Проект федерального стандарта учетная политика. Госсектор

На сайте финансового ведомства можно встретить много интересных документов, включая те, которые размещены как проекты ожидающих принятия в будущем нормативных актов. Внимание автора статьи привлек проект приказа, предусматривающий внесение изменений в ПБУ 1/2008 " ". Хотя это только проект, отдельные его тезисы можно уже сейчас взять на вооружение в не урегулированных законодательством ситуациях, в которых бухгалтеру приходится самостоятельно принимать объективные решения. Что же это за новшества?

Всем известный п. 7 ПБУ 1/2008

На названный пункт положения по бухгалтерскому учету ссылаются бухгалтеры, эксперты и аудиторы при выборе методологии учета как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях. В частности, при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Это базовое правило методологии учета в стандартных ситуациях, наиболее распространенных на практике.

Финансисты предлагают изменить данное устоявшееся правило. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. Отметим: указанные документы утверждаются в рамках действующего (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ), в то время как применяющиеся до сих пор многочисленные ПБУ утверждены во исполнение требований его предшественника. В настоящий момент не утверждено ни одного ФСБУ. Хотя на сайте финансового ведомства есть планируемая программа принятия федеральных стандартов, которую приведем ниже.

Рабочее наименование проекта стандарта

Срок представления уведомления о разработке проекта

Предполагаемое время вступления в силу для применения

Представлено

Представлено

II квартал 2017 года

Представлено

Незавершенные капвложения

III квартал 2017 года

Дебиторская и кредиторская задолженности (долговые затраты)

III квартал 2017 года

Документы и документооборот в бухгалтерском учете

IV квартал 2017 года

I квартал 2018 года

Некоммерческая деятельность

II квартал 2018 года

II квартал 2018 года

II квартал 2018 года

Финансовые инструменты

IV квартал 2018 года

Добыча полезных ископаемых

I квартал 2019 года

Участие в зависимых организациях и совместная деятельность

II квартал 2019 года

Как видим, чиновники не торопятся с принятием ФСБУ, и на этот счет есть четкие указания законодателя. До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов применяются ранее утвержденные и не признанные утратившими силу правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Иными словами, ПБУ продолжают применяться бухгалтерами до их замены на ФСБУ и ОСБУ.

При этом Минфину и Банку России как органам государственного регулирования бухгалтерского учета предоставлено право вносить изменения в действующие правила бухгалтерского учета и составления отчетности в переходный период, то есть до утверждения федеральных и отраслевых стандартов. Изменения могут вноситься в случае, если они обусловлены изменениями законодательства РФ.

Еще одно дополнение финансистов звучит так: если по конкретному вопросу федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь п. 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008. В одном из названных пунктов прописаны допущения (имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности учетной методологии, временной определенности операций). В другом указаны требования к учетной политике (полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности). Все это заимствовано из МСФО и остается без изменений.

Правда, есть одно исключение. Оно касается уточнения требования рациональности. В действующей редакции п. 6 ПБУ 1/2008 данное требование не расшифровано - неясно, что понимается под рациональностью "исходя из условий хозяйствования и величины организации". Финансисты предлагают исходить из соотношения затрат на ведение бухгалтерского учета по конкретному вопросу и полезности (ценности) соответствующей информации. Фактически такое предложение уже неоднократно озвучивалось экспертами в области бухгалтерского учета, которые тоже взяли его не "с потолка", а из международной практики представления финансовой информации.

Более существенное уточнение кроется в новом п. 5.1 ПБУ 1/2008. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими экономическими субъектами. Это важно в отношении компаний, которые подконтрольны в определенной степени другим организациям. Если контроль существенный (более 50% влияния), который имеет место в отношениях между материнской организацией и дочерней компанией, тогда влияние присутствует и в бухгалтерском учете. В частности, если основное общество утверждает свои стандарты, обязательные к применению его дочерним обществом, то данное дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета, исходя из указанных стандартов. Такое правило вполне логично и вытекает из принципов составления консолидированной финансовой отчетности. Обеспечить сопоставимость консолидированных сведений можно лишь в случае, если они оцениваются и отражаются по одним и тем же правилам.

Для организаций, составляющих консолидированную отчетность, будет важно еще одно дополнение. Они вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований МСФО. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда этот способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО. Отметим: раньше данное правило работало только для представительств и филиалов иностранных организаций. Они могут формировать свою учетную политику исключительно на основе правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если указанные правила не противоречат международным стандартам финансовой отчетности. Значит, для них ни ПБУ, ни ФСБУ не обязательны к применению.

Нестандартные ситуации

Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету, а также международных стандартов финансовой отчетности. Иные ПБУ применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Проще говоря, бухгалтеру сначала нужно обратить внимание на национальную нормативную базу, возможно, в ней есть похожие случаи, методологию учета которых уместно применить по аналогии. Практика показывает, что таких вариантов немного, гораздо больше вероятность разрешить спорный вопрос бухгалтерского учета исходя из наработок международных методологов. Но и они не всегда выручают, и тогда бухгалтеру приходится самому изобретать велосипед.

В Минфине предлагают обновить формулировки в соответствии с действующим Законом о бухгалтерском учете, а также немного изменить алгоритм поиска решения в неурегулированных ситуациях. В частности, если по конкретному вопросу в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из требований, определенных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом бухгалтер руководствуется последовательно:

  • международными стандартами финансовой отчетности;
  • положениями федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
  • рекомендациями в области бухгалтерского учета.

Как видим, приоритет отдан международному опыту представления финансовой информации. Почему? Потому что именно МСФО в большей степени преследуют цель дать объективную оценку активам и обязательствам компании, ее расходам и доходам. Национальные федеральные и отраслевые стандарты не столь независимы и преследуют также иные цели представления определенной информации для государственных и контролирующих органов. Причем это характерно не только для РФ, но и для других юрисдикций, которые дополнительно к МСФО вводят свои национальные стандарты.

Еще один совет финансистов, который очень пригодится бухгалтеру небольшой компании. Если она вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то при отсутствии в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу бухгалтер вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности. Иными словами, применяя упрощенные способы бухучета, бухгалтер может также все упростить в отношении не урегулированной законодательством ситуации, сократив максимально количество бухгалтерских записей, ее характеризующих.

Напоминаем: это касается только субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций и юридических лиц, получивших статус участников проекта "Сколково" (п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете). Все иные организации используют принцип рациональности осторожно, поскольку это может привести к неполноте и недостоверности представления финансовой информации. Причем такой вывод может быть достаточно субъективен, ведь в законодательстве (ни в национальном, ни в международном) не установлены четкие критерии полноты и достоверности финансовой информации. Есть лишь указание на то, что она не должна вводить пользователей отчетности в заблуждение, что является достаточно пространной и неконкретной формулировкой.

Когда ни МСФО, ни ФСБУ, ни ПБУ не помогают

Тогда бухгалтеру придется рассчитывать только на себя самого. В Минфине допускают, что формирование учетной политики в соответствии с вышеперечисленными советами по комплексному применению МСФО, ФСБУ, ПБУ приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Тогда учетный работник вправе отступить от правил, установленных данными документами, при соблюдении всех следующих условий:

  • определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации;
  • возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;
  • альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств организации;
  • информация об отступлении от правил, установленных ПБУ 1/2008, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с названным положением.

Причем возможна еще одна ситуация, когда применение МСФО, ФСБУ, ПБУ и иных нормативных актов по методологии учета приводит к формированию несущественной для пользователей финансовой отчетности информации. Под несущественной понимается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят решения пользователей этой отчетности. Финансисты не поясняют, что делать в таком случае, указывая на то, что нужно применять требование рациональности. В зависимости от конкретной ситуации несущественная информация может быть вообще исключена из финансовой отчетности либо представлена в сокращенном виде в сведениях, сопутствующих бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтер может применить самостоятельно разработанный способ бухгалтерского учета либо в отношении нового нестандартного факта хозяйственной жизни, либо к уже имевшей место хозяйственной операции. В последнем случае придется изменить учетную политику, что допускается п. 10 ПБУ 1/2008. В абзаце 3 данного пункта в действующей редакции уточняется, что применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

Финансисты предлагают рационально сократить данную формулировку. Изменение учетной политики будет допускаться, если применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухучета, что не подразумевает меньшую трудоемкость учетного процесса. А раз так, то, скорее всего, рациональность не будет являться основанием для изменения учетной политики. Хотя нужно помнить, что не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухучета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Здесь рациональность применить вполне уместно.

Что нужно знать о раскрытии учетной политики?

В первую очередь то, что пользователи финансовой отчетности должны иметь представление об этом важном методологическом и распорядительном документе.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств. Это уже сокращенный вариант п. 17 ПБУ 1/2008, который включает не одно, а два предложения по общему раскрытию учетной политики.

Говоря об операторах связи, следует вспомнить об отраслевых документах по расчету себестоимости услуг, которыми руководствуются отдельные коммуникационные компании. Это Порядок и Методические рекомендации по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов, утвержденные Приказами Мининформсвязи РФ от 02.05.2006 N 54 и от 21.03.2006 N 33 соответственно. Можно ли данные документы считать отраслевыми стандартами? Формально нет, ведь по действующему Закону о бухгалтерском учете отраслевые стандарты могут устанавливать особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. Самих ФСБУ пока нет, есть только ПБУ, на которые тоже есть отсылочные нормы в названных "связных" документах. Все это говорит о том, что указанные документы могут считаться отраслевыми стандартами по сути, но более правильно их именовать действующими правилами ведения учета отдельными операторами связи. Информацию об их применении также нужно раскрыть в составе учетной политики.

К сведению. Если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения его организациями до наступления срока его обязательного применения (досрочно), досрочно применившая этот нормативный акт организация должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт.

Если бухгалтер применяет свой способ учета, отличный от национальной и международной методологии, то при раскрытии учетной политики он должен будет указать:

  • наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;
  • обстоятельства, в результате которых применение правил, установленных в МСФО, РСБУ, ПБУ, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность не позволяет получить достоверное представление о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств организации, а также объяснение, по каким причинам возможны эти обстоятельства;
  • содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, примененного организацией, и объяснение, каким образом данный способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;
  • значения всех показателей бухгалтерской отчетности организации, которые были изменены в результате отступления от установленных традиционных правил, как если бы отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя.

Как видим, информации достаточно, но вся она нужна, так как без нее сложно понять не только сам альтернативный метод учета, но и последствия его применения.

В заключение напомним, что автором рассмотрен проект изменений в ПБУ 1/2008. Возможно, окончательная редакция поправок будет несколько иной. Причем на сайте финансового ведомства размещен еще один проект, которым будет утверждена программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017 - 2019 годы. Планируется, что названные стандарты, отдельные из которых уже несколько лет "пылятся" на сайте финансового ведомства, вступят в силу не ранее 2019 года. Поэтому бухгалтерам на скорое обновление нормативной базы рассчитывать не приходится. Хотя также планируется внести изменения в ряд действующих положений по бухгалтерскому учету, речь идет о тех ПБУ, которые финансисты не собираются заменять на ФСБУ. В данном списке нет рассмотренного в статье ПБУ 1/2008. Возможно, финансисты просто его забыли поставить в план, а не исключено, что обозначенные автором изменения в порядке формирования учетной политики вступят раньше, чем будет окончательно утверждена программа по обновлению нормативной базы бухучета.

Любая организация должна вести бухгалтерский и налоговый учет, фиксируя способы их ведения в учетной политике. Учетная политика организации создает единую систему учета и документооборота, которой обязаны следовать все сотрудники и подразделения фирмы. Отсутствие учетной политики – грубое нарушение, за которое предприятие могут оштрафовать. Как составить учетную политику на 2018 год, и какие особенности следует учесть – об этом наш материал.

Учетная политика предприятия: общие требования к оформлению

Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание.

В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.

Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2017 г. должна была быть принята до 31.12.2016г., а документ, утвержденный в 2017 г., вступит в силу лишь с 01.01.2018 г.

Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.

«Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: изменения

С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:

  • действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
  • введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
  • понятие рациональности ведения бухучета уточнено - бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
  • в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),

Содержание учетной политики организации (ООО)

Положения учетной политики должны отражать:

  • перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
  • рабочий план счетов , оформленный как приложение к учетной политике,
  • должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
  • формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров - унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
  • вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
  • лимиты стоимости основных средств , порядок их переоценки,
  • учет материалов, готовой продукции, товаров,
  • учет доходов и расходов,
  • порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
  • прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.

Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:

  • информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов - порядок ведения раздельного учета,
  • каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях , при их наличии,
  • имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.

Учетная политика УСН

Нюансы налоговой учетной политике при «упрощенке» зависят от выбранного объекта: «доходы» (6%) , или «доходы минус расходы» (15%) .

Применяя УСН «доходы», в налоговой политике следует отразить:

  • порядок учета доходов,
  • указать, как уменьшают налоговую базу уплаченные страхвзносы,
  • в каком порядке, и по какой ставке рассчитывается налог и авансовые платежи,
  • налоговый регистр - КУДИР .

При объекте «доходы минус расходы» особое внимание следует уделить не только доходам, но и расходам, указав:

  • порядок учета основных средств, метод начисления амортизации,
  • состав материальных расходов,
  • порядок учета затрат на реализацию (при их наличии),
  • признание прошлых убытков в текущем периоде,
  • порядок исчисления и уплаты минимального налога,

в остальном пункты налоговой политики будут аналогичны тем, что указываются для УСН по «доходам».

Учетная политика ОСНО

Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль . В документе следует отразить:

  • порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или метод начисления),
  • порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты при амортизации, амортизационная премия, для каких объектов,
  • методы оценки материалов, сырья и товаров,
  • формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года (отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),
  • в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежи по нему,
  • применяемые налоговые регистры и т.д.

Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% - это касается порядка распределения «входящего» НДС.

Учетная политика: образец

Создать образец учетной политики, который одинаково подходил бы для всех предприятий невозможно. В каждом случае есть свои особенности, зависящие от вида деятельности, применяемого налогового режима и многих других факторов. Учетная политика, пример которой приводится здесь, составлена для предприятия, работающего на ОСНО.

В прошлых выпусках журнала мы ознакомились с отдельными федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций госсектора, утвержденными в рамках Программы , которые вступят в силу с 2018 года. Предполагалось, что с нового года начнут действовать 11 стандартов.

Однако планы Минфина изменились, и срок вступления в силу некоторых из них перенесен на 01.01.2020 . На сегодня осталось утвердить три федеральных стандарта, проекты которых размещены на сайте Минфина. Один из них – «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – Стандарт «Учетная политика»). Именно о нем и пойдет речь в данной статье.

Предмет регулирования.

Стандартом «Учетная политика» урегулированы следующие вопросы:

  • особенности формирования, утверждения и изменения учетной политики;
  • порядок отражения изменений оценочных значений в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • правила отражения исправлений ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Остановимся на основных моментах.

Учетная политика и ее составляющие.

Учетная политика – совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, применяемых субъектом учета последовательно из года в год.

Обязанность по формированию учетной политики лежит на главном бухгалтере или ином физическом (юридическом) лице в рамках возложенных на него полномочий по ведению учета, а по утверждению – на руководителе субъекта учета.

Составляется учетная политика исходя из особенностей структуры учреждения, отраслевых и иных нюансов его деятельности, выполняемой им в соответствии с законодательством РФ и (или) функций. При этом учитываются положения действующих законодательных актов РФ, федеральных и отраслевых стандартов бухучета, иных нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет, а также учетной политики органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя.

Если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета вышеназванными нормативными правовыми актами не предусмотрены правила его отражения в бухучете, учреждение по согласованию с учредителем и финансовым органом соответствующего публично-правового образования определяет учетную политику, исходя из требований, установленных Федеральным стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора», утвержденным Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

В составе учетной политики обязательно утверждаются:

  • порядок признания и прекращения признания объектов бухгалтерского учета, методы оценки объектов бухгалтерского учета, а также порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • рабочий план счетов бухучета, содержащий счета бухгалтерского учета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для отражения фактов хозяйственной жизни, регистров и иных документов бухучета, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их составления формы. При этом утвержденные формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные законодательством РФ;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Изменение учетной политики.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного периода, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

Стандарт «Учетная политика» допускает изменение учетной политики при возникновении следующих обстоятельств (п. 8):

Изменение учетной политики

Изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет

Разработка или выбор учреждением способа организации и ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию

Существенное изменение условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на субъект учета полномочий и (или) выполняемых им функций

  • применение способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее;
  • утверждение нового способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности учреждения впервые.

Способы применения измененной учетной политики.

Стандарт «Учетная политика» предусматривает ретроспективный и перспективный способы применения измененной учетной политики.

Способы применения измененной учетной политики

Перспективный способ

Ретроспективный способ

Применение измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики

Применение измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы измененная учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни

Стандарт «Учетная политика» устанавливает необходимость оценки последствий изменений учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, в денежном выражении. Такая оценка производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного:

  • изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и иных нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет, отражаются в бухучете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом. При отсутствии такого порядка применяется ретроспективный способ;
  • причинами, отличными от указанных выше, оказавшими или способными оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, отражаются путем ретроспективного применения измененной учетной политики.

При применении ретроспективного способа корректировке подлежат входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, либо на начало отчетного года, если иное не является практически возможным.

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются записями по счетам бухгалтерского учета в периоде, в котором произошло изменение учетной политики.

Ретроспективное применение измененной учетной политики не является практически возможным, если оценка в денежном выражении последствий такого изменения:

  • не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;
  • требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих отчетных годов не является практически возможной, учреждение применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).

Раскрытие изменений учетной политики в отчетности.

В отношении изменений учетной политики в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается следующая информация:

1) обоснование изменений;

3) порядок отражения последствий изменения учетной политики в отчетности, включая указания на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный порядок, и дата, с которой применяется измененная учетная политика;

4) в случае ретроспективного применения измененной учетной политики:

  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели;
  • сумма корректировки, относящаяся к годам, предшествующим тем, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели, в той степени, в которой это практически возможно.

В ситуации, когда изменение учетной политики обусловлено применением вновь принятого нормативного правового акта или измененного нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным принятым или измененным нормативным правовым актом.

Оценочные значения и порядок отражения их изменений в отчетности.

Оценочное значение – это рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при отсутствии точного способа его определения. К оценочным значениям относятся:

  • сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов;
  • величины оценочных резервов;
  • величины амортизационных отчислений;
  • стоимость нефинансовых активов (в случаях, предусмотренных федеральными и отраслевыми стандартами бухучета);
  • иные аналогичные показатели, определяемые на основе профессионального суждения уполномоченных на то лиц в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Изменением оценочного значения признается корректировка значения показателя, отражаемого в бухгалтерском учете или бухгалтерской (финансовой) отчетности, обусловленная изменением допущений, фактов и обстоятельств, на основе информации о которых был выполнен его расчет.

Обратите внимание:

Изменение оценочного значения не является изменением учетной политики, а также исправлением ошибки.

Изменение оценочного значения признается в бухгалтерском учете и отражается бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно, то есть:

  • в периоде, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели отчетности только данного отчетного периода;
  • в периоде, в котором произошло изменение, и в будущих периодах, если такое изменение влияет на отчетность данного отчетного периода и будущих периодов.
Перспективное признание результатов изменения оценочного значения – признание результатов изменения оценочного значения в учете и отражение их в отчетности в том отчетном периоде, в котором произошло изменение, и в будущих отчетных периодах, на которые указанное изменение оказывает влияние. В пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности отражается следующая информация об изменении оценочного значения:
  • описание изменения оценочного значения, повлиявшего на отчетность за отчетный период;
  • описание изменения оценочного значения, которое повлияет на отчетность за будущие периоды. Исключением являются случаи, когда оценить в денежном выражении влияние изменения оценочного значения на отчетность за будущие периоды практически невозможно. Факт и причины невозможности данной оценки также подлежат раскрытию.

Правила исправления ошибок в отчетности.

Ошибкой в бухгалтерской (финансовой) отчетности признается пропуск и (или) искажение, возникшее в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни.

Ошибки в зависимости от даты их обнаружения (выявления) подразделяются на ошибки отчетного периода и предшествующего отчетного периода.

Стандартом «Учетная политика» предусмотрены следующие правила исправления таких ошибок:

Период обнаружения (выявления)

Правила исправления ошибок

Ошибки отчетного периода

выявленные в ходе осуществления внутреннего контроля

После даты подписания отчетности, но до даты ее представления

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись на дату, определяемую по решению органа (должностного лица), ответственного за осуществление внутреннего контроля

Уточнение отчетности

выявленные в ходе камеральной проверки отчетности

После даты представления отчетности, но до даты принятия уполномоченным органом

Исправление отчетности

выявленные в ходе внутреннего и внешнего контроля, аудита

После даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись на конец отчетного периода

Исправление отчетности

Ошибки предшествующего отчетного периода

После даты утверждения годовой отчетности

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись в периоде, в котором обнаружена ошибка

Ретроспективный пересчет отчетности*

В пояснениях к отчетности за отчетный год раскрывается информация об ошибке, сумме корректировки, приводится описание причин, по которым корректировка сравнительных показателей отчетности не является практически возможной, а также описание способа исправления ошибки с указанием периода, в котором отражены исправления

* Ретроспективный пересчет отчетности – это исправление ошибки предшествующего отчетного года (годов) путем корректировки сравнительных показателей отчетности за предшествующий отчетный год (годы) таким образом, как если бы ошибка не была допущена. Причем корректировке подлежат сравнительные показатели, раскрываемые в отчетности за отчетный год, начиная с того предшествующего года, в котором была допущена ошибка, за исключением случаев, когда это практически невозможно.

* * *

Некоторые положения Стандарта «Учетная политика» дублируют положения Закона о бухгалтерском учете и Инструкции № 157н , но есть и важные нововведения. Среди них – перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Планируется, что данный федеральный стандарт будет применяться при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности за периоды после 1 января 2018 года. Более раннее применение допускается по согласованию с Минфином, и этот факт раскрывается в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности.


Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утв. Приказом Минфина РФ от 10.04.2015 № 64н.

Это федеральные стандарты «Непроизведенные активы», «Запасы», «Биологические активы» (см. проект приказа Минфина РФ «О внесении изменений, вносимых в программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. № 64н»).

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Ю. Ершов, эксперт журнала

Из-за очередных поправок в налоговом законодательстве необходимо внести изменения в учетную политику на 2018 год. Расскажем об обязательных пунктах политики, какие формулировки изменить и как актуализировать документ.

В этом году вступили в силу поправки в ПБУ 1/2008. В связи с этим учетную политику надо проверить на соответствие новым правилам. Расскажем, нужно ли вносить изменения в политику на 2018 год и какие корретировки нужны.

Новое в учетной политике на 2018 год

Способ учета в политике . В учетной политике необходимо прописать способы учета для операций, которые проводит организация. В этих целях надо руководствоваться федеральными стандартами (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Если же в них не установлен способ, закон требует разработать его по правилам, прописанным в стандартах.

Как применять требование рациональности? Например, на сомнительную и просроченную дебиторскую задолженность нужно создавать резерв. Но сомнительный долг может быть небольшим по меркам самой компании. При этом расчет резерва - трудоемкая работа. Бухгалтер применит критерии существенности к примерной сумме, которую нужно отразить в балансе при формировании резерва. А затем напишет руководителю докладную записку, что информация несущественная и траты на ее формирование нерациональны. Директор примет решение, создавать резерв или нет.

Для крупных компаний есть особенность выбора способов. Если организация входит в холдинг, то может составлять политику независимо от других компаний группы. Но только при условии, что основная компания не издает собственные стандарты, которые обязаны применять все организации группы.

Компании, которые составляют и публикуют отчетность по МСФО, получили в этом году право упростить себе формирование политики и учет. Независимо от того, есть ли в федеральном стандарте один или несколько способов, можно пользоваться особым правилом. Если способы в федеральных стандартах противоречат МСФО, можно руководствоваться международными стандартами (абз. 2 п. 7 ПБУ 1/2008).

Новое правило избавляет крупные организации от двойной работы. В учетной политике на 2018 год нужно прописать, от какого способа отказалась компания и какому правилу в международном стандарте оно противоречит.

Новый инвестиционный вычет в политике . С 1 января 2018 года компании смогут воспользоваться новым инвестиционным вычетом. Он позволяет уменьшить налог на прибыль на расходы по покупке или модернизации основных средств из 3-7 амортизационных групп . Поправки в Налоговый кодекс ввел Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ, который вступает в силу 1 января 2018 года.

В учетной политике 2018 нужно прописать, что компания будет пользоваться вычетом. Правила о том, как будете рассчитывать вычет, писать не нужно. Их утвердят региональные власти. Решение о вычете можно поменять в течение трех лет, если другой срок не установит регион.

Основные средства в учетной политике 2018

Правила работы с инвестиционным вычетом вводит новая статья 286.1 НК РФ, она будет действовать до 2027 года. Чтобы льгота заработала, ее должны ввести региональные власти. Они вправе устанавливать свои условия. Но есть общие правила для вычета.

Региональную часть налога на прибыль компания вправе уменьшить на 90% от расходов на покупку, доработку, модернизацию или техническое перевооружение активов. У инвестиционного вычета есть предельная величина - это разница между налогом в региональный бюджет по обычной ставке и налогом по ставке 5 %. Последнюю ставку регионы вправе менять в большую сторону. При этом, если компания пользуется вычетом, федеральную часть налога можно уменьшить на 10 % от расходов на активы. Эту часть налога на прибыль можно обнулить.

Вычет можно применять к активам 3-7 групп. Регионы могут устанавливать и другие ограничения по видам основных средств, а также категориям компаний, которые не вправе пользоваться инвестиционным вычетом. По кодексу это резиденты особых экономических зон, участники региональных инвестиционных проектов и др.

Применять вычет можно с периода, в котором компания начала использовать основное средство или изменила его первоначальную стоимость. Вычет сверх предельного значения можно будет переносить на другие месяцы, кварталы и годы. Инвестиционный вычет нужно применять ко всем активам, в отношении которых он установлен кодексом и региональными властями. При этом амортизировать такие основные средства компания уже не сможет.

Если компания решит продать актив раньше, чем пройдет срок полезного использования, потребуется доплатить налог с пенями. Тогда первоначальную стоимость основного средства компания учтет в расходах того периода, в котором продала актив (подп. 4 п.1 ст. 268 НК РФ).

Кроме того, к компаниям, которые используют инвестиционный вычет, будут и дополнительные требования на камеральных ревизиях. Инспекторы смогут запрашивать пояснения и документы по активам, к которым компания применила вычет.

Как написать учетную политику на 2018 год

По закону бухгалтер, когда составляет учетную политику, в первую очередь должен смотреть федеральные стандарты. Сейчас нет утвержденных документов с таким названием. Первый стандарт должен появиться к 2019 году.

С 19 июля 2017 года к федеральным стандартам приравняли ПБУ (Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ). Из них нужно выбирать способы учета (см. таблицу ниже). Конечно, при условии, что для вашей операции способ установлен. Если нет, компания действует по алгоритму - смотрит МСФО, затем федеральные стандарты по аналогичным вопросам либо отраслевые стандарты. Отраслевыми считаются стандарты ЦБ РФ. Для компаний таких стандартов нет.

Способы учета для учетной политики 2018: таблица сравнения

Что утверждают в политике Какие способы прописать В каком документе смотреть (без учета МСФО и рекомендаций БМЦ)
Способы оценки активов и обязательств Оценка фактов хозяйственной деятельности ПБУ 19/02, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99
Погашение стоимости активов ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2007, ПБУ 17/02
Рабочий план счетов Применение счетов бухгалтерского учета Типовой план счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (п. 9 Положения, утв. приказом Минфина от 29.07.98 № 34н)
Критерии, по которым активы и обязательства нужно группировать Группировка фактов хозяйственной деятельности Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н
Формы регистров бухучета Организация регистров Компания самостоятельно определяет формы первички, регистров, внутренней отчетности (п. 3 ст. 9, п. 5 ст. 10 закона № 402-ФЗ). Обязательно применять унифицированные формы, если это установлено нормативными актами. В частности, обязательны к применению кассовые документы
Формы первичных документов Документооборот

Формы для внутренней отчетности
Правила документооборота Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. приказом Минфина СССР от 29.07.83 № 105
Технология обработки учетной информации Обработка информации
Порядок проведения инвентаризации Инвентаризация Методические указания по инвентаризации, утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 49

Последний документ, в котором нужно искать способ учета, - рекомендации. Разъяснения по бухучету вправе давать негосударственные регуляторы - некоммерческие организации (ст. 21,23, 24 закона № 402-ФЗ). Сейчас к ним относится Бухгалтерский методологический центр (БМЦ).

Компании использовали в учетной политике рекомендации отраслевых министерств. Например, по вопросам калькулирования себестоимости или по способу учета в отрасли (см. Инструкцию, утв. приказом Минздрава России от 20.07.01 № 284, Методические рекомендации, утв. приказом Минсельхоза России от 14.12.04 № 537 и др.).

Теперь нужно проверить, не противоречат ли такие способы учета федеральным стандартам, МСФО и рекомендациям некоммерческих организаций. Ведь документы отраслевых министерств больше не регулируют бухучет. А раз так, будет считаться, что компания сама разработала способ, если взяла его из этих документов.

Дополнение к учетной политике на 2018 год

В этом году чиновники внесли в закон о бухучете изменения, которые приравняли 24 действующих ПБУ к федеральным стандартам по ведению учета. Тем не менее Минфин собирается заменить многие из этих ПБУ новыми документами. В программе разработки стандартов сейчас 14 проектов (приказ от 07.06.2017 № 85н). В 2019 году планируют ввести в действие федеральные стандарты "Запасы" и "Нематериальные активы". На сегодняшний день закончено общественное обсуждение.

Некоторые ПБУ не заменят полностью, но обновят. К 2019 году чиновники собираются внести изменения в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте".

Компания вправе заранее применять новые стандарты, если Минфин прописал такую возможность в приказе, которым утвердил стандарт (п. 23 ПБУ 1/2008). Без этой оговорки новые правила не применяйте. Безопаснее подождать, пока стандарт станет обязательным.

Можно уже сейчас готовиться к переходу на новые стандарты, которые будут аналогичны МСФО. Для этого используйте ежегодные рекомендации Минфина аудиторам. В них есть способы, которые соответствуют международным стандартам отчетности. Сближение с МСФО - это главная цель реформирования российского бухучета.

Любое изменение способа учета нужно прописать в учетной политике. Для этого надо издать приказ или распоряжение руководителя (п. 8, 11 ПБУ 1/2008).

Все новые стандарты будут вступать в силу с начала года. Если компания захочет работать по стандарту раньше, выясните, требуется ли ретроспективный пересчет. Его нужно будет провести, если в стандарте не пропишут специальный порядок, как отразить изменение способа учета (п. 14 ПБУ 1/2008). В бухгалтерской отчетности потребуется отразить, что компания досрочно использует стандарты (п. 23 ПБУ 1/2008).

Изменения, которые компания планирует внести в учетную политику на будущий год, больше не нужно раскрывать в отчетности. Минфин исключил это правило из ПБУ 1/2008 (п. 14 приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н). Как и прежде, потребуется раскрыть в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах способы учета, которые могут повлиять на решения пользователей (п. 24 ПБУ 1/2008). Это нужно, так как пользователи отчетности сравнивают показатели за разные годы и делают выводы. По той же причине в отчетности отражают причину и содержание изменений в учетной политике (п. 21 ПБУ 1/2008). А если это существенно повлияло на финансовый результат или движение денег, то оценивают и раскрывают последствия (п. 13, 16ПБУ 1/2008).

Изменения учетной политике в 2018 году для малых компаний

Небольшие компании могут значительно упростить учет. Такое право сохранится в 2018 году.

Малые компании вправе не использовать самые сложные правила из федеральных стандартов и составлять отчетность всего из двух форм. Но такая льгота доступна не для всех.

Отказаться от сложных способов учета вправе малые компании, некоммерческие организации и участники проекта "Сколково". В 2018 году к малым будут относиться компании со среднесписочной численностью сотрудников за 2016 год до 100 человек и доходами не более 800 млн рублей за тот же период. При этом нужно выполнять еще хотя бы одно условие из части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Например, доля участия иностранных и российских организаций, которые не относятся к малым, не должна превышать 49 %.

Обратите внимание!

Не все малые компании вправе использовать упрощенные способы. Упрощать отчетность нельзя, если компания обязана проводить аудит. А это требование касается всех акционерных обществ, организаций с валютой баланса более 60 млн рублей или выручкой более 400 млн рублей за год, предшествующий отчетному (ст. 5 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ). Чиновники планируют поднять лимит по выручке до 800 млн рублей. Проект закона уже внесли в Госдуму (законопроект № 273179-7).

Для упрощенного учета есть ограничения по видам деятельности. В частности, пользоваться льготой не праве кредитные и жилищные кооперативы (п. 2–12 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Если вид бизнеса не запрещает вести упрощенный учет, проверьте компанию по другим критериям. Убедитесь, что вправе упростить учет, а затем включите новые правила в учетную политику на 2018 год.

Мы рассказали об актуализации учетной политики на 2018 год. Посмотреть образцы можно в статьях:

С момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», провозгласившего свободу форм первичных документов, ФНС взяла на себя функцию разработки форматов электронных документов.

Тем организаций, которые приняли решение о переходе на электронное взаимодействие с контрагентами, необходимо пересмотреть учетную политику с точки зрения внесения таких изменений.

С 1 июля 2017 г. утратили силу «старые» электронные форматы ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг), утвержденные еще в 2012 году (приказ ФНС России от 20.05.2016 г. N ММВ-7-15/329@). Теперь применяются только «новые» электронные форматы товарной накладной и акта приема-передачи работ и услуг, утв. приказами ФНС России от 30.11.2015 N ММВ-7-10/551@ и от 30.11.2015 N ММВ-7-10/552@.

Начиная с 1 июля 2017 года, стали обязательными «новые» форматы счетов-фактур (в том числе корректировочных), УПД, УКД (приказы ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@, от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@). До 30 июня 2017 включительно эти форматы использовались по выбору организации наряду со «старыми», утв. приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@.

Поэтому сведения в учетной политике об использовании утративших силу форматов необходимо скорректировать.

  • УП должна содержать указание на использование ЭДО;
  • УП должна устанавливать, какие документы используются в целях признания факта хозяйственной жизни, а также порядок определения даты создания документов для целей бухгалтерского и налогового учета (например, если хозяйственная операция совершена на одну дату, а подпись получена в следующем отчетном периоде);
  • Форматы используемых первичных документов (включая электронные документы) должны быть включены в УП.

Разработка и актуализация учетной политики

Изменение способов ведения бухучета

Основные изменения связаны с вступлением с 06 августа 2017 г. в силу поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н).

О применении новых положений ПБУ Минфин России выпустил Информационное сообщение от 2 августа 2017 г. N ИС-учет-9.

На что обратить внимание при изменении учетной политики на 2018 год:

Определено соотношение учетной политики разных организаций

Введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций. Но если основное общество утвердило свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами, то дочерние общества выбирают способы ведения из стандартов, утвержденным материнским обществом (п. 5.1 ПБУ 1/2008). Поскольку обеспечить сопоставимость консолидированных данных можно лишь в случае, если они оцениваются и отражаются по одним и тем же правилам. В прежней редакции ПБУ 1/2008 не оговаривался порядок формирования учетной политики дочерними компаниями.

Уточнен алгоритм формирования учетной политики организации

В новой редакции ПБУ 1/2008 предусмотрены процедуры формирования учетной политики организации для следующих случаев:

  1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается этот способ.
  2. ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается один из возможных.
  3. ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу - организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

Таким образом, основным документом в данном случае является МСФО. И только при отсутствии необходимых способов в МСФО организация вправе ориентироваться на ФСБУ и отраслевые стандарты бухучета по аналогичным и (или) связанным вопросам. Затем по нисходящей идут рекомендации органов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Однако, чтобы выполнить новое предписание ПБУ 1/2008, необходимо достаточно свободно владеть международными стандартами. Например, в настоящее время нет федерального стандарта по аренде и лизингу. Но такой стандарт есть в МСФО. Следовательно, при выборе способа учета операций по аренде организации следует руководствоваться правилами, установленными МСФО (IAS) 17 «Аренда».

Прежняя редакция ПБУ 1/2008 не устанавливала приоритета МСФО при нестандартных операциях.

Фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), а также в отношении несущественной информации при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).

При этом несущественной признается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

Право на упрощение бухучета имеют субъекты, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в т. ч. субъекты малого предпринимательства (СМП). Какие организации относятся к СМП указано в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Упрощенные способы ведения бухучета и составления отчетности не применяют СМП, подлежащие обязательному аудиту (пп.1 п. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, если ваша организация относится к СМП в силу Закона N 209-ФЗ, но подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ, то права вести упрощенный бухучет у нее нет.

Отметим, что определение требования рациональности в ПБУ 1/2008 дано в новой редакции. Теперь учетная политика должна обеспечивать среди прочего рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (ранее - рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации).

То есть затраты на учет указанного объекта не должны быть неоправданно высокими по сравнению с эффектом от использования этого объекта.

РАЗРАБОТКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах. Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.

С 19 июля 2017 года действующие на территории РФ 24 ПБУ, утвержденные в период с 01.10.1998 по 01.01.2013, признаны федеральными стандартами. Их полный перечень приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 N ИС-учет-8.

Введено право организации унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам

Введено право организации формировать учетную политику с учетом требований МСФО. Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают:

  • консолидированную финансовую отчетность, которая согласно Федеральному закону "О консолидированной финансовой отчетности" составляется в соответствии с МСФО;
  • составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу (часть 5 статьи 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности").

Данные организации при формировании учетной политики на 2018 год могут руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Поэтому, если применение какого-то способа ведения бухучета по ФСБУ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (т. е. препятствует соблюдению этих требований), то организация вправе не применять данный способ ведения бухучета.

Вместо этого способа применяется способ, предусмотренный МСФО. Свое право необходимо закрепить в учетной политике.

Урегулирован порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики

ПБУ 1/2008 дополнено специальными нормами, регламентирующими действия организации при выборе (разработке) способов ведения бух в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Разумеется, речь идет об исключительных случаях.

Организация вправе отступить от общего порядка формирования учетной политики при соблюдении всех следующих условий:

  1. Определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства.
  3. Альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.

В этой связи ПБУ 1/2008 также дополнено требованиями к раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета.

Подведем резюме

Сама по себе новация ПБУ 1/2008 не оказывает какого-либо существенного влияния на деятельность большинства организаций. Ведь, как и прежде, в работе надлежит руководствоваться правилами, утвержденными привычными всем бухгалтерам ПБУ (ныне переименованных в ФСБУ). А вот компаниям, составляющим отчетность по МСФО, консолидированную финансовую отчетность, ведущим упрощенный бухучет, имеющим дочерние подразделения или при ведении нестандартных операций, не описанных в действующих ПБУ, следует привести свою учетную политику в соответствие с новой редакцией ПБУ 1/2008.

РАЗРАБОТКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах. Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.

Налоговая учетная политика на 2018 год

Изменения, вступающие в силу с 2018 года незначительны. Принять их во внимание необходимо тем налогоплательщикам, деятельности которых коснулись новые положения НК РФ. Нововведения следующие.

Учет расходов на приобретение основных средств

На период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Но повышающий коэффициент может применяться к тем объектам, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2018 года и только в отношении объектов, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п.2 ст. 259.3НК РФ в ред. с 01.01.2018, п.3 ст.5 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Если у компании есть такие объекты и она собирается применять специальный коэффициент при их амортизации, данное право следует закрепить в учетной политике.

С 1 января 2018 года в главу 25 НК РФ введено понятие «инвестиционный налоговый вычет» (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Порядок его применения установлен новой ст. 286.1 НК РФ.

С 2018 года налогоплательщики вправе уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж) на инвестиционный налоговый вычет (расходы на покупку (модернизацию) основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам).

Но максимальный размер вычета по региональной части налога не может превышать разницы между исчисленной суммой налога без применения вычета и налогом, исчисленным по ставке 5% (если иная ставка не установлена субъектом РФ), т. е. 5% в бюджет субъекта РФ необходимо будет заплатить. Если вычет окажется больше налога, то неиспользованная часть переходит на следующие годы.

Инвестиционный вычет применяется к налогу, начиная с периода, в котором введен в эксплуатацию объект ОС, либо изменена его первоначальная стоимость.

Вместе с тем, объекты ОС в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный вычет не подлежат амортизации.

В случае продажи имущества, в отношении которого применялся инвестиционный вычет, после истечения срока его полезного использования доходом будет вся причитающаяся по договору сумма. Если же основное средство, по которому был применен инвестиционный налоговый вычет будет реализовано до истечения срока его полезного использования, налогоплательщику придется восстановить суммы налога, не уплаченного в связи с применением вычета, а также уплатить соответствующие пени. При этом в расходах будет учтена первоначальная стоимость такого основного средства.

Принимая решение об использовании инвестиционного налогового вычета необходимо учесть, что при камеральной проверке декларации налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, касающиеся применения вычета (новый пункт 8.8 статьи 88 НК РФ).

Кроме того, сделки организации, которая применяет вычет, со своим взаимозависимым лицом будут признаваться контролируемыми при превышении доходов по сделкам за календарный год суммы в 60 млн рублей (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ).

Новой нормой установлено, что категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговый вычет, будут определяться региональным законодательством. Субъекты РФ смогут определять и другие особенности предоставления инвестиционного налогового вычета.

Учитывая, что такие нововведения улучшают положения налогоплательщиков, субъекты РФ смогут принять соответствующие законы и распространить их действие на период с 1 января 2018 г. Однако, решение об использования вычета должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Поскольку его применение - право налогоплательщика, а не обязательная норма.

Учет расходов на НИОКР

Произошли дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (Федеральный закон от 18.07.2017 N 166-ФЗ). В частности, перечень затрат на НИОКР будет дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988, которые разрешено учитывать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).

Сейчас такие затраты можно включать в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены НИОКР или отдельные этапы работ. Однако с 01.01.2018 расходы по Перечню с коэффициентом 1.5 будут также формировать первоначальную стоимость амортизируемых НМА - исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в результате выполнения НИОКР. В налоговой учетной политике необходимо закрепить выбранный порядок признания расходов.

Правило 5% при раздельном учете входного НДС

С 1 января 2018 года вступают в силу поправки, касающиеся компаний, у которых есть облагаемые и не облагаемые НДС операции. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ.

Как известно, при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС. Но если расходы на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превышают 5%, налогоплательщик вправе не вести раздельный учет и всю сумму НДС принять к вычету.

Выполнение «правила 5%» в налоговом периоде больше не позволит налогоплательщикам не вести раздельный учет входного НДС при осуществлении облагаемых и освобождаемых от налогообложения операций. Сохраниться лишь возможность принимать к вычету весь «общехозяйственный» НДС, т. е. НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования одновременно и в облагаемых и необлагаемых операциях.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы и Минфин РФ дают аналогичные разъяснения применения «правила 5%», опираясь на определение ВС РФ от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015. Верховный Суд РФ указал, что по товарам (работам, услугам), приобретенным исключительно для необлагаемых операций принять к вычету НДС нельзя, даже при соблюдении «правила 5%». С 1 января 2018 года позиция ВС РФ будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ.

Поэтому положения учетной политики для целей налогообложения на 2018 год в части ведения раздельного учета НДС нужно привести в соответствии с новой нормой статьи 170 НК РФ.

В завершении добавим, что по общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения и оформляется приказом, распоряжением, стандартом организации, датированным декабрем 2017г.

При этом нет смысла переписывать в учетную политику то, что и так сказано в Налоговом кодексе или ПБУ. Вносить надо только те условия, в которых вы выбираете один из предложенных законодателем способов учета. Это справедливо и для изменений. Вписывать их в учетную политику необходимо, если поправки касаются способов учета, которые применяет ваша организация.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!