ошибкой

    Игра дорогих мертвецов.

    С покорностью рабскою дружно

    Мы вносим кровавый пай

    Затем, чтоб построить ненужный

    Железобетонный рай.

    Живет за окованной дверью

    Во тьме наших странных сердец

    Служитель безбожных мистерий,

    Великий страдалец и лжец.

    Герои нашего времени

    Героям нашего времени

    Не двадцать, не тридцать лет.

    Тем не выдержать нашего времени,

    Мы герои, веку ровесники,

    Совпадают у нас шаги.

    Мы и жертвы, и провозвестники,

    И союзники, и враги.

    Ворожили мы вместе с Блоком,

    Занимались высоким трудом.

    Золотистый хранили локон

    И ходили в публичный дом.

    Разрывали с народом узы

    И к народу шли в должники.

    Надевали толстовские блузы,

    Вслед за Горьким брели в босяки.

    Мы испробовали нагайки

    Староверских казацких полков

    И тюремные грызли пайки

    У расчетливых большевиков.

    Трепетали, завидя ромбы

    И петлиц малиновый цвет,

    От немецкой прятались бомбы,

    На допросах твердили «нет».

    Мы всё видели, так мы выжили,

    Биты, стреляны, закалены,

    Нашей родины злой и униженной

    Злые дочери и сыны.

    Днем они все подобны пороху...

    Днем они все подобны пороху,

    А ночью тихи, как мыши.

    Они прислушиваются к каждому шороху,

    Который откуда-то слышен.

    Там, на лестнице... Боже! Кто это?

    Звонок... К кому? Не ко мне ли?

    А сердце-то ноет, а сердце ноет-то!

    А с совестью - канители!

    Вспоминается каждый мелкий поступок,

    Боже мой! Не за это ли?

    С таким подозрительным - как это глупо!

    Пил водку и ел котлеты!

    Утром встают. Под глазами отеки.

    Но страх ушел вместе с ночью.

    И песню свистят о стране широкой,

    Где так вольно дышит... и прочее.

    Дурочка

    Я сижу одна на крылечке, на крылечке,

    И стараюсь песенку тинькать.

    В голове бегает, кружится человечек

    И какой-то поворачивает винтик.

    Я слежу вот за этой серенькой птичкой…

    Здесь меня не увидит никто.

    Человечек в голове перебирает вещички,

    В голове непрестанное: ток, ток.

    «Это дурочка», – вчера про меня шепнули,

    И никто не может подумать о нём.

    А, чудесная птичка! Гуленьки, гули!

    Человечек шепчет: «Подожги-ка свой дом».

    Голова болит из-за тебя, человечек.

    Какой вертлявый ты, жужжащий! Как тонок!

    Вытащу тебя, подожгу на свечке,

    Запищишь ты, проклятый, как мышонок.

    Если б жизнь повернуть на обратное...

    Если б жизнь повернуть на обратное,

    Если б сызнова все начинать!

    Где ты, “время мое невозвратное”?

    Золотая и гордая стать!

    Ну, а что бы я все-таки делала,

    Если б новенькой стала, иной?

    Стала б я на все руки умелая,

    С очень гибкой душой и спиной.

    Непременно пролезла бы в прессу я,

    Хоть бы с заднего - черт с ним! - крыльца,

    Замечательной поэтессою,

    Патриоткою без конца.

    Наторевши в Священном Писании,

    Я разила бы ересь кругом,

    Завела бы себе автосани я

    И коттеджного облика дом.

    Молодежь бы встречала ощерясь я

    И вгоняя цитатами в дрожь,

    Потому что кощунственной ересью

    Зачастую живет молодежь.

    И за это большими медалями

    На меня бы просыпалась высь,

    И быть может, мне премию дали бы:

    Окаянная, на! Подавись!

    Наконец, благодарная родина

    Труп мой хладный забила бы в гроб,

    В пышный гроб цвета красной смородины.

    Все достигнуто. Кончено, стоп!

    И внимала бы публика видная

    Очень скорбным надгробным словам

    (Наконец-то подохла, ехидная,

    И дорогу очистила нам!):

    Мы украсим, друзья, монументами

    Этот славный и творческий путь...

    И потом истуканом цементным мне

    Придавили бы мертвую грудь.

    И вот это, до дури пошлое,

    Мы значительной жизнью зовем.

    Ах, и вчуже становится тошно мне

    В арестантском бушлате моем.

    Хорошо, что другое мне выпало:

    Нищета, и война, и острог.

    Что меня и снегами засыпало,

    И сбивало метелями с ног.

    И что грозных смятений созвездия

    Ослепляют весь мир и меня,

    И что я доживу до возмездия,

    До великого судного дня.

    Загон для человеческой скотины...

    Загон для человеческой скотины.

    Сюда вошел - не торопись назад.

    Здесь комнат нет. Убогие кабины.

    На нарах бирки. На плечах - бушлат.

    И воровская судорога встречи,

    Случайной встречи, где-то там, в сенях.

    Без слова, без любви. К чему здесь речи?

    Осудит лишь скопец или монах.

    На вахте есть кабина для свиданий,

    С циничной шуткой ставят там кровать:

    Здесь арестантке, бедному созданью,

    Позволено с законным мужем спать.

    Страна святого пафоса и стройки,

    Возможно ли страшней и проще пасть -

    Возможно ли на этой подлой койке

    Растлить навек супружескую страсть!

    Под хохот, улюлюканье и свисты,

    По разрешенью злого подлеца...

    Нет, лучше, лучше откровенный выстрел,

    Так честно пробивающий сердца.

    Зажигаясь и холодея...

    Зажигаясь и холодея,

    Вас кляну я и вам молюсь:

    Византия моя, Иудея

    И крутая свирепая Русь.

    Вы запутанные, полночные

    И с меня не сводите глаз,

    Вы восточные, слишком восточные,

    Убежать бы на запад от вас.

    Где все линии ясные, четкие:

    Каждый холм, и дворцы, и храм,

    Где уверенною походкой

    Все идут по своим делам,

    Где не путаются с загадками

    И отгадок знать не хотят,

    Где полыни не пьют вместо сладкого,

    Если любят, то говорят.

    Заклятие

    Я в глаза твои загляну,

    Я тебя навсегда закляну.

    Ты не сможешь меня забыть

    И тоску обо мне избыть.

    Я с туманом - в окно - в твой дом

    И в тумане истаю седом.

    Ты пройдешь по знакомым местам

    В переулках темных, глухих

    Ты услышишь вот эти стихи.

    И увидишь: я жду на углу

    И рассеюсь в вечернюю мглу.

    Я тебя навсегда закляну.

    Я в твоем, ты в моем плену.

    И в близости сердца так одиноки...

    И в близости сердца так одиноки,

    Как без живых космическая ночь.

    Из отдаленных вышли мы истоков,

    На миг слились - и прочь, и снова прочь.

    И каждый там пройдет, в своем просторе,

    В пустом, где умирают все лучи.

    Мы вновь сольемся в равнодушном море,

    Где нас не разлучить, не разлучить.

    Инквизитор

    Я помню: согбенный позором,

    Снегов альпийских белей,

    Склонился под огненным взором,

    Под взором моим Галилей.

    И взгляд я отвел в раздумье,

    И руки сжал на кресте.

    Ты прав, несчастный безумец,

    Но гибель в твоей правоте.

    Ты сейчас отречешься от мысли,

    Отрекаться будешь и впредь.

    Кто движенье миров исчислил,

    Будет в вечном огне гореть.

    Что дадите вы жалкой черни?

    Мы даем ей хоть что-нибудь.

    Всё опасней, страшней и неверней

    Будет избранный вами путь.

    Вы и сами начнете к Богу

    В неизбывной тоске прибегать.

    Разум требует слишком много,

    Но не многое может дать.

    Затоскуете вы о чуде,

    Прометеев огонь кляня,

    И осудят вас новые судьи

    Беспощадней в стократ, чем я.

    Ты отрекся, не выдержал боя,

    Выходи из судилища вон.

    Мы не раз столкнемся с тобою

    В повтореньях и смуте времен.

    Я огнем, крестом и любовью

    Усмиряю умов полет,

    Стоит двинуть мне хмурой бровью,

    И тебя растерзает народ.

    Но сегодня он жжет мне руки,

    Этот крест. Он горяч и тяжел.

    Сквозь огонь очистительной муки

    Слишком многих я в рай провел.

    Солнца свет сменяется мглою,

    Ложь и истина - всё игра.

    И пребудет в веках скалою

    Только Церковь Святого Петра.

    Костер в ночи безбрежной...

    Костер в ночи безбрежной,

    Где больше нет дорог,

    Зажгли рукой небрежной

    Случайность или рок.

    В нем сладость, мука, горечь,

    И в колдовском чаду,

    С годами тяжко споря,

    На зов его иду.

    Накричали мы все немало...

    Накричали мы все немало

    Восхвалений борьбе и труду.

    Слишком долго пламя пылало,

    Не глотнуть ли немножко льду?

    Не достигнули сами цели

    И мешаем дойти другим.

    Всё горели. И вот - сгорели,

    Превратились в пепел и дым.

    Безрассудно любя свободу,

    Воспитали мы рабский род,

    Наготовили хлеба и меду

    Для грядущих умных господ.

    Народится новая каста,

    Беспощадная, словно рок.

    Запоздалая трезвость, здравствуй,

    Мы простерты у вражеских ног.

    Не гони меня, не гони...

    Не гони меня, не гони.

    Коротки наши зимние дни.

    Отпылала и нас обожгла

    Наша белая вешняя мгла.

    Не хочу, чтобы кто-то из нас

    Охладел, и замолк, и угас.

    Чтобы кто-то из нас погасил

    Эту вспышку надломленных сил

    И последнюю страсть в краю,

    Где я горько смеюсь и пою

    О любви своей и о том,

    Что мы прошлое не вернем.

    Я искала тебя во сне,

    Но пути преграждали мне

    То забор глухой, то овраг,

    И я вспять обращала шаг.

    Уведут в четыре часа.

    Я блуждала в тоскливом бреду:

    Я умру, если не найду!

    Если вместе нельзя нам быть,

    То мне незачем больше жить!

    Ты нужнее, чем воздух и свет,

    Без тебя мне и воздуха нет!

    И в скитаньях страшного сна

    Я теряюсь, больна и одна.

    Не жалей колоколов вечерних...

    Не жалей колоколов вечерних,

    Мой неверящий, грустный дух.

    Побледневший огонек задерни,

    Чтобы он навсегда потух.

    На плиты храма поздно клониться,

    На победные башни посмотри.

    Ведь прекрасные девы-черницы

    Не прекраснее расцветшей зари.

    Отрекись от ночной печали,

    Мой неверящий, грустный дух.

    Слышишь: трижды давно прокричал

    Золотистый вещун-петух.

    Не жалей колоколов вечерних,

    Ты иную найдешь красу

    В руках загрубелых и верных,

    Что, сгорая, солнце несут.

    Ненависть к другу

    Болен всепрощающим недугом

    Человеческий усталый род.

    Эта книга – раскаленный уголь,

    Каждый обожжется, кто прочтет

    Больше чем с врагом, бороться с другом

    Исторический велит закон.

    Тот преступник, кто любви недугом

    В наши дни чрезмерно отягчен.

    Он идет запутанной дорогой

    И от солнца прячется как вор.

    Ведь любовь прощает слишком много:

    И отступничество и позор.

    Наша цель пусть будет нам дороже

    Матерей и братьев и отцов.

    Ведь придется выстрелить, быть может,

    В самое любимое лицо.

    Не легка за правый суд расплата, -

    Леденеют сердце и уста

    Нежности могучей и проклятой

    Не обременяет тягота.

    Ненависть ясна и откровенна,

    Ненависть направлена к врагу,

    Вот любовь – прощает все измены,

    И она – мучительный недуг.

    Эта книга – раскаленный уголь.

    Видишь грудь отверстую мою?

    Мы во имя ненавидим друга,

    Мы во имя проклянем семью.

    Ни хулы, ни похвалы...

    Ни хулы, ни похвалы

    Мне не надо. Все пустое.

    Лишь бы встретиться с тобою

    «В тихий час вечерней мглы».

    За неведомой страною

    Разрешатся все узлы.

    Там мы встретимся с тобою

    «В тихий час вечерней мглы».

    О возвышающем обмане

    Клочья мяса, пропитанные грязью,

    В гнусных ямах топтала нога.

    Чем вы были? Красотой? Безобразием?

    Сердцем друга? Сердцем врага?

    Перекошено, огненно, злобно

    Небо падает в темный наш мир.

    Не случалось вам видеть подобного,

    Ясный Пушкин, великий Шекспир.

    Да, вы были бы так же разорваны

    На клочки и втоптаны в грязь,

    Стая злых металлических воронов

    И над вами бы так же вилась.

    Иль спаслись бы, спрятавшись с дрожью,

    По-мышиному, в норку, в чулан,

    Лепеча беспомощно: низких истин дороже

    Возвышающий нас обман.

    О, если б за мои грехи...

    О, если б за мои грехи

    Без вести мне пропасть!

    Без похоронной чепухи

    Попасть к безносой в пасть!

    Как наши сгинули, как те,

    Кто не пришел назад.

    Как те, кто в вечной мерзлоте

    Нетленными лежат.

    Опять казарменное платье...

    Опять казарменное платье,

    Казенный показной уют,

    Опять казенные кровати -

    Для умирающих приют.

    Меня и после наказанья,

    Как видно, наказанье ждет.

    Поймешь ли ты мои терзанья

    У неоткрывшихся ворот?

    Расплющило и в грязь вдавило

    Меня тупое колесо...

    Сидеть бы в кабаке унылом

    Алкоголичкой Пикассо.

    Отношусь к литературе сухо...

    Отношусь к литературе сухо,

    С ВАППом правоверным не дружу

    И поддержку горестному духу

    В Анатоле Франсе нахожу.

    Боги жаждут... Будем терпеливо

    Ждать, пока насытятся они.

    Беспощадно топчут ветвь оливы

    Красные до крови наши дни.

    Все пройдет. Разбитое корыто

    Пред собой увидим мы опять.

    Может быть, случайно будем сыты,

    Может быть, придется голодать.

    Угостили нас пустым орешком.

    Погибали мы за явный вздор.

    Так оценим мудрую усмешку

    И ничем не замутненный взор.

    Не хочу глотать я без разбора

    Цензором одобренную снедь.

    Лишь великий Франс - моя опора.

    Он поможет выждать и стерпеть.

    Предтеча

    Я – с печальным взором предтеча.

    Мне суждено о другой вещать

    Косноязычной суровой речью

    И дорогу ей освещать.

    Я в одеждах тёмных страдания

    Ей готовлю светлый приём.

    Выношу я гнёт призвания

    На усталом плече моём.

    Отвергаю цветы и забавы я,

    Могилу нежности рою в тени.

    О, приди, приди, величавая!

    Утомлённого предтечу смени.

    Не могу я сумрачным духом

    Земные недра и грудь расцветить.

    Ко всему моё сердце глухо,

    Я лишь тебе готовлю пути.

    Я – неделя труда жестокого,

    Ты – торжественный день седьмой.

    Предтечу смени грустноокого,

    Победительный праздник земной!

    Я должна, скорбный предтеча,

    Для другой свой путь потерять,

    И вперёд, ожидая встречи,

    Обезумевший взор вперять.

    Прокаженная

    Одинока я, прокаженная,

    У безмолвных ворот городских,

    И молитвенно славит нетленное

    Тяжкозвучный каменный стих.

    Дуновенье заразы ужасной

    Отвращает людей от меня.

    Я должна песнопения страстные

    Песнопеньями вечно сменять.

    Темноцветные горькие песни

    В эти язвы пустили ростки.

    Я священные славлю болезни

    И лежу у ворот городских.

    Это тело проказа источит,

    Растерзают сердце ножи;

    Не смотрите в кровавые очи:

    Я вам издали буду служить.

    Моя песнь все страстней и печальней

    Провожает последний закат

    И приветствует кто-то дальний

    Мой торжественно-грустный взгляд.

    Рифмы

    «Печален», «идеален», «спален» -

    Мусолил всяк до тошноты.

    Теперь мы звучной рифмой «Сталин»

    Зажмем критические рты.

    А «слезы», «грезы», «розы», «грозы»

    Редактор мрачно изгонял.

    Теперь за «слезы» и «колхозы»

    Заплатит нам любой журнал.

    А величавый мощный «трактор»

    Созвучьями изъездим в лоск.

    «Контракта», «пакта», «акта», «факта».

    Буквально лопается мозг.

    «Дурак-то»... Ну, положим, плохо,

    Но можно на худой конец.

    А «плохо» подойдет к «эпоха»,

    К «концу», конечно, слово «спец».

    С уныньем тихим рифмовали

    Мы с жалким «дымом» жаркий «Крым».

    Найдется лучшая едва ли,

    Чем рифма новая «Нарым».

    С воздушной пленницею «клетку»

    Давно швырнули мы за дверь.

    Но эту «клетку» «пятилетка»

    Вновь возвратила нам теперь.

    Что было признано опальным

    Вновь над стихом имеет власть.

    Конечно, новая банальность

    На месте старой завелась.

    «Класс» - «нас», «Советы» - «без просвета» -

    Сама собой чертит рука.

    И трудно, например, поэтам

    Избегнуть: «кулака» - «ЦК».

    Робеспьер

    Кафтан голубой. Цветок в петлице.

    Густо напомаженная голова.

    Так Робеспьер отправляется молиться

    На праздник Верховного Существа.

    Походка под стать механической кукле,

    Деревянный негибкий стан,

    Сельского стряпчего шляпа и букли,

    Повадки педанта. И это тиран…

    “Шантаж, спекуляцию, гнусный подкуп

    Омою кровью, искореню!”

    И взгляд голубой, бесстрастный и кроткий…

    Улыбнулся толпе и парижскому дню.

    А на площади мрачной угрюмо стояла толпа…

    Неподкупная, словно он Сам, “Вдова”*

    И ударом ножа, скрипя,

    Подтверждала его слова.

    * Так парижане называли гильотину.

    Российская тоска

    Хмельная, потогонная,

    Ты нам опять близка,

    Широкая, бездонная,

    Российская тоска.

    Мы строили и рушили,

    Как малое дитя.

    И в карты в наши души

    Сам черт играл шутя.

    Нет, мы не Божьи дети,

    И нас не пустят в рай,

    Готовят на том свете

    Для нас большой сарай.

    Там нары кривобокие,

    Не в лад с доской доска,

    И там нас ждет широкая

    Российская тоска.

    Русь

    Лошадьми татарскими топтана,

    И в разбойных приказах пытана,

    И петровским калечена опытом,

    И петровской дубинкой воспитана.

    И пруссаками замуштрована,

    И своими кругом обворована.

    Тебя всеми крутило теченьями,

    Сбило с толку чужими ученьями.

    Не нужная на свете никому.

    Я старенькая, с глазками весёлыми,

    Но взгляд-то мой невесел иногда.

    Вразвалочку пойду большими сёлами,

    Зайду и в небольшие города.

    И скажут про меня, что я монашенка,

    Кто гривенник мне бросит, кто ругнёт.

    И стану прохожих я расспрашивать

    У каждых дверей и у ворот.

    – Откройте, не таите, православные,

    Находка не попалась ли кому.

    В дороге хорошее и главное

    Я где-то потеряла – не пойму.

    Кругом, пригорюнившись, захнычет

    Бабья глупая сочувственная рать:

    – Такой у грабителей обычай,

    Старушек смиренных обирать.

    А что ты потеряла, убогая?

    А может, отрезали карман?

    – Я шла не одна своей дорогою,

    Мне спутничек Господом был дан.

    Какой он был, какая ли – я помню,

    Да трудно мне об этом рассказать.

    А вряд ли видали вы огромней,

    Красивей, завлекательней глаза.

    А взгляд был то светленький, то каренький,

    И взгляд тот мне душу веселил.

    А без этого взгляда мне, старенькой,

    Свет божий окончательно не мил.

    – О чём она, родимые, толкует-то? –

    Зашепчутся бабы, заморгав, –

    Это бес про любовь какую-то

    Колдует, в старушонке заиграв.

    И взвоет бабьё с остервенением:

    – Гони её, старую каргу!

    И все на меня пойдут с камением,

    На плечи мне обрушат кочергу.

    Старуха

    Нависла туча окаянная,

    Что будет - град или гроза?

    И вижу я старуху странную,

    Древнее древности глаза.

    И поступь у нее бесцельная,

    В руке убогая клюка.

    Больная? Может быть, похмельная?

    Безумная наверняка.

    Куда ты, бабушка, направилась?

    Начнется буря - не стерпеть.

    Жду панихиды. Я преставилась,

    Да только некому отпеть.

    Дороги все мои исхожены,

    А счастья не было нигде.

    В огне горела, проморожена,

    В крови тонула и в воде.

    Платьишко все на мне истертое,

    И в гроб мне нечего надеть.

    Уж я давно блуждаю мертвая,

    Да только некому отпеть.

    Тоска татарская

    Волжская тоска моя, татарская,

    Давняя и древняя тоска,

    Доля моя нищая и царская,

    Степь, ковыль, бегущие века.

    По солёной казахтанской степи

    Шла я с непокрытой головой.

    Жаждущей травы предсмертный лепет,

    Ветра и волков угрюмый вой.

    Так идти без дум и без боязни,

    Без пути, на волчьи на огни,

    К торжеству, позору или казни,

    Тратя силы, не считая дни.

    Позади колючая преграда,

    Выцветший, когда-то красный флаг,

    Впереди – погибель, месть, награда,

    Солнце или дикий гневный ирак.

    Гневный мрак, пылающий кострами, –

    То горят большие города,

    Захлебнувшиеся в гнойном сраме,

    В муках подневольного труда.

    Всё сгорит, всё пеплом поразвеется.

    Отчего ж так больно мне дышать?

    Крепко ты сроднилась с европейцами,

    Темная татарская душа.

    Ты напрасно тратишь нервы...

    Ты напрасно тратишь нервы,

    Не наладишь струнный строй,

    Скука, скука - друг твой первый,

    А молчанье - друг второй.

    А друзья, что рядом были,

    Каждый в свой пустился путь,

    Все они давно уплыли,

    И тебе их не вернуть.

    Хоть ты их в тетради втиснула,

    Хоть они тебе нужны,

    Но они в дела записаны

    И в архивах сожжены.

    И последний, и невольный

    Подневольной песни крик

    Береги с великой болью,

    Береги и в смертный миг.

    Ты склоняешься к закату,

    Ты уйдешь в ночную тьму,

    Песни скованной, распятой

    Не пожертвуй никому.

    Ты никогда меня не спросишь...

    Ты никогда меня не спросишь,

    Любимый недруг, ни о чем,

    Улыбки быстрой мне не бросишь,

    Не дрогнешь бровью и плечом.

    Но будет память встречи каждой

    Тебя печалями томить,

    И вот захочешь ты однажды

    Свою судьбу переломить.

    И в буйстве страстного раскола,

    И в недозволенной борьбе

    Шептал порывисто тебе.

    И вспомнишь ты мой нежный ропот

    И беспощадный свой запрет,

    Не зарастут к былому тропы

    Травою пережитых лет.

    Немилосердная кручина

    Приникнет к твоему плечу,

    Но из ревнующей пучины

    Уж я к тебе не прилечу.

    Не прилечу я, но воспряну

    В ответ на поздний твой призыв

    И озарю тебя багряным

    Кто проснется? Кто встретит рассветный час?

    Кто припомнит сон тяжелый и смутный

    И спросит: а сон этот был ли сном?

    Кто проснется в комнате неприютной,

    Словно в тумане холодном речном?

    - 335 -

    Анна Александровна Баркова (16.V11.1901- 29.1V.1976) родилась в Иваново-Вознесенске в семье сторожа гимназии, в которой она потом училась.

    С 1918 года начала печататься в областной газете «Рабочий край», а вскоре и в столичных журналах.

    В 1922 г. вышла первая и единственная книга стихов Барковой «Женщина» с предисловием Луначарского.

    Семь стихотворений Барковой вошли в сборник Ежова и Шамурина «Русская поэзия XX века. Антология русской лирики». М., 1925 г.

    - 336 -

    Баркова печаталась в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Красная нива», «Печать и революция»... С 1924 г. по 1929 г. она работала в «Правде».

    Начинались тяжелые времена, а у Барковой был мятежный характер: она не умела молчать или говорить «да» там, где душа кричала «нет».

    В декабре 1934 года Баркова была осуждена на 5 лет лагерей. В 1939 г. освобождена и отправлена в ссылку.

    В годы войны судьба забросила ее в Калугу. Как и на что она гам жила - неизвестно.

    В 1947 г. Баркова вновь арестована и осуждена на 10 лет ИТЛ. Отбывала этот срок по январь 1956 г. в Коми АССР, сначала в Инте, а потом в Абезе. Здесь мы встретились и долгое время были вместе.

    В этом лагере было много незаурядных людей, но Анна Александровна и на таком фоне выделялась своей самобытностью, остротой суждений.

    Небольшого роста, некрасивая, с хитрым прищуром, с вечной самокруткой во рту, в бахилах и не по размеру большом бушлате... Не имея родных «на воле», она не получала никакой помощи извне. Но никогда не жаловалась, держалась мужественно и не теряла чувства юмора.

    Освободившись в 1956 году, Баркова приехала в Москву, но столица встретила ее неприветливо: ни прописки, ни крыши над головой она, несмотря на все хлопоты, не получила и по приглашению своей подруги, вместе с которой отбывала срок, переехала в Штеровку Луганской области. К этому времени Анна Александровна была реабилитирована.

    Приятельница Барковой, портниха, шила на дому. Одна из заказчиц, задолжав за работу и не желая платить, донесла на Баркову и ее подругу. Нашлись и другие «свидетели», утверждавшие на суде, что обе они «опошляли советскую печать и радио». Так в пятьдесят седьмом году за 120 рублей Баркова и ее приятельница получили новый срок - по 10 лет лишения свободы.

    В 1965 году Анна Александровна была реабилитирована и по этому делу, направлена в Потьму Мордовской АССР в инвалидный дом.

    В 1967 году при содействии Твардовского и Федина Анна Александровна вернулась в Москву,

    - 337 -

    получила комнату в коммунальной квартире на Суворовском бульваре, была принята в Литфонд, ей назначили пенсию в 75 рублей. Жизнь как будто начала налаживаться,

    Каждое утро («как на работу»,- говорила она) шла в Дом книги на Калининском проспекте и всю свою пенсию тратила на книги. Они заполняли всю комнату. Подаренный кем-то старый холодильник никогда не включался: он тоже служил книжным шкафом.

    Анна Александровна несколько раз предлагала свои стихи в разные московские журналы, но их нигде не принимали: «Нет оптимизма, нет жизнеутверждающего начала».

    Несмотря на то что характер у Анны Александровны был не легкий, колючий, одинокой она не оставалась: люди к ней тянулись - том числе и молодежь.

    Стихи Анны Александровны очень трудно собрать, а многие вообще пропали. Сколько стихов, написанных на клочках бумаги ее резким угловатым почерком, завертел, разбросал, унес «русский ветер»!

    Иваново-Вознесенск

    Отдел Народного Образования

    В редакцию местной газеты

    Тов. А. А. Барновой

    Даже с риском Вам повредить похвалами, так как я знаю, что похвалы часто бывают губительны для молодых писателей,- я должен сказать, что остаюсь при установившемся моем о Вас мнении: у

    - 339 -

    Вас богатые душевные переживания и большой художественный талант. Вам нужно все это беречь и развивать. Я вполне допускаю мысль, что Вы сделаетесь лучшей русской поэтессой за все пройденное время русской литературой, но, разумеется, это при условии чрезвычайного отношения к собственному дарованию.

    МИЛЫЙ ВРАГ

    У врагов на той стороне

    Мой давний друг.

    О смерть, прилети ко мне

    Из милых рук.

    Сижу, грустя на холме,

    А у них - огни.

    Тоскующую во тьме,

    Мой друг, вспомяни!

    Не травы ли то шелестят,

    Не его ли шаги?

    Нет, он не вернется назад,

    Мы с ним - враги.

    Сегодня я не засну...

    А завтра, дружок,

    На тебя я нежно взгляну

    И взведу курок.

    Пора тебе отдохнуть,

    О, как ты устал!

    Поцелует пуля в грудь,

    А я - в уста.

    Пропитаны кровью и желчью

    Наша жизнь и наши дела.

    Ненасытное сердце волчье

    Нам судьба роковая дала.

    Разрываем зубами, когтями,

    Отрицание. Утверждение.

    Утверждение. Отрицание.

    Споры истины с заблуждением

    Звезд насмешливое мерцание.

    Ложь вчерашняя станет истиной,

    Ложью истина станет вчерашняя.

    Все зачеркнуто, все записано,

    И осмеяно, и украшено.

    В тяжком приступе отвращения

    Наконец ты захочешь молчания,

    Ты захочешь времен прекращения,

    И наступит твое окончание.

    В мертвом теле окостенение,

    Это мертвым прилично и свойственно,

    В мертвом взгляде все то же сомнение

    И насильственное спокойствие.

    ЛАКОНИЧНО

    Лаконично, прошу - лаконично.

    У читателя времени нет.

    Солнце, звезды, деревья отлично

    Всем знакомы с далеких лет.

    Всем известно, что очень тяжко

    Жить с друзьями и с жизнью врозь.

    Все исписано на бумажках,

    Все исчувствовано насквозь,

    Всем известно, что юность - благо,

    Но и старость полезна подчас,

    Почему же скупая влага

    Вдруг закапала едко из глаз?

    ЧЕРНАЯ СИНЕВА

    Сумерки холодные. Тоска.

    Горько мне от чайного глотка.

    Думы об одном и об одном,

    И синеет что-то за окном.

    - 352 -

    Тишина жива и не пуста.

    Дышат книг сомкнутые уста,

    Только дышат. Замерли слова,

    За окном темнеет синева.

    Лампа очень яркая сильна,

    Синева вползает из окна.

    Думы об одном и об одном.

    Синева мрачнеет за окном.

    Я густое золото люблю,

    В солнце и во сне его ловлю,

    Только свет густой и золотой

    Будет залит мертвой синевой.

    Прошлого нельзя мне возвратить,

    Настоящим не умею жить.

    У меня белеет голова,

    За окном чернеет синева.

    ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

    Героям нашего времени

    Не двадцать, не тридцать лет.

    Тем не выдержать нашего бремени,

    Мы герои, веку ровесники,

    Совпадают у нас шаги.

    Мы и жертвы, и провозвестники,

    И союзники, и враги.

    Ворожили мы вместе с Блоком,

    Занимались высоким трудом.

    Золотистый хранили локон

    И ходили в публичный дом.

    Разрывали с народом узы

    И к народу шли в должники.

    Надевали толстовские блузы,

    Вслед за Горьким брели в босяки.

    Мы испробовали нагайки

    Староверских казацких полков

    И тюремные грызли пайки

    У расчетливых большевиков.

    - 353 -

    Трепетали, завидя ромбы

    И петлиц малиновый цвет,

    От немецкой прятались бомбы,

    На допросах твердили «нет».

    Мы всё видели, так мы выжили,

    Биты, стреляны, закалены,

    Нашей родины, злой и униженной,

    Злые дочери и сыны.

    ОТРЕЧЕНИЕ

    От веры или от неверия

    Отречься, право, все равно.

    Вздохнем мы с тихим лицемерием

    Что делать? Видно, суждено.

    Все для того, чтобы потомство

    Текло в грядущее рекой,

    С таким же кротким вероломством

    С продажной нищенской рукой.

    Мы окровавленного бога

    Прославим рабским языком,

    Заткнем мы пасть свою убогую

    Господским брошенным куском.

    И надо отрекаться, надо

    Во имя лишних дней, минут.

    Во имя стад мы входим в стадо,

    Целуем на коленях кнут.

    Такая злоба к говорящей своре,

    Презрение к себе, к своей судьбе.

    Такая нежность и такая горечь

    В мир брошенную - бросят в бездну,

    И это назовется вечным сном.

    А если вновь вернуться? Бесполезно:

    Родишься Ты во времени ином.

    - 354 -

    И я тебя не встречу, нет, не встречу,

    В скитанья страшные пущусь одна.

    И если это возвращенье - вечность,

    Она мне не нужна.

    Жил в чулане, в избушке, без печки,

    В Иудее и Древней Греции.

    «Мне б немного тепла овечьего,

    Серной спичкой могу согреться».

    Он смотрел на звездную россыпь,

    В нищете своей жизнь прославил.

    Кто сгубил жизнелюба Осю,

    А меня на земле оставил?

    Проклинаю я жизнь такую,

    Но и смерть ненавижу истово,

    Неизвестно, чего взыскую,

    Неизвестно, зачем воинствую.

    И, наверно, в суде последнем

    Посмеюсь про себя ядовито,

    Что несут серафимы бредни

    И что арфы у них разбиты.

    И что мог бы Господь до Процесса

    Все доносы и дрязги взвесить.

    Что я вижу? Главного беса

    На прокурорском месте.

    Помилуй,боже, ночные души.

    Не помню чье

    Прости мою ночную душу

    И пожалей.

    Кругом всё тише, и всё глуше,

    И всё темней.

    - 355 -

    Я отойду в страну удушья,

    В хмарь ноября.

    Прости мою ночную душу,

    Любовь моя.

    Спи. Сон твой хочу подслушать,

    Тревог полна.

    Прости мою ночную душу

    Училась в гимназии в Иваново-Вознесенске (где её отец работал швейцаром); с 1918 г. сотрудничала в ивановской газете «Рабочий край» под руководством А. К. Воронского. Выступала в печати со стихами, которые были замечены и высоко оценены прежде всего «левой» критикой. В 1922 г. переезжает в Москву по приглашению А. В. Луначарского, секретарём которого недолгое время работает; позднее, вследствие конфликта, покидает его секретариат и пытается устроиться в различные газеты и издательства Москвы.

    В 1922 году выходит её единственная прижизненная книга стихов «Женщина» (с восторженным предисловием Луначарского), в следующем году отдельным изданием публикуется пьеса «Настасья Костер».
    Начало 1920-х гг. - вершина официального признания Барковой; её стихи становятся широко известны, о ней начинают говорить как о «пролетарской Ахматовой», выразительнице «женского лица» русской революции. Её лирика этих лет действительно глубоко оригинальна, она эффектно выражает мятежные (революционные и богоборческие) устремления «сражающейся женщины», виртуозно используя богатый арсенал поэтической техники (в частности, прочно утвердившиеся к тому времени в русской поэзии дольник и акцентный стих).

    Однако мятежная натура Барковой довольно быстро приводит её к глубокому конфликту с советской действительностью. Она не может найти себе место в официальных литературных и окололитературных структурах.

    В конце 1934 г. её арестовывают в первый раз и заключают на пять лет в Карлаг (1935-1939), в 1940-1947 гг. она живёт под административным надзором в Калуге, где в 1947 г. её арестовывают повторно и на этот раз заключают в лагерь в Инту, где она находится до 1956 г. В этот период поэтесса писала о себе так

    В 1956-1957 годах жила на Украине в поселке Штеровка близ города Луганска.
    13 ноября 1957 года, несмотря на «оттепель», её арестовывают в третий раз (как и прежде, по обвинению в антисоветской агитации) и заключают в лагерь в Мордовии (1958-1965).
    С 1965 года живёт в Москве, в коммунальной квартире, получая небольшую пенсию.
    Все эти годы Анна Баркова продолжает писать стихи, многие из которых достигают большой художественной силы и входят в число важнейших документов «лагерной литературы» советского периода.

    Публикация её произведений началась только в 1990-е гг.; несколько сборников стихов были изданы в Иванове и в Красноярске. Одно из наиболее полных изданий - книга «…Вечно не та» (М.: Фонд Сергея Дубова, 2002). Опубликованы также дневники и проза Барковой («Восемь глав безумия»: Проза. Дневники. М.: Фонд Сергея Дубова, 2009).

    Песни на стихи Барковой исполняет Елена Фролова.
    Значительная часть литературного наследия Анны Барковой не опубликована.

    Публикации

    • Женщина: Стихи. - Пг.: Гиз, 1922. - 96 с. Предисл. А. Луначарского (воспроизведено в сб. Возвращение).
    • Настасья Костер. - М.-Пг., 1923. Пьеса.
    • Возвращение: Стихотворения. - Иваново, 1990. - 196 с. Сост. А. Агеев, Л. Садыга, Л. Таганов. Предисл. Л. Таганова.
    • Избранные стихи - Красноярск: ИПК «ПЛАТИНА», 1998. - 75 с. Серия «Поэты свинцового века».
    • …Вечно не та. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2002. - 624 с.
    • Вестник РХД, № 121 (1977), с.287-293.
    • «Огонек», № 35, 1988, с.36.
    • «Волга», № 3, 1991, с.78-80.
    • «Литературное обозрение», № 8, 1991.
    • «Вопросы литературы», 1997, № 6. Семь писем Барковой 1922-1975 гг. к ее подруге К. И. Соколовой (1900-1984) и пять писем 1957-1967 гг. к Т. Г. Цявловской (1897-1978).
    • Анна Баркова: Сто лет одиночества // «Новый мир», № 6, 2001. Публикация и предисловие Л. Н. Таганова.
    • День поэзии. 1989. С.52-53.
    • Лазурь. Вып.1. М., 1989.
    • Средь других имен, с.95-124. (Название этой антологии поэтов-узников ГУЛАГа - цитата из стихотворения Анны Барковой.)
    • Лучшие стихи года [по мнению литературных критиков Л. Барановой, В. Кожинова, И. Ростовцевой, П. Ульяшова]. - М.: Молодая гвардия, 1991. С.171-172. 2 стихотворения в разделе Ростовцевой.
    • РПМ, с.158.
    • СТР, с.362-363.
    • РПА, с.277-278.
    • Сто одна поэтесса Серебряного века. Антология /Сост. и биогр. статьи М. Л. Гаспаров, О. Б. Кушлина и Т. Л. Никольская. - СПб.: ДЕАН, 2000. С.21-24. 4 стихотворения 20-х годов.
    • От символистов до обэриутов. Поэзия русского модернизма. Антология. Книга 2 /Сост. А. С. Карпов, А. А. Кобринский, О. А. Лекманов. - М.: Эллис Лак, 2000; 2002. С.486. Отношусь к литературе сухо…
    • Поэзия второй половины XX века /Сост. И. А. Ахметьев, М. Я. Шейнкер. - М.: СЛОВО/SLOVO, 696 с. 2002 С.30-35. ISBN 585050379X35
    • Поэзия узников ГУЛАГа, с.228-233 издательство: МФД: Материк 2005 ISBN 5-85646-111-8
    • Антология самиздата. Том 1, кн. 1. С.114-121.
    • Мы - летописцы Пимены и нам не надо имени. - М.: («Аванглион», 2007) «РуПаб+», 2009. Издание 2-е, доп. (Т. И. Исаевой). С.10-14. 4 стихотворения 1920-х гг.
    • Русские стихи 1950-2000 годов. Т.1. С.75-79.
    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!