Примеры обособленные обстоятельства деепричастным оборотом. Обособленные обстоятельства

Обособление (выделение запятыми) обстоятельств зависит, прежде всего, от способа их выражения.

А) Обстоятельства, выраженные деепричастиями

1. Обстоятельства, выраженные деепричастиями (к деепричастию можно задать морфологические вопросы что делая? что сделав? ) и деепричастными оборотами (то есть деепричастиями с зависимыми словами), как правило, обособляются независимо от места, которое они занимают по отношению к глаголу-сказуемому:

Пример: Широко раскинув руки , спит чумазый бульдозерист (Песков). Ксения ужинала , расстелив платок на стержне (Песков).

Если обстоятельство, выраженное деепричастием и деепричастным оборотом, стоит в середине предложения, то оно выделяется запятыми с двух сторон:

И тут к обрыву, оставив свой бульдозер , подбежал Николай (Песков). Птица, вздрогнув , подобрала крылья (Пермитов).

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, близки по значению к второстепенному сказуемому (но никогда не бывают самостоятельными сказуемыми!). Поэтому их можно заменить придаточными предложениями или самостоятельными сказуемыми.

Ср.: И тут к обрыву, оставив свой бульдозер , подбежал Николай. - Николай оставил свой бульдозер и подбежал к обрыву. Птица, вздрогнув , подобрала крылья. - Птица вздрогнула и подобрала крылья.

Обратите внимание!

1) Ограничительные частицы только , лишь включаются внутрь обособленной конструкции и выделяются вместе с ней.

Чиркнула спичка, лишь на секунду осветив лицо мужчины .

2) Деепричастие и деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза / союзного слова, отделяются от него запятой (такой оборот можно оторвать от союза, переставить в другое место предложения или изъять из предложения).

Ср.: Он бросил перо и , откинувшись на спинку стула , стал смотреть на залитую лунным светом поляну (Пермитов). - Он бросил перо и стал смотреть на залитую лунным светом поляну; Жизнь устроена так, что , не умея ненавидеть, невозможно искренне любить (М. Горький). - Жизнь устроена так, что невозможно искренне любить, не умея ненавидеть .

3) Союз, союзное слово не разделяются запятой с деепричастием и деепричастным оборотом в том случае, если деепричастную конструкцию невозможно оторвать от союза, союзного слова, изъять из предложения без разрушения структуры самого предложения. Наиболее часто это наблюдается в отношении сочинительного союза а .

Ср.: Он старался читать книги незаметно, а прочитав , куда-то прятал (невозможно: Он старался читать книги незаметно, а куда-то прятал ); но: Он не назвал автора записки, а, прочитав , сунул её в карман. - Он не назвал автора записки, а сунул её в карман.

Два однородных деепричастия или деепричастных оборота, связанные одиночными сочинительными или разделительными союзами и, или, либо , запятой не разделяются.

Телефонист сидел, обхватив колени и опершись на них лбом (Бакланов).

Если союз связывает не два деепричастия, а другие конструкции (сказуемые, части сложного предложения и т.д.), то запятые ставятся в соответствии с правилами постановки знаков препинания при однородных членах, в сложносочинённом предложении и т.д.

Ср.: 1. Я взял записку и , прочитав , сунул её в карман. Одиночный союз и связывает сказуемые (взял и сунул ) и запятая ставится после союза;

2. Он остановился, задумавшись о чём-то , и , резко обернувшись , позвал часового. Одиночный союз и связывает два сказуемых (остановился и позвал ). Обстоятельства - деепричастные обороты относятся к разным сказуемым (остановился , задумавшись о чём-то ; позвал , резко обернувшись ). Поэтому они с двух сторон отделены запятыми от других членов предложения.

2. Не обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, в следующих случаях:

    деепричастный оборот представляет собой фразеологизм:

    Он работал спустя рукава ; Он бежал сломя голову .

    Примечание. Наиболее часто в текстах не обособляются такие фразеологизмы: бежать сломя голову, бежать очертя голову , работать спустя рукава , работать засучив рукава , работать не покладая рук , сидеть сложа руки , мчаться высунув язык , слушать затаив дыхание , кричать не переводя духа , лежать уставясь в потолок , метаться не помня себя , провести ночь не смыкая глаз , слушать развесив уши . Но если такой фразеологизм является вводным словом (по совести говоря, честно говоря, откровенно говоря, короче говоря, судя по всему ), то он выделяется запятыми, например: Судя по всему , он и не собирался мне помогать; Короче говоря , нам придётся делать всё самим.

    перед деепричастием стоит усилительная частица и (не союз!):

    Можно прожить и не хвастая умом ;

    Обратите внимание!

    Деепричастие в современном русском языке никогда не бывает сказуемым, поэтому глагол и деепричастие не могут быть однородными членами !

    деепричастие входит в состав придаточного предложения и имеет в качестве зависимого союзное слово который . В этом случае запятая лишь отделяет главное предложение от придаточного, а между деепричастием и союзным словом который запятая не ставится:

    Перед нами стоят труднейшие задачи, не решив которых мы не сможем выйти из кризиса;

    деепричастный оборот включает в свой состав подлежащее.

    В этом случае запятая лишь отделяет весь оборот от сказуемого, а подлежащее и деепричастие запятой не разделяются. Такие конструкции встречаются в стихотворных текстах XIX века:

    На ель Ворона взгромоздясь , позавтракать было совсем уж собралась ... (Крылов); ср.: Ворона, взгромоздясь на ель , собралась позавтракать ;

    деепричастие выступает в качестве однородного члена с необособленным обстоятельством и связано с ним союзом и :

    Он шагал быстро и не оглядываясь вокруг.

3. Не обособляются деепричастные конструкции и одиночные деепричастия, утратившие глагольное значение. Это наиболее сложные для пунктуационного разбора случаи. Они требуют особого внимания к значению деепричастия, к контексту, в котором используется деепричастие и др.

    Не обособляются деепричастия и деепричастные обороты, которые окончательно утратили глагольное значение, перешли в разряд наречий или приобрели наречное значение в данном контексте:

    Она смотрела на меня не мигая (нельзя: смотрела и не мигала ); Мы ехали не спеша (нельзя: мы ехали и не спешили ); Поезд шёл не останавливаясь (нельзя: шёл и не останавливался ); Он отвечал сидя (нельзя: он отвечал и сидел ); Он ходил согнув спину (нельзя: он ходил и согнул ).

    Такие одиночные деепричастия, реже - деепричастные обороты обычно являются обстоятельствами образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом? ), сливаются со сказуемым в одно целое, не отделяются от сказуемого паузой и чаще всего стоят сразу после сказуемого:

    смотрел молча, смотрел улыбаясь, слушал нахмурясь, говорил позёвывая, болтала не переставая, сидел нахохлившись, ходил согнувшись, шёл спотыкаясь, шёл прихрамывая, ходил наклонив голову, писал склонив голову, вошла не постучавшись, жили не прячась, тратил деньги не считая и др.

    Часто такие деепричастия можно заменить наречиями, существительными с предлогами и без них.

    Ср.: Он говорил об этом улыбаясь . - Он говорил об этом с улыбкой ; Поезд шёл не останавливаясь . - Поезд шёл без остановок .

    Во всех таких употреблениях деепричастие указывает не на самостоятельное действие, а на образ действия, выраженного сказуемым.

    Например, в предложении: Он ходил согнувшись - действие одно (ходил ), а бывшее деепричастие (согнувшись ) указывает на образ действия - характерную позу при хождении.

    Если же в данном контексте глагольное значение сохраняется, то одиночное деепричастие или деепричастный оборот обособляются. Обычно в этом случае при глаголе-сказуемом имеются другие обстоятельства; деепричастие же приобретает значение уточнения, пояснения и интонационно выделяется.

    Ср.: Он шёл не оглядываясь . - Он торопливо шёл , не оглядываясь .

    Усилению глагольности в деепричастиях может способствовать степень распространённости деепричастного оборота.

    Ср.: Она сидела ожидая . - Она сидела , ожидая ответа .

    Не обособляются бывшие деепричастия, которые утратили связь с глаголом и перешли в разряд служебных слов: начиная с (в значении «с такого-то времени»), исходя из (в значении «на основании»), смотря по (в значении «в соответствии»):

    Всё изменилось начиная с прошлого понедельника; Смета составлена исходя из ваших расчётов; Действовать смотря по обстоятельствам.

    Однако в других контекстах обороты могут обособляться :

    оборот со словами начиная с обособляется, если носит характер уточнения, пояснения и не связан с понятием времени:

    Слово начиная в таких контекстах нельзя выбросить без ущерба для смысла предложения;

    оборот со словами исходя из обособляется, если по смыслу соотносится с производителем действия, который может «исходить из чего-то»:

    Мы составили смету, исходя из ваших расчётов (мы исходили из ваших расчётов );

    оборот со словами смотря по обособляется, если имеет значение уточнения или присоединения:

    Приходилось действовать осторожно , смотря по обстоятельствам (уточнение, можно вставить «а именно»); Отпуск можно использовать для занятий различными видами спорта, смотря по времени года (присоединение).

Б) Обстоятельства, выраженные существительными

1. Всегда обособляются обстоятельства уступки, выраженные существительными с предлогами несмотря на, невзирая на . Такие обороты можно заменить на придаточные предложения уступки с союзом хотя .

Ср.: Несмотря на дождливое лето , урожай выдался отличный (Почивалин). - Хотя лето было дождливым, урожай выдался отличный; Невзирая на сильный обстрел , Федюнинский поднялся на свой наблюдательный пункт. - Хотя обстрел был сильным, Федюнинский поднялся на свой наблюдательный пункт.

2. Могут обособляться обстоятельства:

    причины с предлогами и предложными сочетаниями благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, за отсутствием, согласно, в силу, в связи с, по причине, по случаю и др. (можно заменить придаточным предложением с союзом так как ).

    Ср.: Савельич, согласно с мнением ямщика , советовал воротиться. - Так как Савельич был согласен с мнением ямщика, он советовал воротиться; Детям, по причине малолетства , не определили никаких должностей (Тургенев). - Так как дети были маленькими, им не определили никаких должностей;

    уступки с предлогами вопреки, при (можно заменить придаточным предложением с союзом хотя ).

    Ср.: Жизнь его, при всей тяжести его положения , шла легче, стройнее, нежели жизнь Анатоля (Герцен). - Хотя положение было тяжёлым, жизнь его шла легче, стройнее, нежели жизнь Анатоля; Вопреки его указаниям , корабли вывели в море ранним утром (Федосеев). - Хотя он дал указания, корабли вывели в море ранним утром.

    условия с предлогами и предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, в случае и др. (можно заменить придаточным предложением с союзом если ).

    Ср.: Рабочие, в случае отказа , решили объявить забастовку. - Если рабочим будет отказано, они решили объявить забастовку;

    цели с предлогами и предложными сочетаниями во избежание (можно заменить придаточным предложением с союзом чтобы ).

    Ср.: Деньги, во избежание задержки , переведите телеграфом. - Чтобы избежать задержки, деньги переведите телеграфом ;

    сравнения с союзом подобно .

    Ср.: Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему брату Павлу (Тургенев).

Однако обороты с такими предлогами и предложными сочетаниями могут и не обособляться.

Чаще обособляются обороты, которые располагаются между подлежащим и сказуемым:

Савельич, согласно с мнением ямщика , советовал воротиться.

Кроме того, обособленные обороты обычно распространены, то есть содержат существительное с зависимыми словами:

Благодаря отличной погоде и особенно праздничному дню , улица сельца Марьинского снова оживилась (Григорович).

Как правило, не обособляются указанные обороты в конце предложения.

Ср.: Рабочие, по указанию мастера , направились в соседний цех. - Рабочие пошли в соседний цех по указанию мастера .

В целом же обособление оборотов с указанными предлогами и предложными сочетаниями является факультативным.

3. Обстоятельства, выраженные именами существительными, без предлогов или с иными предлогами, обособляются только в том случае, если приобретают дополнительную смысловую нагрузку, имеют пояснительное значение или совмещают несколько обстоятельственных значений (временное и причинное, временное и уступительное и др.).

Например: Петя, после полученного им решительного отказа , ушёл в свою комнату (Л. Толстой).

В данном случае обстоятельство совмещает значения времени и причины (когда ушёл? и почему ушёл? ). Обратите внимание на то, что оборот выражен существительным с зависимыми словами и расположен между подлежащим и сказуемым.

Обратите внимание!

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными, всегда выделяются интонационно. Однако наличие паузы не всегда свидетельствует о наличии запятой. Так, всегда интонационно выделяются обстоятельства, которые стоят в начале предложения.

Ср.: В Петербурге / я был в прошлом году; В прошлом году / я был в Петербурге.

Однако запятая после такого обстоятельства не ставится!

В) Обстоятельства, выраженные наречиями

Обстоятельства, выраженные наречиями (с зависимыми словами или без зависимых слов), обособляются только в том случае, если автор хочет привлечь к ним внимание, если они имеют значение попутного замечания и т.п.:

Спустя мгновение на двор, неизвестно откуда , выбежал человек в нанковом кафтане, с белой, как снег, головой (Тургенев).

Обособленные обстоятельства.

Обособленные приложения.

1. Обособляется распространенное приложение, выраженное именем существительным нарицательным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному; такие приложения, как правило, постпозитивны, реже они встречаются в препозитивном положении, например: а) На хламе всегда с трубкой в зубах лежит больничный сторож, старый отставной солдат (Ч.); б) Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье (П.).

2. Одиночное приложение, относящееся к нарицательному существительному, обособляется, если определяемое существительное имеет при себе пояснительные слова, например: Ухаживала за мной одна девушка, полька (М. Г.).

3. Приложение, относящееся к собственному имени, обособляется, если стоит в постпозиции; препозитивное приложение обособляется в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение, например: а) Лежит под курганом, поросшим бурьяном, матрос Железняк, партизан (Утк.); б) Поклонник Баха и Генделя, знаток своего дела, ...Лемм со временем - кто знает? - стал бы в ряду великих композиторов своей родины (Т.).

4. Собственное имя лица может выступать в роли обособленного приложения, если служит для пояснения или уточнения нарицательного существительного (перед таким приложением можно без изменения смысла поставить слова а именно ). Например: Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем (Шол.).

5. Всегда обособляется приложение при личном местоимении, например: Обидно мне, старику, слушать такие речи (М. Г.).

Деепричастие имеет как признаки глагола (вид, относительное время – в предложении, переходность, глагольное управление), так и признаки наречия. В предложении деепричастии может выполнять либо функцию «второстепенного сказуемого», либо функцию обстоятельственно-характеризующую.

Деепричастие может обозначать действие, сопутствующее действию, названным сказуемым: Пришедший откинул капюшон и, выразив на своем бритом лице вежливую улыбку , стал отказываться переодеться, уверяя , что дождик не может ему ничем повредить (Б.).

Деепричастия и деепричастные обороты могут выражать разные виды обстоятельственных значений (часто их значение можно прояснить с помощью преобразования деепричастного оборота в придаточное предложение):

1) обстоятельство времени: Путешествуя по Франции, встретил знакомого (когда путешествовал);

2) обстоятельство причины: Заметив опасность, он пустил коня галопом (так как заметил опасность);

3) обстоятельство условия: Зная эти две теоремы, можно легко доказать третью (если знаешь);


4) обстоятельство уступки: Даже заметив опасность, он не ускорил шага (несмотря на то, что заметил опасность);

5) обстоятельство образа действия: Шел, постепенно ускоряя шаг (шел все быстрее).

1. Обособляются, как правило, деепричастные обороты, т.е. деепричастия с пояснительными словами, выступающие в роли второстепенных сказуемых или обстоятельств с различным значением, например: Пройдя несколько шагов, казаки свернули с канавы (Л. Т.); Длинная стружка, туго завиваясь штопором, лезла из рубанка (Кат.); Иногда слепой брал дудку и совершенно забывался, подбирая к своему настроению задумчивые мелодии (Кор.).

2. Обособляются два одиночных деепричастия, выступающие в качестве однородных членов предложения, например: Покрикивая и повизгивая, прыгали босоногие мальчишки... (М. Г.).

3. Одиночные деепричастия обособляются, если в основном сохраняют значение глагольности; чаще они стоят впереди глагола-сказуемого, реже - после него, например: Месяц, золотясь, спускался к степи (Л. Т.); Казаки разъехались, не договорившись (Шол.).

Не обособляются одиночные (обычно постпозитивные к глаголу-сказуемому) деепричастия или деепричастный оборот, близкие по функции к наречиям (так как является смысловым центром высказывания), со значением обстоятельства образа действия, например: Чайки бродят по отмели и лишь изредка хрипло вскрикивают задыхаясь (М. Г.); Кучер мой слез молча и не торопясь (Т.).

Не обособляются деепричастные обороты, представляющие собой идиоматические выражения (фразеологизмы), например: Видно было, что он примчался сюда не переводя духа (Фед.).

Не обособляются деепричастия и деепричастные обороты, выступающие в качестве однородных членов с необособленными обстоятельствами образа действия, например: Они вытаскивали больных на матрацах или просто взяв под мышки (Фад.).

2) Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями:

В зависимости от смысловой нагрузки, степени распространенности оборота, намеренного его выделения могут обособляться обстоятельства, выраженные именами существительными (обычно с предлогами) и наречиями, приобретающие известную самостоятельность в предложении: Я, в тоске, покину на границе Твой нездешний, твой небесный след (Бл.); За неимением пока другой дичи, я послушался моего охотника и отправился в Льгов (Т.); Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка… (Д.); Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось (Фад.).

Чаще всего обособляются обстоятельства, выраженные именами существительными с производными предлогами или предложными сочетаниями: ввиду, вследствие, по причине, благодаря, при условии, при наличии, вопреки, несмотря на, за неимением, согласно, с согласия, в соответствии с, в случае, во избежание, по сравнению с и т.п.: Он (губернатор), в течение первого года своего правления, успел перессориться с собственными чиновниками (Т.).

Обязательно обособляются по правилам русской пунктуации только обстоятельства уступки с предлогом несмотря на , кроме случая, когда такое обстоятельство постпозитивно и тесно примыкает к сказуемому: Поехал несмотря на дождь .

Очень редко такие обстоятельства выражаются наречием, например: Эта неожиданная отлучка из Москвы, зимой, окончательно повергла меня в недоумение (Т.).

1. Деепричастный оборот, как правило, обособляется независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу - сказуемому, например: Идя рядом с ним, она молча, с любопытством и удивлением смотрела на него (Горький); Радость, вступая в один дом, вводила в другой неизбывное горе (Шолохов); ...Весь день носились тяжелые облака, то открывая солнце, то опять закрывая и угрожая... (Пришвин).

Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой (такой деепричастный оборот можно оторвать от союза и переставить в другое место предложения), например: О революции он никогда не говорил, но, как-то грозно улыбаясь, молчал о ней (Герцен); Становилось слышно, как, отсчитывая секунды с точностью метронома, капает из крана вода (Паустовский).

Исключение составляют те случаи, когда деепричастный оборот стоит после противительного союза а (деепричастный оборот невозможно оторвать от союза и переставить в другое место предложения без нарушения структуры последнего), например: Я еще в комнатах услыхал, что самовар гудит неестественно гневно, а войдя в кухню, с ужасом увидел, что он весь посинел и трясется, точно хочет подпрыгнуть с пола (Горький); Необходимо принять срочное решение, а приняв его, неукоснительно проводить в жизнь. Однако при противопоставлении соответствующих однородных членов предложения запятая ставится и после союза а, например: Элемент старого качества не исчезает, а, трансформируясь в других условиях, продолжает существовать как элемент нового качественного состояния.

Два деепричастных оборота, соединенные неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, как и другие однородные члены предложения в подобных случаях, например: Раз, идя по шумному, веселому проспекту и чувствуя себя вместе с толпою жизнерадостным, он испытал счастливое удовольствие, что досадная горечь поступка прошла (Федин). Но если союз и соединяет не два деепричастных оборота, а другие конструкции (два сказуемых, два простых предложения в составе сложносочиненного), то запятая может стоять и перед союзом и, и после него: например: Лошади стояли, понуря голову, и изредка вздрагивали (Пушкин); Прокричал пароход и, шлепая колесами, протащил мимо грузные баржи (Серафимович); Александр Владимирович молча протиснулся вперед, отстранив жену, и, спустившись на две ступени, оглядел свысока поле боя (Федин) (первый деепричастный оборот относится к предшествующему сказуемому протиснулся, а второй – к последующему сказуемому оглядел).

Примечание. Деепричастные обороты не обособляются:

а) если оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания, например: Она сидела чуть откинув голову, задумчивая и грустная (Г. Марков) (указывается не просто, что «она сидела», а «сидела с откинутой головой»); Мальчик шел прихрамывая на левую ногу, Это Упражнение делают стоя на вытянутых носках; Студенты приобретают знания не только слушая лекции, но и выполняя практические работы; Писал он обычно наклонив голову и прищурив глаз. Ср. у М. Горького: Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь; Не унижая себя говорю, а говорю с болью в сердце; Огромного роста, редкой силы, волосатый, он ходил по земле наклоня голову, как бык; Можно прожить и не хвастая умом, без этих разговоров... Ср. в составе другой конструкции (деепричастный оборот не отделяется запятой от причастия, к которому тесно примыкает): Кучер, спавший опершись на локоть, начал пятить лошадей (Гончаров); Даже и Ласка, спавшая свернувшись кольцом в краю сена, неохотно встала (Л. Толстой);


б) если оборот представляет собой идиоматическое выражение, например: И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (Грибоедов). Ср.: кричать не переводя духа, мчаться высуня язык, лежать уставясь в потолок, слушать затаив дыхание, слушать раскрыв рот, работать засучив рукава, метаться не помня себя, провести ночь не смыкая глаз и т.д. Исключение составляют застывшие выражения в форме деепричастных оборотов, выступающие в роли вводных сочетаний, например: По совести говоря, я ожидал лучших результатов; Судя по всему, весна будет ранняя;

в) если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения (такое деепричастие от придаточного предложения запятой не отделяется), например: Перед реформаторами всегда возникают десятки повседневных проблем, не решив которые невозможно двигаться вперед. В стихотворных текстах встречаются деепричастные обороты, включающие в свой состав подлежащее, которое не выделяется внутри оборота запятыми, например: Услышав граф ее походку и проклиная свой ночлег и своенравную красотку, в постыдной обратился бег (Пушкин); Сатиров я для помощи призвав, подговорю, и все пойдет на лад (Лермонтов);

г) если деепричастие утратило глагольное значение; так, простые отглагольные предлоги благодаря, включая, исключая, кончая, начиная, считая, спустя и составные отглагольные предлоги смотря по, судя по, невзирая на, несмотря на, не доходя до, исходя из, начиная с вместе с относящимися к ним словами не образуют деепричастных оборотов и не обособляются, например: К работе можно приступить начиная с будущей недели (слово начиная можно опустить без ущерба для смысла и структуры предложения); Статистические показатели выводятся исходя из многих данных (слово исходя можно опустить).

Возможность обособления подобных оборотов связана с условиями контекста. Они могут обособляться, если деепричастие в составе оборота употребляется в своем прямом значении, если носит характер уточнения, попутного пояснения или если не утратило значения времени, например: Аносов, начиная с польской войны, участвовал во всех кампаниях, кроме японской (Куприн); С хозяйкой дома была пожилая дама, вся в черном, начиная с чепца до ботинок (Гончаров); Калькулятор составил расчет, исходя из представленных ему данных; Гребцов, смотря по величине лодки, бывает от 4 до 8 и даже до 12 человек (Гончаров).

Среди указанных оборотов обособляются, как правило, обороты с предлогом несмотря на и невзирая на;

д) если оборот выступает в качестве однородного члена в паре с необособленным обстоятельством (в художественной речи), например: Алеша длинно и как-то прищурив глаза посмотрел на Ракитина (Достоевский); ...Вдруг завопила она раздирающим воплем и залившись слезами (Достоевский); Сначала Мишка снимал танки лежа и сидя на корточках, потом, обнаглев, вылез во весь рост (Симонов). Ср. также в сочетании с одиночным деепричастием: Дворник с недоумением и нахмурясь разглядывал Раскольникова (Достоевский); Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели (Л. Толстой); Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира (Л. Толстой); Тот ему отвечал не смущаясь и откровенно (Помяловский). Но возможно обособление подобной конструкции на тех же основаниях, на которых обособляются обстоятельства, выраженные наречиями (см. ниже, п. 5), например: В темном небе, устало и не сверкая, появились желтенькие крапинки звезд (Горький); Виновато и покашливая, мать простилась с нами (Леонов). Это относится также к сочетаниям наречия с деепричастным оборотом, например: Тихо и как бы капельку побледнев, проговорила Катерина Ивановна (Достоевский); Недоверчиво, но все же улыбаясь всем своим существом, он пошел к ней (Леонов).

2. Обособляются два одиночных деепричастия, выступающие в функции однородных обстоятельств, например: Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, бежит, кипит, сверкая и журча (Пушкин); Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату (Чехов). Но: В ту же минуту старая женщина, набеленная и нарумяненная, убранная цветами и мишурою, вошла припевая и подплясывая (Пушкин) (тесная связь со сказуемым, см. выше, п. 1, примеч. «а»).

3. Одиночное деепричастие обособляется, если оно сохраняет значение глагольности, выступая в роли второстепенного сказуемого и указывая на время действия, его причину, условие и т.д. (но обычно не образ действия); чаще такое деепричастие стоит впереди глагола-сказуемого, реже – после него, например: – Однако пора спать, – сказал Буркин, поднимаясь (Чехов); Благодаря казака нарочито гнусавым голосом, дед, кряхтя, влез в арбу (Горький); Отдохнув, он собрался уходить... (Федин); Довольные пассажиры, примолкнув, любовались солнечным днем (Федин); Казаки сдержанно посматривали на него, расступаясь (Шолохов) (т.е. посматривали и расступались); Он, улыбаясь, жмурился от света, еще пропахший дымом, весь в пыли (Щипачев); Не учась, и лаптя не сплетешь.

Примечание. Не обособляются одиночные деепричастия, обычно непосредственно примыкающие к глаголу-сказуемому и близкие по функции к наречиям образа действия (такие деепричастия отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении? ), например: Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли увядая (Гончаров); Неретьев сидел наклонившись и похлопывал веткой по траве (Тургенев); До двух часов занятия должны были идти не прерываясь (Л. Толстой); Он спал не раздеваясь (Л Толстой); Она воротилась оттуда похудев (Горький) (ср.: воротилась похудевшая ); Дмитрий слушал его нахмурясь... (Горький); Он долго не мигая смотрел в одну точку (О. Форш); Поначалу я отвечал нахохлившись (О. Форш); Она [Аксинья] вошла в зал не постучавшись (Шолохов) (ср.: вошла без стука ).

Зависимость обособления от места, занимаемого деепричастием по отношению к глаголу-сказуемому, и от других условий показывает сопоставление таких примеров; ср.: Через двор, не спеша, шагал приземистый, коротконогий, круглоголовый человек (Г. Марков). – Ужинали не спеша и почти молча (Г. Марков).

Ср. также: Сообщения нельзя читать не волнуясь (то же, что без волнения ); Минут пять мы стояли не шелохнувшись; Молодой человек бросился на помощь не раздумывая; Я не шутя это предлагаю; Снайпер выстрелил не целясь; Мы бежали не оглядываясь. Дождь лил не прекращаясь и т.п.

4. Для смыслового выделения или только попутного пояснения в художественной речи могут обособляться обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах с предлогами и стоящие в середине или в конце предложения, например: Видно, и Чичиковы, на несколько минут в жизни, обращаются в поэтов... (Гоголь); ...Я отстал немного, потом, с помощью хлыста и ног, разогнал свою лошадку (Л. Толстой); И потом он встречал ее в Городском саду и на сквере, по нескольку раз в день (Чехов); Утром проснулся он рано, с головной болью, разбуженный шумом... (Чехов); И тишина, от времени, становилась все зловещей (Горький); Как-то вечером, набрав белых грибов, мы, по дороге домой, вышли на опушку леса (Горький); Она выедет туда первого декабря, я ж, для приличия, хоть неделей поздней (Бунин); Подержав Рагозина год в тюрьме, его отправили за участие в уличных беспорядках на три года в ссылку (Федин) (постановка тире вместо запятых факультативна).

Примечание. Конструкции с простыми или составными предлогами благодаря, ввиду, вследствие, по причине, наподобие, подобно, при условии, при наличии, при, вопреки, за неимением, согласно, с согласия, во избежание и др. обычно не обособляются, но в художественной речи в зависимости от степени распространенности оборота, его смысловой близости к основной части предложения занимаемого им места по отношению к сказуемому, наличия добавочных обстоятельственных значений, стилистических задач и т.п. могут обособляться например Бульба, по случаю приезда сыновей, велел созвать всех сотников и весь полковой чин (Гоголь); Вследствие этого происшествия, Василий уже более не видался со своим родителем (Тургенев); Впрочем, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции (Чехов).

Как правило, обособляется оборот с предложным сочетанием несмотря на, например: Каждую летнюю зорю Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поле ловить перепелов (Бунин) Но при тесной смысловой связи со словом, после которого находится этот оборот, не обособляется и он, например: Пришел администратор, вызванный несмотря на поздний час.

5. Могут обособляться обстоятельства, выраженные наречиями (одиночными и в сочетании с зависимыми словами), при указанных в предыдущем абзаце условиях, например: Спустя мгновение на двор, неизвестно откуда, выбежал человек в нанковом кафтане, с белой, как снег, головой (Тургенев), Проснувшиеся грачи, молча и в одиночку, летали над землей (Чехов), Надежда сидела на заборе рядом с Колей и все спрашивала его о чем-то, тихонько и пугливо (Горький); Проходя Театральным переулком, я, почти всегда, видел у двери маленькой ловки человека (Горький); И вот, неожиданно для всех, я выдерживаю блистательно экзамен (Куприн); Вот, назло им всем, завтра же с утра засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию (Куприн); Около них – ничком – лежал Иван Гора (А.Н. Толстой) (постановка тире вместо запятых факультативна); Иногда он обращался с какой-нибудь просьбой, робко, застенчиво (Катаев)

Цель : углубить понятия о синтаксической роли деепричастий и деепричастных оборотов, повторить морфологию глаголов и деепричастий, суффиксы деепричастий;
дальнейшее развитие навыка видеть в тексте предложения с обособленными определениями и приложениями, умение выделять их интонацией и знаками препинания;
повторение правописания не с причастием, -н - и -нн - в причастии, производных предлогов.

Ход урока.

1 . Обособить: (запись на доске)

  1. выделить из общего, создав особое от других положение;
  2. в грамматике: интонационно выделить какой-нибудь смысловой отрезок внутри предложения.

С.И.Ожегов

Мы продолжаем эту тему, закрепляя изученное об обособленных приложениях и определениях и подробнее останавливаясь на обособленных обстоятельствах, понимая важность интонационного и смыслового выделения данных оборотов и еще большую необходимость правильной постановки знаков препинания в предложении.

2. На доске проверяются фрагменты д/з (используются тестовые задания по русскому языку. Автор А.Б.Малюшкин, Москва 2007, издательство «Сфера»).

1) Первый ученик вносит в таблицу правильные ответы к тестам.

№ 1 2 3 4 5 6
Ответы 3 1 2 4 1 1

а) объясняется написание не с прилагательным и причастием,
б) делается разбор по составу слова связанными,
в) объясняется задание №3 и дается характеристика предложения №2

(повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством).

2) Второй ученик дает ответы на задания № 4,5,6,

а) объясняет написание -н-, -нн- во втором задании,
б) делает разбор слова по составу сохранился и разбор данного слова как части речи.

3. В это время происходит работа с классом.

а) Вспоминается общий характер обособления второстепенных членов, которые, как правило, обозначают какое-либо добавочное действие, какой-нибудь дополнительный признак.
б) Обособленные второстепенные члены свойственны прежде всего книжной речи. Они очень широко применяются в художественной литературе.
в) Ученики приводят примеры из текста домашнего задания: (знаки препинания и пропущенные буквы) проставляют ученики:

Текст .

1. На ковре сц шившись и выбрасывая ноги молча катались Паниковский и Балаганов.

2. Они побр ли по улицам блед ые разочарова ые отупевшие от горя. 3. Бендер шел позади всех опустив голову и машинально мурлыча. В глубине под навесом желтела «Антилопа». На трактирном крыльце сидел Козлевич. Сладостно отдуваясь он вытягивал из блюдечка горячий чай. Он блаженствовал.

Адам!- сказал великий комбинатор останавливаясь перед шофером. - У нас ничего не осталось. Мы нищие, Адам! Примите нас! Мы погибаем.
Козлевич встал. Командор униже ый и бедный стоял перед ним с непокрытой головой. Светлые польские глаза Адама Казимировича забл стели от слез. Он сошел со ступенек и поочередно обнял всех антилоповцев.
-Такси свободен!- сказал он глотая слезы жалости. - Прошу садиться.
Паниковский плакал закрыв лицо кулачками и шепча:
- Какое сердце! Честное, благородное сердце! Какое сердце!

Вопросы :

Указать все обособленные члены предложения, расставив знаки препинания.
Назвать произведение и его автора.
С какой целью И. Ильф и Е. Петров используют обособленные члены?
(Они помогают писателям в экономной форме подробно живописать предмет)
Объяснить правописание слов с пропущенными буквами.

4. Обратимся к текстам А.С Пушкина и М.Горького.

Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную...

б) М.Горький в повести «Детство» описывает бабушку:
«Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня...» Автор, используя обособленные члены предложения, подчеркивает главную мысль - бабушка для Алеши была самым чудесным человеком. Это она разбудила его, спрятанного в темноте, и вывела в свет.
Учащиеся на слух определяют обособленные члены предложения (кто больше успеет назвать их) и делают вывод о необходимости использования в текстах художественной литературы.

5. Возвращаемся к тексту И.Ильфа и Е.Петрова.

а) На доске делается схема к 3 предложению и дается его характеристика.
Определяется, что при одном сказуемом могут быть два деепричастных оборота, т.е. два обособленных обстоятельства.
Как в таком случае ставятся знаки препинания?
(В этом случае запятая между обособленными обстоятельствами, соединенными союзом и , не ставится).

б) Такие случаи следует отличать от предложений, в которых обособленные обстоятельства относятся к разным глаголам-сказуемым:
обращаем внимание на таблицу (она у каждого ученика на парте как раздаточный материал) пункт №3, читаем предложение.

Обособление обстоятельств

Обособляются

Не обособляются


1. До и после главного слова - глагола-сказуемого

а) выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

б) выраженные существительными с предлогом

в) выраженные существительные с предлогами ввиду, вследствие, во избежание, вопреки, согласно, благодаря и др. при значительном распространении и интонационном выделении

а) представляющие собой устойчивые обороты

2. После глагола-сказуемого

а) одиночные деепричастия, имеющие значения наречия

б) тесно связанные со сказуемым

в) выраженное деепричастным оборотом и входящее в группу однородных членов с наречием

Различайте!

однородные члены - обособленные обстоятельства

однородные члены - сказуемое

Он тихонько переоделся, сменив рабочий костюм, и сев к столу, раскрыл какую-то книгу. (Н.О.)

Здесь у нас однородные члены-сказуемые. Следовательно, и знаки препинания будут стоять иначе. Обратим внимание на схему данного предложения в таблице.

  1. Почему перед союзом и стоит запятая?
  2. Почему ее нет во втором примере?

6. Продолжается работа с таблицей обособленных обстоятельств.

  1. Об обособлении каких обстоятельств мы еще не говорили?
    (Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом. Левая колонка).
  2. Какими предлогами? (производными).
  3. Что такое производный предлог? (Самостоятельная часть речи, утрачивая свое лексическое и морфологическое значение переходит в служебную).
  4. Примеры (Кто быстрее приведет?).
  5. В чем разница в написании: в течение - в течении; навстречу - на встречу;
    насчет - на счет; в продолжение - в продолжении; вследствие - в следствии.

7. Работа по учебнику с. 145, прим. №2.

Какие еще предлоги могут использоваться при таком обособлении?

Выполняется упр. №333, с. 147.

8. Составить предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными существительным с предлогом, и использовать данные слова как самостоятельные
части речи:

  1. вариант - (в)следствии...
  2. вариант - благодаря.

9 . Всегда обособляется обстоятельство уступки с предлогом несмотря на.

Несмотря на все мои страдания, я никак не мог уснуть.

10. Обособление остальных обстоятельств зависит от стилистических задач.

Особенно часто обособляются обстоятельства причины (ввиду, благодаря, вследствие), условия (при наличии, при отсутствии), уступки (вопреки).

11 . После этого продолжаем работать с таблицей в разделе «Необособленные обстоятельства»

Каковы условия необособления данных обстоятельств?

а) Обстоятельство представляет собой устойчивый оборот, т.е. фразеологический оборот.

Находим примеры предложений и читаем их.

Назвать известные вам фразеологические обороты (какой ряд выполнит быстрее это задание).
(Слушать развеся уши; броситься очертя голову; отвечать не мудрствуя лукаво; кричать не помня себя; слушать разинув рот;...)
- Составить по одному предложению, используя любой фразеологический оборот, и записать так, как показано в таблице.

б) Одиночные деепричастия наречного значения или, как раньше называли, наречия.

Обратим внимание на их место в предложении.

(они стоят после сказуемого, отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении?).

в) Работаем с примечанием учебника на с. 145 (вверху).

Назвать такие наречия.
(Сидя, лежа, стоя, молча, шутя, нехотя и т.д.)

Эти слова прочно перешли в наречия. При одиночном употреблении они не обособляются, их можно заменить наречиями-синонимами. Например, говорит не торопясь - медленно; отвечал нехотя - вяло.

Помощником здесь может быть интонация. Перед наречием и после него нет паузы, а после обособленного деепричастного оборота пауза соблюдается.
- Данное правило подтверждается на примере упражнения №326.

г) Отрабатывается третий случай из таблицы (б).

Это одиночные деепричастия, стоящие также после сказуемого в конце предложения и являющиеся обстоятельствами образа действия, к ним тоже можно подобрать синонимы. Смотрим примеры таблицы.
- Заменить наречие деепричастием и составить предложения:

  1. в. Молнии непрерывно сверкали (не переставая).
  2. в. Туча медленно надвигалась (не спеша).

12. Викторина.

Задание №1.

Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях:

а) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы. (Кат.) б) Швейцар решил идти не спеша. (Пауст.) в) Повертелась лиса к курятника и ушла несолоно хлебавши.

а) одиночное деепричастие ближе к наречию, как бы сливается со сказуемым;
б) не спеша - наречие;
в) является фразеологизмом.

Задание №2.

Перестройте предложения так, чтобы обособленные обстоятельства стали необособленными:

1.. Стиснув зубы, они продолжали работать. 2. Низко опустив голову, она вышла из комнаты. 3. Он продолжал сидеть, твердо намереваясь закончить работу.

Задание №3.

Составьте по предложению с фразеологизмами, указав, какие их них обособляются:

Сломя голову, спустя рукава, держа курс на что-либо, не долго думая, принимая во внимание. (по рядам по одному примеру).

Задание №4.

Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов: 1.Выехав в открытую степь, их застал буран. 2. Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания.

13 . Тестовые задания (прилагаются). Подводится итог усвоения нового материала на уроке. Ответы записываются учениками на доске. Для проверки происходит обмен тетрадями.

Тест.

1. Укажите неверные утверждения.

  1. Обособленные члены предложения выделяют­ся по смыслу при помощи интонации в уст-­
    ной речи и при помощи знаков препинания в письменной речи.
  2. Всегда обособляются определения, относящие­ся к личному местоимению.
  3. Всегда обособляются приложения с союзом как.
  4. Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире.
  5. Всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.
  6. Уточняющими могут быть только второстепен­ные члены предложения.

2. Найдите предложения с обособленными определениями (зна­ки препинания не расставлены).

  1. В небе ярко блестели небрежно насыпанные звезды.
  2. Ожил лес покрытый дымкой молодой зелени.
  3. Заросшая проселочная дорога жалась к реке.
  4. Весенней негой утомлен я впал в невольное забвенье.
  5. Утомленный штормом капитан спустился в свою каюту.
  6. Облачная и туманная мартовская ночь окутала землю.

3. В каком примере не нужно обособлять одиночное определение?

  1. Незримый ты мне был уж мил.
  2. За синими морями забытый он угасал один.
  3. Облетевший тополь серебрист и светел.
  4. Плачет бедная без устали она.

4. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.

  1. Остров затянулся туманом - серой неподвиж­ной мглой.
  2. Из-за угла вышел Федька, наш молодой ре­жиссер.
  3. Капитан артиллерии, Максимов кладет телефонную трубку.
  4. Юрию, как уроженцу юга, было трудно при­выкнуть к климату Арктики.

5. Все знают Александра Блока, как гениального поэта.

  1. Найдите предложения, в которых неправильно обособлен деепричастный оборот.
  2. Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь.
  3. Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.
  4. В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч.
  5. Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.

6. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять оди­ночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).

  1. Прощаясь молодые люди раскланивались.
  2. Отец не оборачиваясь кивнул головой.
  3. Дядя смотрел на бабушку прищурясь.
  4. Мальчик вздрогнув уронил ложку.

7. Найдите предложение, в котором не нужно обособлять вы­деленное обстоятельство.

  1. Там на шахте угольной паренька приметили.
  2. На той стороне за рекой запевал соловей.
  3. Мы жили тогда в Мещерских лесах в деревне .
  4. Поворачиваются за солнцем в течение долго­го дня почти все цветы.

14 . Словарная работа.

Отрабатывается задание №11 (тесты) слово маневр (франц. - manouere, лат. - manuopera от manus «рука» и opera «дела».)
Маневрировать - ловко и хитро действовать, обходя неприятности; передвижение войск с целью нанести удар противнику.

15. Мини-диктант (распределить по столбикам) .

Расстеливши, расстилающаяся, рассчитавший, не рассчитав.
Какие правила орфографии являются общими для объяснения написания этих слов.

16 . Перестроить предложения так, чтобы в них были все возможные случаи обособления.

1 ряд. 2 ряд. 3 ряд.
Небольшой лесок Цвели фруктовые Собака испугалась
пересекала, петляла деревья и наполняли и громко залаяла.
между деревьями воздух пьянящим
тропинка. ароматом.

17 . Переделать предложение в сложное, заменив предлог несмотря на союзом несмотря на то что.

Несмотря на хорошую погоду, в тот день нам удалось пройти немного.
(В тот день, несмотря на то что погода была хорошая, нам удалось пройти немного).

18. Найти обособленные обстоятельства в стихотворении А. С. Пушкина.

Что можем наскоро стихами молвить ей?
Мне истина всего дороже.
Подумать не успев, скажу: ты всех милей.
Подумав, я скажу все то же.

19. Это интересно.

1. Вспомните строки из басни И.А Крылова «Рыбья пляска»: Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь..., отправился в дальнейший путь. Это редкий случай, когда подлежащее заняло совершенно необычное для себя место - разместилось внутри деепричастного оборота.

2. По воле автора деепричастный оборот может быть отнесен и не к глаголу. Вот отрывок из стихотворения Леонида Мартынова: Рукава, острова... Это - дельта речная! Вот она какова, вечереть начиная! Однако это не норма, а свойство индивидуального авторского стиля.

3. Вдумайся в предложение! Он морщил лоб, не в силах понять написанное.
Ни под один известный вам вид обособления оно не подходит. Оказывается, это «осколок» деепричастного оборота будучи не в силах, в котором деепричастие играло лишь вспомогательную роль и потому исчезло без ущербы смыслу.

20 . Подводится итог урока.

  1. Что нового об обособлении обстоятельств вы узнали сегодня на уроке?
  2. Что вызвало затруднения?

На последующих уроках мы продолжим данную тему.

Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, в речи всегда выделяется запятыми и отвечает на определенные вопросы, приведенные в этой статье. Здесь также приведены исключения при обособлении деепричастных оборотов в предложении с примерами.

Что такое обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом?

В русском языке обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом , - это второстепенный член предложения, представленный деепричастием с зависимыми словами. Оно обозначает признак действия, зависит от глагола-сказуемого и всегда выделяется на письме запятыми. Отвечает на вопросы - Когда? Каким образом? Как? С какой целью? и др.

Примеры предложений с обособленными обстоятельствами с деепричастным оборотом:
Передвинув мебель , мы освободили пространство (освободили - каким образом? - передвинув мебель ). Ребята, укрывшись от дождя в шалаше , обсуждали увиденное (обсуждали - когда? - укрывшись от дождя ). Мама пошла спать, поцеловав на ночь сына (ушла спать - когда? - поцеловав сына ).

Исключения при обособлении деепричастных оборотов в предложении

Обособленное обстоятельство может быть представлено двумя однородными деепричастными оборотами либо деепричастным оборотом с одиночным деепричастием, которые употребляются через союз и . В таком случае запятыми выделяется все обстоятельство, а не каждый деепричастный оборот отдельно.

Примеры : Девочка, навевая песенку и пританцовывая , шла по парку. Поприветствовав соперника и пожав друг другу руки , спортсмены приготовились к матчу.

Кроме того, обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, не обособляются :

  • Если деепричастный оборот входит в состав фразеологического выражения.

    Примеры : Они трудились не покладая рук весь день. Переживая за брата, она провела ночь не смыкая глаз .

  • Если в составе деепричастного оборота есть союзное слово который .

    Примеры : Маша составила план сочинения, следуя которому она напишет интересную историю. У Сережи было много друзей, общаясь с которыми он узнавал много нового.

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 54.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!