Свято благовещенский мужской монастырь в д ляды. Малые Ляды

/ Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь

Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь

Ляданский Свято-Благовещенский мужской монастырь находится в деревне Большие Ляды Смолевичского района Минской области. Он расположен примерно в 45 километрах от Минска, в 24 километрах от Смолевич, в 45 километрах от Червеня и в 6 километрах от Смилович.

Монастырь в Лядах возник по особому промыслу Божию. Предание повествует, что Царица Небесная, сжалившись над тяжелым трудом и бездуховным бытом местного люда и восхотев укрепить его Своей благодатной помощью, явилась селянину по имени Кирик и указала место возведения православного храма, который немедленно был построен из дерева ляданским и окрестным населением.

В начале 18 века жена Минского воеводы Завиши Тересса Тышкевич, страдавшая тяжкой болезнью и получившая исцеление от чудотворной , в знак благодарности пожертвовала в Ляданскую церковь список этой иконы. Разросшаяся молва о новых чудесах, совершавшихся перед благодатным образом Пресвятой Богородицы, и усиливающееся почитание ляданского списка Жировичской иконы Божией Матери побудили благочестивое семейство Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную церковь и основать при ней монастырь для базилиан-униатов. На содержание монастыря в 1732 году Тересса Завиши (Тышкевич) завещала ему деревни Слободку и Гриву, а также 4000 польских злотых и право бесплатного перемола хлеба на смиловичской мельнице для монастырских нужд.

В 1737 году Маршал Великого княжества Литовского граф Завиша, по случаю болезни своей жены Марцибеллы Огинской, дал обет построить в Лядах каменные церковь и монастырский корпус, но опять же по неисповедимому Божественному промыслу это обещание не осуществилось, а сама М.Огинская после своего выздоровления с 1746 по 1756 годы пожертвовала монастырю в общей сложности 14 000 польских злотых. По ходатайству и содействию рода Завишей, в Лядах были учреждены ярмарки в дни Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня, что значительно увеличило монастырские доходы. В 1760 году помещик Юрий Ильич пожертвовал монастырю 15 000, а в 1780 году польский инстигатор Антоний Боржевский - 2550 рублей.

К концу 18-го века Ляданский монастырь владел угодьями и капиталом, обеспечивающими ему нормальное существование и возможность начать новое строительство. На монастырские средства и пожертвования тех же Завишей в 1794 году при настоятеле иеромонахе Иулиане Шуйском была построена каменная церковь, а каменный монастырский корпус возводился с 1811 года и приобрел нынешний вид к 1850 году при настоятеле архимандрите Иоасафе.

Монастырь оказывал огромное влияние на духовное и нравственное воспитание населения, общеобразовательное просвещение молодежи. В начале прошлого столетия при нем была основана обширная богадельня, а в 1809 году по инициативе настоятеля иеромонаха Мелетия Сержбутовского открыто и им же возглавлено четырехклассное духовно-светское училище с правами уездного, в котором воспитывались и обучались дети духовенства, дворянского и других сословий.

В тридцатые годы 19-го столетия, в связи с очищением униатской церкви от римско-католических обрядностей, возникла вероятность упразднения Ляданского монастыря. Не без повеления Свыше монашествующие этой обители благоразумно восприняли наметившееся сближение унии с православием и ощутили предопределенность последующего вхождения обители в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в лоно Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Это позволило сохранить монастырь и обратить впоследствии его в православие. Коренные изменения в монастырском укладе произошли к 1837 году: был установлен чин совершения церковного богослужения по уставу Православной Церкви, приняты служебники и другая духовная литература московских изданий, из храма удалены боковые алтари при колоннах, орган, лавки и тому подобное. При этом воссоединение Ляданского монастыря с Православием прошло без духовных неурядиц и социальных потрясений, в чем немалая заслуга тогдашнего его настоятеля иеромонаха Пия Маевского.

В 1838 году училище при монастыре было преобразовано в духовное уездное и подчинено Святому Синоду, а в 1848 году передано в ведение Минского Свято-Богоявленского монастыря.

В 1878 году по благословению Минского Архипастыря, Преосвященнейшего Евгения монастырская церковь была существенно обновлена и приведена в благолепный вид: заменены купол и крыша, увеличен иконостас, произведена роспись. Работы завершились к 20 августа 1878 года, в этот же день храм был освящен. В 1900 году был произведен его первый и последний капитальный ремонт.

По штату Ляданскому монастырю полагалось 13 человек: настоятель, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 5 послушников. Со времени основания монастыря в 1837 году по 1856 год им непосредственно управляли вышеупомянутые настоятели иеромонахи Иулиан Шумский, Мелетий Сержбутовский и Пий Маевский, архимандрит Иоасаф. С 1856 года монастырь поступил в ведение ректоров , которые управляли им через казначеев или экономов. В 1874 году ректор Минской духовной семинарии архимандрит Ианнуарий передал дела управления монастырем его новому настоятелю - игумену Адриану, после смерти которого в 1876 г. настоятелем стал игумен Всеволод. В последующие годы монастырем управляли только настоятели.

Богослужения в Ляданском монастыре совершались седмичным порядком, со всей строгостью монастырского устава и в определенное время: утреннее, а равно в праздники всенощное бдение во весь год - в 6 часов утра, литургия в будние дни в 9 часов, а в праздничные в 10 часов дня. По субботам во весь год, за исключением Пасхальной недели и двух недель Рождества Христова, самим настоятелем совершались заупокойная литургия и панихида с поминанием знаменитых иерархов церкви, бывших настоятелей монастыря, братии и всех от века почивших православных христиан. В праздничные дни до литургии настоятелем в сослужении двух или четырех иеромонахов читался акафист перед местночтимой иконой Божьей Матери. При засухах, падеже скота, эпидемиях и других бедствиях совершались молебны и крестные ходы. Наиболее торжественными событиями в монастыре были праздники в честь Рождества святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святых апостолов Петра и Павла. На праздники и богослужения собиралось много местных прихожан и приезжего народа.

После начавшейся в советский период кампании богоборчества в начале 20-х годов Ляданский монастырь был закрыт с выселением монашествующих: одни разошлись по квартирам, другие разъехались в разные места. Церковь продолжала действовать как приходская. Однако в 1939 году и ее закрыли. Сняли колокол и святые иконы, но чудотворный образ Божьей Матери никто снять не отважился. Наконец нашелся один житель деревни, который попытался это сделать. Икона прочно удерживалась на месте незримой силой, и он долго не мог отделить образ от стены. Тогда святотатец ударил по иконе ногой. Такое кощунство не осталось безнаказанным. Вскоре у богохульника нога сильно заболела и стала загнивать. От боли он не находил себе покоя, впал в уныние и отчаяние. Ему советовали пойти в храм и покаяться перед иконой Богородицы, попросить у Приснодевы и Ее Божественного Сына прощения. Но этому не суждено было произойти, так как бесы не давали возможности нечестивцу подойти к церкви, являясь ему в виде лошадей и прогоняя от храма. Не выдержав душевных терзаний, он утопился в реке.

После закрытия церкви в ее помещении предполагалось разместить спиртозавод, но директор заводе отказался от этого, и тогда монастырский корпус заняла школа.

В первые годы Великой Отечественной войны храм возобновил свою деятельность. Оккупационные власти посчитали нужным открыть церковь, отыскали священника. 2 июня 1942 года в монастырь был доставлен Митрополит Минский и всея Беларуси Пантелеимон со своим келейником Иулианом. Во время служения в Лядах Владыкой созывался Православный собор, который был распущен оккупационными властями, а сам Митрополит Пантелеймон перевезен в Вилейку. Однако в монастыре продолжались богослужения, на которые приходили молиться местные жители об окончании войны, просили у Спасителя и Его Матери мира. По окончании войны пришел, наконец, долгожданный мир, - но не наступил он в духовной жизни народа. С новой силой возобновилась атеистическая пропаганда, насаждались антицерковные убеждения, искоренялась и уничтожалась не только православная вера, но и все, что о ней напоминало. Закрывались и осквернялись храмы, разворовывались церковные ценности.

Тяжкая участь постигла святыни, храм и жилые строения монастыря. В свое время директор школы, расположившейся в монастырском корпусе, ходатайствовала о закрытии церкви, мотивируя свою инициативу тем, что совершаемые в храме богослужения отрицательно влияют на детей и мешают им хорошо учиться. И это в то время, как монастырь более полутора веков был источником духовности, просвещения и нравственности нескольких поколений!

В 1960 году храм был закрыт, главная его святыня - Жировичская икона Божией Матери исчезла. С храма варварским образом сорвали купол: его основание подпилили и стянули трактором, а саму церковь превратили в склад.

Долгие годы храм стоял без присмотра, не ремонтировался и находился в весьма запущенном состоянии: с прогнившей кровлей и проваливающимся полом, уничтоженной росписью и отваливающейся штукатуркой, выломанными окнами и дверями.

Однако по великой Своей милости Господь вновь обратил взор на заблудший народ и благоволил оживить Ляданский храм и монастырь. В 1992 году произошло официальное открытие приходской церкви в деревне Большие Ляды. Через два года решением Синода Белорусской Православной Церкви был возобновлен Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь, первым настоятелем котрого стал архимандрит Софроний (Ющук), ныне епископ Могилевский и Мстиславльский. В обители как и прежде стали совершаться богослужения, под древними сводами зазвучало церковное пение, появились монахи и послушники.

Фото: Ляданский Свято-Благовещенский монастырь

Фото и описание

Мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в деревне Малые Ляды Минской области был построен в 1732 году. Первоначально он строился как католический монастырь. Инициатором строительства выступила Тереза Тышкевич – жена минского воеводы. Эта набожная женщина долго и тяжело болела, прося исцеления у Жировичской иконы Божьей Матери. Произошло чудо, и достойная женщина излечилась. На радостях она подарила список чудотворной иконы Ляданскому храму. Чудеса продолжали происходить, из самых разных городов начали стекаться паломники, желающие прикоснуться к святыне. Тогда Тереза Тышкевич уговорила муже пожертвовать на костел и базилианский монастырь немалые деньги. В 1794 году монастырь уже владел обширными угодьями и солидной казной.

В 1837 году в монастыре произошла тихая и незаметная реформа. Постепенно католических монахов приобщали к православному духовному чтению, мессу заменили православной службой, а затем и вовсе удалили из храма пережитки католичества в виде органа, скамей и декоративных украшений интерьера. Почему же монахи согласились на реформу? Перед ними встал непростой выбор – принять православие или покинуть монастырь. Конечно, нашлись такие, которым католичество оказалось дороже сытой спокойной монастырской жизни, но большинство монахов не захотело покидать насиженное место.

После 1920 года монастырь был упразднен, а церковь разорена. Только чудотворный образ оставался висеть на стене. Однако, в 1960-е годы икона таинственно исчезла. Сначала в храме устроили склад, позже и вовсе забросили.

В 1992 году церковь и монастырь были отданы Православной Церкви. В древних монастырских стенах был вновь открыт Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь.

Ляданский Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь

Беларусь, Минская обл., Смолевичский р-н, д. Большие Ляды (примерно в 45 км от Минска).

Предание повествует, что Царица Небесная, сжалившись над тяжелым трудом и бездуховным бытом местного люда и восхотев укрепить его Своей благодатной помощью, явилась селянину по имени Кирик и указала место возведения православного храма, который немедленно был построен из дерева ляданским и окрестным населением.

В начале XVIII в. жена минского воеводы Завиши Тересса Тышкевич, страдавшая тяжкой болезнью и получившая исцеление от чудотворной Жировичской иконы Божией Матери, в знак благодарности пожертвовала в Ляданскую церковь список этой иконы. Разросшаяся молва о новых чудесах, совершавшихся перед благодатным образом Пресвятой Богородицы, и усиливающееся почитание ляданского списка Жировичской иконы Божией Матери побудили благочестивое семейство Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную церковь и основать при ней монастырь для базилиан-униатов. На содержание монастыря в 1732 году Тересса Завиши (Тышкевич) завещала ему деревни Слободку и Гриву, а также 4000 польских злотых и право бесплатного перемола хлеба на смиловичской мельнице для монастырских нужд.

В 1737 году маршал Великого княжества Литовского граф Завиша, по случаю болезни своей жены Марцибеллы Огинской, дал обет построить в Лядах каменные церковь и монастырский корпус, но это обещание не осуществилось, а сама М. Огинская после своего выздоровления с 1746 по 1756 годы пожертвовала монастырю в общей сложности 14 000 польских злотых. По ходатайству и содействию рода Завишей, в Лядах были учреждены ярмарки в дни Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, что значительно увеличило монастырские доходы. Были и другие пожертвования. На монастырские средства и пожертвования тех же Завишей в 1794 году была построена каменная церковь, а каменный монастырский корпус возводился с 1811 года и приобрел нынешний вид к 1850 году.

Монастырь оказывал огромное влияние на духовное и нравственное воспитание населения, общеобразовательное просвещение молодежи. В начале XIX в. при нем была основана обширная богадельня, а в 1809 году открыто четырехклассное духовно-светское училище с правами уездного, в котором воспитывались и обучались дети духовенства, дворянского и других сословий.

В 30-е годы XIX в., после воссоединения униатов с православием, возникла вероятность упразднения Ляданского монастыря. Обитель вошла в лоно православия. Это позволило сохранить монастырь. Коренные изменения в монастырском укладе произошли к 1837 году: был установлен чин совершения церковного богослужения по уставу православной церкви, приняты служебники и другая духовная литература московских изданий, из храма удалены боковые алтари при колоннах, орган, лавки и тому подобное.

В 1838 году училище при монастыре было преобразовано в духовное уездное и подчинено Священному Синоду, а в 1848 году передано в ведение Минского Свято-Богоявленского монастыря.

С 1856 года монастырь поступил в ведение ректоров Минской духовной семинарии, которые управляли им через казначеев или экономов. В 1874 году дела управления монастырем были переданы настоятелю.

После начавшейся в советский период кампании богоборчества в начале 20-х годов Ляданский монастырь был закрыт с выселением монашествующих: одни разошлись по квартирам, другие разъехались в разные места. Церковь продолжала действовать как приходская. Однако в 1939 году и ее закрыли. Сняли колокол и святые иконы, но чудотворный образ Божьей Матери никто снять не отважился.

Наконец нашелся один житель деревни, который попытался это сделать. Икона прочно удерживалась на месте незримой силой, и он долго не мог отделить образ от стены. Тогда он ударил по иконе ногой. Такое кощунство не осталось безнаказанным. Вскоре у богохульника нога сильно заболела и стала загнивать. От боли он не находил себе покоя, впал в уныние и отчаяние. Ему советовали пойти в храм и покаяться перед иконой Богородицы, попросить у Приснодевы и Ее Божественного Сына прощения. Но этому не суждено было произойти, так как видения не давали возможности нечестивцу подойти к церкви, ему чудились лошади, которые прогоняли его от храма. Не выдержав душевных терзаний, он утопился в реке.

После закрытия церкви в ее помещении предполагалось разместить спиртозавод, но директор завода отказался от этого, и тогда монастырский корпус заняла школа.

В первые годы Великой Отечественной войны храм возобновил свою деятельность. По окончании войны с новой силой возобновилась атеистическая пропаганда, насаждались антицерковные убеждения, искоренялась и уничтожалась не только православная вера, но и все, что о ней напоминало. Закрывались и осквернялись храмы, разворовывались церковные ценности. Тяжкая участь постигла святыни, храм и жилые строения монастыря. В свое время директор школы, расположившейся в монастырском корпусе, ходатайствовала о закрытии церкви, мотивируя свою инициативу тем, что совершаемые в храме богослужения отрицательно влияют на детей и мешают им хорошо учиться. В 1960 году храм был закрыт, главная его святыня – Жировичская икона Божией Матери исчезла. С храма варварским образом сорвали купол: его основание подпилили и стянули трактором, а саму церковь превратили в склад.

Долгие годы храм стоял без присмотра, не ремонтировался и находился в весьма запущенном состоянии: с прогнившей кровлей и проваливающимся полом, уничтоженной росписью и отваливающейся штукатуркой, выломанными окнами и дверьми.

В 1992 году произошло официальное открытие приходской церкви в деревне Большие Ляды. Через два года решением Синода Белорусской Православной Церкви был возобновлен Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь. В обители как и прежде стали совершаться богослужения, под древними сводами зазвучало церковное пение, появились монахи и послушники.

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Свято-Троицкая Сергиева лавра. Ставропигиальный мужской монастырь Россия, Московская обл., г. Сергиев Посад.Основатель Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподобный Сергий, родился в 1314 году в семье благочестивых ростовских бояр и в крещении был назван Варфоломеем. В нем

Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина Виктория

Свято-Успенская Почаевская лавра. Ставропигиальный мужской монастырь Украина, Тернопольская обл., Кременецкий р-н, г. Почаев, ул. Воссоединения, д. 8.Лавра была основана на горе близ местечка Новый Почаев вскоре после татарского погрома Киева Батыем около 1240–1241 годов.

Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун Георгий

Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь Россия, г. Москва, ул. Даниловский вал, д. 22.Древнейшая иноческая обитель Москвы. Основана в 1282 году князем Даниилом Московским (1261–1303), родоначальником московских князей, младшим сыном святого благоверного князя

Из книги автора

Донской ставропигиальный мужской монастырь Россия, г. Москва, Донская пл., д. 1 (м. «Шаболовская»).Основание Донского монастыря связано с чудесным избавлением Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Главный стан русско го воинства, защищавшего столицу,

Из книги автора

Новоспасский Преображенский ставропигиальный мужской монастырь Россия, г. Москва, Крестьянская площадь, д. 10, (м. «Пролетарская», м. «Крестьянская Застава»).Новоспасский монастырь – старейшая монашеская обитель города Москвы. Он основан в XIII веке святым благоверным

Из книги автора

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Россия, г. Москва, ул. Б. Лубянка, 19, стр. 1. (м. «Кузнецкий мост», м. «Лубянка», м. «Чистые пруды», м. «Тургеневская»).Летом 1395 года русские степные дозоры доложили о подготовке вражеского войска к вторжению в Московскую землю.

Из книги автора

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь Россия, Московская обл., г. Истра, ул. Советская, д. 2.Царь Алексей Михайлович, единственный в свое время православный царь, был основателем Нового Иерусалима подобно тому, как святой равноапостольный

Из книги автора

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Россия, Московская обл., к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево.Легенда гласит, что в 1479 году ловчего Ивана Санина послали в эти земли, чтобы найти место для церковной обители. Лишь непролазные

Из книги автора

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Россия, Архангельская обл., пос. Соловецкий.В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигли Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в

Из книги автора

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь Карелия, Сортавальский р-н.Валаамский монастырь издревле являлся оплотом православия на Севере Руси, славился высокой духовной жизнью, служил распространению христианства и монашества в окрестных

Из книги автора

Cвято-Благовещенский Муромский мужской монастырь Россия, Владимирская обл., г. Муром, ул. Красноармейская, д. 16.Монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает святому благоверному князю

Из книги автора

Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь) Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 98.История основания Кизического монастыря такова. В 1654–1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе и его

Из книги автора

Благовещенский мужской монастырь Россия, г. Нижний Новгород, пер. Мельничный, д. 8.Расположен на высоком берету реки Оки в месте ее впадения в Волгу. Основан в 1221 году, при закладке Нижнего Новгорода благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем, при святителе Симоне,

Из книги автора

Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь Карелия, в 75 км от г. Петрозаводска, в окрестностях села Ладвы.Один из древнейших на территории Карелии монастырь, основанный во времена царствования Иоанна Грозного. Упоминается еще в описи обителей 1582 года. Внесен в

Ляданский Свято-Благовещенский мужской монастырь - ставропигиальный мужской монастырь Белорусского экзархата Русской православной церкви, находящийся в деревне Ляды Смолевичского района Минской области (Беларусь). Расположен примерно в 45 километрах от Минска и в 24 километрах от районного центра Смолевичи. Основан в I половине XVIII века как базилианский (униатский), в I половине XIX века превращён в православный.
По преданию селянину по имени Кирик явилась Богородица и указала место возведения православного храма, который был построен из дерева ляданским и окрестным населением.
В начале XVIII века жена минского воеводы Завиши Тересса Тышкевич, страдавшая тяжкой болезнью и получившая исцеление от чудотворной Жировицкой иконы Божией Матери (см. Жировицкий монастырь), в знак благодарности пожертвовала в ляданскую церковь список этой иконы. Разросшаяся молва о новых чудесах, совершавшихся перед ней, и усиливающееся почитание ляданского списка Жировицкой иконы Божией Матери побудили благочестивое семейство Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную церковь и основать при ней монастырь для базилиан. На содержание монастыря в 1732 году Тересса Завиша (Тышкевич) завещала ему деревни Слободку и Гриву, а также 4 000 польских злотых и право бесплатного перемола хлеба на смиловичской мельнице для монастырских нужд.
В 1737 году Маршал Великого княжества Литовского граф Завиша, по случаю болезни своей жены Марцибеллы Огинской, дал обет построить в Лядах каменные церковь и монастырский корпус, но это обещание не осуществилось, а сама М. Огинская после своего выздоровления с 1746 по 1756 год пожертвовала монастырю в общей сложности 14 000 польских злотых. По ходатайству и содействию рода Завишей, в Лядах были учреждены ярмарки в дни Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи, что значительно увеличило монастырские доходы. В 1760 году помещик Юрий Ильич пожертвовал монастырю 15 000, а в 1780 году польский инстигатор (см. Референдарские суды) Антоний Боржевский - 2 550 рублей.
К концу XVIII века Ляданский монастырь владел угодьями и капиталом, обеспечивающими ему нормальное существование и возможность начать новое строительство. На монастырские средства и пожертвования тех же Завишей в 1794 году при настоятеле иеромонахе Иулиане Шуйском была построена каменная церковь, а каменный монастырский корпус возводился с 1811 года и приобрел нынешний вид к 1850 году при настоятеле архимандрите Иоасафе.
В начале XIX века при монастыре была основана обширная богадельня, а в 1809 году по инициативе настоятеля иеромонаха Мелетия Сержбутовского открыто и им же возглавлено четырехклассное духовно-светское училище с правами уездного, в котором воспитывались и обучались дети духовенства, дворянского и других сословий.
В 1830-е годы, в связи с очищением униатской церкви от римско-католических обрядностей, возникла вероятность упразднения Ляданского монастыря. Монашествующие этой обители благоразумно восприняли наметившееся сближение унии с православием. Это позволило сохранить монастырь и обратить впоследствии его в православие. Коренные изменения в монастырском укладе произошли к 1837 году: был установлен чин совершения церковного богослужения по уставу Православной Церкви, приняты служебники и другая духовная литература московских изданий, из храма удалены боковые алтари при колоннах, орган, лавки и тому подобное. При этом воссоединение Ляданского монастыря с православием прошло без духовных неурядиц и социальных потрясений, в чем немалая заслуга тогдашнего его настоятеля иеромонаха Пия Маевского.
В 1838 году училище при монастыре было преобразовано в духовное уездное и подчинено Священному Синоду, а в 1848 году передано в ведение Минского Свято-Богоявленского монастыря.
В 1878 году по благословению минского епископа Евгения монастырская церковь была существенно обновлена: заменены купол и крыша, увеличен иконостас, произведена роспись. Работы завершились к 20 августа 1878 года, в этот же день храм был освящен. В 1900 году был произведен его первый и последний капитальный ремонт.
По штату Ляданскому монастырю полагалось 13 человек: настоятель, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 5 послушников. Со времени основания монастыря в 1837 году по 1856 год им непосредственно управляли вышеупомянутые настоятели иеромонахи Иулиан Шумский, Мелетий Сержбутовский и Пий Маевский, архимандрит Иоасаф. С 1856 года монастырь поступил в ведение ректоров Минской духовной семинарии, которые управляли им через казначеев или экономов. В 1874 году ректор Минской духовной семинарии архимандрит Ианнуарий передал дела управления монастырем его новому настоятелю - игумену Адриану, после смерти которого в 1876 году настоятелем стал игумен Всеволод. В последующие годы монастырем управляли только настоятели.
Богослужения в Ляданском монастыре совершались седмичным порядком, со всей строгостью монастырского устава и в определенное время: утреннее а равно в праздники всенощное бдение во весь год - в 6 часов утра, литургия в будние дни в 9 часов, а в праздничные в 10 часов дня. По субботам во весь год, за исключением Пасхальной недели и двух недель Рождества Христова, самим настоятелем совершались заупокойная литургия и панихида с поминанием знаменитых иерархов церкви, бывших настоятелей монастыря, братии и всех от века почивших православных христиан. В праздничные дни до литургии настоятелем в сослужении двух или четырех иеромонахов читался акафист перед местночтимой иконой Божьей Матери. При засухах, падеже скота, эпидемиях и других бедствиях совершались молебны и крестные ходы. Наиболее торжественными событиями в монастыре были праздники в честь Рождества Иоанна Предтечи, святых апостолов Петра и Павла. На праздники и богослужения собиралось много местных прихожан и приезжего народа.
В начале 1920-х годов Ляданский монастырь был закрыт с выселением монашествующих: одни разошлись по квартирам, другие разъехались в разные места. Церковь продолжала действовать как приходская. Однако в 1939 году и ее закрыли. Сняли колокол и иконы, но, как гласит предание, чудотворный образ Божьей Матери никто снять не отважился. Наконец нашелся один житель деревни, который попытался это сделать. Он долго не мог отделить образ от стены и ударил по иконе ногой. Вскоре у него якобы сильно заболела и стала загнивать нога, от боли он не находил себе покоя, впал в уныние и отчаяние. Ему посоветовали пойти в храм и покаяться перед иконой, но этому не суждено было произойти. Не выдержав душевных терзаний, он будто бы утопился в реке.
После закрытия церкви в ее помещении предполагалось разместить спиртозавод, но директор завода отказался от этого, и тогда монастырский корпус заняла школа.
В первые годы Великой Отечественной войны храм был вновь открыт оккупационными германскими властями. 2 июня 1942 года в монастырь был доставлен митрополит Пантелеимон со своим келейником Иулианом. Во время служения в Лядах им созывался собор, который был распущен оккупационными властями, а сам митрополит Пантелеймон перевезен в Вилейку. Однако в монастыре продолжались богослужения.
По окончании войны директор школы, расположившейся в монастырском корпусе, ходатайствовала о закрытии церкви, мотивируя свою инициативу тем, что совершаемые в храме богослужения отрицательно влияют на детей и мешают им хорошо учиться. В 1960 году храм был закрыт, главная его святыня - Жировицкая икона Божией Матери - исчезла. С храма сорвали купол, а здание превратили в склад. Долгие годы храм стоял без присмотра, не ремонтировался и находился в весьма запущенном состоянии: с прогнившей кровлей и проваливающимся полом, уничтоженной росписью и отваливающейся штукатуркой, выломанными окнами и дверями.
В 1992 году произошло официальное открытие приходской церкви в деревне Большие Ляды. Через два года решением Синода Белорусской Православной Церкви был возобновлен Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь, первым настоятелем которого стал архимандрит Софроний (Ющук), ныне епископ Могилевский и Мстиславский.

Мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в деревне Малые Ляды Минской области был построен в 1732 году. Первоначально он строился как католический монастырь. Инициатором строительства выступила Тереза Тышкевич - жена минского воеводы. Эта набожная женщина долго и тяжело болела, прося исцеления у Жировичской иконы Божьей Матери. Произошло чудо, и достойная женщина излечилась. На радостях она подарила список чудотворной иконы Ляданскому храму. Чудеса продолжали происходить, из самых разных городов начали стекаться паломники, желающие прикоснуться к святыне. Тогда Тереза Тышкевич уговорила муже пожертвовать на костел и базилианский монастырь немалые деньги. В 1794 году монастырь уже владел обширными угодьями и солидной казной.

В 1837 году в монастыре произошла тихая и незаметная реформа. Постепенно католических монахов приобщали к православному духовному чтению, мессу заменили православной службой, а затем и вовсе удалили из храма пережитки католичества в виде органа, скамей и декоративных украшений интерьера. Почему же монахи согласились на реформу? Перед ними встал непростой выбор - принять православие или покинуть монастырь. Конечно, нашлись такие, которым католичество оказалось дороже сытой спокойной монастырской жизни, но большинство монахов не захотело покидать насиженное место.

После 1920 года монастырь был упразднен, а церковь разорена. Только чудотворный образ оставался висеть на стене. Однако, в 1960-е годы икона таинственно исчезла. Сначала в храме устроили склад, позже и вовсе забросили.

В 1992 году церковь и монастырь были отданы Православной Церкви. В древних монастырских стенах был вновь открыт Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!