Что такое Культ личности? Культ личности - о преодолении культа личности и его последствиях Возвеличивание отдельной личности как правило руководителя государства.

термин, применяемый для обозначения политики и практики возвеличивания политической роли и абсолютизации общественного значения отдельной личности (как правило, государственного деятеля) различными средствами пропаганды. Обожествление правителей (монархов, императоров, султанов и т. д.) существовало с древних времен. Носителю власти приписывались высочайшая государственная мудрость, многочисленные таланты и высокие гуманистические человеческие качества. Культ личности реализовывался государственными законами и другими документами, произведениями литературы и изобразительного искусства (портреты, памятники). В XX в. культ личности целенаправленно формировался окружением лидера в государствах с режимом тоталитаризма. В них право лидера на исключительную власть оправдывалось предполагаемыми выдающими политическими способностями вождя: в СССР - И. В. Сталина, в Германии - А. Гитлера, в Китае - Мао Цзэдуна} в Корее - Ким Ир Сена и др.

Культ личности – восхваление или превознесение отдельной личности. Чаще всего в роли объекта восхищения выступает видный государственный или политический деятель. Ярким примером культа личности было возвеличивание Иосифа Сталина с помощью средств массовой информации, а также различными видами культуры.

Причины возникновения

Культ личности может сформироваться только при наличии определенных условий в социальной среде. Многие психологи считают, что предпосылками к возвеличиванию отдельной личности является социальная незрелость многих индивидов, а именно их нежелание нести ответственность за собственные поступки и действия. Впоследствии такая система оценок может привести к формированию определенного фиксированно-ритуализированного стиля поведения. Культ личности может возникнуть только в том обществе, в котором наблюдается достаточно низкий уровень образования. Успешная манипуляция общественным сознанием с помощью средств массовой информации и деятелей культуры возможна только при низком уровне критического мышления у населения. Ярким примером такого явление служит формирование культа личности Сталина в СССР. Народ настолько сильно верил в непогрешимость вождя и его всемогущество, что не позволял себе усомниться в правильности его действий. Благодаря проведению репрессий повсеместно искоренялось инакомыслие, что привело только к укреплению страха и трепета перед Сталиным.

Также стоит обратить внимание на особенности менталитета некоторых сообществ. Особенно четко такую закономерность можно проследить в странах Азии и Латинской Америки.

Вероятные результаты

Культ личности, как и любое столь масштабное явление, имеет свои последствия. И эти последствия достаточно негативны не только для отдельных личностей, но и целого народа.

В любой социальной группе, в которой возник культ личности, рано или поздно начинают возникать волнения и сомнения. Возвеличение отдельного человека со временем потенцирует определенные противоречия, которые приводят к осознанию необходимых перемен. Насильно насаждаемый культ личности провоцирует появление групп людей, которые будут стремиться «подорвать» систему изнутри. Таким образом, внутренние противоречия между согласными и несогласными способны разрушить сложившийся образ жизни и мышления.

Культ личности рано или поздно должен быть развенчан в любой социальной ячейке. Поэтому каждому отдельному члену общества приходится по итогу самостоятельно справляться с падением кумира с пьедестала.

Исторические примеры

Культ личности возникает повсеместно, начиная от египетских фараонов и заканчивая современными политическими деятелями. Чаще всего этот прием используется в политической пропаганде. В СССР впервые этот термин использовал Хрущов в своем докладе «О культе личности и его последствиях».

Иосиф Сталин

Наиболее масштабной и известной исторической личностью, который являлся предметом поклонения считается Иосиф Сталин. Именно вокруг него был искусственно создан образ непогрешимого лидера, который принимает только верные решения. Именно с его подачи в средствах массовой информации стали появляться такие обороты речи как «великий вождь», « отец народов» и другие подобные.

Немалую роль в формировании культа личности Сталина сыграли и культурные особенности развития страны в тот период. Его ставили в один ряд с идеологами марксистко-лениниского движения.

В честь его назвали множество населенных пунктов, природные, военные, территориальные объекты. В литературе 30-50х годов Иосиф Виссарионович занимал центральную позицию. Произведения писателей, которые активно использовали образ великого вождя, печатались огромными тиражами и продавались во всех уголках союзных республик. В тоже время благодаря жесткой цензуре подобная литература была практически единственной «формой» советской печати. То же самое можно сказать и о кинематографическом искусстве того времени.

Иосиф Сталин поощрял зарождающийся вокруг его фигуры культ личности и сам приложил для его развития немало усилий.

Адольф Гитлер

В своей книге «Моя борьба» Адольф Гитлер довольно подробно описывал культ личности. В частности он заявлял, что учение М
аркса способно уничтожить саму личность и призвано нивелировать ее значимость для общества.

Самому Гитлеру во время его расцвета присвоили огромное количество всевозможных громких титулов (Первый Рабочий Новой Германии, Величайший Полководец всех времён, Военный Лидер Европы), которые активно использовались в агитационных речах, печатных изданиях. В своей политической и военной кампаниях он активно внедрял в массы образ сверхчеловека, которым являлся и сам.

Он преподносился как идеальная личность, квинтэссенция мудрости и заботы о немецком народе. В искусстве его образ использовался в качестве идеала.

Николае Чаушеску

Румынский президент активно занялся созданием культа вокруг своей персоны в 1968 году. Он вдохновился примером Ким Ир Сена и попытался провернуть подобное в своей родной стране.

Он полностью контролировал средства массовой информации. Также для достижения полного контроля он занимал сразу несколько важных должностей: секретарь коммунистической партии, глава вооруженных сил, председатель верховного совета и многое другое.

В школах дети наизусть заучивали стихи о великом вожде нации, учителя подробно рассказывали о Николае как о гениальном человеке, политике и ученом. Чаушеску поставил перед собою целью задавить любую оппозицию и пресечь все попытки сопротивления в зародыше.

О нем говорили как о человеке, который создал себя сам, без помощи семейных связей или значительных финансовых вливаний. В тоже время он был сильно обеспокоен своей внешностью. Все видео, фото президента проходили тщательный отбор перед публикацией. Николае Чаушеску сильно комплексовал из-за своего небольшого роста и

его старались снимать так, чтоб этот недостаток был незаметен. В 80-х годах такое же внимание стало уделяться и его супруге Елене.

Выдающиеся личности играют важную роль в исторических событиях как руководители, организаторы и вдохновители борьбы масс и классов, но решающая роль в истории принадлежит народным массам. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, опасаясь возможности проникновения в революционное движение культа личности, как одного из самых отвратительных пережитков прошлого, решительно вели борьбу против всех его проявлений [ ] . В 1877 году Маркс писал:

«…из отвращения ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран,- я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем непременным условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами…»

В.И.Ленин, будучи общепризнанным вождем Коммунистической партии и народа, с исключительной неприязнью встречал любую демонстрацию почитания его личности. Подчеркивая решающую роль народных масс в историческом творчестве, Ленин говорил:

«...Ум десятков миллионов творцов создает нечто неизмеримо более высокое, чем самое великое и гениальное предвидение».

Ленинские методы, ленинский стиль партийной и государственной деятельности безусловно исключали идеологию и практику культа личности. В партии при Ленине не было единоличного командования, слепого преклонения перед авторитетом, не говоря уже о преследовании тех, кто открыто полемизировал с Лениным. Ленин учил, что руководство правящей политической партии и построение социализма могут быть успешный только при условии, если партия не отрывается от трудящихся масс, не командует ими, а учится у масс и направляет их действия, строго учитывая объективные и субъективные условия. Ленин всегда придавал огромное значение вопросу о личных качествах руководящих деятелей партии. Еще в 1903 он писал:

«...необходимо, чтобы вся партия систематически, исподволь и неуклонно воспитывала себе подходящих людей в центре, чтобы она видела перед собой, как на ладони, всю деятельность каждого кандидата на этот высокий пост, чтобы она ознакомилась даже с их индивидуальными особенностями, с их сильными и слабыми сторонами, с их победами и „поражениями"».

Уже тогда Ленин говорил, что надо дать возможность массе партийных работников «...узнать своих вождей и поставить каждого из них на надлежащую полочку»

Возникновение культа личности И.В.Сталина

В последние годы жизни, будучи тяжело больным, Ленин в своих письмах и статьях призывал провести ряд мер для обеспечения единства Коммунистической партии, для укрепления ЦК партии. Свое «Письмо к съезду» (декабрь 1922 - январь 1923), известное под названием «Завещание», Ленин посвятил главным образом характеристике личных качеств и черт руководящих членов ЦК партии. Характеризуя в этом письме И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, Н. И. Бухарина и Г. Л. Пятакова, Ленин указывал как на их положительные, так и отрицательные качества. Приковывая внимание партии к вопросу о личных качествах и взаимоотношениях руководящих деятелей ЦК, Ленин подчеркивал, что «...это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение» За годы своей революционной деятельности Сталин накопил большой опыт руководящей партийной работы, но имел некоторые крайне отрицательные личные качества. «Тов. Сталин, сделавшись генсеком,- писал Ленин 24 дек. 1922,- сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью» . Ленин предлагал обдумать способ перемещения Сталина с этого поста. 4 января 1923г. Ленин в продиктованном им добавлении к письму от 24 декабря 1922 указывал:

«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лойялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д.»

В силу сложившихся обстоятельств Сталин не был тогда освобожден от обязанностей генерального секретаря ЦК. Очередной XII съезд РКП(б) состоялся в Москве 17-25 апреля 1923, но ленинское «Завещание» делегатам этого съезда сообщено не было.

Через несколько месяцев после XII съезда, осенью 1923, оппозиция, возглавляемая Троцким, выступила открыто с антиленинской платформой. ЦК партии, возглавляемый Сталиным, организовал борьбу партии против троцкистской оппозиции. В январе 1924 года скончался Ленин. В конце мая 1924 прошёл ХШ съезд РКП(б), делегатам которого ленинское «Завещание» было сообщено не на заседании съезда, а на совещаниях делегаций отдельных республик, краев, губерний. Зачитав «Завещание», руководители делегаций (секретари местных партийных органов) ставили перед товарищами вопрос: целесообразно ли в условиях острой внутрипартийной борьбы освобождать Сталина от поста генерального секретаря. Делегации XIII съезда, а затем члены ЦК РКП(б) на состоявшемся сразу после съезда пленуме обсуждали письмо Ленина в сложной внутрипартийной обстановке. Искренне надеясь, что Сталин добросовестно выполнит свое обещание учесть ленинскую критику, делегаты съезда и пленум ЦК высказались за оставление его на посту ген. секретаря ЦК.

Причины возникновения культа личности Сталина

При рассмотрении вопроса о возникновении культа личности Сталина необходимо учитывать как объективные, конкретные исторические условия, так и субъективные факторы, связанные с личными качествами Сталина. Коммунистическая партия руководила строительством социализма в СССР в чрезвычайно сложной международной и внутренней обстановке (капиталистическое окружение, угроза воен. нападения, ожесточенная классовая борьба в стране, когда решался вопрос «кто - кого?», борьба с троцкистами, правыми оппортунистами, а также с буржазными националистами). Эти условия требовали железной дисциплины, централизации руководства, некоторого ограничения демократии.

«Но эти ограничения уже тогда рассматривались партией и народом как временные, подлежащие устранению по мере укрепления Советского государства и развития сил демократии и социализма во всем мире. Народ сознательно шел на эти временные жертвы, видя с каждым днем все новые и новые успехи советского общественного строя».

Страна осуществляла первый в истории опыт построения социалистического общества, формировавшегося в процессе исканий, проверки на практике многих истин, известных до того лишь в общих чертах, в теории. СССР был единственной страной, прокладывавшей путь к социализму. Преодолевая огромные трудности в течение всех предвоенных пятилеток, ранее отсталая страна в результате героических усилий партии и всего народа совершила гигантский скачок в своем политическом, экономическом и культурном развитии. В те годы Сталин вместе с другими руководящими деятелями партии выступал как крупный организатор борьбы советского народа за построение социализма. Он возглавил борьбу партии против отклонений от ленинской линии, допускавшихся троцкистами, затем группой Зиновьева - Каменева, а впоследствии группой Бухарина - Рыкова - Томского. В ряде работ, включенных в сборник «Вопросы ленинизма», Сталин защищал ленинские положения о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, что вооружало партию в борьбе с оппозициями; все это снискало ему большой авторитет в партии и народе. В этой обстановке стал постепенно складываться культ личности Сталина. С именем Сталина стали неправильно связывать все победы и успехи, достигнутые Коммунистической партией и Советской страной. Восхваления по адресу Сталина вскружили ему голову. На том этапе сказались отрицательные качества Сталина. Он не стремился убеждать противников, подчинять их идейному влиянию партии, разрешать возникающие разногласия и противоречия демократическими, партийными, методами, как это делал Ленин, а прибегал к методам администрирования. Он, вопреки решениям съездов партии о развертывании внутрипартийной демократии, отходил от ленинского метода коллективного руководства, самолично принимал решения по важнейшим вопросам.

«...Сталин, непомерно переоценив свои заслуги, уверовал в собственную непогрешимость. Некоторые ограничения внутрипартийной и советской демократии, неизбежные в условиях ожесточенной борьбы с классовым врагом и его агентурой, а позднее в условиях войны против немецко-фашистских захватчиков, Сталин начал возводить в норму внутрипартийной и государственной жизни, грубо попирая ленинские принципы руководства».

Проявления культа личности

Сталин стал нарушать уставные требования партии, что выразилось в нерегулярном созыве съездов партии и пленумов ЦК, свертывании работы Политбюро ЦК как коллективного органа руководства, нарушении внутрипартийной демократии в виде подмены выборности в партийные органы кооптацией и т. д. Даже в тяжелых условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны, в первые 6 лет после Октября (1918-23), при Ленине состоялось 6 общепартийных съездов, 5 конференций, 79 пленумов ЦК партии. В первые 10 лет после смерти Ленина (1924-33) состоялось 4 партийных съезда, 5 конференций, 43 пленума ЦК, большей частью посвященных борьбе с оппозициями и уклонами. Но за последующие 20 лет (1934-53) состоялось всего 3 съезда партии и одна конференция, причем интервал между XVIII и XIX съездами составил 13 лет. За два десятилетия было созвано только 23 пленума ЦК. В 1941, 1942, 1943, 1945, 1946, 1948, 1950 и 1951 не было ни одного пленума ЦК.

Нарушив ленинское «Завещание», Сталин поставил себя над ЦК партии, вышел из-под его контроля, оградил себя от критики. Сталин методически укреплял культ своей личности; он приписывал себе чрезмерные заслуги перед партией, успехи, достигнутые народом в гражданской войне, в строительстве социализма, в разгроме гитлеровских полчищ. Повсеместно в изобилии сооружались монументы Сталина. Чтобы создать ореол непогрешимости Сталина, искажалась история партии, упорно пропагандировалась теория «двух вождей», версия, будто Сталин-это именно тот человек, который вдвоем с Лениным создавал большевистскую партию, разрабатывал ее теорию и тактику.

Последствия культа личности

В марте 1922 года Ленин отмечал громадный, безраздельный авторитет «...того тончайшего слоя, который можно назвать старой партийной гвардией» . Именно эти люди знали правду о действительных и мнимых заслугах Сталина, и они явно мешали Сталину. Малейшие попытки противодействия фальсификации истории партии стали расцениваться Сталиным как «враждебные вылазки» или «примиренчество к ним»; началась безжалостная расправа с неугодными Сталину лицами. Сталин выступил со справедливым утверждением, что по мере продвижения к социализму классовая борьба все более обостряется. К сожалению, это в некоторой мере послужило теоретическим обоснованием репрессий. Репрессиями по отношению к ленинским кадрам партии, честным государственным и хозяйственным руководителям, командному и политическому составу Красной Армии, рядовым коммунистам и советским гражданам был нанесен тяжелый ущерб.

Культ личности Сталина способствовал распространению в партийном строительстве и хозяйственной работе порочных методов, голого администрирования, нарушений внутрипартийной демократии. В планировании и управлении народным хозяйством порождались волюнтаризм и субъективизм, пренебрежение экономическими законами и стимулами развития производства, серьезно нарушался социалистический принцип оплаты по труду. Обстановка культа личности Сталина нанесла вред общественным наукам, в том числе философским и историческим, и в особенности - изучению истории партии, что тормозило творческое развитие марксизма-ленинизма, ослабляло влияние науки на развитие общества.

"«...были определенные периоды, например, в годы войны, когда единоличные действия Сталина резко ограничивались, когда существенно ослаблялись отрицательные последствия беззаконий, произвола и т. д. Известно, что именно в период войны члены ЦК, а также выдающиеся советские военачальники взяли в свои руки определенные участки деятельности в тылу и на фронте, самостоятельно принимали решения и своей организаторской, политической, хозяйственной и военной работой, вместе с местными партийными и советскими организациями обеспечивали победу советского народа в войне».

Преодоление

Внутри ЦК партии имелись деятели, которые правильно понимали назревшие потребности в области внутренней и внешней политики и противодействовали отрицательным явлениям, связанным c культом личности Сталина. Однако в условиях, когда Сталин имел громадный авторитет в партии и в народе, открытое выступление против него не было бы тогда понято и не получило бы поддержки.

«Более того, подобное выступление было бы расценено в тех условиях, как выступление против дела строительства социализма, как крайне опасный в обстановке капиталистического окружения подрыв единства партии и всего государства. К тому же успехи, которые одерживали трудящиеся Советского Союза под руководством своей Коммунистической партии, вселяли законную гордость в сердце каждого советского человека и создавали такую атмосферу, когда отдельные ошибки и недостатки казались на фоне громадных успехов менее значительными, а отрицательные последствия этих ошибок быстро возмещались колоссально нарастающими жизненными силами партии и советского общества».

Нельзя не учитывать и того, что многие факты и неправильные действия Сталина, особенно в области нарушения сов законности, стали известны уже после его смерти.

В 1956 году XX съезд КПСС совершил исторический поворот в развитии партии и страны, всего коммунистического движения, положив начало восстановлению ленинских норм партийной и государственной жизни. Были осуществлены кардинальные мероприятия по восстановлению и дальнейшему развитию социалистической демократии, ленинских принципов государственной, партийной жизни и хозяйственного строительства, строгому соблюдению социалистической законности.

ЦК КПСС, открыто разоблачив тяжелые последствия культа личности Сталина, обезвредив политического авантюриста , отбросив группу приверженцев культа личности и его методов - Молотова, Кагановича, Маленкова, вскрыл и решительно ликвидировал грубейшие нарушения социалистической законности. Партия отдавала себе отчет в том, что выявленные ошибки и извращения, раскрытие злоупотреблений властью могут вызвать в партийных рядах и в народе чувство горечи и глубокого сожаления, создадут временные трудности для КПСС и братских марксистско-ленинских партий. Но партия смело пошла навстречу трудностям, она честно и откровенно сказала народу всю правду, глубоко веря, что ее линия будет правильно понята. ЦК КПСС, XX и XXII съезды сказали партии и народу правду о Сталине, опираясь на ленинское указание:

«Фарисеи буржуазии любят изречение: о мертвых либо молчать, либо говорить хорошее. Пролетариату нужна правда и о живых политических деятелях и о мертвых, ибо те, кто действительно заслуживает имя политического деятеля, не умирают для политики, когда наступает их физическая смерть».

Литература

  • XX съезд КПСС. Стенографический отчет, ч. 1-2, М., 1956;
  • XXII съезд КПСС. Стенографический отчет, ч. 1-3, М., 1961;
  • О преодолении культа личности и его последствий. Постановление Центрального Комитета КПСС, М., 1956.

Культ личности - возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля). Основа автократии .

Исторические предпосылки и критика культа личности

На протяжении истории многие государственные деятели претендовали на некие выдающиеся качества.

«…Из неприязни ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран, - я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами (Лассаль впоследствии поступал как раз наоборот)» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVI, изд. 1-е, стр. 487-488).

Энгельс высказывал аналогичные взгляды:

«И Маркс, и я, мы всегда были против всяких публичных демонстраций по отношению к отдельным лицам, за исключением только тех случаев, когда это имело какую-либо значительную цель; а больше всего мы были против таких демонстраций, которые при нашей жизни касались бы лично нас» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVIII, стр. 385).

Разоблачителем культа личности конкретно Сталина был Хрущев , выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях », в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущев, в частности, сказал:

Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году.

Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы ещё больше восхвалять роль Сталина.

Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.

Сам Сталин показательно критиковал культ своей личности. Например, известно следующее письмо:

ПИСЬМО В ДЕТИЗДАТ ПРИ ЦК ВЛКСМ

16.02.1938
Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина».

Книжка изобилует массой фактических неверностей, искажений, преувеличений, незаслуженных восхвалений. Автора ввели в заблуждение охотники до сказок, брехуны (может быть, «добросовестные» брехуны), подхалимы. Жаль автора, но факт остается фактом.

Но это не главное. Главное состоит в том, что книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личностей, вождей, непогрешимых героев. Это опасно, вредно. Теория «героев» и «толпы» есть не большевистская, а эсеровская теория. Герои делают народ, превращают его из толпы в народ - говорят эсеры. Народ делает героев - отвечают эсерам большевики. Книжка льет воду на мельницу эсеров. Всякая такая книжка будет лить воду на мельницу эсеров, будет вредить нашему общему большевистскому делу.

Советую сжечь книжку.

Современные исследователи сталинской эпохи считают что подобные письма должны были символизировать так называемую «сталинскую скромность» - одну из сталинских идеологем, важную часть его образа, подчеркивавшуюся пропагандой. По словам немецкого историка Яна Плампера «сложился образ Сталина, находившегося в откровенной оппозиции к своему собственному культу или в лучшем случае неохотно его терпевшего» . Российская исследовательница Ольга Эдельман считает феномен «сталинской скромности» хитрым политическим ходом, позволявшим Сталину под видом нежелания «выпячивать» свою личность пресекать излишнее любопытство касательно своего прошлого, заодно оставляя себе возможность отбирать то, что он сам считал годным для печати и таким образом самому формировать свой общественный образ. К примеру, в 1931 году, когда Е. Ярославский хотел написать книгу о Сталине, Сталин написал ему: «Я против затеи насчет моей биографии. У Максима Горького тоже имеется намерение аналогичное с Вашим <…> Я устранился от этого дела. Я думаю, что не пришло ещё то время для биографии Сталина!!»

После разоблачения культа личности Сталина в кругах сталинистов получила популярность фраза: «Да, культ был, но ведь и личность была!», авторство которой приписывается различным историческим персонажам.

Примеры

Владимир Ленин

Иосиф Сталин

Леонид Брежнев

Славословие в адрес Брежнева (или «дорогого товарища Леонида Ильича») было отличительной чертой «развитого социализма ». Это не было культом, но данью уважения крупному руководителю, поддерживаемому зависимой от него номенклатурой , включал в себя вручение Брежневу излишнего количества правительственных наград (в их числе «Орден Победы », которым награждали только великих полководцев Второй мировой войны , и четыре медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза). В государственных органах развешивались портреты Брежнева и транспаранты с лозунгами на основе выдержек из его речей. В последние годы жизни под авторством Брежнева был опубликован ряд произведений: «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина» , которые были отмечены вручением Брежневу Ленинской премии . Вместе с тем, известно, что они были написаны в соавторстве с группой писателей. Реакция на эти явления отразилась в большом количестве анекдотов . После смерти Брежнева и других лидеров СССР их имена появились (ненадолго) в географических названиях. Так, были переименованы города Набережные Челны, Рыбинск и другие.

Адольф Гитлер

Мао Цзэдун

Ким Чен Ир

Нурсултан Назарбаев

Многие политики, журналисты, такие, как Жасарал Куанышалин и другие, отмечают культ личности Назарбаева . Досым Сатпаев:

В последние несколько лет со стороны многих наших чиновников, представителей элиты можно действительно наблюдать эффективную поддержку этого тренда, связанного с культом личности первого президента.

Болат Рыскожа:

Казахстан давно живёт при культе личности Назарбаева, говорят оппоненты президента. Однако его сторонники, они же партийные соратники, с этим не согласны. Но есть и мнения, что в культе личности виноват сам простой народ.

По мнению политолога Дилярам Аркин, культ личности Назарбаева начинает распространяться и за пределы Казахстана.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Культ личности как психологический феномен: определение термина и терминологической специфики. Маркс, Энгельс и Ленин о культе личности. Различия между точкой зрения Ленина, Зиновьева и платформой Троцкого-Бухарина в отношении роли и задач профсоюзов.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Сущность, природа и основные качества политических лидеров; их типология по системе Вебера. Характеристика демократического, авторитарного и нейтрального стилей правления. Причины возникновения культа личности. Определение понятия политической элиты.

    реферат , добавлен 02.02.2012

    Исследование отличительных особенностей тоталитарных режимов, играющих важную роль в мировой политической системе. Обстановка в конце 30-х гг. в СССР, получившая название "культ личности" Сталина. Характеристика тоталитарного режима в данное время.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2015

    Понятие политического лидерства, его история, объективная и субъективная стороны. Природа политического лидерства: теория черт, ситуационная концепция, теория конституентов. Психологические концепции и интерактивный анализ. Культ личности и вождизм.

    реферат , добавлен 05.06.2011

    Культ личности, беззаконие и репрессии как результат борьбы за власть и реализацию политических программ в условиях советского общества. Понятие формального и неформального политического лидерства. Эмоциональная, социальная и деловая позиция руководителя.

    реферат , добавлен 21.06.2011

    Науки о человеке и обществе. Проблемы общественного развития в современном мире. Проблемы лидерства и политического лидерства в России. Лидерство как влияния на других людей. Переход к демократизации политической жизни. Феномен культа личности.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2009

    Основные проблемы личности в политологии. Взаимоотношения личности и власти. Политическая социализация личности. Расширение политического участия, включение в политику все новых слоев населения. Активное участие личности в политической жизни общества.

    контрольная работа , добавлен 28.05.2014

    Исторические аспекты изучения влияния культа личности Сталина на общественную обстановку в СССР. Особенности отношения к Сталину в советском и современном обществе. Процесс ресталинизации в постсоветское время. Организация деятельности сталинистов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!