Кому непосредственно подчиняется классный руководитель. Должностная инструкция "классный руководитель"

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер. Читайте в нашей статье о содержании работы классного руководителя.

Функции и обязанности классного руководителя

Каково значение классного руководителя? Он - основной организатор учебно-педагогического процесса в школе; должностное лицо, которое назначает директор школы для того, чтобы организовать воспитательную работу с учениками.

Сегодня существует несколько видов классного руководства:

  • педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство
  • классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса
  • куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе
  • тьютор, покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.

Функции классного руководителя:

  • воспитание
  • организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива
  • координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями)
  • управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Классный руководитель - лицо, имеющее определённые права и обязанности:

  • быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика
  • осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий
  • взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, библиотекарем, школьным психологом, медработниками, специальными службами делам детей, родителями учеников
  • вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и с помощью различных методов
  • содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе
  • получать помощь от коллектива сотрудников школы
  • вести индивидуальную работу с учениками и их родителями
  • не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей
  • проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики
  • организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников
  • помогать каждому конкретному ученику в решении проблем
  • осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.

«Совет. Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования».

Система работы

В последнее время одно из основных требований к организации и осуществлению грамотной профессиональной деятельности классного руководителя - ведение работы системного типа и с классом, и с каждым учеником в отдельности. Такая работа должна быть направлена на развитие индивидуальности каждого учащегося и, благодаря этому, неповторимости и успешности всего класса. Важнейшее задание классного руководителя - это забота о взаимопонимании между ним и учениками, благоприятном социально-психологическом климате в ученическом коллективе.

Классный руководитель ведёт системную работу на основе:

  • воспитательной программы (концепции), принятой в образовательном учреждении
  • анализа результатов деятельности, а также положительных и отрицательных проявлений жизни
  • педагогики
  • актуальных задач воспитания
  • принципа толерантности.

«А известно ли Вам, что хороший классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?».

Система работы классного руководителя состоит из:

  • аналитической, прогностической, организационной деятельности в сфере воспитания;
  • контроля над повседневной жизнью класса
  • использования современных методов воспитательной работы.

Внедряя как общеизвестные, так и инновационные методы и формы работы с воспитанниками, классный руководитель должен понимать, что чем их больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и обсуждения, дискуссии и дебаты, игры и тренинги, экскурсии и интересные встречи, конкурсы и турниры, разные формы общественно-полезного и творческого труда и прочее.

Успешная работа классного руководителя предполагает и тесную связь с родителями учеников. Работу с родителями можно осуществлять с помощью следующих форм:

  • родительское собрание
  • совместные мероприятия для учеников и родителей (праздники, соревнования, игры, турниры)
  • родительские лектории по актуальным проблемам педагогики.

Смотрите видео, в котором классрук делится опытом ведения воспитательной работы

Каким должен быть классный руководитель

Классный руководитель - это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся:

  • духовным образцом человеческой культуры
  • защитником от безнравственности
  • инициатором сплочения ученического коллектива
  • фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика
  • помощником ребёнка
  • консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников
  • человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества
  • консультантом по профориентации
  • координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника
  • человеком, позитивно влияющим нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.
  1. Эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями.
  2. Уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности.
  3. Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
  4. Планировать свою деятельность.
  5. Организовывать воспитательные мероприятия.
  6. Использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе.
  7. Внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.

Самообразование

«А знаете ли вы, что сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане?».

Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы :

  1. Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
  2. Самостоятельная образовательная работа.

Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы , который должен включать в себя:

  1. Выбор тематики.
  2. Определение целей и задач работы, выделение объекта и предмета.
  3. Подробное изучение литературных источников по избранной тематике.
  4. Разработку последовательного плана деятельности.
  5. Практическое использование результатовсвоих опытов и экспериментальной деятельности.
  6. Анализ проведённой работы, формулирование выводов, рекомендаций, направлений дальнейшей деятельности.
  7. Оформление работы и презентация отчёта перед педагогическим коллективом.

Документы классного руководителя

Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.

Общий список документов классного руководителя:

  1. Годовой план по воспитательной работе.
  2. Внесение информации в классный журнал.
  3. Таблица сведений о родителях.
  4. Перечень членов родительского комитета.
  5. Краткое описание содержания родительских собраний (протоколы).
  6. Расписание и содержание уроков учителей разных предметов (с целью изучения воспитательных моментов).
  7. Сценарии воспитательных мероприятий, классных часов.
  8. Диагностические методики.
  9. Сведения о проведении индивидуальной работы с проблемными учениками.
  10. Паспорт класса.
  11. Журнал проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
  12. Отчёты по воспитательной работе.
  13. Сведения о посещаемости учащихся, их успеваемости, прилежанию, состоянию здоровья.
  14. Информация о внеурочной деятельности учеников.
  15. Личные дела школьников.

Классный руководитель сегодня - это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на , формировать их души, вести к свету.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Исполнение обязанностей классного руководителя осуществляется на основании приказа директора школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на других педагогических сотрудников. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Классный руководитель должен иметь среднее или высшее профессиональное образование или соответствующий опыт работы.

1.3. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора (воспитательная работа).

1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», семейным кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Классный руководитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

ФУНКЦИИ

2.1. организация воспитательного процесса в классе, руководство им и контроль за развитием этого процесса;

2.2. содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся в классе.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

3.1. анализирует:

Проблемы, ход, развитие и результаты воспитательного процесса в классе;

3.2. прогнозирует:

Тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки плана воспитательной работы в классе;

Последствия запланированной воспитательной работы в классе;

3.3. планирует и организует:

Воспитательный процесс во время проведения мероприятий с обучающимися класса;

Разработку необходимой методической документации по воспитательной работе в классе;

- осуществление систематического контроля за уровнем воспитанности обучающихся;

Работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами обучающихся класса;

Просветительскую работу для родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса;

Изучение с учениками Правил для учащихся;

3.4. координирует:

Деятельность обучающихся во время воспитательных мероприятий;

3.5. контролирует:

Безопасность используемых в воспитательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств;

Соблюдение учениками Правил для учащихся;

3.6. корректирует:

Развитие личности обучающихся;

Ход выполнения программы воспитательной работы в классе;

3.7. консультирует:

Родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса;

3.8. оценивает:

Воспитанность и личностное развитие учащихся;

3.9. обеспечивает:

Проведение родительских собраний не реже одного раза в четверть;

Еженедельную проверку ведения дневников обучающимися;

Своевременную передачу родителям обучающихся информации и требований администрации школы;

Своевременное составление установленной отчетной документации и ее представление непосредственным руководителям;

Своевременное и аккуратное заполнение в журнале страничек классного руководителя;

Создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого обучающегося;

Помощь учащимся в учебной деятельности, в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями и родителями, в получении дополнительного образования через систему кружков, секций, студий и т.п.;

Обновление содержания воспитательной работы класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся;

Сохранность оборудования, мебели и санитарного состояния закрепленного помещения;

Получение обучающимися горячего питания в столовой;

3.10. присутствует:

На любых мероприятиях, в которых принимают участие учащиеся своего класса;

На всех психолого-педагогических и организационных мероприятиях, проводимых для родителей (законных представителей) своего класса.

ПРАВА

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. выбирать:

Формы и методы воспитания учащихся;

4.2. давать:

Обязательные распоряжения учащимся во время проведения воспитательных мероприятий;

4.3. привлекать:

К дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;

4.4. принимать участие:

В разработке воспитательной программы школы;

Работе Педагогического совета;

4.5. вносить предложения:

О начале, прекращении или приостановлении конкретных воспитательных проектов;

По совершенствованию воспитательной работы;

У руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

4.7. приглашать:

От имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об успехах и нарушениях их детей;

4.8. требовать:

От учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы;

4.9. повышать:

Свою квалификацию.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и заместителя директора по воспитательной работе и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Должностная инструкция

Классного руководителя начальных классов,

Перешедших на новые ФГОС.

(дата)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность классного руководителя.

1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на учителя соответствующего профиля. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде

1.3. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе школы и, если он реализует программу организации внеурочной деятельности класса, заместителю директора по внеурочной работе, а далее – директору школы.

1.4. В своей деятельности Классный руководитель руководствуется Конституцией и законами РФ, указами президента РФ, решениями Правительства РФ, решениями администрации и Законодательного собрания Оренбургской области и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.

1.5. Классный руководитель должен знать:

1.5.1Нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов;

1.5.2.Конвенцию о правах ребенка;

1.5.3.Правила внутреннего трудового распорядка;

1.5.4.Этику делового и межличностного общения;

1.5.5.Педагогику, в том числе теорию и методику воспитания;

1.5.6.Общую, возрастную и социальную психологию;

1.5.7.Возрастную физиологию;

1.5.8.Методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой,познавательной, трудовой(производственной), социально – значимой волонтерской, досугово – развлекательной, спортивно – оздоровительной, туристко – краеведческой, проблемно - ценностного общения, художественного творчества;

1.5.9.Программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки;

1.5.10.Правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

ФУНКЦИИ

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности учащихся;

2.2. Формирование коллектива класса

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Работает с учащимися закрепленного за ним класса

3.2. Осуществляет изучение личности каждого учащегося в классе, его склонностей, интересов;

3.3. Создает благоприятную среду и морально-психологический климат для каждого учащегося класса;

3.4. Способствует развитию у учащихся навыков общения, помогает учащемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;

3.5. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности учащегося, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;

3.6. Осуществляет помощь учащимся в учебной деятельности, выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;

3.7. Содействует получению дополнительного образования через систему кружков, секций, организуемых в школе;

3.8. Обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями жизни общества;

3.9. Соблюдает права и свободы учащихся;

3.10. Совместно с органами самоуправления учащихся ведет пропаганду здорового образа жизни, проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья учащихся;

3.11. Ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение учащимися дневников и проставление в них отметок

3.12. Поддерживает постоянный контакт с родителями учащихся

3.13. Планирует воспитательную работу в классе.

3.14. Знакомит школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулирует самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогает им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них.

3.15. Обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;

3.16. Оперативно извещает администрацию о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.17. Проводит инструктаж учащихся по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

3.18. Организует изучение учащимися правил поведения в быту, на воде, правил по охране труда, правил дорожного движения

3.19. Принимает непосредственное участие совместно с классом в общешкольных внеучебных мероприятиях;

3.20. Сотрудничает с работающими в классе воспитателями группы продленного дня, педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником с целью координации их воспитательных усилий и оказания учащимся необходимой помощи в учебе.

3.21. Участвует в работе педагогического совета школы;

3.22. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.23. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

ПРАВА

Классный руководитель имеет право в пределах компетенции:

4.1. Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

4.2. Давать обязательные распоряжения учащимся во время занятий и перемен, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины;

4.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и наказаниях;

4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства

4.5. Знакомство с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.6. Защищать свои права и интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;

4.7. Свободно выбирать и применять различные методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний учащихся;

4.8. Посещать (по согласованию с педагогом) проводимые учителями - предметниками, педагогами дополнительного образования, воспитателями группы продленного дня, социальным педагогом, школьным психологом занятия с детьми его класса.

4.9. Самостоятельно выбирать форму планирования своей работы с классом; разрабатывать программу (или отдельные ее модули) организации внеурочной деятельности учащихся вверенного ему класса.

4.10. Аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации

4.11. На переход на неполную рабочую неделю, неполный рабочий день в случаях и порядке, установленном трудовым законодательством.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией в том числе за не использование предоставленных прав, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе, однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью учащегося, Классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ « Об образовании». Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных полномочий Классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.

Общие положения.

1.1. Классный руководитель - педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.

1.2.Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование.

1.3. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

1.4. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором, заместителем директора по воспитательной работе в установленном порядке.

2. Основные задачи и содержание (направления) работы классных руководителей в классе.

2.1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:

2.1.1. Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.

2.1.2. Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.

2.1.3. В соответствии свозрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.

2.1.4. Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.

2.1.5. Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.

2.1.6. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка. Организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина

2.2.Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.

2.3.Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей-предметников.

2.4.Содействует получению дополнительного образования учащимся через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.

2.5.Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.

2.б.3ащищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе и на сельскохозяйственных работах в учебное время.

2.7.Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе.

2.8.Организует питание, дежурство, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школы, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.

2.9.Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещании.

Должностная инструкция

Должностные обязанности классного руководителя

1. Общие положения.

1. Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленной на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса.

2. Классный руководитель, как административное лицо, назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.

3. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора школы/ заведующий учебной частью.

2. Основные задачи и содержание работы классного руководителя.

1. Содействовать созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого учащегося и условий для развития навыков коммуникативной культуры учащихся.

2. В соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями Устава школы способствовать обновлению содержания жизнедеятельности класса. Участвовать в создании органов самоуправления учащихся.

3. Участвовать в реализации федеральной экспериментальной программы «Школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования», проектах «Дети в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург в детях», «Школьная библиотека-Дом детской книги», «Совместное планирование достижений учащихся», вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;

4. Использовать разнообразные приемы, методы и средства воспитательной работы, способствуя расширению интересов и форм познания, пробуждению в детях активных исследовательских интересов. Изучать индивидуальные особенности, интересы учащихся и содействовать созданию благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности ребенка.

3. Режим работы классного руководителя.

1. Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федерации, излагаемых в ст.130.

2. Час классного руководителя (классный час) - один раз в неделю (формы проведения классного часа могут быть самыми разнообразными: тематический классный час, классное собрание, подготовка к общеклассному или общешкольному делу, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии и т. п.).

3. Количество воспитательных мероприятий – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.

4. Количество классных родительских собраний – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.

5. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

6. С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создаётся методическое объединение.

7. Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы заведующий учебной частью.

4. Классный руководитель должен уметь:

1. общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;

2. видеть и формировать свои воспитательные цели;

3. составить план воспитательной работы в собственном классе;

4. организовывать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т. д.;

5. организовать и провести родительское собрание;

6. пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и корректно использовать их в воспитательной работе.

5. Должностные обязанности

Классный руководитель:

1. ведет журнал успеваемости учащихся (электронная и бумажная версия);

2. осуществляет контроль по оформлению классных журналов (электронная и бумажная версия) по всем учебным дисциплинам в соответствии учебно-тематическим планированием;

3. ведет личные дела учащихся и следит за их оформлением;

4. организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных;

5. организует дежурство по классу, школе и другим общественным помещениям;

6. заботится о внешнем виде учащихся;

7. работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости учащихся;

8. создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т.д.);

9. способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения учащихся, корректирует и регулирует их;

10. контролирует учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;

11. оказывает помощь учащимся в процессе адаптации к обучению;

12. способствует участию учащихся школы в городских и международных конкурсах, олимпиадах по предметам («Медвежонок», «Кенгуру» и др.)

13. заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную, спортивную деятельность;

14. проводит тематические классные часы периодичностью 1 раз в неделю, собрания, беседы с учащимися;

15. обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание "трудным" детям;

16. осуществляет профориентационную работу с учащимися 9-11ых классов, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов;

17. организует и проводит родительские собрания периодичностью 1-2 раза в триместр. Работает с родителями индивидуально, привлекает родителей к организации внеклассной деятельности;

18. несет персональную ответственность за обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время внеклассных мероприятий. Сопровождает учеников во время экскурсий и других внеклассных и внешкольных мероприятий. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

6. Документация и отчётность.

1. Ведет карту индивидуального развития ребенка, с учетом его психофизических возможностей, постоянно повышая уровень вовлеченности ребенка в учебный процесс, способствуя повышению эффективности усвоения учебного материала(1 раз в неделю пополнят ИКР работами учащихся по всем учебным дисциплинам). Систематически стимулирует интеллектуальные усилия ребенка. Создает условия для повышения уверенности ребенка в собственных силах и воспитания определенной независимости взглядов.

2. Ежедневно выясняет причину отсутствия учеников, оперативно информируя администрацию школы и родителей об отсутствии ученика. Письменно фиксирует отсутствие ученика с указанием причины отсутствия в соответствующем журнале и классном журнале. Создает условия для усвоения ребенком пропущенного учебного материала.

3. До 01 числа начала каждого триместра сдает завучу школы отчет по результатам исследований состояния социально-психологического микроклимата в детской группе.

4. Один раз в учебное полугодие (декабрь, апрель - старшая школа, март -начальная школа) организует и проводит презентацию детских достижений, привлекая к обсуждению полученных результатов родителей учащихся школы как внешних экспертов образовательной программы и педагогических партнеров школы.

5. До 25 числа окончания каждого триместра/полугодия осуществляет сбор качественных характеристик учащихся класса от учителей-предметников, обобщает и сдает аналитическую справку завучу школы.

6. Ежемесячно совместно с учениками формирует портфолио. До 01числа начала каждого триместра представляет завучу на проверку портфолио учащихся. В конце учебного года на итоговом родительском собрании выдает родителям учащихся портфолио (накопленные за год творческие и контрольные работы учащихся).

7. Ежегодно до 10 сентября выдает родителям «Табель прогресса учащегося» (по всем учебным дисциплинам) с целью выработки единых механизмов взаимодействия между взрослыми и детьми.

8. Создает условия для написания учащимися школы обязательных сочинений: «Какой я вижу школу в новом учебном году», «Мой идеал учителя»-сентябрь; «Детская моих будущих детей», «Мой остров Гдетотам» - октябрь; «Мои достижения и достижения моих одноклассников» - май. До 25.09 и 25.05 сочинения сдает сочинения завучу для проведения анализа состояния учебно-воспитательного процесса школы, определения задач и путей решения выявленных проблем.

9. Два раза в год (до 05 декабря и до 05 мая) готовит родителям письма о достижениях детей в образовательной деятельности. Письма сдаются завучу школы с целью уточнений и дополнения в полученной информации об учащихся школы для последующего их отправления родителям.

10. Несет ответственность за своевременное оформление всех разделов классного журнала в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению этого рода документов:

§ до 05 сентября заполняет страницы классного журнала: «Общие сведения об обучающихся», «Лист здоровья», «Сведения о занятиях во внеурочное время»;

§ в первую неделю каждого триместра проводит инструктаж по технике безопасности;

§ за день до окончания каждого триместра выставляет итоговые оценки на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся»;

§ до 01 числа начала каждого триместра проверяет наличие записи о выполнении учебной программы в триместре за подписью преподавателя-предметника;

§ до 28.05 проверяет в журнале по каждому предмету наличие итоговых годовых оценок;

§ до 01.06 заполняет Личные дела учащихся и сдает на проверку завучу школы.

11. Ежемесячно сдает классные журналы на проверку завучу школы.

12. Один раз в неделю проверяет и оценивает ведение дневников учащимися класса.

13. Один раз в неделю участвует в оперативных совещаниях, проводимых завучем школы.

14. Ежегодно до 28 августа сдает планы воспитательной работы на предстоящий учебный год. Ведет воспитательную работу с учениками по плану, утвержденному администрацией школы.

15. До 01 числа каждого месяца сдает отчет (по установленной в школе форме - чек-лист) о проделанной работе за прошедший месяц с одновременным подписанием акта выполненных работ для начисления заработной платы.

16. Дежурит в школе по графику, организуя свободное время детей во время школьных перемен в целях безопасности жизни, здоровья детей и разумного их отдыха.

17. В случае нетрудоспособности своевременно ставит в известность Администрацию школы.

18. Создает условия для прохождения итоговой аттестации за курс основной (9кл.) и средней школы (11кл.): подготовка необходимой документации для сдачи экзаменов, решение организационных вопросов (оперативно информирует учеников и родителей о ходе итоговой аттестации, присутствует во время аттестации с учениками и оказывает им моральную поддержку). Контролирует готовность учеников к сдаче итоговой аттестации.

19. В пределах профессиональной компетенции проводит работу с родителями. В случае конфликтной ситуации с учеником или родителями немедленно ставит в известность Администрацию школы для выработки совместного оптимального решения проблемы.

20. Должностные обязанности классного руководителя являются неотъемлемой частью договора с НОУ «Частная общеобразовательная школы «Унисон».

21. Должностные обязанности могут быть изменены администрацией школы в одностороннем порядке. В этом случае классный руководитель должен быть поставлен в известность за неделю до вступления изменений в силу. Права классного руководителя. Классный руководитель имеет право:

22. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы и других общественных органах школы.

23. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.

24. Знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения.

25. Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.

26. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение урока).

27. Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение.

28. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, нарушающие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательного учреждения.

29. Поощрять учащихся в порядке, установленном в школе.

30. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних.

31. Определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с учащимися и их родителями.

32. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы.

7. Классный руководитель не имеет права:

1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д..

2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика.

3. Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.

4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.

5. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

8. Ответственность классного руководителя.

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах школы, законных распоряжений директора, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законами РФ.

2. За несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет ответственность, предусмотренную локальными документами школы.

3. Виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством РФ.

4. Классный руководитель может быть освобожден от обязанностей в соответствии с законодательством РФ за применение, в том числе однократное, методов психического или физического насилия над личностью учащегося.

9. Классный руководитель должен знать:

o Конституцию Российской Федерации;

o документы правительства России и органов управления образованием по вопросам образования;

o Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену;

o основы доврачебной медицинской помощи;

o основы гражданского законодательства;

o педагогику детскую;

o возрастную и социальную психологию;

o психологию отношений: индивидуальные и возрастные особенности детей;

o возрастную физиологию;

o школьную гигиену;

o педагогическую этику;

o теорию и методику воспитательной работы;

o программы и учебники;

o средства обучения и их дидактические возможности;

o основы трудового законодательства;

o правила и нормы охраны труда;

o техники безопасности и противо

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Главная функция в должности классного руководителя - защита ребёнка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил.

  • 1. Организационно-координирующие:
    • - обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьёй;
    • - установление контактов с родителями (законными представителями)

обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

Проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями)

обучающихся;

  • - взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  • - организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • - организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
  • - стимулирование и учёт разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
  • - взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
  • - ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
  • 2. Коммуникативные:
    • - регулирование межличностных отношений между обучающимися;
    • - установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
    • - содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
    • - оказание помощи подростку в формировании коммуникативных качеств.
  • 3. Аналитико-прогностические:
    • - изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
    • - определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
  • 4. Контрольные:
    • - контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
    • - контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание

индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

  • - групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
  • - коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

  • - определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами,
  • - учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности,

интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

Обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Классный руководитель - административное лицо. Он имеет право:

  • - получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
  • - контролировать успеваемость каждого обучающегося;
  • - контролировать посещаемость учебных занятий обучающимися;
  • - координировать работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);
  • - организовывать воспитательную работу с обучающимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
  • - вносить на рассмотрение администрации, совета общеобразовательного учреждения предложения, согласованные с коллективом класса;
  • - приглашать для беседы родителей (лиц, их заменяющих);
  • - по согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях;
  • - получать помощь в организации своей деятельности от педагогического коллектива общеобразовательного учреждения;
  • - определять индивидуальный режим работы с обучающимися, исходя из конкретной ситуации;
  • - вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания;
  • - отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений .

Классный руководитель имеет право вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности .

Эффективность работы классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: критерии результативности и критерии деятельности. Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в равной степени достаточно высоки показатели по обеим группам критериев .

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания .

Цель обучения и воспитания, которые ставит перед классным руководителем сегодняшняя школа и общество, должны сформировать у учащихся в результате деятельности качества, которые помогут ему в будущем состояться во взрослой жизни. У учащихся необходимо развивать такие качества, как:

  • 1. Интерес к самому себе (Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею?).
  • 2. Самопризнание себя как личности (формирование адекватной самооценки, самоуважение, уверенность в своих силах, собственной успешности).
  • 3. Управление самим собой (умение управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу).
  • 4. Уважение чужого мнения (культура общения, развитие коммуникативных умений).
  • 5. Любознательность и вовлеченность в деятельность.
  • 6. Эмоциональная устойчивость (развитие положительных эмоций, умение управлять ими).
  • 7. Мотивация действий, поступков .

Уже почти два года существует эта статья и очень много читателей жаловались на то, что мои слова ничем не обоснованы, только на опыте. Требовали предоставить нормативные акты, но я ничего не могла найти. Поиск ответа на вопрос одного из пользователей случайно вывел меня на приказ министерства с методическими рекомендациями о работе классного руководителя и я решила обновить статью и прокомментировать её в соответствии с нормативным актом.

Ещё работая в школе, меня поражало и возмущало, сколько же должен всего делать учитель, если он ещё и классный руководитель. О большом количестве «профессиональных граней» учителя я уже немного писала . Данная статья опишет функции классного руководителя с точки зрения министерства образования.

Школы и учителя могут в своей работе ориентироваться на приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», которые регламентируют деятельность классного руководителя.

Классный руководитель – это учитель по любому предмету, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) одного прикрепленного к нему класса и общается с родителями.

По закону (ч.1 статьи 60.2. Трудового кодекса РФ) любая дополнительная работа должна выполняться с письменного согласия работника и за дополнительную плату. На деле же классное руководство прописывается в трудовом договоре и учитель автоматически соглашается с выполнением данной работы при подписании. Редко кто может от этого отказаться, хотя имеет полное право, да и оплачивается оно далеко от пропорциональности потраченному времени и силам.

Функции классного руководителя и что нужно для их осуществления:

  • Знать Имя, фамилию, домашний адрес, телефон (желательно) каждого ребёнка в своём классе, а также ФИО родителей (законных представителей), их телефон. Я просила и данные о месте работы родителей, но они скорее всего являются избыточными.
    В данном случае реализуется следующие функции классного руководителя из организационно-координирующих:
  • — обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьёй;

  • — установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся…;

  • Эти данные также необходимы для осуществления следующей функции:
  • — ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся).

  • Знать особенности характера ребёнка (по возможности) . Не все черты характера и склонности видны учителю сразу или даже со временем. Родители видят учащегося по-своему, в другой обстановке. Всем нам хочется, чтобы ребенка воспринимали как личность со всеми особенностями характера и поведения, поэтому расскажите о них классному руководителю.
    Это может быть необходимо для:

    — Организации в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

    взаимодействия с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

    Для осуществления коммуникативных функций:

    регулирования межличностных отношений между обучающимися;

    установления взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

    оказания помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств

  • Знать причину отсутствия ребёнка на занятиях . Классный руководитель отвечает за жизнь и здоровье ребёнка во время занятий. Поэтому с вас и просят , справки и т.д. На основе данных документов администрация составляет официальный приказ об освобождении ребенка от занятий. Таким образом, ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время занятий берет на себя родитель (законный представитель). Это функция контрольная:

    контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

  • Должен готовить и проводить собрания и

    проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

  • проверять дневники как минимум раз в неделю (выставлять оценки, вклеивать важную для родителей информацию, сообщать о дате проведения родительского собрания и т.д.). Сейчас есть электронные дневники, а также большая часть информации выкладывается на сайте школы (школа обязана постоянно обновлять информацию на сайте для обеспечения информационной открытости образовательного учреждения, имейте это в виду). Но многие родители хотели бы по старинке получать информацию из бумажного носителя.

    контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

  • Знать медицинские показания и противопоказания каждого ребёнка — рекомендуется
    Учитель не вправе требовать медицинские заключения и диагнозы. Но родители по своему желанию могут сообщить, есть ли у ребенка аллергия или физические особенности, которые нужно учитывать при организации учебного процесса (например, плохое зрение).
  • Знать социальный статус семьи (является ли семья малоимущей (официально), сколько в семье детей, находятся ли родители в разводе).
    Данная информация собирается для деятельности социального педагога.

    оказание родителям помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)

    Походы с детьми в кино, театр и проведение других воспитательных или развлекательных мероприятий-

    организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

Методические рекомендации освещают и формы работы, которые классный руководитель может использовать для осуществления своих функций: индивидуальные (беседы, консультации); групповые (например, органы самоуправления, которые сейчас почему-то перестали быть актуальными, по крайней мере в моей школе); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты).

Успешность работы предлагается оценивать по уровню социального развития обучающихся (общая культура, дисциплина), то есть по результатам. Так же оценивается сам процесс работы, то есть как классный руководитель организовал воспитательную работу с учащимися, как взаимодействует с коллективом школы и родителями.

Но некоторые вещи всё же не освещены в документе, но, по-моему мнению, важны для работы — это то, чего нельзя делать в работе классного руководителя и немного о его графике.

Классный руководитель не вправе

Напоследок…

Спустя два года я вернулась к статье уже с другими представлениями о школе и работе в ней классным руководителем. Некоторые читатели были не согласны с моим мнением (правда, не поясняя почему). Сейчас я понимаю, что многое зависит от людей и достаточно много учителей, которые очень любят быть именно классным руководителем и большое количество функций их не пугает и не раздражает. Для меня же эта работа была в тягость, так как хотелось в большей степени заниматься подготовкой к урокам, а не подсчетом оставшихся денег на питание и проверкой дневников.

Есть что добавить или возразить? Напиши в комментариях. Жду в группах ВК и Одноклассниках.

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Учитель, классный руководитель имеет право на:

1. Защиту профессиональной чести и достоинства.

(Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

(Конституция РФ, ст.23 п.1)

3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом.

4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника гимназии или системы образования. Высказывание претензии к ребенку в деликатной форме.

5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями.

(Трудовой кодекс РФ, ст.22)

6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

(Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.3,19)

10. Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

(Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.3)

11. Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

(Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

12. Обращение индивидуально или в составе группы лиц к Уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

(Конституция РФ ст.33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ст.2 п.1)

13. Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

(Трудовой кодекс РФ, ст.153)

14. Требовать:

От родителей (законных представителей) посещение родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

(Семейный кодекс РФ, ст.63 п.2, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

От учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

Учитель обязан:

1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом гимназии, правилами внутреннего трудового распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67).

2. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.2,12-17,19)

3. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12,13)

4. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам.

(Конвенция о правах ребенка, ст.19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст.15. п.6)

5. Систематически повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67)

6. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

(Закон РФ “Об образовании”, ст. 15)

Обязанности классного руководителя:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. N 21"Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений"

1. Соблюдать права и свободы учащихся.

2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося.

3. Оповещать их своевременно о родительских собраниях.

4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

5.Проводить классные часы 1 час в неделю, из них 1 час в месяц проведение анализа динамики успеваемости и поведении учащихся класса.

6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

7. Содействовать становлению и развитию классного коллектива.

8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

10. Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями).

11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

12. Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

15. Оперативно извещать администрацию о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

Учителю запрещено:

1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

( Закон РФ «Об образовании», ст.15.п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2. Опаздывать на урок.

(Трудовой кодекс РФ, ст.21)

2. Выгонять ученика с урока.

(Конституция РФ, ст.43)

3. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 5-11 классах.

(Конвенция о правах ребенка, ст.31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02", п.2.9.19.)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!