Когда день моряка подводника. День моряка-подводника

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это праздник одной из самых сложных и уважаемых военных профессий. Двадцать лет назад, 15 июля 1996 года, Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ №253, в соответствии с которым учреждался профессиональный праздник - День моряка-подводника. В качестве даты праздника было выбрано 19 марта - именно в этот день в 1906 году император Российской империи Николай II ввел в состав военно-морского флота новый класс боевых кораблей - подводные лодки. Таким образом, 19 марта 2016 г. отмечается 110 лет российскому подводному флоту. За более чем вековую подводный флот превратился в один из важнейших компонентов военно-морских сил страны. Сегодня моряки-подводники - это элита Военно-Морского Флота России. Вряд ли тогда, свыше ста лет тому назад, кто-то из руководителей страны и даже военно-морского флота, мог себе представить, какого уровня развития достигнет за ХХ век подводный флот.


Россия стала одной из первых стран мира, обзаведшихся собственным подводным флотом. Хотя официально подводный флот в Российской империи был создан в 1906 году, в действительности разработки отечественных изобретателей в сфере подводного кораблестроения начались гораздо раньше. История сохранила имя мастера Ефима Прокофьевича Никонова, еще в 1718 г. обратившегося к Петру I с челобитной, в которой он предлагал построить «потаенное судно». Экспериментальный экземпляр «потаенного судна» даже удалось построить, но при испытаниях лодка получила пробоину. За время ремонта судна умер Петр I, Никонова разжаловали в простые работники верфи, поэтому задумка так и не была доведена до конца. В 1834 г. под руководством генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера (1785-1854) была построена первая в мире металлическая подводная лодка. Это был первый в истории подводный корабль, построенный целиком из железа и вооруженный шестовой миной с пороховым зарядом в 16 кг. Однако и этот проект был остановлен из-за отказа правительства в его финансировании.

Лишь во второй половине 70-х годов XIX в. российское военное руководство более-менее серьезно отнеслось к проектам создания подводных судов. В 1878 г. свою подводную лодку презентовал Степан Карлович Джевецкий (1843-1938) - российский изобретатель польского происхождения. Первая модель Джевецкого была одноместной, а вторая модель, презентованная в 1879 г., включала экипаж из четырех человек и приводилась в движение силой ног матросов - с помощью педалей они вращали гребной винт. После этого был дан государственный заказ на постройку пятидесяти аналогичных подводных лодок. Их распределили по крепостям, но реального применения лодки не имели. В 1885 году Джевецкий построил первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем.

Однако подлинным «автором» российского подводного флота с уверенностью можно назвать Ивана Григорьевича Бубнова (1872-1919) - русского морского инженера, конструктора опытных моделей подводных лодок, которые уже могли быть пригодными для выполнения боевых задач. Под руководством Бубнова, лейтенанта М.Н. Беклемишева и инженера-механика И.С. Горюнова была разработана и построена на Балтийском заводе подводная лодка «Дельфин» дальностью плавания 240 миль и скоростью 10 узлов. Она в выгодную сторону отличалась от лучших образцов зарубежного подводного кораблестроения. С этим согласилось и морское ведомство, принявшее решение заказать 10 подводных лодок типа «Дельфин». Но вскоре началась русско-японская война, из-за чего строительство подводных лодок пришлось осуществлять ускоренными темпами. К началу боевых действий на Дальнем Востоке, на Тихом океане базировалось уже тринадцать подводных лодок, однако в боевых действиях они практически не участвовали. В 1903 г. Иван Бубнов был назначен начальником кораблестроительной чертежной Морского технического комитета, оставаясь в этой должности до 1908 г. Бубнов руководил разработкой проектов подводных лодок «Касатка», «Минога», «Акула», типов «Барс», «Морж» («Нерпа»).

27 марта 1906 г. был создан Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве. В его задачи входила, в первую очередь, подготовка командиров подводных лодок, младших специалистов и рядового состава. Только за первые два года своего существования, с 1907 по 1909 гг., Либавский учебный отряд подготовил 103 офицера и 525 специалистов. Сюда же поступали и все построенные подводные лодки. Именно в Либаве они укомплектовывались экипажами, после чего распределялись на Балтийский и Черноморский флоты. Что касается собственно подводных лодок, то наиболее успешными проектами стали «Морж» и «Барс». Лодки типа «Морж» имели водоизмещение: надводное - 630 т., подводное - 758 т., а двигатель мощностью 1200 л.с. позволял развить скорость до 11 уз. Подводные лодки типа «Барс» были еще более мощными. Они имели мощность 3000 л.с., скорость 11,5 уз., дальность плавания - 2500 миль. Во время подводного плавания использовались два электродвигателя мощностью 600 л.с. Лодка «Барс» была вооружена четырьмя трубчатыми торпедными аппаратами (по два аппарата были установлены на носу и на корме), восемью торпедными аппаратами системы Джевецкого, двумя артиллерийскими орудиями и одним пулеметом. Экипаж подводной лодки «Барс» насчитывал до 33 человек.

Ко времени начала Первой мировой войны Российская империя располагала подводным флотом в 58 лодок, из которых 24 лодки относились к типу «Барс». Основные подводные силы российского императорского флота были сосредоточены на Балтийском море. Здесь базировались учебный отряд подводного плавания и бригада подводных лодок, включавшая в свой состав два дивизиона подводных лодок. Несмотря на непродолжительный срок существования, уже в годы Первой мировой войны российский подводный флот проявил себя очень достойно. Только в 1915 г. российские подводники захватили и потопили 16 германских транспортных судов с ценными грузами на борту. В 1915-1916 гг. в бригаду подводных лодок Балтийского флота поступили еще 7 лодок типа «Барс» и 5 лодок типа «АГ», приобретенных у Соединенных Штатов Америки. Великобритания направила для усиления российского флота в Балтийском море 10 подводных лодок типов Е и С (две из них, правда, погибли во время пути). После увеличения количества кораблей, бригада подводных лодок Балтийского флота была реорганизована в дивизию подводных лодок. К 1917 г. дивизия подводных лодок состояла из семи дивизионов, в каждом из которых было по 4-5 подводных лодок, и это - без английских подводных кораблей. Первые три дивизиона дивизии подводных лодок полностью укомплектовали лодками типа «Барс», еще один дивизион - лодками «АГ», а остальные три дивизиона имели смешанный состав. Кроме того, в состав дивизии входила плавучая база «Тосна». За время войны Россия потеряла 24 подводные лодки, но лишь 4 из них относились к типу «Барс». Остальные «Барсы» продолжили службу уже в советском военно-морском флоте, последняя из лодок этого типа была разобрана в 1937 году - спустя тридцать лет после создания в России подводного флота.

События первых месяцев революции стали трагическими для российского подводного флота, как и для вооруженных сил страны в целом. Однако советская власть быстро осознала необходимость сохранения военно-морской мощи страны, в том числе и подводного флота. Именно советский период отечественной истории стал определяющим в развитии подводного кораблестроения страны и превращения подводного флота в одну из основ ВМФ. Первое время советский военно-морской флот использовал доставшиеся от императорского флота и переименованные старые подводные лодки. Однако, уже в середине 1920-х гг. началось строительство советских подводных лодок. Фактически советский подводный флот начался с шести подводных лодок типа «Декабрист», строительство которых было включено в первую программу военного кораблестроения 1926/27-1931/32 гг. На вооружении лодок «Декабрист» находились восемь торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых) калибра 533 мм, одно 100-мм и одно 45-мм орудия. Службу на лодке проходил экипаж из 53 человек.

Практически сразу же после революции и создания Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ), была упорядочена и система подготовки личного состава советского подводного флота. Примечательно, что преемственность с дореволюционным подводным флотом практически не разрывалась. Так, еще в годы Первой мировой войны из Либавы в Петроград и Ревель был переведен Учебный отряд подводного плавания. Революцию преподаватели и слушатели отряда встречали в Петрограде. К этому времени в отряде проходили службу командиры, преподаватели и 56 слушателей. Уже 22 марта 1919 г. был объявлен набор 125 курсантов отряда, начавшего подготовку специалистов для Рабоче-Крестьянского Красного Флота. В 1925 г. Школа подводного плавания была переведена в Новоморские казармы. К началу Великой Отечественной войны в отряде было подготовлено не менее 14 тысяч офицеров, старшин и краснофлотцев подводного плавания. На вооружении РККФ к 1941 г. находилось 212 подводных лодок. Начавшаяся война стала главным испытанием советского подводного флота «на прочность». О героизме советских моряков-подводников написано огромное количество литературы. Двадцать три подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени, двенадцать стали Гвардейскими, четыре подводные лодки Северного флота стали Гвардейскими и Краснознаменными. Двадцать моряков советского подводного флота за подвиги в годы Великой Отечественной войны получили высокие звания Героев Советского Союза, тысячи подводников были награждены орденами и медалями.

Победа в Великой Отечественной войне ознаменовала начало новой, послевоенной эпохи в истории советского подводного флота. Учитывая, что практически сразу же после окончания войны наметилось резкое ухудшение отношений между Советским Союзом с одной стороны, США, Великобританией и другими странами Запада - с другой стороны, возросла потребность в дальнейшем наращивании вооружений и укреплении военно-морской мощи страны. Началось строительство атомных подводных лодок, получивших ракетно-ядерное . Соответственно, вырос и спрос подводного флота на большое количество прекрасно подготовленных офицеров - специалистов высокой квалификации. Для улучшения системы подготовки офицерских кадров подводного флота было решено создать на базе 1-го Балтийского высшего военно-морского училища, готовившего вахтенных офицеров для флота, нового военно-учебного заведения подводного флота. В 1954 г. 1-е Балтийское высшее военно-морское училище было преобразовано в 1-е Высшее военно-морское училище подводного плавания. После присвоения в 1958 г. училищу имени Ленинского комсомола, оно стало официально называться «Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола». Под этим названием училище просуществовало до 1998 г., когда в рамках реформирования системы военного образования было объединено с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе и вошло в состав Санкт-Петербургского военно-морского института. Кроме того, в Севастополе в 1951 г. было создано 3-е Высшее военно-морское инженерное училище, в 1954-1960 гг. называвшееся Высшим военно-морским инженерным училищем подводного плавания. Оно осуществляло подготовку инженерных кадров для океанского атомного флота, в том числе - и для подводных лодок.

Развитие атомной энергетики и совершенствование ракетно-ядерного оружия превратило подводный флот не просто в один из важных компонентов военно-морских сил страны, а в часть ядерного щита страны, имеющую стратегическое значение для обеспечения обороноспособности государства. Нелегкие для армии и флота времена первого постсоветского десятилетия, когда на флоте происходили сокращения офицеров, а продолжавшие службу моряки буквально совершали подвиг чести, сменились с началом нового тысячелетия периодом постепенного подъема военной сферы, в том числе - и военно-морского флота.

Сегодня обладать действительно эффективным подводным флотом может позволить себе лишь крупная и высокоразвитая в военно-техническом отношении страна. В настоящее время на вооружении ВМФ РФ находятся многоцелевые атомные подводные лодки, дизель-электрические подводные лодки, ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Подводный флот вновь становится гордостью российского государства. Стоит ли говорить о том, что сегодня растет и престиж службы на подводных кораблях. Служба подводника требует прекрасного здоровья и физической формы, хорошего образования и высочайшей профессиональной квалификации. На ракетных подводных крейсерах типа «Борей» из 107 человек экипажа 55 человек - офицеры. Это - вполне понятно, так как справиться со сложнейшими техническими системами, установленными на подводных лодках последнего поколения, под силу лишь специалистам экстра-класса. В День моряка-подводника остается пожелать всем адмиралам, офицерам, мичманам, старшинам и матросам подводного флота - как действующим, так и ветеранам, - мирных глубин, спокойной службы и крепкого здоровья.

День моряка-подводника - профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота (ВМФ) Российской Федерации. В торжествах участвуют члены экипажей подводных лодок, вспомогательный персонал, инженеры и разработчики подводных лодок, преподаватели и студенты военных учебных заведений.

В России в 2020 году День моряка-подводника отмечается 19 марта и проходит на официальном уровне 24-й раз.

Значение: праздник приурочен к указу императора Николая II от 19.03.1906 о включении в классификацию судов военного флота подводных лодок.

К торжеству приурочивают праздничные концерты, встречи ветеранов. Виновникам торжества вручают грамоты и награды, вносят благодарственные записи в личные дела.

История праздника

День моряка-подводника учредил приказ Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации Ф. Громова № 253 от 15 июля 1996 года. Дата приурочена к выходу 19 марта 1906 года указа императора Николая II о включении в классификацию судов военного флота подводных лодок.

Традиции праздника

В День моряка-подводника первые лица России, главнокомандующий ВМФ поздравляют всех, кто имеет отношение к подводному флоту. Командование вручает награды, внеочередные воинские звания, грамоты, благодарности, ценные подарки отличившимся морякам. Проходят праздничные концерты. Ветераны устраивают встречи и вспоминают службу на флоте, погибших товарищей.

В городе Сестрорецке в храме святых апостолов Петра и Павла служится молебен о здравии моряков-подводников, проводится митинг у Стены Памяти, проходит реконструкция боя морской пехоты.

Задание на день

Посмотрите документальный или художественный фильм о моряках-подводниках.

  • Русско-японская война 1904-1905 гг. стала первой войной, в которой приняли участие подводные лодки.
  • Первую в мире атомную подводную лодку спустили на воду в 1954 году в США.
  • Наибольшая глубина погружения подводной лодки - 1027 метров. Рекорд установила в 1985 году субмарина ВМФ СССР К-278 «Комсомолец».
  • Наибольшая в мире подводная лодка - субмарина ВМФ СССР проекта 941 «Акула». Надводное водоизмещение составляет 23200 т, подводное - 48000 т.
  • В период с 1953 по 1996 год в Балаклаве в горе Таврос существовал Объект 825 ГТС - сооружение противоатомной защиты первой категории. Он был предназначен для укрытия, обслуживания и ремонта подводных лодок, а также хранения боеприпасов. В горе имеется вход и выход, а общая длинна каналов составляет 602 метра. Объект одновременно мог размещать 7 подводных лодок. В 2003 году в штольнях бывшего военного завода был основан Балаклавский подземный музейный комплекс.
  • В Колумбии наркокартели специально разработали подводные лодки из стекловолокна, которые используют для контрабанды кокаина.

Тосты

«Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все моряки-подводники нашей страны. Мне хочется поздравить вас всех с вашим праздником, а также пожелать вам мирной и спокойной службы. Не забывайте, что вас дома ждут ваши семьи, которые не только сильно скучают, но и безмерно гордятся своими моряками. Пусть этот праздничный день даст вам возможность немного передохнуть и отметить свой профессиональный праздник. Здоровья вам, наши дорогие! Выдержки и выносливости! Я поздравляю вас, дорогие ребята, с тем, что наступил ваш день».

«Поздравляю с Днем моряка-подводника России! Желаю плавных погружений, легких подъемов, попутных течений и никаких преград на жизненном пути. Будьте здоровы, гордитесь своим призванием, развивайтесь и постигайте новое. Безопасности, мира, семейного и личного благополучия, радости и искренних чувств»!

«Сегодня ваш праздник - День моряка-подводника! Я от чистого сердца хочу пожелать вам счастья и везения, а так же большой удачи - ведь она не помешает никогда, а уж тем более пригодится в вашем деле! Пусть все только хорошее происходит в жизни! Радости и жизненных сил»!

Подарки

Домашняя метеостанция. Домашняя метеостанция с часами и барометром послужит прекрасным тематическим презентом, который украсит интерьер.

Рында. Рында - корабельный колокол - станет прекрасным тематическим сувениром, который внесет морские нотки в домашний интерьер.

Настольные игры. Дорожный набор настольных игр: нарды, шахматы, шашки, домино, монополия, послужит отличным подарком моряку, который длительно бывает в плаваниях. Такой подарок позволит разнообразить досуг.

Книга. Подарочное издание любимого автора или книга о подвигах моряков-подводников послужит отличным презентом.

Конкурсы

Песенный конкурс
Участники конкурса делятся на две команды. Каждая команда по очереди должна исполнять песни, в которых упоминается море или океан. Побеждает та команда, которой удалось вспомнить больше музыкальных композиций.

Лучший кок
Участникам конкурса дается нож и неочищенная картошка. Под музыку конкурсанты приступают к чистке клубней. По команде работа останавливается. Ведущий подсчитывает, сколько очищенных картофелин на счету у каждого участника. У кого их окажется больше, тот и становится победителем.

Осушение
Перед каждым участником в ряд ставятся стаканы с различными напитками: сок шампанское, вода, виски, вино, водка и т.д. Каждому участнику дается соломинка для коктейлей, при помощи которой необходимо осушить содержимое всех стаканов, не используя рук и не вытаскивая ее изо рта. Побеждает тот участник, который быстрее всех справится с задачей.

О профессии моряка-подводника

Моряки-подводники служат на подводном флоте. Они наблюдают за безопасностью территориальных вод Российской Федерации, проводят разведывательную деятельность, применяют по приказу высшего командования оружие в случае нападения. Служащий на подводной лодке должен быть здоровым, выносливым, не бояться замкнутого пространства.

Сегодня в России отмечается День моряка-подводника. Этот профессиональный праздник был установлен Главкомом Военно-морского флота России в 1996 году и с тех пор ежегодно отмечается военнослужащими и гражданским персоналом подводных сил 19 марта. Однако история этого праздника уходит своими корнями гораздо ранее 1996 года.

Впервые идея постройки подводного «потаенного судна» зародилась в России еще в петровские времена, когда в 1718 году к Государю с подобным проектом обратился изобретатель-самородок крестьянин Ефим Никонов, обещавший сделать «к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец» . Идея заинтересовала Петра Великого и 1720-1721 годах была построена сначала модель, а затем, к 1724 году и полноразмерное подводное «Потаенное судно», ставшее первой российской подводной лодкой. Однако испытания деревянного судна закончились аварией, попытки устранить неисправности конструкции не принесли результатов и после смерти Императора Петра Никонов попал в опалу, был разжалован до рядового плотника и сослан на Астраханскую верфь.

В царствование Императора Павла I, по стопам Никонова пошел житель Кременчуга С.А.Ромодановский, сконструировавший в 1799 году подводное судно и сумевший привлечь внимание к своему проекту со стороны властей. По предложению вице-президента Адмиралтейств-коллегии адмирала Г.Г.Кушелева с проектом Ромодановского ознакомилась специальная комиссия Академии наук, но отклонила его, найдя в нем ряд существенных недостатков и посчитав затею крайне опасной.

К идее строительства потаенных военных судов вернулись во времена Государя Николая Павловича. В 1829 году проект железной подводной лодки с цилиндрическим корпусом представил заключенный Петропавловской крепости польский мятежник К.Г.Чарновский, который, впрочем, не был осуществлен. Но уже в 1834 году выдающийся военный инженер генерал К.А.Шильдер создал первую в мире шестиметровую цельнометаллическую подводную лодку, которая могла опускаться на глубину до 12 метров. Для движения лодки под водой были применены поворотные складывающиеся гребки, напоминающие утиные лапы, а вооружение корабля состояло из мины и ракет. Первые испытания лодки Шильдера состоялись 29 го августа 1834 года в присутствии Императора Николая I на Неве. Несмотря на то, что опыт в целом был удачным, явно недостаточной оказалась скорость движения подводной лодки. И вскоре проект заглох - в 1847 году разработки корабля были остановлены в связи с критическим отношением к идее со стороны военного министра А.И.Чернышева и начальника Морского ведомства князя А.С.Меншикова.

Однако от перспективной идеи не отказались. В царствование Императора Александра II , в 1862 году новый проект подводного судна предложил И.Ф.Александровский, но Морской учений комитет в затею не поверил и постановил оставить проект без последствий. Но Александровский не отступил, и в 1866 году в Кронштадте прошло первое испытание изобретенного им судна. Подводную лодку лично осмотрел Император Александр II, в его присутствии лодка погрузилась и прошла некоторое расстояние под водой, после чего было решено продолжить работы по ее усовершенствованию. И после ряда исправлений и перестроек подводная лодка Александровского в 1868 году в 15 часов дня погрузилась на глубину 9 метров с экипажем из 22 человек и оставалась под водой до 8 часов следующего утра. Как сообщалось в донесении, «во время пребывания под водой гг. офицеры и команда нижних чинов пили, ели, курили, ставили самовар. Все это происходило при отличном освещении лампами и свечами. Клапаны были все закрыты, и однако же воздух в лодке нисколько не был испорчен, все лампы и свечи горели светло и ясно, и никто не ощущал ни малейшего неудобства под водой: ели, пили, спали совершенно так, как в обыкновенных комнатах...» . Однако ходовые испытания прошли менее удачно и потому для массового производства лодка не годилась.

Следующий заметный шаг в развитии русского подводного флота сделал русско-польский изобретатель, участник Русско-турецкой войны 1877-78 гг., награжденный за храбрость Георгиевским крестом, С.К.Джевецкий. Построенная им одноместная подводная лодка, движимая силой ног человека, испытывалась в 1878 году на одесском рейде. А в следующем году Джевецкий предложил проект уже четырехместной подлодки, которая была построена в Санкт-Петербурге в 1879 году и успешно прошла испытания, по итогам которых поступил заказ на 50 подобных судов, предназначенных для обороны приморских крепостей. К 1881 году лодки Джевецкого были построены и распределены по крепостям, но боевого применения не имели (все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным кораблям противника). Между тем, Джевецкий продолжал совершенствовать свое изобретение и в 1885 году создал первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем, работавшим от аккумулятора, что послужило началом принципиально нового направления в подводном судостроении. За проект подводной лодки водоизмещением около 120 т, имеющей паровую машину, экипаж 12 человек, которую он разработал совместно с А.Н. Крыловым, на Международном конкурсе в Париже в 1898 году Джевецкому была присуждена первая премия.

Но по настоящему за дело строительства подводного флота России взялись лишь с начала XX века. С декабря 1900 года Морское министерство приступило к проектированию первых подводных лодок. А к 1902 году практически была завершена работа над «миноносцем 150», более известным как подводная лодка «Дельфин». В 1903 году лодка прошла первые испытания, а в следующем, 1904 году, первый командир первой русской боевой подводной лодки «Дельфин» капитан 2 ранга М.Н.Беклемишев был назначен временно заведующим подводным плаванием. В 1905-м, во время Русско-японской войны, вместе с другими подводными лодками («Сом» и «Касатка») «Дельфин» неоднократно принимал участие в боевом патрулировании в районе бухты Преображения. И в том же году в России появляется должность Заведующего подводным плаванием, на которую был назначен контр-адмирал Э.Н.Щенснович.

После окончания Русско-японской войны, когда стало очевидно, что за подводными лодками будущее, было решено развивать строительство Российского подводного флота. И в скором времени по указу Императора Николай II в классификацию судов Российского военного флота был включен новый класс боевых кораблей - подводные лодки.

Произошло это событие следующим образом. Морской министр вице-адмирал А.А.Бирилев 6/19 марта 1906 года подготовил доклад, в котором говорилось о необходимости внести в установленную еще в 1891 году классификацию судов военного флота разряд подводных лодок. Ознакомившись с доводами министра, Государь дал свое высочайшее соизволение и по результатам доклада 11/24 марта 1906 года был издан соответствующий приказ по морскому ведомству за подписью А.А.Бирилева. «Государь Император, в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил... включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки» , - отмечалось в приказе по Морскому ведомству.

Таким образом, Высочайшее соизволение монарха и подпись морского министра превратили подводные лодки России в самостоятельный класс кораблей Российского Императорского Флота. Именно с этого дня подводные лодки получили свое настоящее название (до этого их относили к миноносцам и «катерам малой видимости»), и были отнесены к кораблям 3-4 ранга. А уже 27 марта / 9 апреля того же года был учрежден Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве (Лиепаи). Здесь базировались учебное судно и подводные лодки «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось», «Сиг», позже появились «Макрель» и «Окунь». К 1911 году здесь была сформирована первая бригада подлодок российского флота, включавшая в себя 11 подводных кораблей и 2 плавучие базы («Европа» и «Хабаровск»). К началу Первой мировой войны в составе Российского Военно-морского флота числились уже 22 боеспособные подводные лодки, еще 24 строились на верфях. Бригады, дивизионы и отряды их базировались на Балтике, Черном море и Тихом океане.

С той поры и было принято считать дату 6/19 марта «Днем моряка-подводника», однако после революции 1917 года о ней забыли. Несмотря на то, что в советские годы в развитии отечественного подводного флота были сделаны огромные успехи (достаточно напомнить, что к началу Второй мировой войны подводный флот СССР был крупнейшим в мире - 267 боевых единиц, а в годы «холодной войны», став ракетно-ядерным он не уступал никому в мире ни по количеству, ни по скорости хода и глубине погружения), а многие командиры и экипажи подводных лодок навсегда вписали свои имена золотыми буквами в героическую летопись России (116 подводников были удостоены звания Героя Советского Союза, Героя России или Героя Социалистического Труда), собственного праздничного дня у подводников не было.

Возродился «День моряка-подводника» лишь 15 июля 1996 года, когда Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал флота Ф.Н.Громов подписал приказ № 253, в котором предписывалось отмечать «День моряка-подводника» ежегодно, 19 марта. И с этого дня стало доброй традицией поздравлять наших доблестных моряков-подводников, несущих сложную и опасную службу, и награждать особо отличившихся из них государственными наградами, памятными подарками, грамотами и благодарностями от командования.

Проложен курс и время нас не ждет,

И командир дает добро на погруженье

Отчизной славною мы призваны к служенью

Где флот России - враг точно не пройдет.

В дни лихолетий спорил ты с судьбой

В строю сегодня лодки новых поколений,

И ветеранам героических сражений

За ратный подвиг вам поклон земной.

(«Подводники России» , Л.Алексеев, А.Скворцов).

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук

Профессиональный праздник появился в 1996 году в соответствии с приказом главнокомандующего Военно‑Морским Флотом РФ. Дата для проведения праздника была выбрана не случайно. 19 марта (6 марта по ст. ст.) 1906 года подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей. Об этом свидетельствует приказ по Морскому ведомству № 52 от 24 марта (11 марта по ст. ст.) 1906 года, подписанный морским министром, в котором говорится "Государь Император [Николай II], в 6‑й день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки". Этот день считается официальной датой рождения подводных сил российского флота.

Идея подводного плавания неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении XVII‑ХIX веков. Впервые подводная лодка документально упоминается в российских источниках в 1718 году как "потаенное судно" Ефима Никонова. В 1834 году была построена подводная лодка по проекту российского военного инженера‑фортификатора Карла Шильдера. Затем по проекту инженера Стефана Джевецкого была создана подводная лодка, ставшая первой серийной. Морским ведомством были заказаны 50 подводных лодок Джевецкого для обороны морских крепостей.

До 1900 года в России было построено свыше 60 подводных лодок. Все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным (стоящим на якорях) кораблям противника.

В конце ХIХ века командование военно‑морского флота и высшее руководство России пришли к выводу о необходимости создания в составе российского флота нового класса кораблей, способных наносить удары по кораблям противника из подводного положения. Такие корабли были названы миноносцами, или полуподводными судами. Настоящее название — подводная лодка — было установлено только в 1906 году.

4 января 1901 года (22 декабря 1900 года по ст. ст.) Морское министерство создало комиссию для проектирования подводных судов . По проекту комиссии в 1903 году была построена первая русская боевая подводная лодка "Дельфин" ("Миноносец № 113").

Русско‑японская война 1904‑1905 годов стала первой в мировой истории, в которой приняли участие подводные лодки .

В 1906 году, с изменением официальной классификации кораблей Императорского российского флота от 1891 года, подводные лодки были отнесены к кораблям 3‑4 ранга, перестав именоваться миноносцами.

Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы "Европа" и "Хабаровск".

К началу первой мировой войны в составе российского военно‑морского флота числились уже 22 боеспособные подлодки, еще 24 строились. Бригады, дивизионы и отряды их базировались на Балтике, Черном море и Тихом океане.

В первую мировую войну 1914-1918 годов подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях, уничтожения надводных кораблей противника, как средство противолодочной обороны, для ведения оперативной разведки и высадки диверсионных и разведывательных групп, а также в качестве транспортных средств.

После окончания гражданской войны состояние подводных сил Советской России было катастрофическим. Строительство советского подводного флота началось после преодоления последствий разрухи с восстановления кораблей, сохранившихся от царского флота.

За период с 1930 года по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

В годы Великой Отечественной войны от ударов советских субмарин фашисты потеряли на море 35% всех своих боевых кораблей и транспортов .

В результате осуществления послевоенных судостроительных программ в период с 1946 года по 1954 год было построено 154 подводных лодки, одновременно началось расширенное строительство подводного флота уже по новым проектам. К началу 1958 года были построены 260 подводных лодок новых проектов. В 1958 году в боевой состав флота вошла первая советская атомная подводная лодка проекта 627 "К‑3" ("Ленинский комсомол"). Уже к 1961 году Военно‑морской флот СССР имел девять атомных лодок — четыре ракетных и пять торпедных.

С оснащением подводных лодок баллистическими и крылатыми ракетами — носителями ядерного оружия, появлением на подводных лодках ядерных энергетических установок подводные силы вышли в океан и стали главной ударной силой ВМФ, обладающей высокой мобильностью, скрытностью, способностью решать оперативно‑стратегические и стратегические задачи.

Сегодня основу подводных сил российских ВМФ , которые входят в триаду стратегических ядерных сил государства, составляют современные атомные стратегические и многоцелевые подводные ракетоносцы, имеющие на вооружении баллистические ракеты морского базирования и крылатые ракеты.

В результате реализации госпрограммы вооружения восемь ракетных подводных крейсеров, 16 многоцелевых подводных лодок.

В День моряка‑подводника в главных базах и пунктах базирования флотов проходят торжественные мероприятия, на которых отдается заслуженная дань уважения всем поколениям подводников.

День моряка‑подводника отмечают не только военные, но и создатели подводного флота — сотрудники проектных организаций, судостроительных и судоремонтных заводов. Благодаря талантливым конструкторам и инженерам, квалифицированным рабочим подводные лодки являются востребованными как в отечественном военно‑морском флоте, так и во флотах иностранных государств.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Какого числа отмечают праздник?

Как известно, любая дата в праздничном календаре России связана с определенным историческим событием. Не является исключением и День моряка-подводника. Своими корнями его история уходит к началу 20-го века, а точнее, к 19 марта 1906 года. Все дело в том, что именно в этот день по указу государя Николая II в состав военно-морского флота Российской империи были введены 20-ть субмарин, а также организованы специальные школы по обучению военнослужащих подводному плаванию.

С того самого времени День моряка-подводника стали ежегодно отмечать на всей территории России, вплоть до начала Октябрьской революции 1917 года. Именно тогда, по решению пришедшего к власти временного правительства, этот праздник был отменен. И только спустя 80-ть лет, в 1996 году, специальным приказом адмирала Военно-Морского Флота СССР Феликса Громова, День моряка-подводника был вновь возрожден.

Отдельно стоит отметить и роль, которую сыграли субмарины в разные периоды истории нашего государства, а особенно, в годы Первой мировой, Великой Отечественной и Русско-японской войн. Благодаря маневренным подводным кораблям наш Флот продемонстрировал свое глобальное превосходство на море и тем самым приблизил победу нашей армии над вооруженными силами противника.

Значение и традиции праздника

Учитывая славное историческое прошлое и современные реалии, сложно недооценить важность Военно-Морского Флота РФ для обороны и безопасности нашего государства. Сегодня отважные российские подводники продолжают стоять на защите морских рубежей и государственных интересов России. В наши дни эта профессия не только овеяна ореолом романтизма, но и подразумевает ответственность, железную дисциплину и полную самоотдачу тех, кто несет службу на борту современных субмарин.

Перелистывая страницы истории, каждый россиянин может легко убедиться в том что во многом благодаря Военно-Морскому Флоту, а в частности отечественной подводной флотилии, наша страна обязана весомым достижениям на мировой геополитической арене.

Принимая во внимание многолетние традиции, День моряка-подводника отмечается в России особенно торжественно. 19 марта 2018 года во многих городах нашей страны, а в частности, Владивостоке, Кронштадте, Новороссийске и Севастополе, состоятся масштабные культурно-развлекательные мероприятия, в которых примут участие не только известные актеры, исполнители и музыканты, но также представители духовенства и первые лица государства.

Виновников торжества искренне поздравят теплыми словами, вручат им памятные подарки и специальные грамоты. Государственными орденами будут награждены военнослужащие, которые отличились в ходе военно-морских учений и антитеррористических операций в Сирии и других горячих точках планеты.

  • согласно статистическим данным, во время Второй мировой войны советский флот потерял минимальное (по сравнению с противником) количество субмарин;
  • на вооружении СССР в период с 1960 по 1990 годы состояло более 400 единиц подводных кораблей (включая 60 новейших ядерных носителей);
  • флагман российского Подводного Флота – стратегическая субмарина «Юрий Долгорукий» (в составе Военно-Морских Сил РФ с 1996 года).

Видео

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!