Образец описание психиатрического статуса в клинической практике и учебном процессе. Образец описание психиатрического статуса в клинической практике и учебном процессе агрессия поведение подросток ровесник

Статус личности представляет собой своеобразный центр сосредоточения его прав и обязанностей, схему положения личности в обществе. Статус характеризуется устойчивостью, длительностью. Он может быть цельным или частичным. Фрагмент статус связывается с родом занятий, размеру доходов, уровнем образования, этнической принадлежности, половыми признаками подобное. Обобщение частных статусов позволяет определить общий профиль статуса.
Статус личности задается имеющейся системой общественных отношений и объективно определяется местом личности в социальной структуре . Эта связь впервые возникает в момент рождения ребенка и соответствует статусу родителей, их экономическому, правовому, политическому, культурному положению в обществе. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности создается собственный статус человека. Он сохраняет связи со статусом семьи, содержит в себе его признаки, хотя может и удаляться от него.
Статус личности является объективной характеристикой, но он может осознаваться человеком адекватно или неадекватно, активно или пассив но, полностью, частично или совсем это осознаваться. Научный анализ статуса личности охватывает изучение ее реального экономического состояния (имущественная характеристика, общий заработок, обеспеченность жильем, реальный бюджет в соотношении со структурой потребления и т.п.), политико-правового положения как определенного баланса прав и обязанностей гражданина (права и обязанности личности составляют ядро статуса, изучается юридическими науками).
Понятие статуса должно быть дополнено понятием позиции личности, характеризующий субъективный - активный, деятельная - сторона положения личности в структуре общества, в сложных по своей природе общественных отношениях каждая личность может занимать несколько позиций, которые отличаются друг от друга по своему значению, определенностью и другим признакам. Например, человек может занимать профессиональную позицию, семейную, общественно-политическую, культурную, национальную и др..
Знание статуса и позиции личности необходимо для определения ее социальных ролей. Роль вообще рассматривается как динамический аспект статуса, как реализация связей, заданных позициями личности в обществе. По определению И. С. Кона, роль личности - это социальная функция, нормативно одобренный образ поведения, которое ожидается от каждого, кто занимает данную позицию. Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида. Они даются ему как то, что является внешним, более или менее обязательным, их субъектом является. не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа.
Общей для социологов и психологов характеристикой ролей личности как социальных функций является ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей. Ценности можно условно разделить на материальные, социально-политические, духовные.
Важной социально-психологической характеристикой личности является ее ринг. Ранг личности, ее масштаб и значение для общества определяются многими факторами, среди которых важнейшим считается производительность основных видов деятельности личности, в частности творческой деятельности. Благодаря этому обеспечивается создание личностью общественно значимых материальных и духовных ценностей, определяется ее вклад в сокровищницу общественных благ. Ранга личности соответствуют ее престиж, репутация, авторитет, популярность в группе, коллективе, обществе.

Этот аспект социально-психологической характеристики личности проявляется в существовании так называемой над индивидной подсистемы. В классической психологии на это впервые указал В. Джемс, когда отмечал, что личность человека не ограничивается собственным телом, а охватывает «свои» вещи, продукты собственного труда, а также распространяется на людей, с которыми данный индивид связан родственными, дружескими, профессиональными, духовными отношениями. Этот факт ощущается индивидом в момент разрыва связей через смерть, болезнь, переезд близкого человека и т.п. В современной психологии этот феномен изучается как явление персонализации, согласно которому у каждого человека существует потребность быть представленным, продолженными в другом человеке своими мыслями, чувствами, мировоззрением и т.д..

Благодаря этому образуется единство людей не только по генетическим признакам, по которым все мы принадлежим к единому роду Homo sapiens, есть в далекой глубине тысячелетий непрерывную череду общих предков, а в перспективе - общую судьбу единой человеческой популяции. Благодаря персонализации люди связаны между собой в единое духовное целое, социальную, культурную общность. Эта общность формируется в ходе общения, когда от одной личности к другой передаются духовные, культурные ценности. Итак, решается проблема биологического и духовного бессмертия человеческого рода.
Способность личности к общению включает в себя мотивационный, коммуникационный, перцептивный, интеракционный и эмоциональные компоненты . Сфера общения личности образуется рядом психологических механизмов, использует множество средств - от устной и письменной речи в математических, физических, химических символов и формул, технической графики, художественной символики, пантомимически языка жестов и др..

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений (в социальной структуре группы/общества), определяющих его обязанности, права и привилегии. Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа, отражающим значимость тех или иных позиций личности.

Социальный статус характеризует позицию человека в социальной общности, его положение в системе межличностных отношений и те права, обязанности, полномочия и привилегии, которые он получает благодаря своему положению.

Социальный статус человека сохраняется до тех пор, пока он живет в соответствии с установленными (конвенциальными) правилами и нормами, управляющими поведением людей данной категории.

Уровни статусной позиции человека:

1. личный статус – положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т. д.), которое определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы;

2. социально-групповой статус – это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т. д.). Он зависит от положения социальной группы в социальной стратификации общества.

Виды социальных статусов:

1. прирожденный и приписываемый статус – приобретается человеком автоматически при рождении и не зависит от усилий и стремлений человека (национальность, пол, раса, членство в царской семье и т. д., а также статусы по системе родства – сын, дочь, брат, сестра.);

2. приписываемые, но не прирожденные статусы приобретаются благодаря стечению определенных обстоятельств, а не по личной воле индивида, например, благодаря заключению брака (теща, зять, невестка, золовка и т. д.);

3. достигнутый статус – приобретается благодаря усилиям самого человека с помощью различных социальных групп.

Достигнутые статусы разделяют на определяемые:
а) должностью (например, директор, заведующий);

б) званиями (генерал, народный артист, заслуженный учитель и т. д.);
в) ученой степенью (доктор наук, профессор);
г) профессиональной принадлежностью (народный артист России или заслуженный мастер спорта);

4) основные статусы – это достаточно постоянные статусы (прирожденные, приписываемые, достигаемые, личные);

5) не основные статусы, обусловленные кратковременной ситуацией (прохожий, пациент, свидетель, зритель).

Человек не может быть совершенно лишен социального статуса или нескольких статусов, в случае, когда он покидает один из них, то обязательно оказывается в другом.

Каждый человек обладает несколькими статусами относительно различных групп (директор (по должности), муж (для жены), отец (для детей), сын (для родителей) и т. д.). Эти статусы не равны. Основным социальным статусом обычно является положение в обществе, в основе которого лежат должность и профессия. Благодаря этому статусу обычно определяются «стоимостные ресурсы» человека, такие как богатство, престиж, власть.

Изначальный статус индивида влияет на его оценку в обществе, формирует точку зрения на мир, которая во многом и определяет его дальнейшее поведение. Люди, имеющие разные изначальные социальные статусы обладают неравными условиями социализации.
Социальные статусы отражаются в одежде, жаргоне, манерах, а также в установках, ценностных ориентациях, мотивах.

Социальный статус может повышаться или понижаться, что предполагает адекватное изменение поведения. Если этого не происходит, возникает внутриличностный конфликт.

Социальная роль - это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом (ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом).

Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов. Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.
Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;

2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;



3) личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4) инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парансону):
1) эмоциональностью – роли различаются по степени проявления эмоциональности;

3) способ получения – одни роли могут предписываться, другие завоевываются;

4) структурированностью – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта;

5) формализацией – часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая – произвольно;

6) мотивацией – системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

1) представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;

2) субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;
3) играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

1) описания поведения, характерного для данной роли;
2) предписания – требования к поведению;
3) оценки исполнения предписанной роли;
4) санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Внутренняя позиция личности - это индивидуальные ценности и смыслы человека, его взгляды и отношение к миру, нормы, установки и мотивы. Все то, что формируется в условиях семейного и социального воспитания, ведь внутренние потребности или мотивы человека включают в себя часть общественных мотивов и потребностей. Однако в процессе общения, каждый человек проявляет свою индивидуальную внутреннюю позицию, свой собственный взгляд на ситуацию или отношение к кому-либо.

Собственная позиция личности формируется через систему личностных смыслов. Личностные смыслы - это индивидуальные ценностные ориентации человека, которые он усваивает и создает с первых лет жизни. Плюс к этому к личностным смыслам можно отнести определенную линию поведения, которую выбирает человек самостоятельно для отстаивания своих ценностей.

Итак, с раннего детства, человек усваивает нормы и ценности общества в целом и своей семьи, в частности. На основе усвоенного, формируются собственные мотивы, взгляды и отношение к миру, т.е. часть информации принимается, часть отвергается, а часть трансформируется и видоизменяется. Так мы получаем собственную личностную позицию.

Потребности человека также составляют его внутреннюю позицию, ведь с ними тесно связаны мотивы поведения и формирование ценностных ориентаций. Удовлетворенные потребности, становятся лишь условием развития личности, а не источником развития.

Считается, что человек не может стать личностью без условий социального окружения, поскольку именно через социум человек присваивает духовный опыт, исторические ценности, нормы и мораль. Кроме того, без общения человек не может развить такие стороны личности, как эмоциональную, волевую и рациональную, а именно через развитие сторон личности и происходит личностный рост.

Таким образом, внутренняя позиция личности, как и ее развитие, протекает в условиях социального взаимодействия, что позволяет человеку использовать накопленный коллективный опыт и формировать собственные ценности, мотивы и отношение к миру. Кроме того, в этих же условиях происходит формирование самоотношения, понимания себя и своего места в мире.

Вопрос 7. Социально-психологические подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

Психоаналитический подход. Согласно психоаналитической теории З. Фрейда, многие виды поведения, включая сны и оговорки, вызываются бессознательными мотивами. Личность в основном определяется биологическими потребностями. По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Согласно фрейдовской теории строения личности, личность состоит из «оно», эго, и суперэго, которые часто вступают в противоречие. «Оно» действует по принципу удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению биологических импульсов. Эго подчиняется принципу реальности, откладывая удовлетворение потребности до того момента, когда его можно будет достичь социально приемлемыми путями. Суперэго (совесть) навязывает индивиду моральные стандарты. У хорошо интегрированной личности эго сохраняет прочный, но гибкий контроль над «оно» и суперэго.

Бихевиористский подход. Американский психолог Скиннер делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. По Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека – только терять время.

Гуманистический подход. Сосредоточен на субъективном опыте индивидуума, был создан как альтернатива психоаналитическому и бихевиористскому подходам. Психологи гуманистического направления считают, что понятие человека о себе определяет его стремление к росту и самоактуализации. В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.).

Экзистенциальный подход. В общих чертах экзистенциализм можно определить, как стремление понять человека, не раскалывая его на субъект и объект. Его основная концепция состоит в в том, что человек существует, выступает из реальности, активно и свободно действуя в мире. Этот термин подчеркивает противоположность тем теориям, которые воспринимают человека как высоко структурированный предмет или ящик, переполненный инстинктами. который бы реагировал на соответствующий стимул всегда одной и той же закономерной реакцией. Таким образом, экзистенциализм означает первичность духовной субстанции, а личность для нее - субъект-объект.

Интеракционистский подход. Данным названием традиционно объединяется целая «палитра» теоретических моделей социализации, для которых общим является акцент на анализе взаимодействия человека со своим социальным окружением. личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других

По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая -имитация . На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следуетигровая стадия , когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д. Третий этап, по Дж. Миду, стадия коллективных игр , когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. Следовательно, в рамках данного теоретического направления движущей силой социального развития личности является социальное взаимодействие, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды. В центре внимания исследователей оказывается активный, разумный, деятельный субъект.

ВОПРОС 8. Понятие, этапы, факторы и механизмы социализации личности .(по лекциям)

Социализация личности- это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается – с другой. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности.

Этапы (стадии)социализации:

1. Дотрудовая:

· Ранняя социализация (с рождения до школы)

· Стадия обучения (школа, ВУЗ)

2. Трудовая (от начала до конца трудовой деятельности)

3. Послетрудовая.

Факторы социализации:

1. Социальные:

1. Макро-факторы(страна, ее культура)

2. Мезо-факторы (местность, региональные условия, тип населени, СМИ)

3. Микро-факторы (семья, школа, коллектив)

2. Индивидуальные: личностные факторы (характер)

Эффект психологии: острая боль, вызванная эмоциями, чувствами продолжается усреднено 11,5 минут. Дальнейшие страдания – самообман.

Исследую и детализирую температурный режим и удобства территориальной акватории домашней ванны.

Поплачь в жилетку у семейного психолога, чтобы не хохотать вскорости у психиатра.

Любовь – предлог и повод жить, радуясь восходу и всякому дню.

Лучший статус:
С потерянной любовью улетучился смысл бытия.

Ежедневная моральная травма, когда переступаю порог третьей школы.

Психологическое равновесие зависит от восьмерых счастливцев, которых я должен обнять, либо одного неудачника, которому уготована судьбой получить кулаком в твердый подбородок.

Когда я по-глупости тщетно пытаюсь возразить женщине, вспоминаю дантиста. Всегда дорого – иногда больно и неприятно.

Когда зеркало корчит смешные рожицы, пытаясь вам возражать, пора задуматься скорее о визите к психотерапевту.

Исцеляют человеческие души не только служители психиатрии: психологи и психиатры. Иногда продавцы героина и кокаина считаются себя властелинами душ.

Статистика неумолима – мужчины уходят в вечность раньше женщин, из-за привычки дам опаздывать, даже в последний путь на кладбище.

Кому-то подругой считается спиртное, иногда служба новостей или кабинет экстренной психологической помощи.

Жизнь надо прожить так,что бы там наверху все офигели и сказали:”А ну-ка повтори!”

Не убивайте комаров! В них же течёт ваша кровь!

Чтобы родить мысль, не обязательно ебать мозги!

Если мне захочется, сбудется.

Чтобы не наступать на грабли второй раз, укрепите на их рукоятке топор)))

Есть такие которым даже сникерс не поможет…

Любовь-это самое прекрасное чувство на свете,

Я личность творческая: хочу – творю, хочу – вытворяю

В каком году ты родился? В каком месяце? Какого числа?… И какого хрена?

Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще!

[ она любит мечтать и говорить об этом вслух, она делает слонов из очень маленьких мух. ]

Иногда я смотрю на этот мир и так хочется заорать: “ааа, чуваки! валим отсюда!”

Женщине для счастья нужна всего одна вещь… но каждый день новая!

Только совместные занятия идиотизмом могут указывать на настоящую духовную и душевную близость

Женщине дан ум, чтобы скрывать свой характер…

Я чертовски люблю слушать ложь, смотря в глаза… Особенно, когда знаю правду…

Я блондинка – мне всё, что не фиолетово,то розово!!!

Берегите мужчин! Они страдают! Иногда недостатком внимания, иногда излишком, а чаще всего ФИГНЕЙ!!!

В кармане пара косарей, мы позитивно настроены, нас много, мы безбашены, пьяные и нескромные.

Я наверное сошел с ума, я наверное попал! Когда же это получилось так? И мой веселый смех пропал! Пришла любовь, любовь нежданная, но рядом нет cо мной тебя! ((

Добро всегда побеждает зло; значит, кто победил, тот и добрый.

Если человека кусает вампир, он становится вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны…

Без тебя и колбаса в доме не кончается…

В тюрьме столько не сидят, сколько вы в интернете.

Я призываю беречь и ценить

Когда ты бросил меня, я в телефоне переименовала тебя в НИКТО, только жаль что с сердцем такое проделать нельзя…

Вставай зайка, тебе пора на экзамен! – Я сегодня рыбка, у меня нет ножек, и я никуда не пойду!!!

В чём природа виновата, в том всегда поможет вата…

Никогда не бойся делать то,чего не умеешь.Помни: Ковчег был построен любителем.Профессионалы построили “Титаник”

Кактус – это глубоко разочарованный в жизни огурец.

По причине исчезновения мыла в женских банях установлены видеокамеры

Гуляешь милый? гуляй… тебя за рога ни кто не держит…

Мечтаю стать бумерангом: тебя кидают,а ты им – обратно, в морду.

Сигарета отнимает 4 мин. из жизни, 100 г. водки 8 мин, а урок в школе отнимает 45 мин.

Вредина – это сложная социально-психологическая работа за которую никто не платит, но ты получаешь от нее удовольствие..

Отъезд не значит отказ, это еще и способ сохранить пережитое, если хватит ума уехать до того, как станет слишком поздно…

Когда тебе говорят: “Скажи, только честно”, начинаешь понимать, что сейчас прийдется врать напропалую…

Что за идиотская тяга трогать все прекрасное руками?

Лучший психолог – подруга с бутылкой водки!

Проблема не в том, что мне на вас совершенно пофиг. проблема в том что я его до сих пор люблю! ???

если ты знаешь смысл жизни-скажи, а мы весело посмеёмся!)

Семья – это когда по звуку угадываешь, кто сидит в туалете.

Наиболее тяжелая вещь в жизни – это понять, какой мост следует перейти, а какой сжечь!!!

Лучше поминайте меня лихом, чем называйте меня лохом))) ???

Говорят, что надо бросить монетку туда, куда хотят вернуться. Я обязательно вытряхну весь кошелек тебе за шиворот

Статус в контакте – ответсвенный шаг в личной жизни!

Блин, 5 дней ждешь выходные… а когда они приходят, ничего лучше, как тупо целый день спать не находишь! .

– Вчера ГАИшник оштрафовал. А главное нашел к чему придраться: на подушке безопасности наволочка грязная.

Конечно счастье не зависит от количества денег… Но лучше плакать в лимузине, чем в автобусе!

Своихь мозгов нет-лопатой не накидаешь!!!

Любовь-это слезы по ночам,

Либо оплатите мне психолога, либо воспринимайте меня такой какая Я есть..!!!

Дураков на свете мало, но расставлены они так грамотно, что встречаются на каждом шагу.

Всегда выбирайте самый трудный путь – на нем вы не встретите конкурентов.

Кто мне сказал, – не получится?

Я, конечно, солнышко, только тебе здесь ничего не светит!

И только нам, только раз, Дадут начать все с начала…

Как только находишь свою половинку, вокруг начинают бродить другие половинки и заставляют тебя сомневаться…

Мы девушки сильная! И мусор вынесем, и мозг, если надо!

На НГ загадала желание увидеть тебя в этом году. И вот ты приехал в мой город, я была самой счастливой. Но ты вновь улетел и мне одиноко…Осторожно со своими желаниями

Плохо быть ежиком, никто не погладит..

Жизнь, она как зебра: полоса черная, полоса белая, черная, белая, черная, белая…а потом хвост и полная жопа!..

Доверие – как почки. Один раз отобьют и все- капец!!!

Природа отказала женщине в физической силе, поэтому женщина в совершенстве овладела искусством психологического насилия))

Кто, сидя за компьютером, успевает слушать музыку, смотреть телевизор и кушать? Мы уникальны!

Понятие социально-психологического статуса определяет положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы. Человек может занимать разные места в системе межличностных отношений в коллективе, причем в одной группе он может занимать очень высокий статус, а в другой группе, наоборот, очень низкий.

Социально-психологический статус невозможно до конца понять и объяснить, исходя только из индивидуальных особенностей личности, ее психологических качеств. При характеристике статуса необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую включена данная группа и в которой она функционирует.

Социально-психологический статус личности влияет на ее авторитет и, в свою очередь, во многом им определяется.

Обычно под статусом понимают положение личности, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей и привилегий. Престиж, полномочия, вознаграждения - вот составляющая социального статуса каждого индивида.

Своеобразными символами социального статуса личности в глазах окружающих его членов трудового коллектива может быть занимаемая им должность, звание, размер заработной платы, количество прочитанных книг или наличие личной библиотеки, величина занимаемой квартиры, доступ к источникам информации, проживание в определенном районе города и т.д. Естественно, что в условиях современного мира, существует разная цена и разный вес этих символов в глазах представителей различных социальных групп и классов.

На западе социальный статус личности определяется такими характеристиками, как величина доходов, род занятий, принадлежность к той или иной социальной группе.

Характеристиками статуса российского человека, как и в доперестроечные времена, остаются, в первую очередь, трудовые успехи и достижения, уровень образования, общественный престиж профессии, широта культурных и духовных запросов и интересов. Личность пользуется большим или меньшим уважением и авторитетом, принимается или отвергается различными группами в зависимости от того, какое место занимают ее качества в ряду ценностей, принятых в данной социальной среде.

Теперь давайте поговорим о престиже: Многие путают статус с престижем. Престиж - одна из важнейших характеристик статуса, своеобразная мера признания обществом заслуг индивида, чье поведение и деятельность находятся в соответствии с социальными ожиданиями коллектива, к которому он принадлежит, и общества в целом. Обретение или лишение престижа служат одним из механизмов взаимодействия общества с личностью. Основанием для обретения престижа служат обычно социально значимые характеристики индивида: высокие моральные качества, участие в общественно полезных делах, достижения в тех или иных областях деятельности. Присвоение общественного престижа обычно происходит на двух уровнях: официальном И неофициальном. В первом случае оно осуществляется определенными государственными или общественными организациями" в форме присуждения официальных знаков престижа - орденов," званий; степеней и т.д. Во втором престиж присуждается непосредственно социальной группой и выражается в чувстве любви и уважении к данной личности, общественного признания ее ценности.

Эти два уровня взаимосвязаны между собой и неотделимы друг от друга во всех тех случаях; когда нормы, ценностные ориентации, социальные ожидания трудовой группы соответствуют социальным ценностям общественной системы в целом. Зная позицию, занимаемую личностью в структуре той или иной социальной группы, т.е. имея представление о ее социальном статусе, можно соотнести ее с определенными стандартами поведения, которые ожидаются и требуются от человека в данной ситуации.

Не сегодня и даже не вчера люди начали болеть душой. Больным умом (блаженным и умалишенным) часто помогали выживать сердобольные люди, приюты, монастыри, богодельни, и больницы. Но не во все времена и всегда помогали душевнобольным людям. В средние века в Западной Европе были гонения на ведьм и колдунов, среди которых могли быть тысячи безумных. Их жгли на кострах и избавлялись.
В 1547 году в Лондоне из общежития религиозного братства «Господа нашего из Вифлиема» возникла Бетлемская королевская больница - первый дом умалишенных (Бедлам).
Лишь в во времена Великой французской революции в 1798 году Филлип Пинель, назначенный старшим врачом госпиталя Сальпетриер приказал снять с цепей душевно больных.
В России писатель А.П.Чехов в рассказе «Палата №6» описывается психиатрическое отделение больницы с обязательной кислой капустой во флигеле, санитаром-держимордой и заброшенными больными.
«В больничном дворе стоит небольшой флигель … и серый больничный забор с гвоздями. Эти гвозди, обращенные остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек.и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек. Если вы не боитесь ожечься о крапиву, то пойдемте по узкой тропинке, ведущей к флигелю, и посмотрим, что делается внутри. Отворив первую дверь, мы входим в сени. Здесь у стен и около печки навалены целые горы больничного хлама. Матрацы, старые изодранные халаты, панталоны, рубахи с синими полосками, никуда негодная, истасканная обувь, - вся эта рвань свалена в кучи, перемята, спуталась, гниет и издает удушливый запах.
На хламе всегда с трубкой в зубах лежит сторож Никита, старый отставной солдат с порыжелыми нашивками. У него суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки, и красный нос; он невысок ростом, на вид сухощав и жилист, но осанка у него внушительная и кулаки здоровенные. Принадлежит он к числу тех простодушных, положительных, исполнительных и тупых людей, которые больше всего на свете любят порядок и потому убеждены, чтоихнадо бить. Он бьет по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка.
Далее вы входите в большую, просторную комнату, занимающую весь флигель, если не считать сеней. Стены здесь вымазаны грязно-голубою краской, потолок закопчен, как в курной избе, - ясно, что здесь зимой дымят печи и бывает угарно. Окна изнутри обезображены железными решетками. Пол сер и занозист. Воняет кислою капустой, фитильною гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец.В комнате стоят кровати, привинченные к полу. На них сидят и лежат люди в синих больничных халатах и по-старинному в колпаках. Это - сумасшедшие. Всех их здесь пять человек. Только один благородного звания, остальные же все мещане».
Что нужно знать о психическом статусе человека психологу?
Невозможно подступится к основам психологического консультирования без знаний о клиенте - его обычной жизни, обычного круга общения его в обществе, с друзьями и близкими. Психологу необходимо настроить свою душу на волну понимания с клиентом, что вообще-то, познается и понимается очень непросто.
Изучая, а затем описывая психологический статус клиента, первое, на что мы, психологи, обращаем внимание, на его внешний вид, его одежду, движения, выражение лица и различным проявлениям переживаемых человеком психических процессов. Многие признаки подскажут на сколько соответствует физическому, психологическому и психическому статусу данного человеку (возраст человека, его следование моде или пренебрежение ею).
Не только одежда, но и её использование, манера одеваться, ходить, жестикулировать может быть показательным примером ее связи с чертами характера.
При взгляде на клиента психолог прежде всего обращает внимание на глаза. Глаза - зеркало души.

Статус (лат. status - состояние, положение) - абстрактный многозначный термин, в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта.

Что есть психический статус человека и как его описать психологу?

Психический статус– описание состояния психики человека, включающие его интеллектуальные, эмоциональные и физиологические возможности. Психический статус носит описательно-информативный характер с достоверностью психологического (психопатологического) «портрета» и с позиции клинической информации (т.е. оценки)

Описание психического статуса.
1. Беседа в кабинете
2. Определение ясного или помрачённого сознания(при необходимости дифференцировки данных состояний). В случае отсутствия сомнений в наличии ясного (не помрачённого) сознания этот раздел можно опустить.
1.Внешний вид:опрятный, ухоженный, небрежный, макияж, соответствует (не соответствует) возрасту, особенности одежды и другое.
2.Поведение:спокойное, суетливое, возбуждение (описать его характер), походка, поза (свободная, естественная, неестественная, вычурная (описать), вынужденная, нелепая, однообразная), другие особенности моторики.
3.Особенности контакта:активный (пассивный), продуктивный (непродуктивный – описать, в чём это проявляется), заинтересованный, доброжелательный, неприязненный, оппозиционный, злобный, «негативистический», формальный и так далее.
4.Характер высказываний (основная часть «композиции» психического статуса, из которой следует оценка ведущего и обязательного признака и симптома).
1. В психическом статусе делается акцент на отношение клиента к своим переживаниям. Поэтому уместно использование таких выражений, как «сообщает», «считает», «убежден», «утверждает», «заявляет», «предполагает» и другие. Таким образом, должна быть отражена оценка клиентом прежних событий, переживаний, ощущений сейчас, в настоящее время.
2.Начинать описание настоящих переживаний необходимо сведущего(то есть принадлежащего к определённой группе) синдрома, который обусловил обращение к психологу (запрос клиента).
Например:расстройства настроения (пониженное, повышенное), галлюцинаторные феномены, бредовые переживания (содержание), психомоторное возбуждение (ступор), патологические ощущения, нарушения памяти и так далее.
4.Описание ведущего признака и синдрома должно быть исчерпывающим, то есть с использованием не только данных субъективного самоотчёта клиента, но и включая уточнения и дополнения, выявленные в ходе беседы.
5.Для максимальной объективизации и точности описания рекомендуется использование цитат (прямой речи клиента), которые должны быть краткими и отражать только те особенности речи (и словообразования) клиента, которые отражают его состояние и не могут быть заменены другим адекватным (соответствующим) речевым оборотом.
Например:неологизмы, парафазии, образные сравнения, специфические и характерные выражения и обороты и другое. Не следует злоупотреблять цитатами в случаях, если изложение своими словами не влияет на информативную значимость данных высказываний.
Исключением является цитирование более длинных примеров речи в случаях нарушения её целенаправленности, логической и грамматической структуры (соскальзывание, разноплановость, резонерство)
Например:бессвязность (спутанность) речи у клиентов с расстроенным сознанием, атаксии (бессвязность мышления) у шизоидов, бессвязность речи у клиентов психомоторным возбуждением и клиентов с разными формами слабоумия и так далее.
6.Описание отношение клиента к существующей обстановке - как неприязненной, оппозиционной, злобной (описать), вынужденной, неприемлемой.
7.Описание дополнительных скрытых признаков, то есть закономерно встречающихся в рамках определённого кластера, но который может отсутствовать.
Например:пониженная самооценка, суицидальные мысли при депрессивном синдроме.
7.Описание факультативных, зависящих от патопластических фактов («почвы»), симптомов.
Например:выраженные соматовегетативные расстройства при депрессивном (субдепрессивном) синдроме, а также фобии, сенестопатии, обсессии в структуре того же синдрома.
8.Эмоциональные реакции:
1.Реакция клиента на свои переживания, уточняющие вопросы психолога, замечания, попытки коррекции и так далее.
2.Другие эмоциональные реакции(кроме описания проявлений аффективного расстройства, как ведущего психопатологии синдрома).
1.Мимика (мимические реакции): живая, богатая, бедная, однообразная, выразительная, «застывшая», однообразная, вычурная (манерная), гримасничанье, маскообразная, гипомимия, амимия (утрата способности выражаться жестами и мимикой) и др.
2.Голос:тихий, громкий, монотонный, модулированный, выразительный и так далее.
3.Вегетативные проявления:гиперемия, бледность, учащение дыхания, пульса, гипергидроз и т. д.
4.Изменение эмоционального реагирования при упоминании о родных, психотравмирующих ситуаций, о других эмоциогенных факторах.
5.Адекватность (соответствие) эмоциональных реакций к содержанию беседы и характеру болезненных переживаний.
Например:отсутствие проявлений страха, тревоги при переживании больным в данный момент вербальных галлюцинаций угрожающего и устрашающего характера.
6.Соблюдение клиентом дистанции и такта (в беседе).
9.Речь:грамотная, примитивная, богатая, бедная, логически стройная (алогичная и паралогичная), целенаправленная (с нарушением целенаправленности), грамматически стройная (аграмматичная), связная (бессвязная), последовательная (непоследовательная), обстоятельная, «заторможенная» (замедленная), ускоренная по темпу, многоречивая, «речевой напор», внезапные остановки речи, умолкание и так далее. Привести наиболее яркие примеры речи (цитаты).
5.Отмечать отсутствующие у клиента в настоящее время расстройства необязательно, хотя в ряде случаев это можно отразить с целью доказательства того, что психолог пытался активно выявить другую (возможно скрываемую, диссимулируемую) симптоматику, а также симптомы, которые клиент не считает проявлением психического расстройства, а потому активно о них не сообщает.
При этом не следует писать обобщенно: например «без продуктивной симптоматики». Чаще всего имеется в виду отсутствие бреда и галлюцинаций, тогда, как другие продуктивные симптомы (например, аффективные расстройства) не принимаются во внимание.
В этом случае лучше конкретно отметить, что именно психологу не удалось выявить (расстройств восприятия галлюцинаций, бреда).
Например:«бреда и галлюцинаций выявить не удаётся (или не выявлено)».
Или: «нарушений памяти не выявлено».
Или: «память в пределах возрастной нормы»
Или: «интеллект соответствует полученному образованию и образу жизни»
6.Критика к своему состоянию- активная (пассивная), полная (неполная, частичная), формальная. Критика к отдельным проявлениям признаков неадекватности собственного состояния или отсутствии критики к своему неадекватному состоянию к «изменениям своей личности» в целом.
Следует помнить, что при детальном описании таких феноменов, как «бред» и квалификации синдрома, как «бредовый» нецелесообразно отмечать отсутствие критики (к бреду), так как отсутствие критики является одним из ведущих симптомов бредового расстройства.
7.Динамика психического состояния в процессе беседы- нарастание утомления, улучшение контакта (ухудшение), нарастание подозрительности, отгороженности, растерянности, появление отсроченных, замедленных, односложных ответов, злобности, агрессивности, или, напротив, большей заинтересованности, доверительности, доброжелательности, приветливости.

Джон;Соммерз-Фланаган, Рита Соммерз-Фланаган в книге "Клиническое интервьюирование" прописали исследование психический статус клиента.
;"Исследование психического статуса - это метод систематизации и оценки клинических наблюдений относительно психического статуса и состояния клиента. основная цель исследования психического статуса заключается в диагностике актуальных когнитивных процессов. Однако в последние годы исследование психического статуса стало более масштабным, некоторые клиницисты включают сюда также психосоциальную историю, выяснение личной истории, планирование терапии и диагностические впечатления. <..> Любой человек, который собирается работать в сфере охраны психического здоровья, должен уметь осуществлять компетентную профессиональную коммуникацию с другими специалистами посредством отчётов обисследовании психического статуса" [с. 334-335].
зу об актуальном психическом функционировании клиента" (с.335-337).

Основные категории психического статуса:
1. Внешность.
2. Поведение, или психомоторная активность.
3. Установки по отношению к интервьюеру.
4. Аффект и настроение.
5. Речь и мышление.
6. Перцептивные расстройства.
7. Ориентация и сознание.
8. Память и интеллектуальные способности.
9. Надежность, рассудительность и понимание клиентом своих проблем.
......
Во время исследования психического статуса наблюдения систематизироваться таким образом, чтобы на их основе выработать гипотезу об актуальном психическом функционировании клиента.
Индивидуальные и культурные факторы
Исследование психического статуса может осложнятся искажениями, вызванными культурной восприимчивостью психолога-интервьюера. Культурная принадлежность клиента может быть определяющим фактором его психического статуса.
Иногда определённые убеждения, связанные с культурой, особенно религиозные, кажутся безумием (или заблуждения) из других культур. То же относится и к убеждениям и моделям поведения, связанные с физическими заболеваниями, развлечениями, свадебными ритуалами и семейными обычаями. Интервьюер должен учесть влияние индивидуальных и культурных факторов. Например, это могут быть различия в культурно адекватных проявлениях печали, стресса, унижения или последствий травматического опыта. К тому же представители национальных и культурных меньшинств, которые недавно оказались в новой культурной среде, могут выражать смятение, страх и недоверие. Кроме того, в экстремальных или стрессовых ситуациях дезориентацию могут демонстрировать люди с ограниченными физическими возможностями.

Внешность
Наблюдения основываются в основном на физических характеристиках и некоторых демографических данных.
Физические характеристики клиентов включают такие аспекты, как опрятность, одежда, расширение/сужение зрачков, выражение лица, потоотделение, макияж, наличие татуировок, сережек и пирсинга, рост, вес и телосложение. Интервьюер должен внимательно наблюдать не только за внешним видом клиентов, но и за особенностями их физической реакции на себя или общения с ним.
Пол, возраст, расовая и этническая принадлежность может быть значимым для интервьюирования. «Клиент который выглядит старше своего возраста, может иметь опыт приема наркотических веществ, страдать органическим расстройством психики или иметь физические заболеваниях. Внешность также может быть выражением его среды или той ситуации, в которой он находится.
Поведение и психомоторная активность
Интервьюер должен наблюдать за поведением клиента и фиксировать его особенности. Уделяется внимание как чрезмерной или недостаточной активности, так и наличию или отсутствию определенных моделей поведения (например, уклонение от визуального контакта (с учётом культурного влияния), гримасы, чрезмерный визуальный контакт (пристальное разглядывание), необычные или повторяющие жесты и положение тел). Клиенты могут не признаваться в определённых мыслях или чувствах (например, в паранойяльных или депрессивных). А их поведение будет противоречить их словам (например, напряженная поза и пристальный взгляд или замедленная психомоторика и неподвижное лицо).
Чрезмерная подвижность может говорить о беспокойстве, приеме наркотических веществ или маниакальной фазе биполярного расстройства. Чрезмерная медлительность может свидетельствовать об органической дисфункцией мозга. кататонической шизофрении или наркотическом ступоре Депрессия может проявляется либо через возбуждение, либо через психомоторную заторможенность. Некоторые параноидные клиенты иногда настороженно оглядываются, постоянно оглядываются, постоянно опасаясь внешней угрозы. Постоянное смахивание воображаемых пушинок или пыли с одежды иногда ассоциируется с делирием, наркотической или медикаментозной интоксикацией.
Установки по отношению к интервьюеру
Агрессия: клиенты выражают агрессию вербально, жестами, мимикой. Клиенты могут оборвать и агрессивно ответить на вопрос: «Какой идиотизм» или «Конечно я злюсь. Может хватить меня передразнивать?».
Безразличие: внешность и движения клиентов говорят о равнодушии, отсутствии интереса к интервью. Клиенты могут зевать, барабанить пальцами, отвлекаться на посторонние помехи.
Враждебность: клиенты язвительны и опосредованно проявляют недоброжелательность (например, через сарказм, закатывание глаз, кислое выражение лица).
Заискивание: клиенты могут подобострастно, слишком активно добиваются одобрения и поддержки интервьюера. Они могут попытаться представить себя в самом выгодном свете или соглашаться со всем, что говорит интервьюер. Клиенты могут делать слишком много жестов согласия (очень часто кивать головой), улыбаться, не отрываясь смотреть интервьюеру в лицо.
Манипулирование: могут использовать слова интервьюера в своих интересах «Он вёл себя нечестно, правда?»
Напряжение: постоянный или почти постоянный контакт, клиент всем телом подается к психологу и напряженно его слушает. Клиенты могут говорить громким и напряженным голосом.
Негативизм: клиенты сопротивляются буквально всему, что говорит интервьюер. Они могут не соглашаться с безусловно правильным перефразированием, отражением чувств, обобщениями. Могут отказываться отвечать на вопросы или вообще молчать. Такое поведение также называется оппозиционным.
Нетерпение: клиенты сидят на краешке стула. Не в состоянии выносить долгие паузы или медленную речь интервьюера. Могут выражать желание получить рецепт решения своих проблем, проявляют враждебность и состоятельность.
Пассивность: клиенты не проявляют ни заинтересованности, ни сопротивления. Они могут пользоваться фразой «Как скажите». Они могу сидеть и ждать. Пока им не скажут, что они должны делать.
Подозрительность: Клиенты могут подозрительно оглядываться, бросать подозрительные взгляды, задавать вопросы о том, что записывает интервьюер.
Соблазнение: Клиенты могут соблазнительно или вызывающие трогать или гладить себя, близко придвигаться и пытаться коснуться интервьюера.

Содержание аффекта
Содержание аффекта
Сначала вам следует определить, какое аффективное состояние вы наблюдаете со стороны клиента.
Что это – грусть, эйфория, беспокойство, страх, гнев, тревога, испуг, вина или раскаяние, счастье или радость, печаль, удивление, раздражение?
Индикаторами аффективного состояния могут быть выражение лица, положение тела, движения и тон голоса клиента.
Диапазон и продолжительность
В некоторых случаях аффективный диапазон клиента может быть слишком изменчивым, в других случаях он может быть весьма ограниченным.
Как правило, клиенты с признаками навязчивых состояний (компульсий) демонстрируют ограниченный аффективный диапазон, в то время как клиенты с признаками мании и истеричные демонстрируют чрезвычайно широкий диапазон эмоций, довольно быстро переходя от ощущения счастья до печали и обратно. Такая закономерность получила название лабильного эффекта. Иногда в ходе интервью клиенты демонстрируют незначительный или нулевой аффект, словно их эмоциональная жизнь полностью прекратилась (уплощенный аффект). Признаками уплощенного эффекта у клиентов наблюдается неспособность устанавливать эмоциональный контакт с людьми (при приеме антипсихотических препаратов, шизофрении, болезнь Паркинсона).
Адекватность
Об адекватности аффекта судят в контексте содержания речи клиента и той жизненной ситуации, в которой он находится. Например, клиент говорит о безусловно трагическом происшествии и при этом хихикает или демонстрируют поразительное эмоциональное безразличие к своему положению.
Глубина или интенсивность
Некоторые клиенты выглядят глубоко опечаленными, печаль других кажется более поверхностной. Возможно, некоторые клиенты могут прилагать все силы к тому, чтобы «сохранить хорошую мину при плохой игре». Однако посредством внимательных наблюдений за тоном голоса, положением тела, выражением лица и способностью быстро переходить (или не переходить) к новой теме интервьюер может получить хоть какое-то представление о глубине и интенсивности аффекта. Характеристики аффекта могут быть: эйфорические. лабильные, неадекватные по отношению к содержанию речи и жизненной ситуации, поверхностные.

Настроение
При исследовании психического статуса настроение и аффект рассматриваются как два разных понятия.
Настроение клиента следует выяснить посредством простых недирективных открытых вопросов, например: «Как бы вы описали своё настроение?», «Как вы себя чувствуете в последнее время?», а не закрытых директивных вопросов как: «Чувствуете ли вы подавленность?». Когда клиентов спрашивают о их состоянии, некоторые из них начинают описывать своё физическое состояние или жизненную ситуацию. В таком случае просто выслушайте их а затем спросите: «А эмоции? Что вы чувствуете (по отношению своего физического состояния или жизненной ситуации)?».
Желательно дословно записывать ответы клиентов на ваш вопрос относительно их настроения. Это даёт возможность сравнивать описания клиентом своего настроения в разное время и сравнивать с описанием им своих мыслей, так как последнее может объяснить доминирующий характер первого.
Настроение отличается от аффекта несколькими характерными чертами: оно, как правило, более долговременное; меняется не так спонтанно, как аффект; создает эмоциональный фон; Характеризуется самим клиентом, в то время как аффект выясняется интервьюером.
Говоря фигурально, настроение соотносится с аффектом так же, как климат соотносится с погодой.

Речь и мышление

С точки зрения исследования психического статуса, речь и мышление тесно связаны. Интервьюер наблюдает и диагностирует мыслительные процессы клиента, прежде всего через речь, невербальное поведение, язык жестов.

Речь
Речь характеризуется с помощью таких категорий, как темп (т.е. скорость речи), уровень громкости и объем.
Темп и уровень громкости может быть:
Высокими (быстрый темп, громкая речь);
Средними (нормальными или обычными);
Низкими (медленный темп, тихая речь).
Речь клиента обычно описывается как напряженная (высокая скорость), громкая, медленная или запинающаяся (низкая скорость), либо тихая, неслышная.
Если клиент говорит свободно, без принуждения, интервьюеру легче диагностировать их речь и мышление. Речь, которая не была вызвана прямым побуждением или вопросами со стороны интервьюера, в отчетах называют спонтанной. При спонтанной речи с клиентом легче работать интервьюеру и она обеспечивает легкий доступ его внутренним мыслительным процессам. Однако некоторые клиенты избегают открытого разговора и могут лишь кратко отвечать на прямые вопросы. О таких клиентах говорят, что у них «обедненная речь». Некоторые клиенты очень медленно реагируют на вопросы. В таком случае говорят о повышенной или продолжительной латентности ответа. К характерным особенностям речи могут относится: акцент, высокий или низкий тон, дефекты лексики. Нарушение речи включают дизартрию (нарушение артикуляции речи; проявляется в затруднении произношения, особенно с гласных звуков, брадифазии [замедление речи], прерывистости речи), дисспросодию (нарушение мелодии речи, её ритмики и акцентов; проявляется в бормотании, слиянии слов или, наоборот, длинных паузах и разрывах между слогами и словами), беспорядочную речь (быстрая, неструктурированная, невразумительная речь) и заикание. Все это может бытьсвязано с нарушениями деятельности мозга или наркотической интоксикацией.

Мыслительный процесс
Наблюдение и диагностика мышления обычно включает две широкие категории: мыслительный содержание мыслей. Мыслительный процесс относится к тому, как клиенты выражают свои мысли (упорядочено, организованно, логично). Могут ли клиенты «говорить по существу»? У клиента может наблюдаться «словесный винегрет», неологизмы, блокировки мыслей. , внезапной остановки речи или мышления (при симптоме тревожности, шизофрении или депрессии).

Содержание мыслей
Содержание мыслей относится к смыслу сообщений клиента. Если мыслительный процесс – это как, то содержание мыслей – это что.
Характеристики мыслительного процесса
Блокирование речи. Внезапное прерывание речи посреди предложения. При этом отсутствуют какие-либо объяснимые причины того, почему клиент престал говорить, этого не может объяснить и сам клиент. Блокировка может означать приближение к чрезвычайно болезненной теме. Это может также говорить о вмешательстве в сознание бредовых идей или о нарушениях восприятия.
Обстоятельная речь. Нарушение речи, проявляется замедлением её темпа, явлениями брадилогии (затруднение и замедление течения ассоциативных процессов (мышления, речи)), излишней обстоятельностью, вязкостью, застреванием на незначительных по смыслу обстоятельствах. Цель высказывания, речевая задача при этом сохраняется, но путь к ним значительно замедляется (характерна при эпилепсии и у людей с высокоразвитым интеллектом, у ученых). В конце концов они выражают свою мысль, но делают это не так прямо и понятно, как можно было бы. Обстоятельная речь также может быть признаком сопротивления клиента или выражением параноидального мышления (а может просто означать. Что профессор не подготовился к лекции)
Фенотипические ассоциации. Сочетание не связанных по смыслу слов только на основе сходного звучания, проявляются через бессмысленную аллитерацию или рифмы. Например: «Я такой мерзкий, дерзкий, зверский, акушерский» или «Когда я думаю о своём папе, лапе, сапе, капе, тапе». Конечно это явление не всегда говорят о психопатологии и это может поощряться конкретной ситуацией или субкультурой, например у Рэперов).
Скачка идей. Клиент не останавливается на главной мысли или не отвечает на поставленный вопрос, излишне возбуждены или сверхэнергичны (в маниакальном или гипоманиакальном состоянии) или после приема повышенной дозы кофеина.
Ослабление ассоциации. Недостаток или отсутствие логических связей между мыслями, фразами при их незначительной и отвлеченной связью и событиями (при шизотипических расстройствах личности, шизофрении). Например: «Я люблю вас. Хлеб дает жизнь. Я вас раньше не встречал в церкви? Инцест – это ужасно». При этом примере клиент думает о симпатии и любви, затем любви Бога к людям, выраженную через жертву Христа, тело которого претворяется в хлеб в таинстве церковного причастия, затем клиент думает о церкви и вспоминает об обличении греха кровосмешения во время проповеди. Ассоциации довольно слабые, совершенно отвлеченные.
Конечно, у некоторых людей с нестандартным, творческим мышлением ослабление ассоциаций наблюдается регулярно.
Немота. Практически полное отсутствие или ограниченного самовыражения (аутизм. кататоническая шизофрения).
Неологизмы. Изобретенные клиентом слова. Неологизмы следует отличать от оговорок. Они создаются в речи спонтанно, т.е. не являются продуктом творческого мышления. Мы, например, слышали от своих клиентов такие слова, как «нырьба» и «утконосица». Очень важно выяснить у клиента значение и происхождение слова. Это могут быть почерпнутые из песен, книг, фильмов и других источников («муси-пуси», «трахнуться» и пр.).
Персеверации. Невольное повторение слова, фразы или действия. Персеверации часто свидетельствуют о психотических расстройствах и повреждениях головного мозга. Подобную форму поведения часто проявляют подростки, когда им отказывают в их просьбах и желаниях; хотя нормальные подростки скорее настойчивы – если их должным образом мотивировать, они могут сознательно остановиться.
Отвлеченная речь. Нет последовательности в логике слов и предложений. Клиенты не в состоянии соблюдать последовательность мыслей. Это высшая степень расстройства мышления.
К содержанию мыслей относятся бредовые представления, навязчивые состояния, суицидальные или гомицидальные мысли (влечение к человекоубийству, одержимость идеей забрать жизнь другого), фобии или сильные длительные эмоции, особенно чувство вины.
Бред - глубокие заблуждения клиента, свидетельствующие об утрате контакта с реальностью; они не основаны на фактах или реальных событиях. Интервьюеру следует записывать бредовые представления. Не следует переубеждать клиентов в ошибочности их бредовых представлений. Вместо этого можно задавать вопросы, которые помогут вам лучше разобраться в бреде. Например: «Откуда вы знаете, что вы действительно [описание бредовой идеи]?
Клиенты с бредовыми идеями могут страдать бредом преследования (паранойя), ипохондрическим бредом (считают, что они страдают определенной болезнью), бредом самообвинения, бредом величия и т.д.
Навязчивые состояния.
Навязчивые состояния - это повторяющиеся и устойчивые идеи, мысли и образы. Действительные навязчивые состояния всегда не зависят от воли человека и обычно воспринимаются как бессмысленные или иррациональные даже теми, кто их испытывает. Если индивид теряет контроль над определенными мыслями, можно говорить о навязчивом состоянии (один клиент считал, что на нем «кишат бациллы и глисты», другие каждый день исполняли бессмысленные ритуалы, либо мыли либо проверяли что-либо). Навязчивые состояния характеризуются прежде всего чувством сомнения и которые не мешают им нормально функционировать дома, на работе.
Перцептивные расстройства
Перцепция (от лат. perceptio) - чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным отражением действительности нашими органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием) и как уже структурированная реакция нервной системы на среду, в виде уже сложившихся образов или явлений.
Перцептивные расстройства включают галлюцинации и иллюзии. Галлюцинациями называют ложные сенсорные впечатления или восприятие, возникающие без соответствующих внешних раздражителей. Под Иллюзиями понимаются ложные, искаженные восприятия реальных предметов.
Ориентация и сознание
При исследовании психического статуса обычно диагностируется, ориентируется ли клиент в той ситуации, в которой он находится (т.е. сознают ли клиенты где они, кто они и т.д.).
При дезориентации клиент может быть не способен правильно ответить на один или большее из этих вопросов по ориентации. При дезориентации клиенты обычно сначала утрачивают ощущение времени, затем места и, наконец, личности. Восстанавливается ориентация в обратном порядке (сначала личность, затем место, потом время).
Вопросы по ориентации могут восприниматься клиентами с нормальной ориентации как оскорбительные. Самые простые вопросы по ориентации могут их унизить. Поэтому к определению ориентации клиента следует подходить с деликатностью.
Интервьюер задает простые вопросы.
Личность
Как вас зовут?
Откуда вы родом?
Где вы живете в настоящее время?
Чем вы занимаетесь в свободное время?
Вы работаете? Если да, то кем?
Вы замужем(женаты)? Как зовут вашего супруга (вашу супруга)?
У вас есть дети?
Место
В последнее несколько дней (часов) вы много пережили. Интересно, вы можете описать, где вы сейчас находитесь (в каком городе, в каком месте)?
Вы можете назвать сегодняшнюю дату? (Если клиент говорит, что точно помнит, попросите назвать хотя бы приблизительную дату, это поможет установить степень ориентации).
Вы помните, какой сегодня день недели?
Какой сейчас месяц (год)?
Сколько вы здесь находитесь?
Описание состояния сознания:
Ясное;
Спутанное;
Сумеречное;
Ступорозное;
Бессознательное;
Коматозное.
Память и интеллектуальные способности
Память
Память в широком смысле понимают как способность вспоминать прошлое. Обычно диагностирую три вида памяти: долговременную, памяти на недавние события и кратковременную.
Возможность конфабуляции долговременной памяти означает спонтанную фальсификацию или искажение воспоминаний. Мы даже обнаружили, что у некоторых супружеских пар возникают серьёзные разногласия, если воспоминания о ключевых событиях у мужа и жены не совпадают. Ясно, что человеческая память несовершенна, и по прошествии времени интерпретация событий может меняться. Это особенно касается тех ситуаций, когда клиента заставляют вспоминать прошлое. Клиент может рассказать о каких-то отрывочных воспоминаниях, но при оказании на него давления с целью развертывания или уточнения деталей могут иметь место конфабуляции. В этом случае полезно связаться с родственниками, друзьями знакомыми клиента (требуется юридическое согласие). К тому же друзья и родственники могут быть неискренни, или воспоминания также будут изменены.
Клиенты могут прямо признавать проблемы с памятью (но это не факт). Клиенты с депрессией часто преувеличивают степень ослабления когнитивных способностей, жалуясь на анормальную деятельность мозга.
Самая распространенная методика диагностики кратковременной памяти – обратный отчёт от ста по семь (100, 93, 86, 79). При этом следует учитывать тревожность. культурную среду и уровень образованности клиента.
Клиенты иногда чувствительны к результатам выполнения когнитивных тестов. Их реакция от неуверенности в себе до уверток и открытого признания своего беспокойства.
Интеллектуальные способности
Д.Векслер определил интеллект как «общую способность … целесообразно действовать, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать со своим окружением».
Интеллект = это совокупность нескольких частных способностей, а не общую способность к адаптации считают Р.Штернберг и В. Вагнер. Они предлагают теорию тройной иерархии интеллекта:
Академическое решение задач;
Практический интеллект;
Творческий интеллект.
Д.Гоулман дал определение эмоциональному интеллекту способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Теория множественного интеллекта Г.Гарднера утверждает, что существует семь или восемь видов интеллекта, проявляющихся в разных сферах.
При определении интеллектуальных способностей клиента во время исследования психического статуса используется несколько методов.
Во-первых, по уровню образованности клиента интервьюер может судить о его врожденном интеллекте. При этом особый упор делается на академическом интеллекте.
Во-вторых, диагностируется способность клиента в понимании и использовании речи (словарный запас или понимания слов). Доказано, что характеристика словарного запаса могут служить единственным надежным показателем потенциального коэффициента интеллекта.
В-третьих, об интеллекте судят по ответам клиента на вопросы, призванные вызвать запас знаний.
В-четвертых, об интеллекте судят по ответам на вопросы, предназначенные для диагностики абстрактного мышления.
В-пятых, для диагностики интеллектуального функционирования используются вопросы, предназначенные для диагностики рассудительности.
В-шестых, уровень интеллектуальных способностей устанавливается на основании ответов клиента на вопросы по выяснению ориентации, сознания и памяти.
Надежность, рассудительность и понимание клиентом своих проблем
Надежность
Надежность клиента зависит от того. насколько ему можно верить, заслуживает ли доверия предоставленная им информация. Надежный информант – это клиент, который старается описать свою личную историю и нынешнюю ситуацию правдиво и точно. Некоторые клиенты крайне не надежны, по той или иной причине они искажают, фальсифицируют либо откровенно привирают свою личную историю или нынешнюю ситуацию.
Надежность может быть установлена исходя из ряда внешне наблюдаемых факторов. Клиенты, способные внимательно относится к деталям и спонтанно развивать вопросы интервьюера. И наоборот, клиенты, которые уклончиво отвечают на вопросы или проявляют сопротивление, скорее всего, окажутся ненадежными информаторами. В некоторых случаях будет явно видно, что клиенты намеренно скрывают или преуменьшают определенные моменты своей личной истории. В некоторых случаях при подозрении на ненадежность стоит связаться с родственниками, работодателями или другими лицами, которые могут подтвердить сведения клиента. Если есть сомнения в плане надежности личной истории, то необходимо это отметить в отчете об исследовании психического статуса клиента.
Рассудительность
Рассудительные люди способны принимать конструктивные и адаптивные решения, которые позитивно отражаются на их жизни. При исследовании деятельности, отношений и профессионального выбора клиента можно спросить, например, вовлечен ли он в какую-либо незаконную деятельность или состоит ли он в связях, которые можно считать вредными. Любит ли клиент «щекотать себе нервы», заниматься опасной для жизни деятельностью. Разумеется, последовательное участие в незаконной или опасной для жизни деятельности и поддержание деструктивных связей будет свидетельством того, что индивид не проявляет рассудительности в выборе рода деятельности или связях. Интервьюер может судить об определенных моделях поведения клиента по ответам на вопросы об их действиях в гипотетических ситуациях.
Понимание клиентом своих проблем
Клиенты с высоким уровнем понимания своих проблем могут обсуждать возможные эмоциональные или психосоциальные факторы, обуславливающие их симптомы. Клиенты с низким уровнем понимания своих проблем, наоборот, когда им указывают на возможные психосоциальные или эмоциональные объяснения причин их состояния: во многих случаях упорно отрицают наличие каких-либо проблем вообще.
Для описания степени понимания клиентом своих проблем интевьюеры используют один из четырех дескрипторов.
Отсутствует. Клиенты, которым приписывают отсутствие понимания, обычно не признают, что у них есть проблема. Они могут винить других людей в том, что их обвиняют в наличие психосоциальных проблем и направили к специалисту или госпитализировали.
Плохое. Клиенты признают мелкие проблемы или симптомы, но прибегают исключительно к физическим, медицинским или ситуативным факторам их объяснения. Они не хотят признавать тот факт, что состояние здоровья может определяться эмоциональным состоянием. Такие клиенты не признают никакой личной ответственности за свои психосоциальные проблемы или определенной роли в них нефизических факторов. Если они и признают наличие проблемы, то, как правило, видят её решение лишь в медикаментозном или хирургическом лечении либо в изоляции от тех людей, которые якобы ответственны за эту проблему.
Частичное. Клиенты, которые чаще признают наличие проблемы и возможную необходимость терапии, чем отрицают, обладают частичным пониманием. Однако такая позиция может смениться непониманием и не признанием своей проблемы, а результате чего возможно преждевременное прекращение психотерапии.
Хорошее. Клиенты с готовностью признают наличие проблемы, для решения которой необходима адекватная психотерапия» [с.334-372].
Литература: Соммер-Фланаган, Джон, Соммер-Фланаган, Рита. Клиническое интервьюирование. М.: издательский дом «Вильямс», 2006.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!