Демократическая политическая культура предполагает наличие. Типология политических культур

Знания и представления о политике, политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения) относятся к области политического сознания, а способы практических политических действий - к моделям политического поведения. Как вы уже знаете, политическое сознание предопределяет политическое поведение, которое, в свою очередь, активно воздействует на политическое сознание.

Политическая культура личности тесно связана с политической культурой общества, которая формируется под влиянием общей культуры страны (религии, национального менталитета, достигнутого уровня науки и техники, образования). В общенациональной политической культуре воплощаются как современные политические идеи, ценностные ориентации и нормы поведения, так и опыт прошлого. Он предстает в политических традициях, символах, обычаях, ритуалах, стереотипах мышления и деятельности.

Традиции обеспечивают преемственность между прошлым и будущим, сплачивают общество в целостный механизм. Именно традиции придают устойчивость политикокультурным формам деятельности людей. Показательно, что чем стабильнее государственное устройство страны, тем с большим уважением чтят ее культурно-исторические традиции. В Великобритании, например, существуют традиционные ритуалы, связанные с историей монархии, парламента, судов. Некоторые напоминают театрализованное представление: приезд королевы в парламент в старинной карете, средневековые одежды государственных мужей, спикер, сидящий на мешке с овечьей шерстью.

Политическая культура включает и многообразные политические символы - знаки, обобщающие какой-либо образ, явление, процесс.

Общеизвестно, что символами государства являются флаг, герб, гимн. Символом власти у разных народов на определенных исторических этапах считались скипетр и держава. В настоящее время власть символизирует резиденция главы государства. Когда говорят о политике Кремля или Белого дома, мы сразу понимаем, что имеется в виду политика России и США.

Символическое значение имеют и многообразные политические церемонии, обряды, ритуалы. Наверное, вы не раз наблюдали, скажем, ритуал вхождения Президента в должность, ритуал встречи главы иностранного государства, Церемонию возложения венков и пр.

Воспроизводя традиции, ритуалы, церемонии и опираясь На символику, политическая культура способствует приобщению человека к политическому наследию, формирует в его сознании чувство идентичности (тождественности) со своей страной, своим народом, определенной социальной

группой. Человек ощущает себя неотъемлемой частью данного социально-культурного сообщества.

Вместе с тем политические традиции могут приходить в противоречие с современными (нередко официально закрепленными) нормативными моделями сознания и поведения. Тем самым создаются ситуации конфликтного сосуществования старого и нового. Так, в республике могут быть представлены монархические взгляды; высокий правовой статус личности может сочетаться с низким уровнем личностных притязаний на политическое участие. Не случайно в рамках общенациональной политической культуры возникают поли тические субкультуры - относительно самостоятельные блоки ценностей, норм, стереотипов политического поведения, которых придерживаются отдельные социальные группы. Становление политических субкультур происходит и в результате заимствования культурного опыта других народов.

Анализ политических субкультур позволяет выделить в политической культуре общества совокупность преобладающих характеристик, придающих ей особый колорит и своеобразие во взаимоотношениях государства и граждан. Например, японская политическая культура - это культура консенсуса и долга. Ее отличает преданность государству, уважение к власти. Для политической культуры французов характерны развитое чувство принадлежности к единой нации, твердая республиканская традиция.

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КУЛЬТУР

Политические культуры могут быть классифицированы по разным основаниям. Так, американские ученые Г. Алмонд (род. в 1911 г.) и С. Верба (род. в 1932 г.) на основе выявленного своеобразия отдельных стран и регионов выделили три «чистых» типа политической культуры. Во-пер- вых, патриархальную культуру. Для этой культуры характерно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от ее функционирования. Во-вторых, подданническую культуру, где сильны ориентации на политические институты и лояльность к ним, но невысок уровень индивидуальной активности граждан. В-третьих, культуру участия, отражающую критическое отношение граждан к власти, их заинтересованность в политическом участии и политической активности.

На практике эти типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной является синтетическая культура, названная учеными гражданской культурой. В ней доминируют установки подданнической культуры, по-

рождающие поддержку государственной власти, а также установки культуры участия, порождающие требования к властным структурам. Тем самым создается баланс, необходимый для обеспечения стабильности политической системы. Гражданской культурой именуют сегодня политическую культуру развитых демократических стран.

В развитых демократических странах, как правило, 60% граждан являются представителями культуры участия, 30% - подданнической, 10% - патриархальной культуры.

Политическая культура, будучи важной частью политической системы, во многом определяется ее типом. В этой связи многие политологи считают, что наиболее общей типологией является та, которая основана на типах политических систем. Иными словами, в тоталитарных, авторитарных и демократических политических системах господствуют тоталитарный, авторитарный и демократический

типы политической культуры. Так, в тоталитарных политических системах формируется убежденность граждан в справедливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделен на два враждебных лагеря - «друзей» и «врагов». В политическом сознании культивируется образ врага, которого необходимо уничтожить, а борьба воспринимается как универсальный метод решения сложных политических проблем. Наблюдается обожествление личности политического руководителя (вождя), возникает чувство слияния с властью, что является одной из составляющих ее легитимности и в значительной степени определяет стабильность режима. В политическом поведении элиты преобладают мотивы всемогущества, в поведении граждан - скромность, энтузиазм, а их участие в политической жизни имеет мобилизационный характер.

Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного типа. Общество осознает отчуждение от власти, исчезает ощущение слияния с ней. Поскольку опорой авторитарного режима чаще всего выступает армия, обожествление личности политического руководителя как фактор легитимности власти отсутствует. В политическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуется профессионализм и послушание, известная отстраненность от политики.

В демократическом типе политической культуры господствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свободы. По отношению к власти преобладают настроения критичности. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем

важный фактор его интеграции. Большую значимость приобретают открытость политических позиций и ориентация на политическое участие. Господствуют приверженность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюрализм и толерантность в общественном мнении.

Политическая культура современной России еще не устоялась. С одной стороны, она сохраняет свои традиционные черты: подданническое отношение к любому центру политической власти; низкая самодисциплина и самоорганизованность; недоверие к государству; склонность к анархии при одновременной жажде сильной власти; слабое уважение к закону, правам личности. По-прежнему многие россияне предпочитают радикализм и революционные методы в политике мерам эволюционного, реформистского типа. Сохраняется уверенность в возможности простых и быстрых решений сложных политических проблем.

С другой стороны, происходит постепенное принятие политического плюрализма как необходимого качества политической жизни и гарантии необратимости демократических преобразований. Налицо открытое выражение различных политических ориентации и предпочтений (при пока еще традиционно широчайшем разбросе политических крайностей: от монархизма до анархизма). Растет понимание значения личной ответственности, стремление к самостоятельности в политических оценках и решениях. Иначе говоря, наблюдается преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа.

till Основные понятия: политическое участие, политическая культура, типы политической культуры.

IISI Термины: политическая роль, политическая субкультура.

Проверьте себя

1) Что понимается под политическим участием? 2) Каковы его формы? 3) Раскройте содержание понятия «политическая культура». 4) Какие типы политической культуры вам известны? 5) В чем особенности российской политической культуры?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Составьте таблицу «Типология политической культуры».

2. Демократическая политическая культура предполагает наличие таких личностных качеств, как толерантность, гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому перечню? Ответ поясните.

3. Ученые среди функций политической культуры особо отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регуля- тивную, интеграционную, инновационную. Как вы понима-

ете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культуры.

4. Вообразите, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сообщение по итогам проведенной работы.

Поработайте с источником

Прочтите рассуждения современного российского ученого Е. Б. Шестопал о политической социализации личности в Великобритании.

Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и школой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер - национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

В политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится, прежде всего, к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» качества, но вовлеченность, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характеристика обычного человека.

Шестопал Е. Б. Личность и политика. -М., 1988. -С. 94.

§§§| Вопросы и задания к источнику. 1) Что представляет собой политическая социализация личности? 2) Какие институты способствуют политической социализации англичан? 3) Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культуры. 4) Схожи ли процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.

§ 26. Политический конфликт

Вспомните:

каковы причины межличностных конфликтов? Каковы способы их преодоления? В чем состоит значение конфликтов между социальными группами? Каковы пути регулирования таких конфликтов? Каковы причины межэтнических конфликтов? В чем заключаются условия их разрешения?

Вы уже многое знаете о конфликтах в обществе. Вам также известно, что все многообразие конфликтов изучает возникшая на стыке философии, социологии, психологии отрасль науки - конфликтология. В этом параграфе речь пойдет о политических конфликтах, которые являются разновидностью социальных конфликтов. Понятно, что общие черты социальных конфликтов присущи и политическим. Однако политические конфликты не являются лишь отражением социальных конфликтов, достигших определенной остроты. Это самостоятельное явление, имеющее существенные особенности, которые изучает политология. На них и сосредоточим внимание, рассматривая их в контексте политического развития общества.

ИСТОЧНИКИ И ЗНАЧЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ПОЛИТИКЕ

Напомним, что политическую деятельность нередко характеризуют как противостояние социальных сил, политических партий и организаций в борьбе за власть. Политическую жизнь невозможно представить без конфликтов. Из курса истории вы знаете, что разнообразные политические конфликты в обществе возникали на всех этапах его развития с древности до наших дней. Конфликт всегда столкновение сторон из-за различия общественного положения, противоречий интересов, целей и ценностей. В последние десятилетия мы стали свидетелями острых конфликтов в нашей стране между политическими организациями, ветвями власти (парламентом и исполнительной властью), субъектами федерации и федеральными органами, а также свидетелями межнациональных и межгосударственных конфликтов.

Политический конфликт - это столкновение, противоборство субъектов политики. Борьба между ними отражает расхождение, а нередко и противоположность их политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением и ролью в системе властных отношений. Целью такой борьбы является реализация этих интересов и целей в сфере государственной власти. Это борьба за влияние на принятие политических решений.

Политические конфликты вырастают из социальных противоречий. Интересы конфликтующих сторон могут отражать противоречия, возникающие в экономической сфере (например, между сторонниками свободного рынка и сторонниками усиления государственного регулирования рыночной экономики); в социальной сфере (например, между стремлением к социальному равенству и углублением дифференциации доходов); в сфере культуры (например, по вопросу об

использовании национальных языков). Стремление решить эти социальные конфликты, используя силу и средства государственной власти, делает их политическими.

Вместе с тем политические конфликты возникают и в результате развития собственно политических противоречит

- между государственной властью и местным самоуправлением;

- между государством и обществом при несовпадении интересов аппарата государственного управления и народа;

- между различными элементами политической системы: федеральной властью и органами власти субъектов федерации, законодательной и исполнительной властями, политическими партиями.

Неравное распределение власти, политических прав и свобод, противоречия между «верхами» и «низами», элитой и контрэлитой, политической элитой и массой могут становиться источниками политических конфликтов.

Своевременное выявление и разрешение противоречий может во многих случаях предотвратить их развитие в конфликт. И напротив, невнимание власти к противоречиям в обществе и в политической системе, их игнорирование порождает конфликтные ситуации.

В этом случае конфликт становится способом разрешения противоречий.

Постоянно существующие противоречия между государствами, отражающие несовпадение, а подчас и противоположность их интересов, могут стать источником межгосударственных, региональных, международных конфликтов.

Ученые-политологи по-разному оценивают роль конфликта в политической сфере. Одни считают, что политике органично присуща конфликтность, что конфликты играют роль двигателя политической жизни, способствуют обновлению политической системы. Другие делают акцент на согласие, стабильность в обществе, рассматривая конфликт как аномалию политического процесса, отклонение от нормального развития.

Истории известны конфликты, которые вели к обновлению государственных органов, политических норм, политических отношений, политической идеологии. Но были и такие, которые, принимая наиболее острые формы, имели разрушительный характер.

В первой половине XX в. самыми крупными международными конфликтами были мировые войны. В первой из них погибло около 10 млн человек, во второй - 55 млн. А военные конфликты второй половины ушедшего века прибавили к огромным жертвам этих войн еще 20 млн человек.

В ходе вооруженных конфликтов не только гибнут люди, но и уничтожаются материальные ценности, травмируется психика людей, вовлеченных в такие конфликты.

Противоречия между разными субъектами политики, как и конфликты, возникающие на их основе, нередко делят на три типа.

Первый связан с распределением материальных ресурсов, средств государственного бюджета, доступом к власти, величиной налогового бремени и т. д. («конфликт интересов»). В этом случае положение и интересы различных социальных групп порождают стремление изменить в свою пользу возможности удовлетворения их потребностей. Такие конфликты относительно легче других поддаются регулированию.

Второй коренится в расхождении людей по вопросу о базовых ценностях и политических идеалах («конфликт ценностей»). Может, например, возникнуть конфликт между той частью общества, которая поддерживает принципы демократии, ориентируется на рыночную экономику, и той его частью, которая разделяет антидемократические ценности и идеалы. Поскольку в этих случаях действует правило «или - или», их регулирование затруднено.

Третий тип характеризуется выдвижением на первый план принадлежности людей к той или иной общественной группе («конфликт идентичности»). Субъект политики при этом отождествляет себя не со всем обществом, не со всем народом страны, а с тем или иным этносом, определенной религиозной группой и т. п. Тогда конфликт может возникнуть по разделительной линии «наши - не наши», что становится преградой на пути общенационального объединения. Это порождает особые трудности для его разрешения.

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

Конфликт не возникает внезапно. Он проявляет себя после скрытого от широкой общественности периода постепенного обострения противоречий, его порождающих. Происходит осознание субъектами политики этих противоречий и своих интересов в сложившейся ситуации, а также препятствий на пути к их удовлетворению. На этой стадии стремление различных групп улучшить свой статус, добиться преимуществ в каких-либо сферах жизни вызывает напряженность в обществе. Несовместимость интересов различных политических сил усиливает возникшую напряженность и приводит к открытому противостоянию, порождает конфликтную ситуацию.

В период развития конфликтной ситуации выдвигаются требования, отражающие интересы тех сил, которые хотели

бы изменить свое положение в обществе. Эти силы, используя средства массовой информации, стремятся воздействовать на общественное мнение, склонить его на свою сторону. Предпринимаются действия, направленные на привлечение в свои ряды новых сторонников. На этой стадии развития конфликта проявляются его основные черты.

Во-первых, обозначен объект конфликта, то, из-за чего возникло противостояние. Это могут быть территории, границы, дискриминация этноса, расы, социальной группы, условия развития национальной культуры. Борьба может развернуться вокруг вопроса о путях развития страны или методов, используемых в политике. Эти и другие вопросы находят отражение в требованиях, программах, заявлениях, с которыми выступают конфликтующие стороны.

Во-вторых, выявляется состав участников конфликта. Каждая из политических сил определяет свои позиции по обе стороны от «линии» конфликта. Определяется, на поддержку каких социальных групп они опираются. Выясняется, какое положение в конфликте занимают политические деятели, партии, государство и какова степень вовлеченности в конфликт масс.

В-третьих, становится все заметнее растущая напряженность в отношениях между участниками конфликта. Раздаются угрозы, выражается намерение нанести ущерб противникам. Постепенно угрозы становятся все более жесткими, принимают форму ультиматумов, т. е. требований, невыполнение которых влечет за собой применение санкций (например, в международном конфликте это могут быть экономические, политические или военные санкции). Стороны конфликта прибегают к демонстрации силы.

Происходит эскалация (от англ. escalation - восхождение с помощью лестницы) конфликта, его постепенное усиление. Возрастают масштабы политической конфронтации. По мере развития конфликт, подобно воронке, втягивает в себя новые проблемы и вовлекает новых участников. К противникам относятся уже как к врагам, над которыми нужно одержать победу. Ожесточаются формы политического поведения. Применяется насилие, происходит нанесение прямого физического ущерба.

В тех случаях, когда одной из сторон является государственная власть, борьба ее противников грозит принять наиболее опасные формы. Это может быть бунт, т. е. идущая от низов, стихийно возникшая попытка разрешения конфликта между управляющими и управляемыми. Бунт часто выливается в беспорядки, захваты людей и учреждений, убийства, избиения, поджоги. Эта форма политического поведения имеет разрушительный характер, высокий уровень интенсивности, активности участников и является одним из

самых опасных вариантов развития конфликта. Его характерная черта - слепые, бессознательные действия, приносящие беды и страдания значительной части населения.

В отличие от бунта, мятеж является вооруженным и организованным выступлением. Он возникает как результат целенаправленной подготовки. Организаторами мятежа являются либо офицеры, либо нелегальные организации, ведущие за собой вооруженные формирования.

Восстание носит черты мятежа и бунта, характеризуется некоторым уровнем организованности и, будучи массовым выступлением, может стать формой политической революции, т. е. насильственного ниспровержения старой власти и установления новой.

Использование методов вооруженной борьбы обеими сторонами иногда приводит к гражданской войне в стране. Характерными чертами гражданской войны являются непримиримость борющихся сторон, а также вовлечение в военные действия, помимо регулярных войск, больших групп гражданского населения. Последствия гражданских войн губительны для общества.

Международный конфликт не раз перерастал в войны между государствами.

Бунты, мятежи, восстания, войны (примеры которых из курса истории вы можете привести самостоятельно) наиболее острая фаза конфликта, попытка разрешить его силой. Это результат развития неурегулированных конфликтов.

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ

Не все конфликты, к счастью, развиваются до наиболее острых форм противоборства, имеющих трагические, разрушительные последствия. Бывает, что конфликт затухает или теряет свою остроту, будучи отодвинут на задний план другими, более значительными и острыми конфликтами. Но полагаться на естественный ход событий опасно. Современное общество выработало методы предупреждения, регулирования, разрешения конфликтов.

На этапе возникновения конфликта власти не должны игнорировать обостряющиеся противоречия. Следует глубоко изучать причины напряженности, своевременно принимать меры для ее ослабления, искать способы снятия или смягчения противоречий, чреватых разрастанием конфликта. Эти меры направлены на предупреждение перехода противоречий в открытую фазу противоборства и дальнейшего нарастания политической напряженности.

Демократия, ее характеристика. Демократическая полити­ ческая культура.

Понятие «демократия»

(в переводе с греческого «дэмос» - народ, «кратос» - власть, дословно означает «власть народа», «народовластие») – это политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти.

Характерные черты (признаки) демократического политического режима

    Народовластие (народ пользуется наибольшей политической свободой; мнение меньшинства учитывается, поэтому демократия – это не диктатура большинства; широкие возможности и высокая степень участия различных социальных групп и слоев в политической жизни общества). Высокая степень развитости гражданского общества; оно контролирует государство , всю политическую систему. Выборность и сменяемость государственных органов и должностных лиц. В деятельности гос. власти исключены неполитические методы (физический террор), преобладают методы компромисса. Правительство, основанное на согласии управляемых. Правило большинства (решения принимаются большинством голосов). Гарантии основных прав и свобод личности. Права человека и меньшинств. Свободные и честные выборы. Равенство всех перед законом. Справедливое и независимое судопроизводство. Конституционные ограничения правительств. Плюрализм (существование множества точек зрения по одному вопросу и возможность высказывания), терпимость, сотрудничество, компромисс:

* социальный, * экономический, * политический (многопартийность, т. е. наличие двух и более партий), * идеологический (отсутствие какой-либо официальной идеологии) → плюралистическая политическая культура.

    Легальная оппозиция наделяется всеми политическими правами и свободами, как и правящее большинство. Она – неотъемлемый элемент политического процесса. СМИ свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власть, но не вправе призывать к их насильственному свержению. Силовые структуры обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность, их деятельность регламентируется законами. Они – вне политики.

Формы демократии

    По способу волеизъявления: * прямая (непосредственная: выражение интересов через референдумы, митинги, забастовки); * представительная (человек участвует в политике не напрямую, а через своих депутатов; одной из форм является парламентаризм, который обеспечивает гражданам равные возможности при выборах представительной власти). По способу осуществления власти: * государственная, * негосударственная (трудовые коллективы , партии).

Страны демократии

страны Западной Европы, США, Канада

Демократический тип личности

Личность, которую характеризуют:

    грамотность, образованность; полифоничность мышления; толерантность (терпимость к инакомыслию); конструктивность и созидательность, терпимое отношение к существующей власти; раскрепощенность, отсутствие зацикленности; многомерность восприятия; потребность в самореализации; осознанный выбор пути; достижение целей уже сейчас, с ориентацией на будущее;

Гарантии функционирования демократического политического режима

* система контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата;

* ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью;

* своевременное полное политическое информирование граждан;

* ограничение срока пребывания в представительных органах власти;

* упрощение отзыва депутатов и смены чиновников;

В последнее десятилетие XX века остается повышенным научный интерес к фундаментальному положению теории политической культуры о конгруэнтности системы культурных ценностей и демократии, проявляемый аналитиками, специализирующимися в области компаративных исследований стран Западной Европы и США (характеризующихся высоким уровнем демократизации и стабильностью развития политической и ценностной систем). Ключевыми исследовательскими вопросами 90-х годов стали:

  1. система демократических ценностей и ориентаций на поддержку демократии;
  2. толерантность как ключевая нормативная демократическая ценность, критерий доверия и поддержки демократии.
Обращает на себя внимание одна характерная особенность. Более общая постановка проблемы и представление ее в ключе поддержки демократии стало характерно для исследования транзитных обществ. Западные демократии изучаются, главным образом, в ключе толерантности политических культур.

В 90-е годы сформировался значительный массив литературы, представленной эмпирическими исследованиями системы демократических ценностей и политической культуры постсоветской России. Весомая доля их представлена работами Гибсона и его коллег.

Обширный эмпирический базис по данной проблематике заложен исследованиями Ричарда Добсона, Стивена Гранта, Реймонда Дача, Ады Финифтер, Элен Миккиевич, Джефри Хона, Артура Миллера, Викки Хесли, Уильяма Зейзинтера, Кристин Махер.

Джеймс Гибсон проводит в 90-е годы эмпирическое исследование такой ключевой демократической ценности, как политическая толерантность (терпимость) в условиях демократизации в России. Исходным положением его проекта стал тезис о нетолерантности, как одной из ключевых черт российской политической культуры, являющейся ре- зультатом отсутствия традиций и культурных норм культивирования толерантности, что связывается с неразвитостью либеральных традиций, а также сохранением влияния советских норм и традиций, с их культом нетерпимости к политическим противникам. Опираясь на известное положение Сеймора Мартина Липсета о политической культуре, как основном реквизите демократии, Гибсон, как и многие из аналитиков, исходил из того, что успешная демократизация не может быть гарантирована лишь институциональными трансформациями (изменением конституции, законодательства, институтов политической власти и т.п.), а предполагает, и более того, делает необходимым формирование совершенно определенной системы культурных ценностей. Ее Липсет называл политической культурой поддержки демократии, которая предполагает наличие таких демократических ценностей, как свобода слова, СМИ, собраний, религии, прав оппозиционных партий, прав человека и т.п. Толерантность предстает одной из ключевых нормативных ценностей такой культуры. Ключевая позиция в системе демократических ценностей принадлежит толерантности в силу того, что без нее реализация основных демократических норм и ценностей невозможна. Толерантность политической культуры делает возможной свободу выбора: без нее становятся нереальными ни свободная борьба партий на выборах, ни свобода индивидуального избирателя поддерживать те общественно-политические движения, которые соответствуют его преференциям и его политическому выбору. Гибсон, как и большинство аналитиков, рассматривает толерантность как основной элемент системы демократических ценностей. Оптимальной чертой его подхода к исследованию этой демокра- тической нормы является сконцентрированность на исследовании функций нетолерантности, ее влияния на политическое поведение индивида. Концептуальная модель нетолератности Гибсона имеет системный характер и включает следующие концептуальные компоненты:

1. Концепция «принципиальной нетолерантности», которая связывается с системой политических и идеологических ориентаций в отношении демократических институтов и процессов. Характеризуется большим уровнем сопротивляемости демократическим переменам и настороженным отношением к какой-либо аргументации относительно тех или иных демократических символов.

2. Концепция «плюралистической нетолерантности» и связанная с нею концепция «фокусированной нетолерантности». Плюралистическая нетолерантность означает нетерпимость, фокусируемую на многих социально-политических группах. Фокусированная нетолерантность - нетерпимость в отношении отдельной группы.

3. Концепция «мажоритарной нетолерантности», как составляющей большую угрозу демократическим ценностям, чем нетолерантность меньшинства. Индивидуальная нетолерантность в отношении той или иной группы, например, разделяемая большинством, рассматривается как «потенциально действенная нетолерантность», с точки зрения ее способности склонять индивида к совершению политических акций в отношении политического противника.

4. Концепция «лидерской нетолeрантности», предполагающая концентрацию внимания на взглядах и ценностях представителей элиты.

Нетолерантность у Гибсона выступает как антитеза поддержки демократии и толерантности, как ее неотъемлемой составной части. Исходя из концепции угрозы, как главной причины нетолерантности, Гибсон формулирует постулаты, определяющие негативное влияние нетолерантности на перспективы демократизации. Согласно Гибсону, процесс демократизации существенно осложняется фактором нетолерантной политической культуры с ее ос- новными атрибутами:

  1. принципиальной нетерпимостью,
  2. когда нетолерантность фокусируется на конкретных группах,
  3. когда индивидуальная нетолерантность подкреплена убеждением, что она представляет взгляды большей части социума,
  4. когда нетолерантность политических лидеров имеет существенное влияние на взгляды и действия других представителей политической элиты.

Результаты исследования, проведенные в рамках разработанной Гибсоном концептуальной модели нетолерантности, показали относительно более высокий (в сравнении со странами Западной Европы) уровень нетерпимости российских граждан. Вместе с тем, по сравнению с респондентами стран Центральной и Восточной Европы, российские граждане продемонстрировали относительно большую толерантность. Атрибутивные характеристики российской нетолерантности сформулированы следующим образом:

  1. нетолерантность не укоренилась и не сложилась в особую антидемократическую систему ориентаций, соответствующие отношения дезинтегрированы, манипулятивны и имеют тенденцию формироваться скорее в демократическом, чем в противоположном ему направлении;
  2. нетолерантность носит дисперсивный (разбросанный) характер, что создает условия для манипулирования и сохранения широкого спектра потенциальных жертв нетолерантного отношения;
  3. нетолерантные установки опираются на убеждение в своей мажоритарности (идее о преобладании нетерпимых людей) и представлении о меньшинстве толерантных людей;
  4. политическая элита не склонна мирится и ладить со своими политическими оппонентами.
Вывод Гибсона состоит в констатации факта, указывающего на достаточно высокий уровень нетолерантности политической культуры в России.

Таким образом, современные зарубежные политические исследования проблем становления демократической политической культуры и соответствующей ей системы ценностей в переходных обществах ориентированы, прежде всего, на изучении системы массовых и индивидуальных ориентаций на поддержку демократии. Толерантность рассматривается при этом в качестве основного критерия доверия и поддержки демократии. Политическая терпимость (толерантность) отнесена большинством современных зарубежных аналитиков к категории ключевых нормативных демократических ценностей, которая во многом определяет перспективы формирования политической культуры в условиях демократизации.

Примечания

  • Waldrone–Moore P. Eastern Europe at the Crossroads of Democratic Transition: Evaluating Support for Democratic Institutions, Satisfaction with Democratic Government, and Consolidation of Democratic Regimes // Comparative Political Studies. 1999. Vol. 32. № 1. P. 32-62; Mc Donough P. Identities, Ideologies and Interests: Democratization and the Culture of Mass Politics in Spain and Easten Europe // Journal of Politics. 1995. Vol. 57. P. 649-676; Evans G., & Whitefield S. The Politics and Economics of Commitment: Support for Democracy in Transition Societics // British Journal of Political Science. 1995. Vol. 25. P. 485-514.
  • Davis D. Exploring Black Political Intolerance // Political Behavior. 1995. Vol. 17. № 1. P. 1-21; Chanley V. Commitment to Political Tolerance: Situational and Activity - Based Differences // Political Behavior. 1994. Vol. 16. №. 3. P. 343-363; Chong D. Tolerance and Social Adjustment to New Norms and Practices // Political Behavior. 1994. Vol. 16. № 1. P. 21-53; Golebiowska E.A. Individnal Value Priorities, Education, and Political Tolerance // Political Behavior. 1995. Vol. 17. № 1. P. 23-48.
  • Gibson J. The Resilience of Mass Support for Democratic Institutions and Processes in the Nascent Russian and Ukrainian Democracies. Vladimir Tismaneanu, ed. // Political Culture and Civil Society in Russia and the New States of Eurasia, 1993. P. 53-111; Gibson J. A Mile Wide But an Inch Deep: The Structure of Democratic Commitments in the Former USSR // American Journal of Political Science. 1996. Vol. 40. P. 396-420; Gibson J. Political and Economic Markets: Connecting Attitudes Toward Political Democracy and a Market Economy within the Mass Culture of Russia and Ukraine // Journal of Politics. 1996. Vol. 58. P. 954-984; Gibson J. The Struggle Between Order and Liberty in Contemporary Russian Political Culture // Australian Journal of Political Science. 1997. Vol. 32. P. 271-290; Gibson J. and Duck R. Political Intolerance in the USSR: The Distribution and Etiology of Mass Opinion // Comparative Political Studies. 1993. Vol. 26. P. 286-329; Gibson J., Duch R., and Tedin K. Democratic Values and the Transformation of the Soviet Union // Journal of Politics. 1992. Vol. 54. P. 329-371.
  • Dobson R., and Grant S. Public Opinion and the Transformation of the Soviet Union // International Journal of Public Opinion Research. 1992. Vol. 4. P. 302-320; Duch R. Tolerating Economic Reform: Popular Support for Transition to a Free Market in the Former Soviet Union // American Political Science Review. 1993. Vol. 87. P. 590-608; Fnifter A. Attitudes Toward Individual Responsibility and Political Reform in the Former Soviet Union //American Political Science Review. 1996. Vol. 90. P. 13-52; Finifter A., and Mickiewicz E. Redefining the Political System of the USSR: Mass Support for Political Change // American Political Science Review. 1992. Vol. 86. P. 357-374; Hahn J. Contiguity and Change in Russian Political Culture // British Journal of Political Science. 1991. Vol. 21. P. 393-421; Miller A., Reisinger W., and Hesli V., eds. Public Opinion and Regime Change: The New Politics of Post-Soviet Societies. Boulder, CO: Westview Press, 1991; Understanding Political Change in the Post-Soviet Societies: A Further Commentary on Finifter and Mickiewicz // American Political Science Review. 1996. Vol. 90. P. 153-66; Miller A., Hesli V. and Reisinger W. Reassessing Mass Support for Political and Economic Change in the Former USSR. American Political Science Review. 1994. Vol. 88. P. 399-411; Comparing Citizen and Elite Belief Systems in Post-Soviet Russia and Ukraine // Public Opinion Quarterly. 1995. Vol. 59. P. 1-40; Reisinger W., Miller A., Hesli V., and Maher K. Political Values in Russia, Ukraine and Lithuania: Sources and Implications for Democracy // British Journal of Political Science. 1994. Vol. 45. P. 183-223.
  • Gibsom S.L. Putting Up With Fellow Russians: An Analysis of Political Tolerance in the Fledgling Russian Democracy // Political Research Quarterly. 1998. Vol. 51. № 1. P. 37-68, 38, 40; Lipset S. The Social Requisites of Democracy Revised. Presidential Address, American Sociological Association Annual Meeting, Miami Beach, Florida, 1993. P. 7-8.
  • Opt. cit. P. 42-43, 53, 55, 57-58, 59-60.
  1. Что понимается под политическим участием?
  2. Каковы его формы?
  3. Раскройте содержание понятия «политическая культура».
  4. Какие типы политической культуры вам известны?
  5. В чем особенности российской политической культуры?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Составьте таблицу «Типология политической культуры».

2. Демократическая политическая культура предполагает наличие таких личностных качеств, как толерантность, гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому перечню? Ответ поясните.

3. Ученые среди функций политической культуры особо отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регулятивную, интеграционную, инновационную. Как вы понимаете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культур ы.

4. Представьте, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сообщение по итогам проведенной работы.

Поработайте с источником

Прочитайте рассуждения современного российского ученого Е. В. Шестопал о политической социализации личности в Великобритании. Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и школой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер - национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

мВ политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится прежде всего к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» к ачества, но вовлеченность, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характерцстика обычного человека.

Шестопал Е. В. Личность и политика. - М., 1988. - С. 94.

Вопросы и задания к источнику

  1. Что представляет собой политическая социал изация личности?
  2. Какие институты способствуют политической социализации англичан?
  3. Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культур ы.
  4. Схожи ли процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.

Политические культуры могут быть классифицированы по разным основаниям. Так, американские ученые Г. Алмонд (род. в 1911 г.) и С. Верба (род. в 1932 г.) на основе выявленного своеобразия отдельных стран и регионов выделили три «чистых» типа политической культуры. Во-первых, патриархальную культуру. Для этой культуры характерно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от ее функционирования. Во-вторых, подданническую культуру, где сильны ориентации на политические институты и лояльность к ним, но невысок уровень индивидуальной активности граждан. В-третьих, культуру участия, отражающую критическое отношение граждан к власти, их заинтересованность в политическом участии и политической активности.
На практике эти типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной является синтетическая культура, названная учеными гражданской культурой. В ней доминируют установки подданнической культуры, по-

рождающие поддержку государственной власти, а также установки культуры участия, порождающие требования к властным структурам. Тем самым создается баланс, необходимый для обеспечения стабильности политической системы. Гражданской культурой именуют сегодня политическую культуру развитых демократических стран.
В развитых демократических странах, как правило, s 60% граждан являются представителями культуры участия, 30% - подданнической, 10% - патриархаль- I ной культуры. (
Политическая культура, будучи важной частью политической системы, во многом определяется ее типом. В этой связи многие политологи считают, что наиболее общей типологией является та, которая основана на типах политических систем. Иными словами, в тоталитарных, авторитарных и демократических политических системах господствуют тоталитарный, авторитарный и демократический типы политической культуры. Так, в тоталитарных политических системах формируется убежденность граждан в справедливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделен на два враждебных лагеря - «друзей» и «врагов». В политическом сознании культивируется образ врага, которого необходимо уничтожить, а борьба воспринимается как универсальный метод решения сложных политических проблем. Наблюдается обожествление личности политического руководителя (вождя), возникает чувство слияния с властью, что является одной из составляющих ее легитимности и в значительной степени определяет стабильность режима. В политическом поведении элиты преобладают мотивы всемогущества, в поведении граждан - скромность, энтузиазм, а их участие в политической жизни имеет мобилизационный характер.
Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного типа. Общество осознает отчуждение от власти, исчезает ощущение слияния с ней. Поскольку опорой авторитарного режима чаще всего выступает армия, обожествление личности политического руководителя как фактор легитимности власти отсутствует. В политическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуется профессионализм и послушание, известная отстраненность от политики.
В демократическом типе политической культуры господствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свободы. По отношению к власти преобладают настроения критичности. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем

важный фактор его интеграции. Большую значимость приобретают открытость политических позиций и ориентация на политическое участие. Господствуют приверженность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюрализм и толерантность в общественном мнении.
Политическая культура современной России еще не устоялась. С одной стороны, она сохраняет свои традиционные черты: подданническое отношение к любому центру политической власти; низкая самодисциплина и самоорганизован- ность; недоверие к государству; склонность к анархии при одновременной жажде сильной власти; слабое уважение к закону, правам личности. По-прежнему многие россияне предпочитают радикализм и революционные методы в политике мерам эволюционного, реформистского типа. Сохраняется уверенность в возможности простых и быстрых решений сложных политических проблем.
С другой стороны, происходит постепенное принятие политического плюрализма как необходимого качества политической жизни и гарантии необратимости демократических преобразований. Налицо открытое выражение различных политических ориентации и предпочтений (при пока еще традиционно широчайшем разбросе политических крайностей: от монархизма до анархизма). Растет понимание значения личной ответственности, стремление к самостоятельности в политических оценках и решениях. Иначе говоря, наблюдается преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа.
till Основные понятия: политическое участие, политическая культура, типы политической культуры.
IISI Термины: политическая роль, политическая субкультура.
Проверьте себя Что понимается под политическим участием? 2) Каковы его формы? 3) Раскройте содержание понятия «политическая культура». 4) Какие типы политической культуры вам известны? 5) В чем особенности российской политической культуры?
Подумайте, обсудите, сделайте Составьте таблицу «Типология политической культуры». Демократическая политическая культура предполагает наличие таких личностных качеств, как толерантность, гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому перечню? Ответ поясните. Ученые среди функций политической культуры особо отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регулятивную, интеграционную, инновационную. Как вы понима
ете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культуры. Вообразите, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сообщение по итогам проведенной работы.
Поработайте с источником
Прочтите рассуждения современного российского ученого Е. Б. Шестопал о политической социализации личности в Великобритании.
Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и школой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер - национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.
В политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится, прежде всего, к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» качества, но вовлеченность, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характеристика обычного человека.
Шестопал Е. Б. Личность и политика. -М., 1988. -С. 94.
§§§| Вопросы и задания к источнику. 1) Что представляет собой политическая социализация личности? 2) Какие институты способствуют политической социализации англичан? 3) Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культуры. 4) Схожи ли процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!