Кудеяр корнеев. Где спрятаны несметные сокровища злого разбойника Кудеяра? Отождествление атамана с царевичем Юрием

Довольно популярным персонажем в истории славянского фольклора был атаман Кудеяр. Легенды о нем известны во многих областях как центральной, так и южной России. В данной статье будут рассмотрены более детально некоторые довольно известные упоминания в истории, легендах и литературе этого атамана.

Происхождение имени Кудеяр

Точных дат жизни атамана Кудеяра никто не может назвать, но принято считать, что он жил в шестнадцатом веке. Бытует множество мнений касательно происхождения персидского имени Худояр, которое в переводе означает "Богом возлюбленный", или Кудеяр, чаще всего ему присваивают татарское происхождение. В западной и центральной России это имя имело другое значение - самый сильный волшебник.

Долгое время собственное имя Кудеяр встречалось во многих губерниях, таких как Воронежская, Харьковская, Тульская, Калужская и многие другие. Позднее стала набирать популярность фамилия Кудеяров.

Имя атамана Кудеяра встречается не только в легендах. Можно привести примеры упоминания его в истории:

  • В роду дворян Марковых, родом из Курска, был Кильдеяр Иванович, которого сокращенно именовали Кудеяром.
  • В некоторых исторических документах упоминается помещик родом из Арзамаса, который носил имя Кудеяр Чуфаров.
  • Известно имя московского казака Карачаева Кудеяра.
  • Часто в летописях упоминается Кудеяр Иванович.
  • Встречаются записи и о бежавшем в Крым, по имени Кудеяр Тишенков, родом из Белевских бояр. Многие ассоциируют именно этого исторического деятеля с образом атамана.

Отождествление атамана с царевичем Юрием

Существует несколько легенд, в которых проводится параллель между атаманом Кудеяром и Юрием Васильевичем, сыном Соломонии Сабуровой и Василия III. Можно выделить некоторые из них:

  1. Легенда родом из Саратова, которая повествует о том, что Иван Грозный, прежде чем отправиться на боевые действия в Казань, оставил Москву на попечительство Кудеяру. Позже было выяснено, что Казанский указ был ложным, сделан для того, чтобы во время отсутствия государя Кудеяр Васильевич, присвоив казну государства, скрылся от наказания.
  2. Симбирская легенда рассказывает, что Юрий Кудеяр был вызван в Казань для казни от руки Грозного. Однако, заранее узнав о намерениях царя, Юрий занял оборонительные позиции на Волге, у Кротковского города.
  3. Известна легенда, что царь Иван Грозный все-таки встретился с Юрием у осажденной Казани, а тот, в свою очередь, бежал от правителя на север страны.
  4. Курское сказание гласит, что Юрий оказался в плену у татар, которые хотели получить за него выкуп у государя. Когда попытка провалилась, пленника отправили вместе с войском на войну за царский трон. Однако и эта идея оказалась безрезультатной, после чего Юрий остался на русских землях, где и занялся разбоем.
  5. Суздальская легенда, напротив, рассказывает о заключении Кудеяром Васильевичем добровольного союза с татарами, целью которого было завоевание трона. Однако, увидев со стороны бесчинства, совершаемые татарами, он стал на защиту родной земли.

Все предания как об атамане, так и о Юрии Кудеяре указывают на его предательство Родины, которое проявляется в побеге либо в переходе на сторону врага.

Другие легенды о происхождении Кудеяра

Бытует множество историй о происхождении атамана Кудеяра:

  • По воронежским летописям, Кудеяр был сборщиком податей у хана. Однажды, разграбив российские поселения, он решил не возвращаться к правителю, поселился в Воронежских землях, собрал вокруг себя единомышленников и продолжил разбойничью жизнь. Вскоре он влюбился в славянскую девушку, похитил ее и сделал своей женой.

  • В селе Лох верят в легенду о том, что Кудеяр был не кем иным, как младшим братом Грозного. Государь решил убить его, поверив слухам, что когда он вырастет, то лишит его законного престола. Однако слуги ослушались приказания царя и сбежали с царевичем, который позже принял ислам и был назван Кудеяром.
  • Существует сказание, что Кудеяр являлся сыном Жигмонта Ботория, который родился еще до провозглашения его дяди королем польским. Он бежал на Днепр к казакам, позже поступил на службу к Ивану Грозному, однако после царской опалы сбежал и подался в разбойничью жизнь.
  • В Рязани бытует мнение, что Кудеяр был опричником, который не только грабил купцов из Москвы, но и присваивал себе скот местных жителей.
  • В атамана позиционировали как нечистого духа, который охраняет свои сокровища.

Учитывая огромное количества источников, отличных друг от друга, достаточно тяжело дать точную характеристику атамана Кудеяра.

Легенды о пещере Кудеяра

Долгое время многие искатели сокровищ пытались найти клады разбойника Кудеяра, о которых ходит множество легенд. Нно все было безрезультатно. Во многих старинных рукописях рассказывается о городах, где разбойники атамана Кудеяра прятали награбленное. Больше всего таких мест отмечено в Воронежской области. По некоторым рассказам, в лесах Брянска есть места, где спрятаны клады, и ночью из-под завалов камней виднеется свет, а иногда раздается детский плач.

Кудеярова пещера описывается как место, в котором не только хранилось награбленное, но и жил сам атаман в богато обустроенных покоях. Гора, в которой располагалась пещера, сплошь покрыта густыми зарослями. Рядом с ней расположена еще одна гора - Караульная, на которой были расставлены часовые разбойника. Вокруг этих мест был вырыт глубокий ров, защищающий убежище и его обитателей от незванных гостей. В то время когда Кудеяр покидал свое убежище в поисках новой наживы, он запирал все помещения, а вход в пещеру заваливал камнями. Считается, что дух атамана и по сей день сторожит свои несметные богатства от людей. Некоторые придерживаются мнения, что Кудеяр в силу своих магических способностей жив и сегодня.

Существует и другая версия легенды. По ней, все его клады были заколдованы от людских глаз на 200 лет. Срок этот давно вышел, и для поиска клада необходимо нечетное количество людей. После того как будет вырыт вход, для открытия замка следует воспользоваться золотым ключом, который хранится в Симовом роднике. Достать его не так просто, это может сделать только тот, кто вычерпает источник или сможет добыть воды из Ужиного озера, о местоположении которого никому не ведомо.

Собирательный образ разбойника

Образ царевича Юрия, которого многие считают разбойником Кудеяром, в истории является собирательным и состоит из биографических данных реальных, однако совершенно разных людей. По итогу имя Кудеяр в народе стало нарицательным. Оно характеризует всех существующих разбойников. Назвать данного персонажа достоверно историческим не представляется возможным, по причине отсутствия данных, подтверждающих его реальное существование.

По записям, сделанным в Кудеяр предстает татарином, который хорошо знает русский язык и отличается достаточно высоким ростом и звериной наружностью. Также многие легенды наделяют этого персонажа магическими способностями, которые помогали ему в грабежах, а также скрывали от преследователей.

В одних рукописях атаман описывается как чернокурый мужчина вспыльчивого и неукротимого нрава, который при этом был еще и своевольным казаком. В свою очередь, по некоторым народным сказаниям представляется иной образ - мужчина привлекательной внешности, богатырской стати, неглупый, имеющий слабость к молодым девушкам.

В целом можно выделить несколько образов Кудеяра, основанных на древних сказаниях. Некоторые приписывают ему жизнь жестокого разбойника, другие считают, что атаман Кудеяр был царских кровей и скрывался от праведного гнева царя. Также бытует мнение, что он был самозванцем, который выдавал себя за человека царских кровей.

Упоминание персонажа в произведении Некрасова

Атаман Кудеяр у Некрасова Николая Алексеевича, великого русского писателя, упоминается в "Кому на Руси жить хорошо", в одной из глав под названием "Пир на весь мир". Последние строки этой главы отличаются в зависимости от издания, поскольку известно несколько вариантов текста:

  • Рукопись 1876 года для журнала "Отечественные записки" и цензурный типографский оттиск, сделанный на основе данной рукописи. Еще одна урезанная публикация в этом журнале была отмечена в 1881 году.
  • В 1879 году было выпущено нелегальное издание Петербургской вольной типографии. Этот вариант включен в сборник сочинений автора.

В этом произведении персонаж атаман Кудеяр - легенда, которую рассказывает Ионушка. В его повествовании рассказывается о лютом разбойнике, который раскаялся в совершенных грехах и начал отшельническую жизнь. Однако он не находит себе места, и однажды ему является странник, который рассказывает, как разбойнику достичь успокоения. Для этого следует срезать вековой дуб тем самым оружием, которым были убиты невинные люди. На выполнение этого задания ушли годы, но рухнуло дерево только после убийства пана Глуховского.

Приближенных людей у атамана Кудеяра в "Кому на Руси жить хорошо" было немного. В произведении указывается их численность. В поэме об этом говорится: "Жило двенадцать разбойников, жил Кудеяр-атаман". Когда Кудеяр решил отмолить грехи и покаяться, он распустил свою свиту на вольные хлеба.

Упоминания в творчестве других авторов

Образ атамана Кудеяра присутствует не только в творчестве Некрасова. Упоминания о нем есть в романе Костомарова "Кудеяр", а также в "Последней любви Кудеяра", описанной Навроцким.

У Костомарова в произведении имеются отсылки к легенде о происхождении персонажа от первого брака Василия Третьего. Его жена после развода была отправлена в монастырь по причине бесплодия. Однако в стенах монастыря у нее рождается сын. Женщина отправляет его с преданными ей людьми на турецкую границу, где царевич попадает в плен. Немного позже, став более взрослым, он совершает побег на родную землю, где становится разбойником, носящим имя Кудеяр.

Упоминается данный персонаж и в советской литературе:

  • В рассказе Куприна "Груня" имеет место сравнение дяди главной героини с образом известного атамана.
  • История о Кудеяре была описана Бахревским в произведении "Клад атамана".
  • Ширяев упоминает атамана в "Кудеяровом дубе".
  • Александров описывает образ в "Кудеяровом стане".
  • Разбойник упоминается в цикле "Пелагея" писателя Акунина.

Песня Шаляпина

"Жило двенадцать разбойников, жил Кудеяр-атаман" - именно так начинается первый куплет песни "Легенда о двенадцати разбойниках" в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина по словам произведения Некрасова. По некоторым источникам, создание музыки приписывают Николаю Маныкину-Невструеву.

"Кудеяр-атаман" - песня про разбойника и его соратников - исполняется совместно с хором, который поет припев после каждого куплета: "Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим! Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим".

Данное творение хоть и основано на тексте из неоконченной поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", но, в свою очередь, имеет значительные смысловые различия. К примеру, в произведении поэта не было указано, что Кудеяр и Питирим - это один и тот же человек, в отличие от песни.

Кроме этого, во многих легендах и в тексте произведения Кудеяр описывается как некий мститель от народа, который прекращает жизнь разбойника, становится паломником и живет в уединении в лесной глуши, а Кудеяр-атаман в песне уходит в монастырь замаливать свои грехи.

Текст песни имеет несколько вариантов и исполнителей. Многие слышали это произведение в исполнении Евгения Дятлова. Сегодня оно входит в репертуар многих мужских церковных хоров.

Кудеярово городище

По некоторым преданиям, жил атаман Кудеяр вместе со своими разбойниками на берегу Сейма, в так называемом Кудеяровом городище. В этой легенде упоминается Екатерина Вторая, которая в то время совершала путешествие по югу России. В один из ее привалов недалеко от этого городища Кудеяр похитил золотую карету императрицы и закопал ее между тремя дубами.

Не менее известно Чертово городище, которое многие называют Шутовой горой, на дороге из Козельска в Лихвин. Данное место было очень удачно расположено, поскольку именно по этой дороге довольно часто проходили караваны с товарами, которые были прекрасной добычей для любого разбойника.

Многие верят, что здесь было расположено убежище Кудеяра, построенное для него нечистой силой. Считается, что именно эта сила и по сей день охраняет спрятанные сокровища разбойника, а по ночам в тех местах появляется призрак Любуши, дочери атамана, которая была проклята и заточена собственным отцом в этих землях.

Черный Яр

На самом деле известно большое количество Кудеяровых городов на территории южной России. В каждой губернии существуют свои истории и места, где запрятаны сокровища банды Кудеяра.

Большой популярностью пользуется гора которая находится в Липецкой области. Ее отличительная черта - лежащий на верхушке камень синеватого цвета, который считается окаменевшей лошадью атамана, получившей такой цвет, будучи опаленной огнем.

По многим легендам, именно здесь была расположена Кудеярова крепость. По преданиям, донские казаки, недовольные бесчинством Кудеяра и его разбойников, ополчились против них. Когда они добрались до крепости, то никак не могли ее захватить, поэтому обложили вокруг хворостом и подожгли.

Атаман запрятал все награбленное и оставил свою любимую лошадь в качестве охраны. А чтобы она не пострадала от огня, он превратил ее в камень.

Для большинства современников атаман Кудеяр - забытая история, однако не так давно этот персонаж был легендарным, можно сказать, полумифическим. И даже сегодня воспоминание о нем сохранилось в названиях гор, городов, яров, а само имя Кудеяр ассоциируется со зловещей, недюжинной силой.

Эта личность – одна из самых популярных в русском фольклоре: предания о Кудеяре зафиксированы на огромной территории, совпадающей с границами Дикого поля XVI века, – в Калужской, Брянской, Тульской, Орловской, Курской, Белгородской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Пензенской, Саратовской, Самарской и Ульяновской (бывшая Симбирская губерния) областях, а также в Суздале.

Мне известно шесть легенд, в которых сын Василия III и Соломонии Сабуровой – царевич Юрий – отождествляется с атаманом Кудеяром.

1. Саратовская легенда о том, как, отправляясь воевать Казань, Иван Грозный поручил Москву Кудеяру Васильевичу, но тот составил подложный указ о вызове под Казань и с государевой казной ушел в степи.

2. Симбирское предание о том, что Иван Грозный хотел казнить своего брата Юрия-Кудеяра и для этого вызвал его в Казань, но Кудеяр узнал об этих намерениях и занял оборону на Кротковском городке у Сенгилея на Волге.

3. Рассказ о том, как Иван Грозный встретился с Юрием (который скрывался под именем «князя Луховского») под стенами осажденной Казани, после чего Юрий бежал на север – чуть ли не на Соловки.

4. Курское предание о том, что Юрий-Кудеяр был похищен татарами с целью просить у царя выкуп за него, но когда это не удалось, Юрия послали вместе с татарским войском добывать себе Московский престол. Когда это также не удалось, он не стал возвращаться в Крым и остался на Руси, где занялся разбоем.

5. Суздальское предание о том, что Кудеяр заключил союз с татарами, вместе с ними пришел на Русь, а потом, видя их бесчинства, вернулся в русский стан и помог своим отстоять Москву.

6. Рассказ, который содержится в воспоминаниях А.Я. Артынова, известного ростовского краеведа XIX века, крестьянина дворцового села Угодичи под Ростовом: «О Сидорке Альтине прямой его потомок родной мой дядя Михайла Дмитриев Артынов в истории своей о селе Угодичах, написанной им в 1793 году, говорит следующее: Сидорко Амелфов был целовальник Ростовского озера и староста государевых рыбных ловцов; он часто ездил в Москву с рыбным оброком к большому Государеву дворцу; в одну из таких поездок он был невольным слышателем царской тайны, за которую он и поплатился своею жизнию. Вина его была следующая: находясь по своей должности в большом Московском дворце и будучи немного навеселе (выпивши), заблудился там, зашел в безлюдную часть дворца. Отыскивая выход, он пришел наконец в небольшой покой, смежный с царским жилищем, и там услышал громкий разговор Грозного царя с Малютой Скуратовым о князе Юрии, сыне Соломаниды Сабуровой. Грозный приказывает Малюте найти князя Юрия и избавить его от него. Малюта обещал царю исполнить это в точности и после этого разговора вышел в двери, перед которыми Сидорко едва стоял жив. Малюта увидел его, остановился; потом ушел опять к царю, после чего заключил Сидорку в темницу и там на дыбе запытал его до смерти вместе с отцом его Амельфой, пришедшим в Москву проведать сына». Родословная автора этого рассказа известна как раз с тех времен, когда его предки служили великой княгине Елене Глинской – в 30-е годы XVI века они были дворцовыми крестьянами.

Признаком того, что «дыма без огня» нет и в данном случае, является упоминание в легендах о Юрии-Кудеяре «князя Луховского», он же «князь Лыков»: в 1664 году среди искателей кладов стала известна некая «грамотка, которая была выслана из Крыму, в Путивль в прошлых годех, “от того вора Кудояра к брату его кудоярову и от товарища от его кудоярова, от некоего князя Лыкова”».

Как показывают родословцы, между Сабуровыми-Годуновыми (а значит и царевичем Юрием) и князьями Лыковыми действительно есть прямая, исторически достоверная связь. У Федора Никитича Романова – будущего патриарха Филарета и отца царя Михаила Федоровича – было пять братьев и шесть сестер. Его сестра Ирина была замужем за Иваном Ивановичем Годуновым, а его сестра Анастасия – замужем за князем Борисом Михайловичем Лыковым-Оболенским, который предал царя Бориса Годунова и поддержал Лжедмитрия I – Гришку Отрепьева. То есть Иван Годунов и князь Борис Лыков были свояками.

Дочь князя Лыкова и Романовой, Мария, вышла замуж за Ивана Шеина, мать которого была Мария Михайловна Годунова. В этом случае князь Борис Лыков и Мария Годунова были друг другу сватом и сватьей. Таким образом, у князя Бориса Лыкова были свояк Иван Годунов и сватья Мария Годунова. Если считать, что князь Юрий Васильевич – реальное историческое лицо, то Иван Годунов приходится ему пятиюродным братом. Для того времени и для этого рода – достаточно близкое родство. Прадед князя Бориса Лыкова-Оболенского – троюродный брат Михаила Ярославича Чета-Оболенского. Но ведь Михаил Чет и Соломония Сабурова также троюродные брат и сестра. Таким образом, князья Лыковы – родственники Соломонии Сабуровой и по Сабуровым, и по Годуновым, и по Оболенским.


Преподобный Давид Серпуховской.
Во всех этих преданиях о Юрии-Кудеяре, точно так же как и в большинстве преданий о просто Кудеяре, присутствует мотив ухода: как территориального (в Крым или на Соловки), так и нравственного (то Кудеяр предает родину, то он приносит покаяние и верно служит царю). Ярким примером является предание о том, что Троицкий монастырь на реке Пьяне (находящийся неподалеку от уже упомянутого Сенгилея) построил родственник царя, который спасался от него бегством. Вот что рассказывается об основании монастыря: «Близ реки Пьяны, в урочище Совьи Горы, была татарская деревня Пара, где жил мурза Бахметько, красивый собою и мужественный. Царь Иоанн Грозный во время своей стоянки близ деревни Мишки, в урочище Мухина Гора, услышал о силе Бахметьки, призвал его и взял в проводники и переводчики. Бахметько под Казанью отличился неустрашимостью, первый забрался на казанские стены, взял в плен царицу Узбеку, за что царь взыскал его милостью, облобызал, при крещении был его восприемником, назвал его Юрием Ивановичем Бахметьевым и пожаловал ему множество земли близ реки Пьяны».

Здесь вновь упоминается царь Иван Грозный, взятие Казани и некий Юрий. Этот сюжет позволяет нам говорить о том, что речь идет об упоминаемом в источниках русском служилом человеке Кудеяре Бахметеве: нам известен его приезд в декабре 1553 года в качестве гонца от ногайского мурзы Касима к Ивану Грозному.

Таким образом, речь идет о конкретном представителе рода Бахметевых, который, конечно, не был родственником царю Ивану Васильевичу, но состоял у него на службе. А «родственником» он стал благодаря тому, что, кроме крестильного имени Юрий, носил еще и имя Кудеяр, которое в народном сознании прочно соединилось с личностью сына Василия III и Соломонии Сабуровой.

Вообще имя Кудеяр отнюдь не такое редкое, как это иногда пытаются представить исследователи. В одном только XVII веке мне известно (помимо Бахтеярова) еще пять человек, носивших это имя:

1. Кудеяр Чуфаров, помещик из Арзамаса, упоминается в 1581 году.

2. Князь Кудеяр Иванович Мещерский, 1580 год.

3. Кудеяр Карачаев, сын Мудюранов, – московский посол, казак.

4. Кильдеяр (Кудеяр) Иванович из рода курских дворян Марковых.

5. Сын боярский из Белева Кудеяр Тишенков, который предал свою родину и бежал в Крым. В 1571 году он убедил крымского хана Девлет-гирея идти походом не на Козельск, как это было задумано, а прямо на Москву. Набег был очень опустошительным, Москва выгорела, и Кудеяр ушел обратно с татарами в Крым. Однако через некоторое время Тишенков обратился к Ивану Грозному с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Разрешение было дано. Больше о нем ничего не известно.

Таким образом, можно уверенно говорить о том, что в образе Юрия-Кудеяра в народном сознании слились воедино биографии нескольких совершенно реальных, но разных людей. Первоначально народ обратил внимание на то, как «исчезали» великокняжеские и царские дети, братья и дядья, – люди прекрасно понимали, что часть этих смертей была вызвана борьбой за престол. Тут в народном сознании всплыла концепция «казней Божиих» – находящееся в полном соответствии с библейскими ценностями представление о том, что нашествия иноплеменных являются наказаниями Божиими за грехи человеческие. Такой казнью были и татарские нашествия, в одном из которых принял деятельное участие Кудеяр Тишенков. Парадоксально, но народ посчитал наказанием за смерть и удаление от престола царевича Юрия Васильевича приход его самого, но уже в образе царевича Кудеяра.

Дальше – больше. После того как в народном сознании закрепилась цепочка «царевич Юрий – казнь Божия – Кудеяр», в легенды о Юрии-Кудеяре стали добавляться биографические факты из жизни всех известных Кудеяров XVI века, например Кудеяра Бахметева, а затем имя Кудеяр стало нарицательным, и «кудеярами» стали называть вообще всех разбойников. «Подвиги» «кудеяров» (особенно с робингудовским оттенком) стали приписывать Юрию-Кудеяру, в качестве подчиненных которого с XVII века стал выступать Стенька Разин, а с XVIII столетия – Емелька Пугачев. К этому времени сыну Соломонии должно было быть уже 250 лет.

Таким образом, мы видим, что под легендами о царевиче Юрии-Кудеяре есть историческая основа, но это собирательный образ.

Важно отметить и еще один сюжет, который поможет нам понять место, что занимает в русской истории личная трагедия сына Соломонии. Речь идет о судьбе старшего и единственного сына Ивана III от первого брака – Ивана Молодого и сына последнего – Дмитрия Внука. Они приходятся Василию III братом и племянником, а царевичу Юрию Васильевичу – дядей и двоюродным братом.

Долгое время даже речи не было о том, что наследником русского престол станет Василий Иванович. Эта роль была отведена Ивану Ивановичу Молодому, женатому на Елене Волошанке – дочери молдавского господаря Стефана. И даже после того, как Иван Молодой умер, Иван III видел в качестве своего преемника ни Василия, а Дмитрия Внука – сына Ивана Молодого. Мало того, Дмитрий Внук был венчан на царство по образцу византийских императоров – еще при жизни своего деда. Но на рубеже XVI века ситуация резко изменилась: венчанный на царство преемник престола вместе со своей матерью ушел на второй план, а официальным наследником стал именоваться Василий Иванович.

Что же произошло? Часто историки пытаются объяснить это борьбой людей и кланов. Но это верно только отчасти, так как в основе этого лежала борьба идей. Дело в том, что за Иваном Молодым и Дмитрием Внуком стояли силы, которым мила была Удельная Русь, проще говоря – сепаратисты. Что еще хуже, через Елену Волошанку в семью Ивана Молодого проникла ересь жидовствующих – колоссальная угроза Русскому Православию, заключавшаяся в симпатиях к иудейским религиозным представлениям. Жидовствующие не признавали отечественную Пасхалию и летоисчисление от Сотворения мира, иконы и мощи святых, акцентировали внимание на праздновании субботы и т.п. Крупнейшими борцами с этой ересью были святитель Геннадий Новгородский и преподобный Иосиф Волоцкий.

Случилось так, что Василий Иванович вместе со своей матерью Софьей Палеолог оказался вовлечен в заговор против семьи Ивана Молодого, который был раскрыт. Рядовые исполнители заговора были казнены, а Василий с матерью попали в опалу и даже не были приглашены на венчание Дмитрия Внука на царство.

Но, несмотря на второстепенность родовой линии Василия, несмотря на заговор, в котором он участвовал, незадолго до смерти Иван III передал престол именно ему. Василий никогда не был венчан на царство, и только его сын Иван Васильевич Грозный был венчан (по образу чина венчания Дмитрия Внука) в 1547 году.

При этом сам Дмитрий Внук содержался в заточении, где и закончил свою жизнь вскоре после брака Василия с Соломонией Сабуровой. Можно ли пожалеть его, венчанного на русское царство, но умершего в заточении? Безусловно. Можно ли пожалеть его отца – Ивана Молодого, который был успешным государственным деятелем и Тверским князем, но в результате борьбы за власть умер молодым? Безусловно. Значит ли это, что Иван III или его жена Софья Палеолог или их сын Василий III были злодеями? Конечно, нет! Они были великими государственными деятелями, благодаря которым и в правление которых оформилась русская государственная идеология, известная нам по трудам иосифлян и как идея Москва – Третий Рим. Именно благодаря этим людям укрепилась единая, не разделенная на уделы Россия со своей единой национальной идеей.

Таким образом, рассмотрев вкратце судьбу Дмитрия-царевича, мы видим, что в судьбе Юрия-царевича не было ничего удивительного – отстранение от престола и последующая гибель молодого наследника в конце XV – первой половине XVI века были явлениями не единичными. Судьба Юрия-Кудеяра сложилась ровно так же, как судьба его дяди Ивана Молодого и судьба его двоюродного брата Дмитрия-Внука.

Русский народ, простые современники этих событий, видели только внешнюю сторону этих событий, и не обладали всей необходимой информацией для того, чтобы выносить суждения общенационального уровня, поэтому в русском фольклоре отражена симпатия именно проигравшей стороне.

Судьба Ивана Молодого стала основанием для появления цикла русских сказок об Иване Царевиче. Сопоставим основные эпизоды из жизни Ивана Царевича и известные биографические детали Ивана Ивановича Молодого.

У Ивана-царевича имеется два брата-злодея – Василий и Дмитрий, и у Ивана Молодого есть братья Василий и Дмитрий.

В сказке: начинают таинственно пропадать золотые яблоки, причем братья Ивана закрывают на это глаза, и Иван – единственный, кто смог поймать похитителя. В жизни: Софья и Василий обвинялись в том, что во время заговора намеревались захватить великокняжескую казну, находившуюся в Белоозере.

В сказке: женился Иван на королевне Елене Прекрасной/Премудрой, которую привез домой из-за тридевять земель. В жизни: женился Иван на Елене – дочери молдавского господаря Стефана.

В сказке: Ивана коварно убили собственные братья. В жизни: Иван умер в ходе борьбы за престол.

В сказке: Царь разгневался на Ивановых братьев и посадил их в темницу. В жизни: вскоре после смерти Ивана Софья была посажена вместе с сыном Василием в тюрьму.

В сказке: мы встречаем Жар-птицу и Серого волка. В жизни: на монетах царевича Ивана, бывшего удельным тверским князем, мы встречаем их же.

Понятно, что русский народ в сказках романтизировал образ проигравшей стороны или, по крайней мере, недосказал сказку до конца: ведь «злодеи» победили и оказались положительными героями.

Ровно тоже мы наблюдаем в случае с Юрием-царевичем – атаманом Кудеяром. Давайте подумаем: что должен был делать Василий III, узнав, что в монастыре его жена родила ему сына? Признать наследника и вернуть жену-монахиню в Москву? Чтобы избежать при этом двоеженства, он должен был развестись вторично – с молодой женой Еленой Глинской. Стал бы кто-то всерьез воспринимать государя, который за два года вначале разводится с первой женой и женится на второй, потом разводится со второй, чтобы вновь соединиться с первой – монахиней?! Нет, конечно. Да это было и не возможно.

Может быть, Василий III должен был оставить Софью в монастыре, но приблизить сына Юрия? А как бы к этому отнеслась его вторая жена, смысл брака с которой заключался в рождении наследника? Сделать такое – значит внести смуту в великокняжескую семью и навсегда поссорить всех, кто стоял за Еленой Глинской с потомками Захарии Чета. Таким образом, была бы заложена «мина замедленного действия»: сразу после смерти Василия образовались бы две группировки – проюрьевская и проглинская. Нет, через это Василий уже проходил, в молодости, и всячески старался избежать подобной ситуации для своих потомков.

Таким образом, мы видим, что судьба Юрия Васильевича была предрешена – особенно после рождения от брака с Еленой сына Ивана. Юрию Васильевичу предстояло всю жизнь прожить под надзором: если бы даже он сам не взялся за «добывание престола», всегда нашлись бы люди (как внутри страны, так и вовне), которые бы подняли знамя Юрия в своих политических целях. Можно ли пожалеть Юрия? Безусловно. Значит ли это, что Василий III или Иван Грозный были злодеями? Конечно, нет.

Так ситуацию с рождением у Софии сына восприняли только два наблюдателя – простой русский народ и иностранцы, которые одинаково посчитали, что «злодеи заточили невинного Юрия». Но причины такого мнения были различными. Если в русском фольклоре предания о Юрии-Кудеяре стали как бы продолжением цикла сказок об Иване-царевиче, то иностранцы восприняли информацию о сыне Соломонии в совершенно другом ключе. Мысль о том, что у великокняжеской четы родился сын, который имеет больше прав на престол, чем находящийся на нем Иван Грозный, проходит красной нитью через труды многочисленных иностранных разведчиков и авантюристов.

Из авторов XVI–XVII веков об этом говорят многие. Например, Адам Олеарий писал: «тиран Иван Васильевич» «насильно отправил в монастырь свою супругу Соломонию после того, как, проведя 21 год в брачной жизни с нею, не мог прижить детей; он затем женился на другой, по имени Елена… Первая супруга, однако, вскоре затем родила в монастыре младенца-сына».

Да-да, именно так: согласно Олеарию, мужем Соломонии был не Василий Иванович, а Иван Васильевич, то есть Иван Грозный! Дальше – больше.

Петрей де Эрлезунда влагал в уста Софии такие слова: «Ни она, ни великий князь не увидят светлого лица и милых глазок младенца; но придет день, когда он в свое время неустрашимо явится пред очи своих подданных, даст видеть им свои светлые глазки и не оставит без отмщения ее позора, поругания и уничижения… Многие из русских рассказывали за верное, что Саломея родила сынка… а потом, вступив на великое княжение, он назвал себя Иваном и сделал много бесчеловечных жестокостей в России и Ливонии. Но некоторые оспаривают это и думают, что Иван – младший сын Василия от Елены, дочери Василия Глинского».

Как мы видим, здесь проводится одновременно две идеи: Юрий-царевич отомстит Рюриковичам за пострижение матери и отстранение себя от престола; и, вероятно, он это сделал, так как, переменив имя, правил Россией в качестве Ивана Грозного – «тирана и убийцы».

Получается, что Юрий был одновременно сыном и мужем Соломонии да еще и Иваном Грозным! Даже если отставить в сторону генеалогический бред двух авторов, то в любом случае их пафос однозначен: русские правители есть тираны и узурпаторы, незаконно владеющие троном. Какая следующая мысль напрашивается? Конечно, нужно помочь России и подарить ей благодетельного правителя! Как справедливо отмечал И.Е. Забелин, слух о рождении Георгия в устах иностранцев «есть крамольная попытка внести смуту в государеву семью и в государство, первая попытка поставить самозванца». И если в XVI веке не удалось с этой целью похитить имя царевича Юрия, то на рубеже XVI–XVII веков это вполне удалось – в случае с царевичем Дмитрием Угличским, именем которого правили сразу несколько Лжедмитриев.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Несметные клады разбойника Кудеяра

В один из погожих апрельских дней 1881 года в Петербурге, на Литейном проспекте, над дверью ювелирной лавки брякнул колокольчик.
Полноватый хозяин лавки, с седой бородкой клинышком, вышел навстречу посетителю.
В дверях стоял черноусый плотный человек, явно провинциал, с небольшим свертком в руках.
— Что вам угодно? — поинтересовался ювелир.
— Я слышал, вы покупаете старинные драгоценности, — неуверенно проговорил вошедший.
— Вы хотите мне что-то предложить?
— Да… Вот, извольте взглянуть.
Посетитель положил сверток на прилавок и развернул его. Ювелир ахнул. На прилавке лежали массивный чеканный золотой ковш старинной работы, украшенный самоцветными камнями, и несколько золотых и серебряных перстней с эмалью, рубинами и бирюзой.
— Это же очень древние вещи, — полувопросительно-полуутвердительно произнес ювелир, взглянув на посетителя поверх стекол пенсне.
— Да. Это вещи из клада, который нашли на моей земле. Я помещик, из Курской губернии, у меня там небольшая дача двести десятин с лишком. Говорят, это золото Кудеяра…
Золото Кудеяра… Воистину, из всех легенд о «зачарованных кладах» это самая большая загадка, неразрешенная до сих пор. Здесь неясно все. Кто такой Кудеяр? Когда и где он жил? Сколько у него было сокровищ и где они?
Где и как окончил он свою разбойную жизнь? Нет ни одного достоверного свидетельства, ни одного достоверного документа, ничего нет.
Только легенды и многочисленные, рассеянные от Днепра до Волги Кудеяровы «городки», овраги, курганы, камни, леса, урочища… И — клады.
Клады, полные несметных сокровищ, которые до сих пор таятся где-то на всем пространстве бывшего Дикого поля…
Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр-атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан.
Разбойник Кудеяр принадлежит к одним из самых популярных персонажей фольклора. Легенды о нем записаны во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской:
«А то еще был Кудеяр — этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит — так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали…
Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались.»
Это только одно из кратких жизнеописаний Кудеяра, бытовавших в народной среде. Какой же реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? На этот счет уже высказано множество гипотез, но, увы, ни одна из них не проливает свет на тайну Кудеяра.
Когда жил Кудеяр? Здесь мнения, в основном, совпадают: в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад.» О чем говорят предания…
Большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) — татарского происхождения.
У Карамзина упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году очень грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». С тем же именем известны послы крымский и астраханский. Но, как нередко бывало в прошлом, от татар это имя могло быть усвоено и русскими.
Многие легенды прямо называют Кудеяра татарином. По преданиям, записанным в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был татарином, знавшим русский язык, человеком огромного роста.
Он был баскаком — ханским сборщиком податей. Разграбив подмосковные селения и с большим богатством возвращаясь в Орду, в Саратовские степи, Кудеяр по дороге решил скрыть от хана взятую дань и поселился в Воронежских землях, где стал промышлять разбоем. Здесь он женился на русской девушке — редкой красавице, которую увез силой.
В Рязанской и некоторых местностях Воронежской губернии рассказывали, что Кудеяр — опальный опричник, который отбивал скот у местных жителей, грабил и убивал московских купцов. А в Севском уезде Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.
В исторических документах, относящихся к временам Ивана Грозного, упоминается сын боярский из города Белева Кудеяр Тишенков — изменник, перебежавший к крымскому хану и помогавший ему овладеть в 1571 году Москвой.
Затем Кудеяр Тишенков ушел с татарами в Крым. Беседуя с крымским послом два года спустя, Иван Грозный сетовал на то, что хану удалось взять Москву с помощью бояр-изменников и «разбойника Кудеяра Тишенкова», который навел татар на Москву. Однако ничто не свидетельствует о том, что Кудеяр Тишенков и является тем самым легендарным разбойником Кудеяром.
Весьма популярна увлекательная гипотеза о том, что Кудеяр — не кто иной, как старший брат Ивана Грозного, претендент на русский престол. Основанием для подобных утверждений послужили следующие исторические события.
Первая жена великого князя Василия Ивановича, отца Ивана Грозного, Соломония Сабурова была бездетна. После долгих ожиданий стало ясно, что наследников у князя не будет. Тогда Соломония Сабурова, в нарушение всех церковных канонов, была насильно пострижена в монастырь, а князь вторично женился на Елене Глинской, которая родила ему двух сыновей — Ивана и Георгия (Юрия).
Меж тем у монахини Соломонии Сабуровой, заточенной в монастыре… тоже родился сын! Новорожденный вскоре умер и был погребен в Суздальском Покровском монастыре. Однако раскопки его могилы в 1934 году показали, что похоронена была кукла в одежде мальчика. Существует предположение, что ребенка скрыли, опасаясь убийц, подсылаемых второй женой — Еленой Глинской, и тайно переправили к крымскому хану. Там он вырос, и под татарским именем Кудеяр явился на Русь как претендент на престол. Не добившись успеха, Кудеяр занялся разбоем.
Как можно заметить, почти все перечисленные гипотезы связывают Кудеяра с Крымским ханством. А места, где, по преданиям, разбойничал Кудеяр, несмотря на свою географическую разбросанность, объединены одним общим признаком: здесь проходили древние торговые и посольские пути из Крыма в Московскую Русь. На этих дорогах разбойники выслеживали богатую добычу, а затем прятали ее в потайных местах, около своих станов и городищ.
Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много таких городков находилось в пределах Воронежской губернии. Так, в Шиповом лесу у села Ливенки в Павловском уезде, находились остатки «логова» Кудеяра, включавшего дом, кладовые и конюшни. С этим местом связано множество легенд о разбойных делах страшного атамана.
На укромное место, под названием Кудеяров Лог, указывали в Задонском уезде — оно находится в шести верстах от села Белоколодского, по дороге на Липецк. Этот глубокий овраг окружен крутыми, почти отвесными склонами, что делало его надежным убежищем.
Явно сделанное человеческими руками насыпное городище, под названием Кудеяров Притон, было известно в Бобровском уезде. Городище в виде большого четырехугольника, окопанного валами и рвом, со всех сторон окружено болотами и кустарником. Здесь, как говорят легенды, находилась первая ставка Кудеяра.
В Липецкой области, на Дону, напротив села Долгого, возвышается гора, именуемая Черным Яром, или Городком. На ней лежит очень большой камень синеватого цвета. По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость. Лежащий на горе камень считали заколдованной, окаменевшей лошадью Кудеяра, получившую синеватый цвет оттого, что она была опалена огнем. Рассказывают, что Кудеяр вместе со своими соратниками Болдырем и разбойницей Анной, укрываясь в донских лесах, грабил караваны купцов, шедших вниз по Дону. Заинтересованные в безопасности пути донские казаки ополчились против Кудеяра. Сначала они разгромили ставки Болдыря и Анны, затем добрались до пристанища Кудеяра.
Долго осаждали они крепость Кудеяра, затем догадались обложить ее хворостом и поджечь со всех сторон. Тогда Кудеяр зарыл все свои сокровища в землю, поставил над ними свою любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела, а сам бежал в лес. Но казаки погнались за ним, хитростью взяли в плен, сковали и бросили с Черного Яра в Дон.
Неподалеку, в бывшем Пронском уезде, близ сел Чулково и Абакумово, находится урочище Каменные Крестцы. По преданию, здесь располагалась одна из главных ставок Кудеяра. Рассказывают, что в XVIII веке тут нашли камень с именем Кудеяра.
На реке Неруч в Орловской губернии, в трех верстах от села Затишье, есть две «ямы Кудеяра» — по три сажени глубиной, соединенные подземным ходом с рекой Неруч. Здесь, как рассказывают, скрывался Кудеяр. Множество кладов Кудеяра связано с Брянскими лесами и вообще со всей лесной частью бывшей Орловской губернии.
Кудеярово Городище
В Тульской и Калужской губерниях легенды повествуют о кладах Кудеяра, зарытых в различных «колодцах», «верхах», «ярах», а кое-где сохранялись и «кладовые записи» на Кудеяровы клады.
Одной из таких записей в конце прошлого века владел монах Оптиной Пустыни, после смерти которого рукопись попала в монастырскую библиотеку. В ней содержались обширные сведения о кладах, зарытых Кудеяром в окрестностях Козельска и Лихвина (ныне Чекалин).
В качестве одного из мест, где спрятаны клады Кудеяра, рукопись называла Чертово Городище, или Шутову Гору, что в 18 верстах от монастыря Оптина Пустынь, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин, на которой так удобно было грабить проезжающих купцов.
…На заросшем лесом высоком бугре, господствующем над окружающей местностью, почти на самой его вершине тремя отвесными стенами поднимается из земли громадная глыба сероватого песчаника, изборожденная трещинами и поросшая мхом. Из-за этих четких граней Чертово Городище иногда называли еще Гранный Холм. Четвертая сторона Городища, полуразрушенная временем и заросшая травой, почти сравнялась с площадкой на вершине бугра, образуя «двор».
По преданию, здесь находился «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой. Будто бы за одну ночь бесы соорудили на площадке Городища двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд… Однако постройку закончить до рассвета не успели — прокричал петух, и нечистая сила разбежалась. И, по рассказам свидетелей, еще долгое время спустя, вплоть до начала XIX века, на Городище можно было видеть недостроенное здание — «памятник бесовской архитектуры», которое затем начало быстро разрушаться.
Следы выкопанного «бесами» пруда заметны были еще в 80-х годах прошлого века; многочисленные каменные обломки, разбросанные вокруг Городища, свидетельствовали как будто бы о каких-то постройках, некогда бывших здесь.
А на одном из камней, лежавших у подножия Городища, еще сто лет назад явственно был виден след «лапы» нечистого. В толще песчаника, из которого сложено Городище, скрывается несколько пещер. В главной пещере, называемой «входом в нижний этаж», могло свободно разместиться несколько человек. Из нее два узких лаза уходят в глубь горы…
Рассказывают, что строившая замок нечистая сила сберегает теперь зарытые на Городище, в окрестных оврагах и лесных урочищах клады Кудеяра. А но ночам на Городище появляется привидение дочери Кудеяра Любуши, проклятой отцом и навеки заточенной в недрах Чертова Городища. Будто выходит она на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!» В прежние времена монахи Оптиной Пустыни дважды устанавливали на Городище крест. Неподалеку от Городища находится Кудеяров колодезь, в котором укрыты, по преданию, «12 бочек золота».
Очень интересны свидетельства о Кудеяровом Городке на горе Богатырке (Крутце), что в Саратовской губернии. Здесь, в развалинах землянки, в которой, по преданию, жил Кудеяр, были найдены человеческие кости, кинжалы, наконечники пик, бердыши, фрагменты кольчуг, татарские монеты, кольца, перстни и т. д. Подобные находки неизменно будили интерес к легендарным кладам Кудеяра, и охотников найти их было великое множество…
Особенный интерес вызывало у кладоискателей Кудеярово Городище, расположенное в дебрях Усманского леса. Оно окружено высоким валом со следами ворот и окопано широким рвом. Когда-то, в 40-х годах прошлого века, одной из крестьянок села Студенки посчастливилось найти здесь массивный золотой старинный перстень.
С той поры каждую весну в Усманский лес регулярно устремлялись полчища кладоискателей со всех окрестных мест, изрывших лес ямами и траншеями. Говорили, что сокровища укрыты на дне находящегося поблизости Чистого озера. Один помещик даже пытался спустить озеро через специально прорытый канал, но дело не пошло. Много было разговоров о будто бы найденном в лесу сундуке, который «ушел в землю», находили и всякую мелочь, но вот главные сокровища Кудеяра так до сих пор не обнаружены.
А вот в других местах кладоискателям везло больше. Нельзя сказать, чтобы находки кладов были массовыми, но известны, по крайней мере, четыре случая, когда клады серебряных монет и немногочисленных золотых предметов были найдены именно в Кудеяровых урочищах.
Принадлежали ли эти клады легендарному разбойнику? Неизвестно. Да и вообще трудно поверить, что один человек мог «населить собой» огромные пространства степи. Давно уже высказывается мнение, что под именем Кудеяра могло скрываться несколько разных людей — как под именами царевича Дмитрия или Петра III. А может быть, из личного имени какого-нибудь особо дерзкого русского или татарского разбойника имя Кудеяр превратилось в нарицательное имя всякого предводителя разбойничьей шайки и стало синонимом слова «разбойник»?
Поэтому так разнятся версии о происхождении, жизни и смерти Кудеяра. Поэтому так много у нас кудеяров — уж в чем-в чем, а в разбойниках на Руси испокон веку недостатка не было. И уже в конце XVIII столетия начали слагаться легенды о том, как «в старые-старые годы в Спасских местах проживали семь братьев-кудеяров…»

Разбойник Кудеяр принадлежит к одним из самых популярных персонажей фольклора.

Рассказы о нем были широко распространены в легендах во всех южных и центральных губерниях России - от Смоленской до Саратовской. Говорят, что жил он в очень древние времена - аж до Смутного времени. Сколотил ватагу, с которой грабил богатые обозы. С его именем связано название множества мелких географических пунктов на Руси (Кудеярова крепость, гора, лес, село Кудеяровка). Очень часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям.

Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много этих мест находилось в пределах Воронежской, Тульской и Калужской губерний. В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребенка.

В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну, Болдыря и проклятую им дочь Любашу (ее призрак показывался неподалеку от Оптиной пустыни), а также знаменитого сподвижника .

«А то еще был Кудеяр - этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску - везде побывал, везде свои станы раставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул - левый сторожит, а там левый спит, правый сторожит - так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку - поминай как звали... Так и издох своей смертью - никак изловить его не могли, как там ни старались».

Это только одно из кратких жизнеописаний Кудеяра, бытовавших в народной среде. Какой же реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? На этот счет уже высказано множество гипотез, но, увы, ни одна из них не проливает свет на тайну Кудеяра.

Само имя Кудеяр, по одной из версий, происходит от персидского Xudāyār - «возлюбленный Богом». По другой версии, Кудеяр - Кудя Ярый, т.е. Кудин Ярый. Кудин – это форма церковного имени Акиндин (с греческого «безопасный»). Но большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) - татарского происхождения. У Карамзина упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году очень грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». С тем же именем известны послы крымский и астраханский. Но, как нередко бывало в прошлом, от татар это имя могло быть усвоено и русскими. Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов. «Кудеяр» встречалось как имя собственное в Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Харьковской, Курской, Орловской, Тульской, Калужской губерниях. Отсюда пошла фамилия Кудеяров. Упоминают также, что слово «кудеяр» могло быть названием тюркской должности сборщика податей.

Когда жил Кудеяр? Здесь мнения, в основном, совпадают: в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад».

О чем говорят предания...

Многие легенды прямо называют Кудеяра татарином. По преданиям, записанным в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был татарином, знавшим русский язык, человеком огромного роста. Он был баскаком - ханским сборщиком податей. Разграбив подмосковные селения и с большим богатством возвращаясь в Орду, в Саратовские степи, Кудеяр по дороге решил скрыть от хана взятую дань и поселился в Воронежских землях, где стал промышлять разбоем. Здесь он женился на русской девушке - редкой красавице, которую увез силой.

В Рязанской и некоторых местностях Воронежской губернии рассказывали, что Кудеяр - опальный опричник, который отбивал скот у местных жителей, грабил и убивал московских купцов. А в Севском уезде Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.

Легенды Тульского края гласят, что родом он из наших мест, из бывшего Белевского уезда. Одна из версий гласит, что им мог быть Кудеяр Тишенков (XVI в.) - сын боярский, родом из г. Белева. Современник Ивана Грозного, предатель. В мае 1571 г. показал ордам крымского хана Девлет-Гирея пути подхода к Москве. Отступая вместе с крымскими татарами, покинул пределы московского государства и остался в Крыму. Затем упоминается в письмах пленного Василия Грязного из Крыма к царю. Через некоторое время Тишенков обращается к Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Разрешение было дано. Дальше следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств, что разбойник Кудеяр, живший примерно в ту же эпоху и, как рассказывают, также родом из Белева, и Тишенков - один и тот же человек, нет.

О том, что Кудеяр принадлежал к их семейству, рассказывали также в курском роду Марковых. Весьма популярна увлекательная гипотеза о том, что Кудеяр - не кто иной, как старший брат Ивана Грозного, претендент на русский престол. Основанием для подобных утверждений послужили следующие исторические события. Первая жена великого князя Василия Ивановича, отца Ивана Грозного, Соломония Сабурова была бездетна. После долгих ожиданий стало ясно, что наследников у князя не будет. Тогда Соломония Сабурова, в нарушение всех церковных канонов, была насильно пострижена в монастырь, а князь вторично женился на Елене Глинской, которая родила ему двух сыновей - Ивана и Георгия (Юрия). Меж тем у монахини Соломонии Сабуровой, заточенной в монастыре... тоже родился сын! Новорожденный вскоре умер и был погребен в Суздальском Покровском монастыре. Однако раскопки его могилы в 1934 году показали, что похоронена была кукла в одежде мальчика. Существует предположение, что ребенка скрыли, опасаясь убийц, подсылаемых второй женой - Еленой Глинской, и тайно переправили к крымскому хану. Там он вырос, и под татарским именем Кудеяр явился на Русь как претендент на престол. Не добившись успеха, Кудеяр занялся разбоем.

Как можно заметить, почти все перечисленные гипотезы связывают Кудеяра с Крымским ханством. А места, где, по преданиям, разбойничал Кудеяр, несмотря на свою географическую разбросанность, объединены одним общим признаком: здесь проходили древние торговые и посольские пути из Крыма в Московскую Русь. На этих дорогах разбойники выслеживали богатую добычу, а затем прятали ее в потайных местах, около своих станов и городищ.

Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. В Тульской и Калужской губерниях рассказывали о кладах Кудеяра, зарытых в различных «колодцах», «верхах», «ярах», а кое-где сохранялись и кладовые записи на Кудеяровы клады. Одной из таких записей в конце прошлого века владел монах Оптиной пустыни, после смерти которого рукопись попала в монастырскую библиотеку. В ней содержались обширные сведения о кладах, зарытых Кудеяром в окрестностях Козельска и Лихвина (ныне Чекалин).

В качестве одного из мест, где положены клады Кудеяра, рукопись называла Чертово городище или Шутову гору - таинственное лесное урочище в 18 верстах от монастыря Оптина пустынь, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин, на которой так удобно было грабить проезжавших купцов.

На заросшем лесом высоком бугре, господствующем над окружающей местностью, почти на самой его вершине тремя отвесными стенами поднимается из земли громадная глыба сероватого песчаника, изборожденная многочисленными трещинами и поросшая мхом. Из-за этих четких граней городище иногда называли еще Гранный Холм. Четвертая сторона городища, полуразрушенная временем и заросшая травой, почти сравнялась с площадкой на вершине бугра, образуя «двор» Чертова городища. По преданию, здесь находился «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой. Будто бы за одну ночь бесы соорудили на площадке городища двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд. Однако постройку закончить до рассвета не успели - прокричал петух, и нечистая сила разбежалась. И, по рассказам свидетелей, еще долгое время спустя, вплоть до начала 1800-х годов, на городище можно было видеть недостроенное здание - «памятник бесовской архитектуры», которое затем начало быстро разрушаться.

Следы выкопанного «бесами» пруда указывали еще в 1880-х годах, а многочисленные каменные обломки, разбросанные вокруг городища, свидетельствуют как будто о каких-то постройках, некогда бывших здесь. А на одном из камней, лежавших у подножия городища, еще сто лет назад явственно был виден след «лапы» нечистого.

В толще песчаника, из которого сложено городище, скрывается несколько пещер. В главной пещере, называемой «входом в нижний этаж», могло свободно разместиться несколько человек. Из нее два узких лаза уходят вглубь горы. Рассказывают, что строившая замок нечистая сила сберегает теперь зарытые на городище и в окрестных оврагах и лесных урочищах клады Кудеяра. А по ночам на городище появляется привидение дочери Кудеяра Любуши, проклятой отцом и навеки заточенной в недрах Чертова городища. Будто выходит она на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!» В прежние времена монахи Оптиной пустыни дважды устанавливали на городище крест. Неподалеку от городища находится Кудеяров колодезь, в котором укрыты, по преданию, 12 бочек золота.

Принадлежали ли эти клады легендарному разбойнику? Неизвестно. Да и вообще трудно поверить, что один человек мог «населить собой» огромные пространства степи. Давно уже высказывается мнение, что под именем Кудеяра могло скрываться несколько разных людей - как под именами царевича Дмитрия или Петра III. А может быть, из личного имени какого-нибудь особо дерзкого русского или татарского разбойника имя Кудеяр превратилось в нарицательное имя всякого предводителя разбойничьей шайки и стало синонимом слова «разбойник»? Поэтому так разнятся версии о происхождении, жизни и смерти Кудеяра. Поэтому так много у нас кудеяров - уж в чем-в чем, а в разбойниках на Руси испокон веку недостатка не было.

Какой же реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? На этот счет уже высказано множество гипотез, но, увы, ни одна из них не проливает свет на тайну Кудеяра. Но кто же таков на самом деле Кудеяр? Миф? Реальная личность? Когда жил Кудеяр? Здесь мнения, в основном, совпадают: в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад».

В первую очередь имя это напоминает о персонаже некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Помните: «Было 12 разбойников, Был атаман Кудеяр. Много разбойники пролили Крови честных христиан…»?

Символ вольницы и молодецкой удали - Кудеяр, судя по фольклорным источникам, промышлял по всему югу России. Право считать его «своим» героем оспаривают Саратовская, Ростовская, Липецкая, Белгородская и даже Тамбовская области.

Версия 1. Просто бандит

Скрываясь в чаще леса, Кудеяр и его «бандформирование» выслеживали лакомую добычу (в фильме - обоз, который должен был доставить казакам царское жалованье) и совершали на нее нападение. Смутное время определенно способствовало таким «подвигам». Однако, как известно, смута чаще всего начинается с головы, еще точнее - с главы государства. Отсюда вытекает …

Легендарный Кудеяр

Рассказы о разбойнике Кудеяре были широко распространены в легендах во всех южных и центральных губерниях России - от Смоленской до Саратовской. Годы его жизни, как говорят - очень древние, предположительно до Смутного времени. Сколотил ватагу, с которой грабил богатые обозы. С его именем связано название множества мелких географических пунктов на Руси (Кудеярова крепость, гора, лес, село Кудеяровка).

Жили двенадцать разбойников, Жил Кудеяр - атаман. Много разбойники пролили Крови честных христиан .

Легенды Тульского края гласят, что он из этих мест, бывшего Белевского уезда.

Согласно распространенной легенде, Кудеяр - сын Василия III и его жены Соломонии Сабуровой , рожденный уже после того, как она была сослана в монастырь за неплодие (см.). Таким образом, он оказывается старшим братом Ивана Грозного и его настоящее имя - князь Георгий Васильевич .

Волжский пейзаж

Очень часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям. Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много этих мест находилось в пределах Воронежской губернии.

В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну, Болдыря и проклятую им дочь Любашу (ее призрак показывался неподалеку от Оптиной пустыни).

Могилу его помещают недалеко от Тулы за Косой горой или в одном из курганов Саратовской губернии (по поволжским легендам).

Идентификация Кудеяра

  • Одна из версий гласит, что им мог быть Кудеяр Тишенков (XVI в.) - сын боярский, родом из г. Белева . Современник Ивана Грозного , предатель. В мае г. показал ордам крымского хана Девлета I Гирея пути подхода к Москве. Отступая вместе с крымскими татарами , покинул пределы московского государства и остался в Крыму. Затем упоминается в письмах пленного Василия Грязного из Крыма к царю. Через некоторое время Тишенков обращается к Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Разрешение было дано. Дальше следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств, что разбойник Кудеяр, живший примерно в ту же эпоху и, как рассказывают, также родом из Белева, и Тишенков - один и тот же человек, нет. О том, что Кудеяр принадлежал к их семейству, рассказывали также в курском роду Марковых.
  • Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов.
  • Упоминают также, что слово «кудеяр» могло быть названием тюркской должности сборщика податей.
  • «Кудеяр» встречалось как имя собственное в Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Харьковской, Курской, Орловской, Тульской, Калужской губерниях. Отсюда пошла фамилия Кудеяров .
  • Происхождение названия знаменитых Петушков связывают с тем фактом, что разбойники Кудеяра, грабя богатые обозы, предупреждали о своем появлении петушиным криком.

Образ в искусстве

В русском искусстве XIX в.

  • роман Н. Костомарова «Кудеяр» - исторический роман, полный авантюр и реконструкций. В частности, оттуда идет следующий рассказ, о том, что во время одного из татарских набегов сына Соломонии Сабуровой захватили в плен. Елена Глинская отказалась его выкупать, чтобы спровоцировать татар на убийство - еще один наследник был не нужен. Но татары Юрия (Георгия) не убили, а дали ему другое имя - Кудеяр. Он вырос, собрал отряд и решил мстить брату.
  • рассказ Ионушки «О двух великих грешниках» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо »: рассказывает о том, что в пожилом возрасте Кудеяр подался в монахи с целью искупить свои грехи. Ему было сказано перепилить ножичком дуб, и тогда они будут отпущены. Он тратил на это годы и годы. Но как-то польский шляхтич стал перед ним хвастаться, как убивает и мучает своих холопов. Старик не выдержал и всадил нож в сердце пана - и в этот момент дуб рухнул сам собой.
  • на стихи Некрасова написана песня «12 разбойников», входившая, в частности, в репертуар Шаляпина .
  • сказание А. Навроцкого «Последняя любовь Кудеяра»
  • Сравнение дядьки Груни с разбойником Кудеяром в рассказе А. И. Куприна «Груня»
  • В. Бахревский. «Клад атамана». Историческая повесть о Кудеяре.
  • Ю. Александров. «Кудеяров стан».
  • Б. Ширяев . «Кудеяров дуб».

В современной массовой культуре

  • «Кудеяр» - цикл романов Марии Семёновой , в котором это прозвище носит главный герой, современный полковник.
  • Кудеяр Кудеярыч - персонаж повести «Он» Татьяны Толстой («Кысь»)
  • Разбойник Кудеяр упоминается в качестве сравнения в романах Акунина из цикла «Пелагея».
  • Кличка одного из персонажей в романе А. Бушкова «Непристойный танец».
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!