Презентация на тему"самые удивительные пустыни мира". Оазисы Презентация погодные условия в пустыне

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Обитатели пустыни"для занятия НОД по теме "Пустыня".. Данная публикация поможет закрепить представление детей о пустыне и ее жителях,расширить знания детей о животном и растительном мире пустыни, особенностях климата,заложить экологическую культуру, вызвать интерес к природе разных климатических зон. Опыт показывает, что дети 6-7 лет без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме.

Одной из главных задач, стоящих перед педагогом, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, развитие речи, мышления, активизация умственной деятельности.

Мультимедийные презентации - способ представления информации с помощью компьютерных программ PowerPoint, Windows Movie Maker, являющихся удобным и эффективным способом, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, объединяющие в себе всё, что способствует удерживанию непроизвольного внимания, характерного для детей дошкольного возраста.

Важности презентации кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала, дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения, позволяют сделать занятие насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче.

Буду рада,если данная презентация поможет Вам в работе!

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД "Пустыня".

Цель: закрепить знания детей о животном и растительном мире пустыни.

Задачи:

1. Расширять знания детей о животном и растительном мире пустыни, особенностях климата; побуждать детей сравнивать объекты, нарисованные на отдельных картинках, формировать пространственную ориентировку.

2. Развивать фантазию, воображение, познавательный интерес к жизни в пустыне, память, умение анализировать, делать выводы, обогащать и активизировать словарь.

3. Воспитывать экологическую культуру, вызвать интерес к природе разных климатических зон.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная, парами.

Оборудование: глобус, игрушка-мишка, карандаши, шерсть верблюда, пособия: Н.Г. Салмина «Учимся думать» («Что за чем следует?»), ч.2, стр. 18;; мультимедийный проектор, презентация о пустыне, листочки, подготовленный ранее родителями ящик для создания макета.

Предварительная работа: рассматривание глобуса, знакомство с природными зонами, растительным и животным миром пустыни, чтение худ. литературы.

Ход.

Воспитатель: У нашего друга Мишутки возникла проблема - ему по почте пришла открытка. Прочитать ее Мишка не может. Давайте ему поможем. (ребенок читает содержание).

«Дорогой Мишутка! Приглашаю тебя на День рождения!

Верблюжонок из пустыни Кара-кум».

Воспитатель: А где находится пустыня? (путешествие по глобусу)

В какие цвета окрашены разные зоны: что обозначает зеленый цвет, голубой, белый, коричневый, желтый?

Ответы детей.

Воспитатель: Какая самая большая пустыня на Земле?

Ответы детей:(Сахара).

Воспитатель: Назовите самую близкую к нам пустыню, где живет Верблюжонок. Ответы детей: (Кара-кум).

Физкультминутка:

Три медведя шли домой, папа был большой-большой,

Мама чуть поменьше ростом, а сынок – малютка просто.

Очень маленький он был –

С погремушками ходил. динь-динь, динь-динь…

Основная часть :

Воспитатель: Каким видом транспорта Мишутка может отправиться в пустыню?

(Ответы детей)

Он любит летать на воздушном шаре.

Чтобы шар поднялся в воздух, нужно выполнить задание (Работа детей в тетрадях «Учимся думать» («Что за чем следует?»).

Некоторые дети и Мишутка думают: «Раз пустыня, - значит, там совсем пусто.

Показ презентации.

Воспитатель: Ребята, а чего в пустыне много?

Ответы детей:(песка, солнца).

Воспитатель: Сухой песок сыпучий, песчинки легко переносятся ветром, часто можно увидеть песчаные холмы – это барханы.

Как часто в пустыне идут дожди?

Ответы детей: (дождей очень мало, или нет совсем)

Воспитатель: Если нет воды, - значит, нет и растений?

Ответы детей: (Растения есть, но их очень мало).

Воспитатель: В пустыне жарко или холодно?

Ответы детей: (днем очень жарко, ночью – холодно).

Загадка. Удивителен на вид – весь в шипах, а не шипит (кактус).

А какие еще растения растут в пустыне?

Ответы детей: (верблюжья колючка, осока, полынь, акация).

Воспитатель: Деревья в таких условиях, наверно, не растут?

Конечно растут. Это саксаул - невысокое корявое дерево без листьев. Вместо листьев – чешуйки. В его тени нельзя спрятаться от палящего солнца.

А как же растения и деревья выживают в таких условиях? У них очень длинные корни, которые глубоко проникают в грунт и оттуда берут воду.

В пустыне можно встретить места, где есть вода - это оазисы. Здесь вода вытекает наружу, образуя небольшие водоемы. В этих местах богатый растительный мир, даже растут пальмы.

Ребята, посмотрите, в нашей пустыне, по-моему, появился мираж. Что же это такое? Когда наши глаза устают и видят образы, которых на самом деле не существует.

Гимнастика для глаз. (бинокль).

Пусто в пустыне – камни почернели от солнца, песок горячий, кусты похожи на мотки колючей проволоки, никого не видно. Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей.

Загадка. Маленькая, легонькая, а за хвост не поймаешь. (Ящерица)

Особенно интересна большая ящерица – варан, длиной 1,5 метра. Ее называют «крокодилом» пустыни.

Загадка. Сверху камень, снизу камень. Четыре ноги и одна голова. (черепаха).

Черепаха может проспать очень долго (6-8 месяцев)

Загадка. Вьется веревка – на конце головка. Та веревка шипит – подходить не велит (змея).

Змеи выходят на охоту ночью. Могут обнаружить добычу без помощи глаз.

Продолжение просмотра презентации (тушканчик, еж, лисичка-корсак, тарантул, жук-скарабей).

Загадка. Зверь я горбатый – нравлюсь ребятам (верблюд).

Что вы знаете о верблюде? (предполагаемые ответы детей):

Его называют кораблем пустыни. Это очень выносливое животное. Может долго обходиться без воды, 4 -5 дней без пищи, но добравшись до воды, может выпить сразу 10 ведер. Их ноги имеют широкие мозолистые подошвы и поэтому не тонут и не обжигаются в песке. Питаются верблюды растениями: верблюжьей колючкой, кактусами, ветками саксаула. В пустыне можно увидеть верблюдов, которые идут друг за другом, - это караван, с которым вместе обязательно путешествует человек.

Ни одно животное не может вынести длительного перегрева. Если оставить животные днем на солнцепеке – то через несколько минут они погибнут от солнечного удара. Они ищут себе защиту в норах, за камнями.

Мы с вами побеседовали и посмотрели слайды о растительном и животном мире пустыни. (дети садятся за столы)

Ребята, два верблюда отстали от каравана и хотят с вами поиграть (задание на доске «Сколько пар верблюдов можно составить»).

А вы хотите поздравить Верблюжонка с Днем рождения?

Откройте конверты, которые лежат у вас на столах и посмотрите, что там находится. Это шерсть верблюда.

Какого она цвета? (коричневого)

Какая она на ощупь? (мягкая, пушистая)

Я предлагаю подарить Верблюжонку новую шубу. Давайте разогреем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, непоседливый он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Работа детей с макетом (разминаем пластилин и прикрепляем искусственные растения в зону оазиса, выделяем каменистую часть пустыни, засыпаем приготовленный песок, распределяем животных).

РЕФЛЕКСИЯ

Давайте, ребята вспомним, какие задания вы выполняли сегодня (задания в тетради, продолжили знакомство с животным и растительным миром пустыни)

Если вам больше понравилась работа в тетрадях – прикрепите к дереву саксаул красный листочек, если беседа и слайды о растительном мире – зеленый, если о животном мире – желтый (дети прикрепляют листочки к силуэту дерева).

Сегодня вы ненадолго стали добрыми волшебниками и превратили саксаул в сказочное дерево, создали у нас в группе настоящую пустыню.

Предварительный просмотр:

Антилопа Аддакс Аддакс постоянно кочует в поисках пастбищ, утоляя голод скудной пустынной растительностью. Неделями и месяцами он может обходиться без водопоя. Необходимый для жизни запас воды травоядные получают из поглощаемых растений.

Сахарская лисица – фенек. Фе́нек - самое удивительное животное из рода лисиц. Своё имя фенек получил от арабского fanak , что означает «лиса». Научное название фенека " Vulpes zerda " (Vulpes означает принадлежность к роду лисиц, zerda происходит от греческого слова xeros , означающее "сухой" и указывает на местообитание фенека - пустыни Северной Африки и Аравийского полуострова).

Рогатая сахарская гадюка Змея длиной 60-80 см, с толстым туловищем и резко суженным коротким хвостом. Эта змея населяет всю пустыню Сахару и прилежащие к ней предгорья и сухие саванны, а также Аравийский полуостров.

Скорпион. Они бегают быстро, загнув заднебрюшие (постабдомен) вверх и наперёд. Питаются скорпионы насекомыми и паукообразными и захватывают добычу клешнями; при этом они приподнимают её вверх над головогрудью и убивают уколом иглы (жала), помещающейся на заднем конце заднебрюшия.

Варан, самая большая ящерица. Варан очень опасен из-за яда, который можно сравнить со змеиным. Но бояться его не стоит, т.к. обычно он использует свое главное оружие для охоты на насекомых, крыс и других мелких животных. Эти хладнокровные существа легко приспосабливаются к жаркому климату пустыни. Когда же становится очень холодно, они становятся более агрессивными.

Сурикаты. Места, где обитают сурикаты, сводятся к засушливым пустыням, которые практически полностью лишены какой-либо растительности. В качестве жилища они используют норы. Они охотятся на ящериц, насекомых, змей, птиц и мелких млекопитающих. Кроме того, эти животные могут употреблять в пищу птиц, строящих гнезда на земле, а также их яйца. Случаются ситуации, когда сурикаты могут нападать даже на скорпионов.


Пустыни покрывают приблизительно одну пятую поверхности Земли и встречаются в тех областях, где дожди дают осадков меньше, чем 50 см/год. Хотя большинство пустынь, типа пустыни Сахара в Северной Африке и юго-западных пустынь США, Мексики и Австралии находятся в южных широтах, другой вид пустынь - холодные пустыни - встречается в структуре бассейнов и хребтов Юты и Штата Невада и в частях западной Азии. Большинство пустынь имеет значительное количество уникальной растительности, так же как и позвоночных и бесхребетных животных. Почвы часто имеют обилие питательных веществ, потому что они нуждаются только в воде, чтобы стать очень полезными и иметь немного органических веществ, которые могут и отсутствовать. Нарушения обычно происходят из-за случайных пожаров или холодной погоды, и внезапных, нечастых, но интенсивных дождей, приводящих к наводнению. Существует относительно немного больших млекопитающих в пустынях, потому что они больше всего не способны к сохранению достаточной для жизнедеятельности воды и противостоянию высокой температуре. Пустыни часто обеспечивают небольшое убежище от солнца для больших животных. Основные животные теплых пустынь – не относящиеся к млекопитающим позвоночные животные, типа рептилий. Млекопитающие встречаются обычно маленькими, такие как сумчатые мыши североамериканских пустынь. Пустыни, где растительный покров чрезвычайно скудный, соответствуют "гиперзасушливым" областям земли, где дожди бывают чрезвычайно редким и нечастым. Пустыни, однако, это часть более широкой классификации областей, которые, по среднегодовым показателям, имеют дефицит влажности, (то есть они могут потенциально потерять больше чем, получить). Эти области все вместе называют "засушливой землей", которая распространяется почти на половину поверхности земли. Поскольку пустыня - неопределенный термин, использование значения "засушливой земли" и ее подразделений на гиперзасушливую, засушливую, полузасушливую, сухо-субгумидную и холодную используются в некоторых контекстах, и одобрена Организацией Объединенных Наций

Показ подготовлен

ученицей 4 « Б» класса

ГОУСОШ №2031

Сафоновой Ольгой

Татьяна Ивановна


  • Территориальное расположение
  • Климат
  • Особенности пустыни
  • Растительность
  • Животный мир
  • Население

Территориальное расположение.

Пустыни – это жаркие и засушливые области земли.

Самые обширные пустыни мира – Сахара в Африке, Виктория в Австралии, Атаками в Южной Америке.

Самые большие пустыни на материке Евразия расположены в Средней Азии. Это Каракумы и Кызылкум.






  • Растения и животные в пустынях приспособились к недостатку влаги, к палящему солнцу на безоблачном небе, к жизни на сыпучем песке.
  • В пустыни Каракумы летом жара достигает почти 50 º С в тени. Песок накаляется так, что можно испечь яйцо.

  • Когда ветер долго дует в одном направлении на песок, то песок начинает двигаться и из него образуются красивые, определённой формы барханы.
  • Барханы – песчаные холмы в пустыне.
  • Одна сторона у них всегда выпуклая, напоминающая сутулую спину, и всегда обращена в ту сторону, откуда дует ветер. А по ветру вытянуты длинные щупальца – их называют « рогами».

При смене ветра бархан тотчас начинает переворачиваться, чтобы показать ему спину.

Нередко на бархане появляется растительность. Песок засыпает её, а она движется и, прорастая через бархан, захватывает его своими ветвями и корнями и задерживает на месте.


  • Растения, произрастающие в жарких и засушливых условиях пустынь, на протяжении длительного времени выработали специальные приспособления, помогающие им приспособиться к такому климату.
  • Многие во время дождей запасают воду в листьях и стеблях. Это кактусы, алоэ. У одних растений листья в виде колючек, другие имеют толстый воскообразный покров, что позволяет им экономить воду.


  • Многие растения пустыни живут только в прохладное время года когда больше влаги, - ранней весной и поздней осенью.
  • В эти периоды понижения между песчаными холмами-барханами превращаются в цветущие лужайки. Ярко-красные пустынные маки образуют пёстрый ковёр на фоне зелёной низкорослой осоки. Вскоре солнце безжалостно выжигает этот зелёный покров. Но растения успевают отцвести и дать семена.


  • По-разному спасаются от палящих лучей солнца обитатели пустыни. Многие из них ведут ночной образ жизни. Днём они находят себе убежище в глубоких норах.
  • Дневные животные активны лишь в ранние утренние часы, пока песок ещё не раскалился.

  • В засушливых местах живут также и крупные представители животного мира. Это верблюды и антилопы.
  • Антилопы – хорошие бегуны и в поисках воды пробегают огромные расстояния.
  • А верблюд запасает в тканях своего тела жир, при расходовании которого освобождается вода.








  • Там где есть вода, пустыня отступает. Под щедрым солнцем при искусственном орошении (поливе) зеленеют поля хлопчатника, наливаются соком фрукты, дыни, арбузы.
  • Люди издавна ведут каждодневную борьбу с пустыней, прокладывая каналы, строя водохранилища.


Викторина:

1.Какие пустыни вы знаете?

2.Какую температуру достигает воздух в пустынях?

3.Как называются песчаные холмы пустыни?

4.Кто является лучшим бегуном пустыни?


Презентацию подготовила учитель начальных классов

г.Симферополя Республики Крым

Николашина Инна Ивановна


Тема: Пустыни

  • Цель : сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь, ее особенностях, растениях и животном мире
  • Формирование УУД : познавательные – сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами; коммуникативные – учавствовать в общей беседе соблюдая правила речевого поведения; личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивами.


Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго-запад России раскроет свои тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут

И почему так природную зону зовут.


Пустыни расположены на юго-западе страны по берегам Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом

Пустыни в России занимают небольшую площадь к западу и востоку от низовьев реки Волги


Растения пустыни

  • Верблюжья колючка

У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20м


  • Саксаул

Это низкие деревья, не более 4-5м, и растут на большом расстоянии друг от друга. Это дерево почти не дает тени


  • Джузгун

Это небольшой кустарник. Его листья – зеленые веточки, корни хорошо закреплены в песке и удерживают его от передвижения


Оазис – это место в пустыне, где есть вода. Она может, например, течь из подземного источника. Около оазисов обильно растут деревья и растения.



Сайгак

  • Сайгаки -Это небольшие антилопы (с массой тела от 20 до 50 кг) оригинальной внешности, покрытые шерстью песочно-глинистого цвета. Их горбатая морда вздута и заканчивается нависающим над ртом коротким хоботом, на конце которого расположена пара ноздрей, направленных вниз. Горбоносость зависит от чрезвычайного увеличения носовых полостей, выполняющих роль органов, в которых согревается холодный воздух, вдыхаемый сайгаками во время быстрого бега зимой.
  • Сайгаки в основном живут стадами и умеют быстро бегать

В пустынях Азии и Африки кочевники ездят и перевозят свои вещи на верблюдах – одногорбых и двугорбых. Поэтому верблюдов часто называют «корабли пустыни».

Верблюды могут легко прожить несколько дней без воды и еды. Еду в виде жира они запасают в горбах.


У арабских верблюдов – дромадеров – один горб. У центрально-азиатских – бактрианов – два.


Они бесшумно передвигаются по песку. Охотятся на насекомых и мелких животных. Особенно опасен яд у кобры и гюрзы


  • Песчаный удавчик

Песчаный удавчик может ползать под песком так же легко, как рыба – плавать в воде


  • Варан

Варан – самая крупная ящерица, длина его 150см, поэтому его называют пустынным крокодилом




В пустыне обитают грызуны, а Cкaчyщий тyшкaнчик paзвивaeт cкopocть дo 50 км в чac. Peзцы тyшкaнчикoв,пoмимo paзгpызaния пищи, cлyжaт для paзpыxлeния пoчвы пpи pытьe нop, в тo вpeмя кaк кoнeчнocти yпoтpeбляютcя ими глaвным oбpaзoм для oтгpeбaния paзpыxлeннoгo гpyнтa.



  • и ушастый еж

Уши им нужны для того, что бы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни


А также скорпионы , родственники пауков.


Пayк кapaкypт – иcкoнный oбитaтeль пycтынныx зeмeль. Oн пo-нacтoящeмy ядoвит. Егo яд в 15 paз cильнee, чeм y гpeмyчeй змeи. Hepeдкo yкycы

кapaкypтa пpивoдили к cмepти

людeи.


Освоение пустынь привело к экологическим проблемам

  • Люди построили каналы, что бы орошать землю, но это привело к накоплению в почве большого количества солей




Что ты обычно представляешь себе, когда слышишь слово «пустыня»? Наверное, необъятные просторы, покрытые песком?


Но не все пустыни – песчаные. Бывают ещё каменистые пустыни .


Пустыней называется любое место, где очень-очень сухо и нет или почти нет земли.

Долина смерти на западе США – одно из самых сухих и жарких мест на Земле.



Растения, растущие в пустынях, должны обходиться маленьким количеством воды.

Некоторые растения в пустынях зацветают после дождя, живут очень недолго, и сохраняются до следующего дождя в виде семян.

Другие растения имеют длинные корни.


Кактусы выживают в пустынях, потому что они запасают воду в своих стеблях.

Вместо листьев у них острые колючки!

У некоторых кактусов – очень красивые цветы.

Плоды опунции и некоторых других кактусов съедобны.


В песчаных пустынях ветер иногда поднимает песчаные бури – воздух наполняется летящим песком. В это время людям и животным лучше найти убежище.


Самая большая пустыня в мире – Сахара .

Она находится на северо-западе Африки. Когда-то там были луга, росли травы и часто выпадали дожди. Но климат стал суше, и постепенно Сахара превратилась в песчаную пустыню.

Теперь на сотни километров там не встретишь ни одного растения


ЭТО ИНТЕРЕСНО

Мираж - оптический обман - не редкость в пустынях. В Сахаре ежегодно наблюдается около 160 тысяч миражей. Они бывают стабильными и блуждающими, вертикальными и горизонтальными. Составлены даже специальные карты караванных путей с отметкой мест, где обычно наблюдаются миражи. На этих картах указано, где появляются колодцы, оазисы, пальмовые рощи, горные цепи.


Игра «Узнай меня»

  • Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо.

Ходит чудо по дороге –

Голова торчит да ноги


  • Въется веревка,

На конце - головка



  • Я песчаный холм, и зовут меня…

«Влажно-экваториальные леса» - В экваториальном африканском лесу мало травоядных, а следовательно, мало и хищников. Зона влажных экваториальных лесов Зона саванн Зона пустынь. Фикусы вырастают в высоту 7-8 м всего за 8-10 месяцев. Влажные вечнозеленые леса Экваториальной Африки. Растительный мир. Животный мир. Африка. В Африке различают 3 природные зоны:

«Что такое ПТК в географии» - Рельеф. Почвы. Основные ранги ПТК. Птк. Животные. Внутренние воды. Что такое ПТК. ПТК гор. Климат. Главные виды ПТК. Виды ПТК. Структура и взаимосвязи ПТК. 1. Вода. 2. Пресноводные. ПТК равнин. Морские. ? Урок 1. Понятие о природном комплексе. К учебнику под редакцией А. И. Алексеева. Суша. Время. Человек.

«Экваториальные леса» - Экваториальные леса. Здесь произрастает 70% всех высших растений и 90% всех лиан на Земле. Исполнители: учащиеся 6 «Е» класса МОУ лицей №135. Трёхцветный ара. Радужный тукан. Животные экваториального леса. Растения экваториального леса. Одних только деревьев насчитывается более 1000 видов. Обширные территории сильно заболочены.

«География и природные ресурсы» - Тема 1. Предмет и понятия рекреационная география. Обязательные результаты обучения. Экономический потенциал данной территории. Экскурсия по туристическим фирмам г. Новосибирска. Часть I,II. – Омск, 2005. Практическая работа: составить ЛОК «Предмет и понятия рекреационная география. Творческое задание: разработать программу одного рекреационного ресурса по выбору.

«Арктическая пустыня» - Наймушина Люба 8 б класс. Из-за мерзлоты грунт разрывается, и образуются морозобойные трещины. Снежный покров держится 280-300 дней в году. Животный мир арктической пустыни тоже весьма скуден и жмется к воде. На Земле Франца-Иосифа подо льдом находится более 85% площади. Южная граница арктических ландшафтов проходит в России примерно у 75 параллели.

«Лесные ресурсы мира» - Проблема использования лесных ресурсов. Сильнолесистые. Количественная оценка лесных ресурсов мира. Лесные ресурсы планеты. Общая площадь лесов в мире составляет 4 млрд.га. План урока. Растительные ресурсы мира. Значение леса. Среднелесистые. Значение лесных ресурсов. Рациональное использование лесных ресурсов.

Всего в теме 7 презентаций

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!