Ибн Аль-Хайсам – «отец современной оптики. Ибн Аль-Хайсам – «отец современной оптики Аль хайсам предположил же следующее

Национальное географическое общество США (National Geographic Kids) и «1001 изобретение» на днях объявили о публикации новой книги «Ибн аль-Хайсам: человек, который обнаружил, как мы видим». Книгу планируется издать в рамках весьма успешной серии познавательных детских журналов. Издание на английском языке планируется к выпуску весной 2016 года.

National Geographic Kids — познавательный журнал, рассказывающий о культурах разных народов, о представителях животного мира, об истории науки и цивилизаций. Издается Национальным географическим обществом США.

Выставка «1001 изобретение: открой для себя мусульманское наследие нашего мира» стартовала в Великобритании в 2006 году, на ней были представлены предметы, изобретением которых европейские ученые обязаны своим мусульманским коллегам. Целью выставки является демонстрация вклада мусульманских ученых в развитие астрономии, математики, архитектуры, медицины и др. – вклада, который долгое время был предан забвению. Выставка состоит из 7 главных разделов: дом, школа, рынок, больница, город, мир и Вселенная. Для большей наглядности используются 3D – анимация и интерактивные технологии.

Выставка была продемонстрирована в тридцати крупнейших городах мира, на пяти континентах.

Книга выходит в свет в честь ученого-первопроходца, мусульманского мыслителя XI века аль-Хасана ибн аль-Хайсама (известного на Западе под именем Альхазен).

По мнению многих, он является «отцом современной оптики». Он внес важный вклад в понимание видения, оптики и света. Методология исследований Ибн аль-Хайсама, в частности — проверка теории экспериментом, положила начало современному научному методу.

Абу́ Али́ аль-Хаса́н ибн аль-Хаса́н ибн аль-Хайса́м аль-Басри́ (965, Басра - 1039, Каир) - арабский учёный-универсал: математик, механик, физик и астроном. Ибн аль-Хайсаму принадлежит фундаментальный труд по оптике - «Книга оптики» в 7 томах. В области физиологической оптики он дает описание строения глаза, следуя древнегреческому ученому Галену, и на опытной основе доказывает несостоятельность воззрений Платона и Евклида о свете как о лучах, которые испускаются глазом и «ощупывают» предметы.

Ибн аль-Хайсам выдвинул собственную теорию, согласно которой «естественный свет и цветные лучи влияют на глаз», а «зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз». Ибн аль-Хайсам жил в золотой век мусульманской цивилизации, распространившейся от Испании до Китая.

Если Вы обнаружили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите сочетание клавиш Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Абу́ Али́ аль-Хаса́н ибн аль-Хаса́н ибн аль-Хайса́м аль-Басри́ (араб. أبو علي الحسن بن الحسن بن الهيثم ‎, , Басра - , Каир) - арабский учёный-универсал: математик , механик , физик и астроном . В средневековой Европе упоминался под латинизированным именем Alhazen (Альхазен ) .

Биография

Благодаря своим выдающимся способностям Ибн аль-Хайсам занимал в родной Басре должность визиря, однако любовь к науке побудила его оставить эту должность и заняться только наукой. Когда до египетского халифа ал-Хакима дошёл слух о том, что Ибн аль-Хайсамом составлен проект регулирования вод Нила путём постройки плотины ниже Асуана , он пригласил учёного в Египет . Однако на месте Ибн аль-Хайсам убедился в невозможности осуществления этого проекта при технических средствах того времени (почти за тысячелетие до сооружения существующей Асуанской плотины). Узнав об этом, халиф разгневался на учёного, подверг его домашнему аресту и конфисковал его имущество. Для спасения жизни Ибн аль-Хайсам был вынужден симулировать сумасшествие до самой смерти ал-Хакима. При его преемниках он получил свободу и жил в почёте в Каире до самой смерти.

В списке врачей, приведённом у сирийца Ибн Абу Усайбиа , упомянуты 92 сочинения Ибн аль-Хайсама, из них 89 посвящены математике , астрономии , оптике и механике . Ибн аль-Хайсам сочетал в своих научных занятиях тщательные эксперименты со строгими математическими доказательствами. Нередко его именуют «отцом оптики».

Математика

В «Книге комментариев к введениям в „Начала“ Евклида » Ибн аль-Хайсам пытался доказать пятый постулат Евклида. Доказательство его было ошибочно, но он впервые рассмотрел так называемый «четырёхугольник Ламберта », у которого три внутренних угла - прямые. Он сформулировал три возможных варианта для четвёртого угла: острый, прямой, тупой. Обсуждение этих трёх гипотез многократно возникало в позднейших исследованиях пятого постулата .

В трактате «Об измерении параболического тела» Ибн аль-Хайсам приводит формулы для суммы последовательных квадратов, кубов и четвёртых степеней, и ряд других формул для сумм рядов. С помощью этих формул он проводит вычисление, равносильное вычислению определённого интеграла Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \int\limits_0^a\sqrt{x}dx .

В трактате «Об изопериметрических фигурах» Ибн аль-Хайсам сделал попытку доказать, что круг имеет самую большую площадь из всех фигур равного периметра, а шар - самый большой объём из всех тел с равными поверхностями.

Ибн аль-Хайсаму принадлежат также сочинения «О квадратуре круга», «Об измерении шара», «О построении семиугольника», «О построении пятиугольника, вписанного в квадрат», «О свойствах высоты треугольника», «О циркуле для конических сечений», «Об извлечении кубического корня», «О параболе», «О гиперболе», «О магическом квадрате». Известно также, что он применял геометрические методы к решению уравнений 4-й степени.

Оптика

Ибн аль-Хайсаму принадлежит фундаментальный труд по оптике - «Книга оптики» (в 7 книгах).

В области физиологической оптики он дает описание строения глаза, следуя древнегреческому ученому Галену , и на опытной основе доказывает несостоятельность воззрений Платона и Евклида о свете как о лучах, которые испускаются глазом и «ощупывают» предметы. Ибн аль-Хайсам выдвинул собственную теорию, согласно которой «естественный свет и цветные лучи влияют на глаз», а «зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз». При этом в VI в. до н. э. (то есть за 17 веков до аль-Хайсама) Пифагор высказал точно такую же (близкую к современной) идею, что тела становятся видимыми благодаря испускаемым ими частицам. Очень близкие к современному пониманию различных оптических явлений концепции развивали и другие предшественники аль-Хайсама - Аристотель (IV в. до н. э.), Платон (IV в. до н. э.), Евклид (III в. до н. э.), Клеомед (I в. н. э.), Птолемей (130 г. н. э.) и др. Основной вклад работавших до аль-Хайсама учёных состоит даже не в их гипотезах о природе света, а в том, что они нашли законы его прямолинейного распространения и отражения и умели ими пользоваться.

Аль-Хайсам считал, что каждой точке наблюдаемого предмета можно поставить в соответствие некоторую воспринимающую точку глаза. Он же дал правильное представление бинокулярного зрения . Наконец, он высказал предположение о конечности скорости света .

Среди опытов, проведенных учёным, выделяются опыты с камерой-обскурой , опыты по преломлению света и эксперименты с различными видами зеркал, развивающие учение Диокла .

В XII веке обсуждаемое сочинение было переведено на латинский язык под названием «Сокровище оптики» (лат. Opticae thesaurus ) и оказало большое влияние на развитие оптики в Европе. Первое крупное европейское сочинение по оптике - «Перспектива» Витело - представляет собой в значительной степени переработку трактата Ибн аль-Хайсама.

Ибн аль-Хайсам составил также ряд трактатов о зажигательных стёклах и трактаты «О свете Луны», «О гало и радуге», «О свойствах теней».

Астрономия

Ибн аль-Хайсаму принадлежит ряд сочинений по астрономии и геодезии: «О свете светил», «О формах затмений», «О движении Луны», «Об определении полюса с наивысшей точностью», «О параллаксе Луны», «О часовых линиях», «О сущности следов, видимых на поверхности Луны», «Об определении меридиана по одной тени», «О горизонтальных солнечных часах», «О различиях в высотах светил», «О способах наблюдений», «Об определении азимута киблы» (киблой называется направление на Мекку), «Об определении расстояния между двумя городами с помощью геометрии» и др.

В «Книге о форме мира» Ибн аль-Хайсам развивает излагавшуюся ал-Фаргани и ал-Хазином идею о массивных эфирных орбитах планет.

Напишите отзыв о статье "Ибн аль-Хайсам"

Примечания

Литература

Сочинения Ибн аль-Хайсама

  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Книга комментариев к введениям книги Евклида «Начала». Историко-математические исследования , 11, 1958, с. 733-762.
  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Трактат об изопериметрических фигурах. Пер. и прим. Джамаля Ад-Даббаха. Историко-математические исследования, 17, 1966, с. 399-448.
  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Книга об измерении шара. Физико-математические науки в странах Востока , 2(5), 1968, с. 131-146.

О нём

  • Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Киев: Наукова думка, 1986. - 512 с.
  • Кулиева Г. З. Теория составных отношений Ибн аль-Хайсама // Учёные записки Азерб. ун-та. - 1963. - № 4 .
  • Льоцци М. История физики. - М .: Мир, 1970. - 464 с.
  • Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке. - М .: Наука, 1976. - 324 с.
  • Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П. Теория параллельных линий на средневековом Востоке. - М .: Наука, 1983. - 124 с.
  • Розенфельд Б. А. Астрономия стран Ислама // Историко-астрономические исследования. - 1984. - Т. 17 . - С. 67-122 .
  • Храмов Ю. А. Альхазен (латинизированное имя Абу Али Хайсама) // Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера . - Изд. 2-е, испр. и дополн. - М .: Наука , 1983. - С. 13. - 400 с. - 200 000 экз. (в пер.)
  • Roshdi Rashed. // Science. - 2002.
  • Nader El-Bizri, "A Philosophical Perspective on Alhazen’s Optics", Arabic Sciences and Philosophy, Vol. 15, Issue 2 (2005), pp. 189-218 (Cambridge University Press)

Ссылки

  • Джон Дж. О’Коннор и Эдмунд Ф. Робертсон . (англ.) - биография в архиве MacTutor .
  • A. I. Sabra ,

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Ибн аль-Хайсам

– Ой, ну что-о вы, как можно!.. Я его буду очень любить, пока вы вернётесь...
Девчушка готова была просто из кожи лесть вон, только бы получить своего невероятного «чудо-дракона», а это «чудо» дулось и пыхтело, видимо стараясь изо всех сил понравиться, как будто чувствовало, что речь идёт именно о нём...
– А вы когда ещё придёте? Вы очень скоро придёте, милые девочки? – в тайне мечтая, что мы придём очень нескоро, спросила малышка.
Нас со Стеллой отделила от них мерцающая прозрачная стена...
– С чего начнём? – серьёзно спросила озабоченная не на шутку девчушка. – Такого я никогда не встречала, но я ведь здесь ещё не так давно... Теперь мы должны что-то делать, правда же?.. Мы ведь обещали!
– Ну, давай попробуем «надеть» их образы, как ты и предлагала? – долго не думая, сказала я.
Стелла что-то тихонько «поколдовала», и через секунду стала похожа на кругленькую Лию, ну а мне, естественно, досталась Мама, что меня очень рассмешило... А надевали мы на себя, как я понимала, просто энергетические образы, с помощью которых мы надеялись найти нужных нам, пропавших людей.
– Вот это есть положительная сторона использования чужих образов. А существует ещё и отрицательная – когда кто-то использует это в плохих целях, как та сущность, которая надела на себя бабушкин «ключ», чтобы могла меня бить. Это мне всё Бабушка объясняла...
Забавно было слышать, как эта малюсенькая девчушка профессорским голоском излагала такие серьёзные истины... Но она и впрямь относилась ко всему очень серьёзно, несмотря на её солнечный, счастливый характер.
– Ну что – пошли, «девочка Лия»? – уже с большим нетерпением спросила я.
Мне очень хотелось посмотреть эти, другие, «этажи» пока ещё хватало на это сил. Я уже успела заметить, какая большая разница была между этим, в котором мы находились сейчас, и «верхним», Стеллиным «этажом». Поэтому, было очень интересно побыстрее «окунуться» в очередной незнакомый мир и узнать о нём, по-возможности, как можно больше, потому что я совсем не была уверена, вернусь ли сюда когда-то ещё.
– А почему этот «этаж» намного плотнее чем предыдущий, и более заполнен сущностями? – спросила я.
– Не знаю... – пожала своими хрупкими плечиками Стелла. – Может потому, что здесь живут просто лишь хорошие люди, которые никому не делали зла, пока жили в своей последней жизни. Поэтому их здесь и больше. А наверху живут сущности, которые «особенные» и очень сильные... – тут она засмеялась. – Но я не говорю про себя, если ты это подумала! Хотя бабушка говорит, что моя сущность очень старая, больше миллиона лет... Это ужас, как много, правда? Как знать, что было миллион лет тому назад на Земле?.. – задумчиво произнесла девочка.
– А может быть ты была тогда совсем не на Земле?
– А где?!.. – ошарашено спросила Стелла.
– Ну, не знаю. Разве ты не можешь посмотреть?– удивилась я.
Мне тогда казалось, что уж с её-то способностями возможно ВСЁ!.. Но, к моему большому удивлению, Стелла отрицательно покачала головкой.
– Я ещё очень мало умею, только то, что бабушка научила. – Как бы сожалея, ответила она.
– А хочешь, я покажу тебе своих друзей? – вдруг спросила я.
И не дав ей подумать, развернула в памяти наши встречи, когда мои чудесные «звёздные друзья» приходили ко мне так часто, и когда мне казалось, что ничего более интересного уже никак не может быть...
– О-ой, это же красота кака-ая!... – с восторгом выдохнула Стелла. И вдруг, увидев те же самые странные знаки, которые они мне показывали множество раз, воскликнула: – Смотри, это ведь они учили тебя!.. О-о, как это интересно!
Я стояла в совершенно замороженном состоянии и не могла произнести ни слова... Учили???... Неужели все эти года я имела в своём же мозгу какую-то важную информацию, и вместо того, чтобы как-то её понять, я, как слепой котёнок, барахталась в своих мелких попытках и догадках, пытаясь найти в них какую-то истину?!... А это всё уже давным-давно у меня было «готовеньким»?..
Даже не зная, чему это меня там учили, я просто «бурлила» от возмущения на саму себя за такую оплошность. Подумать только, у меня прямо перед носом раскрыли какие-то «тайны», а я ничего и не поняла!.. Наверное, точно не тому открыли!!!
– Ой, не надо так убиваться! – засмеялась Стелла. – Покажешь бабушке и она тебе объяснит.
– А можно тебя спросить – кто же всё-таки твоя бабушка? – стесняясь, что вхожу в «частную территорию», спросила я.
Стелла задумалась, смешно сморщив свои носик (у неё была эта забавная привычка, когда она о чём-то серьёзно думала), и не очень уверенно произнесла:
– Не знаю я... Иногда мне кажется, что она знает всё, и что она очень, очень старая... У нас было много фотографий дома, и она там везде одинаковая – такая же, как сейчас. Я никогда не видела, какой она была молодой. Странно, правда?
– И ты никогда не спрашивала?..
– Нет, я думаю, она мне сказала бы, если бы это было нужно... Ой, посмотри-ка! Ох, как красиво!.. – вдруг неожиданно в восторге запищала малышка, показывая пальчиком на странные, сверкающие золотом морские волны. Это конечно же было не море, но волны и в правду были очень похожи на морские – они тяжело катились, обгоняя друг друга, как бы играясь, только на месте слома, вместо снежно-белой морской пены, здесь всё сплошь сверкало и переливалось червонным золотом, распыляя тысячами прозрачные золотистые брызги... Это было очень красиво. И мы, естественно, захотели увидеть всю эту красоту поближе...
Когда мы подошли достаточно близко, я вдруг услышала тысячи голосов, которые звучали одновременно, как бы исполняя какую-то странную, не похожую ни на что, волшебную мелодию. Это была не песня, и даже не привычная нам музыка... Это было что-то совершенно немыслимое и неописуемое... но звучало оно потрясающе.
– Ой, это же мыслящее море! О, это тебе точно понравится! – весело верещала Стелла.
– Оно мне уже нравится, только не опасно ли это?
– Нет, нет, не беспокойся! Это просто для успокоения «потерянных» душ, которым всё ещё грустно после прихода сюда... Я слушала его здесь часами... Оно живое, и для каждой души «поёт» другое. Хочешь послушать?
И я только сейчас заметила, что в этих золотых, сверкающих волнах плещутся множество сущностей... Некоторые из них просто лежали на поверхности, плавно покачиваясь на волнах, другие ныряли в «золото» с головой, и подолгу не показывались, видимо, полностью погружаясь в мысленный «концерт» и совершенно не спеша оттуда возвращаться...
– Ну, что – послушаем? – нетерпеливо подталкивала меня малышка.
Мы подошли вплотную... И я почувствовала чудесно-мягкое прикосновение сверкающей волны... Это было нечто невероятно нежное, удивительно ласковое и успокаивающее, и в то же время, проникающее в самую «глубинку» моей удивлённой и чуть настороженной души... По моей стопе пробежала, вибрируя миллионами разных оттенков, тихая «музыка» и, поднимаясь вверх, начала окутывать меня с головой чем-то сказочно красивым, чем-то, не поддающимся никаким словам... Я чувствовала, что лечу, хотя никакого полёта наяву не было. Это было прекрасно!.. Каждая клеточка растворялась и таяла в набегающей новой волне, а сверкающее золото вымывало меня насквозь, унося всё плохое и грустное и оставляя в душе только чистый, первозданный свет...
Я даже не почувствовала, как вошла и окунулась в это сверкающее чудо почти с головой. Было просто невероятно хорошо и не хотелось никогда оттуда выходить...
– Ну, всё, хватит уже! Нас задание ждёт! – ворвался в сияющую красоту напористый Стеллин голосок. – Тебе понравилось?
– О, ещё как! – выдохнула я. – Так не хотелось выходить!..
– Вот, вот! Так и «купаются» некоторые до следующего воплощения... А потом уже больше сюда не возвращаются...
– А куда же они идут? – удивилась я.
– Ниже... Бабушка говорит, что здесь место тоже надо себе заслужить... И кто всего лишь ждёт и отдыхает, тот «отрабатывает» в следующем воплощении. Думаю, это правда...
– А что там – ниже? – заинтересованно спросила я.
– Там уже не так приятно, поверь мне. – Лукаво улыбнулась Стелла.
– А это море, оно только одно или таких здесь много?

Жители Китая впервые воочию познакомятся с богатейшим научным наследием исламского мира. Сделать это они смогут, посетив Пекинский выставочный центр, где в конце июля стартует Фестиваль науки. Главной тематикой нынешнего мероприятия станет свет и цвет, что обусловлено решением ООН объявить 2015 год «Международным годом света и световых технологий». Центральным элементом этого праздника науки станет выставка «1001 изобретение и мир Ибн аль-Хайсама».

Знаменитый на весь мир арабский средневековый ученый станет официальным талисманом и «почетным гостем» мероприятия.

Как считают организаторы, через знакомство с экспозицией «1001 изобретение» китайская молодежь больше узнает о восточной цивилизации, а сам проект поспособствует сближению культур.

Примечательно, что выставка Ибн аль-Хайсама побывала во многих странах мира, прежде чем добраться до Китая.

По словам директора экспозиции Ахмеда Салима, современная наука обязана своим появлением разным цивилизациям, которые внесли неоценимый вклад в процесс коллективного познания. В этой связи он указывает на связь ранних исследований китайских ученых в области оптики с историческими открытиями Ибн аль-Хайсама в теории света.

Центральным экспонатом выставки станет гигантская камера-обскура. Зрители смогут увидеть различные удивительные оптические явления, а также фильм об этом великом ученом.

Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хасан ибн аль-Хайсам аль-Басри родился в 965 году в иракской Басре, основанной за три века до этого халифом Омаром и служившей одним из важнейших культурных и экономических центров Халифата. Из-за места своего рождения ученого прозвали «аль-Басри». Невероятно одаренный молодой человек быстро снискал признание со стороны правителей Басры и был назначен на должность визиря. Однако, когда пришло время выбирать между высоким званием и наукой, Ибн аль-Хайсам, не колеблясь, выбрал второе. Слишком сильна была его любовь к точным знаниям.

Он, как и его современники, в исследовательской работе не ограничивал себя рамками одной науки, что позволило ему внести вклад в развитие сразу нескольких научных дисциплин. Так, ученый вошел в историю как выдающийся математик, физик, астроном, врач и философ. Также он известен, как «отец оптики».

Имел в жизнь изобретателя трагический эпизод, оказавший влияние на всю его дальнейшую судьбу. Однажды египетский правитель аль-Хаким, наслышанный о проекте Ибн аль-Хайсама регулирования вод Нила с помощью плотины, пригласил ученого из Басры работать у себя при дворе. Тогда Ибн аль-Хайсам и предположить не мог, насколько роковой окажется для него эта поездка. Приступив к работе ученый осознал, что его проект технически реализовать невозможно. Не получив желаемого, аль-Хаким, привыкший беспрекословного исполнения своих приказов, обрушился с гневом на басрийца - посадил под домашний арест, конфисковал все его имущество и даже подумывал о казни. Чтобы уцелеть Ибн аль-Хайсам пошел на хитрость - прикинулся сумасшедшим и был вынужден изображать из себя больного вплоть до самой смерти египетского правителя. Новый халиф, оказавшийся куда мудрее своего грозного предшественника, не только даровал ученому свободу, но и наделил его своей милостью, сделав приближенным лицом. Именно тогда Ибн аль-Хайсам получил возможность свободно развиваться в науке. Великий ученый ушел из жизни в возрасте 74 лет и был с почестями похоронен в Каире.

Ученому принадлежит около сотни крупных сочинений, посвященных астрономии, математике, оптике и механике. Все сделанные им эксперименты имеют строгие математические доказательства. Ему принадлежит ряд трактатов о зажигательных стёклах и трактаты «О свете Луны», «О гало и радуге», «О свойствах теней».

Самым главным трудом Ибн аль-Хайсама по оптике стала «Китаб аль-маназир» («Книга оптики»), насчитывающая аж 7 томов! В ней ученый описал строение глаза и доказал несостоятельность точек зрения великих греческих ученых Платона и Евклида о свете как о лучах, испускающихся глазом и «ощупывающих» предметы. Он выдвинул собственную теорию о том, что естественный свет и цветные лучи влияют на глаз, а зрительный образ образуется лучами, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз.

Следует отметить, что XII веке «Китаб аль-маназир» была переведена на латинский язык под названием «Сокровище оптики» (лат. Opticae thesaurus). Труд исламского ученого оказал огромное влияние на развитие оптики в Европе. На его основе было написано крупное европейское сочинение по оптике «Перспектива» Эразма Витело.

Именно Ибн аль-Хайсам дал верное представление бинокулярного зрения, а также высказал предположение о конечности скорости света. Он поставил множество различных опытов, однако наиболее известными стали его эксперименты с камерой-обскурой, по преломлению света, а также опыты с различными видами зеркал.

Абу́ Али́ аль-Хаса́н ибн аль-Хаса́н ибн аль-Хайса́м аль-Басри́ (араб. أبو علي الحسن بن الحسن بن الهيثم‎, 965, Басра — 1039, Каир) — арабский учёный-универсал: математик, механик, физик и астроном. В средневековой Европе упоминался под латинизированным именем Alhazen (Альхазен).
Благодаря своим выдающимся способностям Ибн аль-Хайсам занимал в родной Басре должность визиря, однако любовь к науке побудила его оставить эту должность и заняться только наукой. Когда до египетского халифа ал-Хакима дошёл слух о том, что Ибн аль-Хайсамом составлен проект регулирования вод Нила путём постройки плотины ниже Асуана, он пригласил учёного в Египет. Однако на месте Ибн аль-Хайсам убедился в невозможности осуществления этого проекта при технических средствах того времени. Узнав об этом, халиф разгневался на учёного, подверг его домашнему аресту и конфисковал его имущество. Для спасения жизни Ибн аль-Хайсам был вынужден симулировать сумасшествие до самой смерти ал-Хакима. При его преемниках он получил свободу и жил в почёте в Каире до самой смерти.
В списке врачей, приведённом у сирийца Ибн Абу Усайбиа, упомянуты 92 сочинения Ибн аль-Хайсама, из них 89 посвящены математике, астрономии, оптике и механике. Ибн аль-Хайсам сочетал в своих научных занятиях тщательные эксперименты со строгими математическими доказательствами. Нередко его именуют «отцом оптики».
В трактате «Об измерении параболического тела» Ибн аль-Хайсам приводит формулы для суммы последовательных квадратов, кубов и четвёртых степеней, и ряд других формул для сумм рядов. С помощью этих формул он проводит вычисление, равносильное вычислению определённого интеграла.
В трактате «Об изопериметрических фигурах» Ибн аль-Хайсам сделал попытку доказать, что круг имеет самую большую площадь из всех фигур равного периметра, а шар — самый большой объём из всех тел с равными поверхностями.
Ибн аль-Хайсаму принадлежит фундаментальный труд по оптике — «Книга оптики» (в 7 книгах).
В области физиологической оптики он дает описание строения глаза, следуя древнегреческому ученому Галену, и на опытной основе доказывает несостоятельность воззрений Платона и Евклида о свете как о лучах, которые испускаются глазом и «ощупывают» предметы. Ибн аль-Хайсам выдвинул собственную теорию, согласно которой «естественный свет и цветные лучи влияют на глаз», а «зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз». При этом в VI в. до н. э. (то есть за 17 веков до аль-Хайсама) Пифагор высказал точно такую же (близкую к современной) идею, что тела становятся видимыми благодаря испускаемым ими частицам. Очень близкие к современному пониманию различных оптических явлений концепции развивали и другие предшественники аль-Хайсама — Аристотель (IV в. до н. э.), Платон (IV в. до н. э.), Евклид (III в. до н. э.), Клеомед (I в. н. э.), Птолемей (130 г. н. э.) и др. Основной вклад работавших до аль-Хайсама учёных состоит даже не в их гипотезах о природе света, а в том, что они нашли законы его прямолинейного распространения и отражения и умели ими пользоваться.
Аль-Хайсам считал, что каждой точке наблюдаемого предмета можно поставить в соответствие некоторую воспринимающую точку глаза. Он же дал правильное представление бинокулярного зрения. Наконец, он высказал предположение о конечности скорости света.
Среди опытов, проведенных учёным, выделяются опыты с камерой-обскурой, опыты по преломлению света и эксперименты с различными видами зеркал, развивающие учение Диокла.
В XII веке обсуждаемое сочинение было переведено на латинский язык под названием «Сокровище оптики» (лат. Opticae thesaurus) и оказало большое влияние на развитие оптики в Европе. Первое крупное европейское сочинение по оптике — «Перспектива» Витело — представляет собой в значительной степени переработку трактата Ибн аль-Хайсама.
Ибн аль-Хайсаму принадлежит ряд сочинений по астрономии и геодезии: «О свете светил», «О формах затмений», «О движении Луны», «Об определении полюса с наивысшей точностью», «О параллаксе Луны», «О часовых линиях», «О сущности следов, видимых на поверхности Луны», «Об определении меридиана по одной тени», «О горизонтальных солнечных часах», «О различиях в высотах светил», «О способах наблюдений», «Об определении азимута киблы» (киблой называется направление на Мекку), «Об определении расстояния между двумя городами с помощью геометрии» и др.
В «Книге о форме мира» Ибн аль-Хайсам развивает излагавшуюся ал-Фаргани и ал-Хазином идею о массивных эфирных орбитах планет.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в 2015 году запустила новую программу, призванную отметить жизнь и творчество одного из величайших мусульманских учёных средневековья Ибн Аль-Хайсама .

Официальное мероприятие под названием Международный год света-2015 прошло 19-20 сентября в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, где были представлены интерактивные экспонаты, иллюстрирующие деятельность арабского учёного 10-11 веков Ибн Аль-Хайсама . Но кем же был этот учёный, который заслужил столь высокую оценку со стороны широкой научной общественности? Об этом мы и постараемся поведать вам в этой статье.

Ибн Аль-Хайсам родился в 965 году в иракском городе Басра . Благодаря своим выдающимся способностям он смог занять должность визиря своего родного города, но когда встал вопрос «наука или политика», он сделал выбор в пользу первого – науки. Как и его современники, в исследовательской работе он не ограничивал себя рамками одной науки, что позволило Ибн Аль-Хайсаму внести вклад в развитие сразу нескольких научных дисциплин. Так, учёный вошел в историю как выдающийся математик, физик, астроном, врач и философ. Ибн Аль-Хайсам считается одним из основоположников экспериментального метода в науке. Тщательные эксперименты он сочетал со строгими математическими доказательствами своих выводов. Тем не менее, не все задумки у него получилось воплотить в жизнь.

Однажды Ибн Аль-Хайсам высказался, что смог бы приручить непредсказуемые воды Нила, построив плотину южнее города Асуан. Весть об этом вскоре дошла до халифа Египта Хакима би-амри-Ллах (996–1021), и тот пригласил учёного в Египет. Но, прибыв на место, ибн Аль-Хайсам отказался от своей идеи, ибо уровень имеющихся в его распоряжении технических средств не позволял реализовать этот проект (это стало возможным только в середине 20 века). Отказ халиф воспринял как нежелание и приказал казнить «взбунтовавшегося» учёного. Чтобы спасти свою жизнь, Ибн Аль-Хайсам вынужден был симулировать душевное помешательство, и смертный приговор был заменён на домашний арест.

Однако именно эта мрачная страница в жизни учёного послужила причиной величайшего научного открытия. Согласно легенде, в один прекрасный день Ибн Аль-Хайсам обратил внимание на свет, проходивший через крошечное отверстие в его темной комнате, проецируя образ внешнего мира на противоположной стене. Путем экспериментов учёный выяснил, что лучи света проходят по прямой линии, и видение образуется, когда эти лучи поступают в наши глаза. В дальнейшем, экспериментируя в тёмной комнате или иначе – в камере-обскуре, Ибн Аль-Хайсам подтвердил своё открытие.

В 1021 халиф Хаким би-амри-Ллах скончался , и Ибн Аль-Хайсам , наконец, получил возможность вернуться к нормальной жизни. С этого момента и до конца жизни он оставался в Египте, окруженный почётом и уважением со стороны новой власти. Скончался выдающийся мусульманский учёный в Каире в 1039 году.

Но это, конечно же, не все достижения мусульманского учёного-универсала. У него также есть изыскания в области математики, механики, физики и астрономии. Об этом коротко написано в книге «Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII-XVII вв.) ». Вот выдержка из неё:

«В Европе Ибн Аль-Хайсам известен как «Аль-Хазен» (Alhazen). Его труды знали многие учёные средневековья. В «Источнике сведений о различных классах врачей » cирийского врача Ибн Аби Усайби (1194–1270) упомянуто 92 произведения, автором которых был Ибн Аль-Хайсам, 89 из них посвящены математике, астрономии, оптике и механике.

Наиболее известны трактаты, посвящённые измерениям шара; квадратуре круга; построению семиугольника, вписанного в круг, пятиугольника, вписанного в квадрат; определению основания куба из кубического числа; свету светил; формам затмений; движению Луны; а также труды об определении азимута киблы (направление в сторону священной Каабы в г. Мекке); об определении меридиана, о сущности следов, видимых на поверхности Луны. Часть работ Ибн Аль-Хайсама представляют собой комментарии и дополнения к «Началам» Евклида.

Особое место среди его трудов занимает «Книга оптики» (Китаб аль-маназир). Ибн Аль-Хайсам продолжил исследования Евклида о природе света. До него оптика древних знала только простейшие эмпирические законы световых явлений: закон прямолинейного распространения света в однородной среде; закон отражения света от поверхностей зеркал; явление преломления света на границе двух прозрачных сред.

Вслед за древнеримским учёным-медиком Галеном Аль-Хайсам исследовал строение глаза, доказав несостоятельность идей Платона и Евклида о человеческом зрении. Аль-Хайсам разработал концепцию бинокулярного зрения (видения двумя глазами). Он первым объяснил феномен зрения как процесс, в котором лучи, поступающие в глаз от объектов, формируют внутри хрусталика изображение.

Ибн Аль-Хайсам ввёл в научный оборот понятие тяжести воздуха, связал плотность воздуха с высотой. После него учёные стали заниматься проблемами преломления света. Однако до начала 17 века больших открытий в сфере оптической науки не было. В 14 веке Кемалуддин Абульхасан Аль-Фариси (ум. в 1320) составил к труду Аль-Хайсама комментарий, который попал в Европу. В 1572 «Книга оптики» была переведена на латинский язык, по этому переводу знакомился с проблемами оптики Иоганн Кеплер.

Махач Гитиновасов

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!