Кафизма 5 читать на русском языке. Псалтирь

Пс. 5 Этот псалом, относящийся к разряду плачей, псалмопевец обращает к Господу из глубины отчаяния, однако и в нем он утверждает свою твердую веру в Божественную защиту. В отчаяние псалмопевца повергают те из его народа, чьи беззаконие и нечестивость выражаются прежде всего в богопротивных речах.

5:2 Услышь... уразумей. Употребляя глаголы в повелительном наклонении, псалмопевец настоятельно просит Бога внять его мольбам.

помышления. Соответствующее древнееврейское слово можно было бы перевести как "мысли вслух" или "тихие речи".

5:3 Царь. Давид, царь израильский, называет Царем Господа, поскольку знает, что его собственное царство - лишь слабое подобие царства Божиего.

5:5 у Тебя не водворится злой. Бог свят; Он безгрешен и отделен от всякого зла. Поэтому согрешивший может предстать перед Ним лишь после свершения искупительного жертвоприношения.

5:8 по множеству милости Твоей. Давид признает, что лишь по милости Божией его участь может отличаться от участи нечестивцев.

я... войду в дом Твой. Изъявив желание поклониться Богу, псалмопевец тем самым заявляет о своей невиновности перед Ним. Во времена Давида под словами "дом Твой" и "святой храм Твой" могли понимать либо место, назначенное для строительства храма, либо скинию завета (1 Цар. 1,7).

5:9 в правде Твоей. Иначе: "в праведности Твоей". Праведность Божия проявляется в защите Им Своего царя от его врагов. путь Твой. Предлагаемый Господом путь спасения - это путь повиновения Его воле.

5:10 пагуба... открытый гроб. Образность этого стиха призвана внушить читателю, что хула на Господа обрекает злословящих на смерть.

КАФИЗМА 1

Псалом 5 Псалом 5
1 О наследствующем, псалом Давиду 1 О наследующей. Псалом Давида.
2 Глаго́лы моя́ внуши́, Го́споди, разуме́й зва́ние мое́. 2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3 Вонми́ гла́су моле́ния моего́, Царю́ мой и Бо́же мой, я́ко к Тебе́ помолю́ся, Го́споди. 3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4 Зау́тра услы́ши глас мой, зау́тра предста́ну Ти, и у́зриши мя. 4 Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
5 Яко Бог не хотя́й беззако́ния, Ты еси́: не присели́тся к Тебе́ лука́внуяй, 5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
6 ниже́ пребу́дут беззако́нницы пред очи́ма Твои́ма: возненави́дел еси́ вся де́лающыя беззако́ние. 6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7 Погуби́ши вся глаго́лющыя лжу: му́жа крове́й и льсти́ва гнуша́ется Госпо́дь. 7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
8 Аз же мно́жеством ми́лости Твоея́, вни́ду в дом Твой, поклоню́ся ко храму свято́му Твоему́, в стра́се Твое́м. 8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.
9 Го́споди, наста́ви мя пра́вдою Твое́ю, враг мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю путь мой. 9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
10 Яко несть во усте́х их и́стины, се́рдце их су́етно, гроб отве́рст горта́нь их: язы́ки свои́ми льща́ху. 10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.
11 Суди́ им, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия их изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя, Го́споди. 11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
12 И да возвеселя́тся вси упова́ющии на Тя, во век возра́дуются, и всели́шися в них и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии и́мя Твое́. 12 И да возвеселятся все уповающие на Тебя, вовек возрадуются, и Ты вселишься в них, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.
13 Яко Ты благослови́ши пра́ведника, Го́споди: я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ нас. 13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 5 ПСАЛМА

О наследствующем, псалом Давиду . В издании Псалтири на русском языке надписание это читается так: «Начальнику хора (т.е. этот псалом передан регенту хора для разучивания его певцами), на духовых орудиях, псалом Давида».
О наследствующем , по объяснению св. отцов, разумеется Церковь, или народ христианский. Псалом этот принадлежит также Давиду, который составил его, по объяснению одних, в гонение Саула, по мнению же других, после восстания Авессалома.
Этот псалом представляет собой молитвенную беседу пророка с Богом, в которой Давид изливает свои чувства пред Господом относительно враждующих против него врагов, нечестных, лживых и коварных. В таинственном смысле большая часть толковников видят в этом псалме молитву Церкви или благочестивой души, обуреваемой напастями, о спасении.

Пс.5:2–3 Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи.

Эти молитвенные слова пророка и царя Давида ежедневно произносятся в церковных богослужениях: ими начинается первый из трех псалмов одной из утренних служб, так называемого «первого часа».
Глаголы моя — значит слова молитвы моей; внуши – возьми в уши, выслушай; разумей звание значит – пойми, в чем состоит мое призывание, о котором заявляю; вонми гласу моления моего , т.е. вникни, обрати внимание на мою просьбу.
Пророка Давида Святая Церковь поставляет всем христианам в пример и образец покаяния и молитвы. Ведь Бог не слышит молитву, когда молящийся так развлекается мыслями в молитве, что и сам не сознает своих слов, или не понимает того, о чем молится. Не разумеет Бог просящего, когда тот не знает сам чего просит или когда просит не полезного. Не внемлет Бог молитве, когда молящийся недостоин того, чтобы быть услышанным, или по недостатку должного смирения, или, будучи великим грешником, не думает о покаянии и не чувствует сокрушения о грехах своих. Вот о чем напоминают слова этой псаломской молитвы.
Царю мой и Боже мой – так пророк обращается с прошением к Господу Богу, во-первых, как к Царю, Который имеет попечение о подвластных Ему людях и старается исполнить их добрые желания, а во-вторых, как к Богу, пред Которым предстоит не только как раб Его, но и как ничтожная тварь, ничего сама по себе не могущая и во всем от Бога зависящая, и этим самым выражает полное свое смирение пред Богом и совершенную покорность Его всеблагой воле.

Пс.5:4 Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя.

У евреев было освящено обычаем три раза в день становиться на молитву: утром, в полдень и вечером. Поэтому и Давид, который считал молитву самой главной обязанностью своей к Богу, говорит Ему: заутра , т.е. прежде, чем начну делать какие-то дела, предстану Ти — предстану пред Тобою, Господи. И тогда усмотрю, узрю (узриши ), прежде, чем мои мысли начнут думать о житейском, я в молитве усмотрю Божественные свойства Твои..

Пс.5:5–7 Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.

Так как, я с утра предстану я пред Тобою, Господи, и увижу, что Ты Свят и Праведен, и что противно Тебе всякое беззаконие. Ты не слышишь молитвы молитвы людей нечестных, нераскаянных грешников, и потому не приселится (не может приблизиться к Тебе) лукавнуяй , т.е. хитрый, злой человек.
Все, кто творит зло, не любит и нарушает закон Твой, не предстанут перед Тобой, потому что ненавистны Тебе всякая неправда и всякое беззаконие. По Своей святости и правосудию Ты не оставишь без наказания, Ты погубишь всех лживых, порочных, совершающих дела неправды. Человека кровожадного и коварного лицемера гнушается, отвращается Господь.

Пс.5:8 Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем.

Далее пророк так говорит: имея в виду святость Твою, Господи, и страшась гнева Твоего, я, по милости Твоей, с благоговением вхожу в дом Твой и со страхом приношу молитвы в храме Твоем.
Здесь дом и храм означают скинию Божию, которая до построения храма при Соломоне, сыне Давида, заменяла его и называлась также храмом.

Пс.5:9–10 Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху.

Давид говорит дальше: пошли мне благодать Твою, чтобы руководила и наставляла меня на путь правды и помогала мне исполнять заповеди Твои и чрез это избегать всех грехов, которые ненавистных Тебе. Исправь, настави меня на непорочный путь, чтобы я ходил по нему, имея всегда пред очами Тебя, Бога моего.
И все это сделай из-за моих врагов, чтобы избегнуть козней и зла от них. Несть во устех их истины , а только ложь, коварство и обман: одно говорят, а другое мыслят. Сердце их суетно , т.е. так искажено злобой сердце их так, что они неспособны на правду и истину, а думают только о суетном и ложном.
Гроб отверст гортань их, т.е. гортань их (имеется ввиду рот) похожа на открытый гроб со смердящим трупом, из нее не слышится хороших слов, а только ложь, коварство и обман.
Языки своими льщаху , т.е. с языков их сходят одни только сладкие, но льстивые речи, которые маскируют злостные намерения и ненавистные чувства.

Пс.5:11 Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих; по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи.

Осуди их (нечестивых), Боже, праведным судом Твоим, по их достоинству и по заслугам, отними у них всякую надежду на исполнение их нечестивых намерений.
По множеству нечестия их изрини я , т.е. за множество беззаконий их отвергни их, лиши их наследия вечных благ, уготованных любящим Тебя праведникам потому что, восставая против избранных Твоих, они возмутились против Тебя и наносят оскорбление Твоей святости.
Такая молитва людей благочестивых о наказании нечестивых должна быть понимаема не как естественное желание мщения, но как благочестивая ревность по Бозе, какую возбуждает в сердцах их Дух Святой, и за которою последует и самое исполнение, т.е. погибель нечестивых, если они не исправятся.

Пс.5:12 И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о Тебе любящии имя Твое.

Когда, говорит Давид, сотворишь праведный суд Твой, Господи, тогда все получат праведное воздаяние по делам своим, тогда все те, которые, надеясь на милость Божию, терпели клеветы, напасти и разные обиды со стороны нечестивых, возвеселятся и возрадуются, и радость их будет вечная, нескончаемая (Ин. 16:22). И будут, продолжает пророк, хвалиться Тобою все, кто любит имя Твое.

Пс.5:13 Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Причина вечной радости праведников состоит в благоволении к ним Господа Бога. Как бы так объясняет он эту причину: Ты, Господи, вечный и праведный Судия, от вечности, прежде сложения мира, благоволил избранным Твоим, возлюбившим Тебя и на Тя надеющимся, явить Свою милость, а потому и благословляешь их (подаешь благодать Свою) и ограждаешь, как бы крепким щитом, Твоей помощью. Твое благоволение служит им вместо оружия; они как бы венцом украшаются им. Венец этот сплетается из милости, правды, благодати и славы.

Из содержания сего псалма можно усмотреть различные движения и действия природы и благодати в сердцах человеческих. Все ищут добра и все представляют себе в делах или словах своих что-либо доброе – оттого под видом добра многие и обманываются. Природа работает для плоти и плотскими стремлениями и наслаждениями утешается; а благодать действует для возвышения свободы духа. Между законами плоти и духа происходит непрестанная борьба: чего один хочет, от того другой отвращается.
Прекрасно об этом предмете учит святитель Тихон Задонский. «Плоть хочет – говорит он, – гордиться, величаться, превозноситься, но дух – смиренно мудрствовать. Плоть хочет в славе и чести быть, дух же – вся в уметы вменять (почитать за сор. – Ред). Плоть хочет упокоеваться, дух же бодрствовать, трудиться. Плоть хочет пировать, веселиться, а дух – воздерживаться, поститься, за грехи сетовать. Плоть хочет врагам своим отмщевать, а дух – любить врагов, добро творить ненавидящим. Плоть хочет чужое похищать, а дух – и свое требующим раздавать. Плоть хочет сладострастиям своим угождать, а дух – целомудрствовать. Плоть хочет во всем волю свою исполнять, а дух волю Божию. Так и в прочем – плоть и дух противятся между собою».

Перевод профессора Павла Александровича Юнгерова

32. Псалом Давида, не надписанный у Евреев.

Радуйтесь, праведные, о Господе, правым подобает похвала: Славьте Господа на гуслях, на десятиструнной псалтири пойте Ему. Воспойте Ему песнь новую, добре пойте Ему с восклицанием! Ибо право слово Господне и все дела Его верны. Любит милостыню и суд Господь, милостью Господа полна земля. Словом Господним небеса утверждены и Духом уст Его вся сила их. Он собирает, как мех, воды морские, заключает бездны в сокровищницы. Да убоится Господа вся земля, да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной! Ибо Он сказал – и стало, повелел – и создалось. Господь разоряет советы народов, отменяет замыслы людей и отвергает советы князей. Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его – в род и род. Блажен народ, у которого Господь есть Бог его, – люди, которых Он избрал в наследие Себе. С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. Из уготованного жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал по одному сердца их и вникает во все дела их. Не спасается царь многою силою и исполин не спасется множеством крепости своей. Обманчив конь для спасения: во множестве силы своей он не спасется. Вот, очи Господа на боящихся Его, уповающих на милость Его: Дабы избавить от смерти души их и пропитать их во время голода. Душа же наша чает Господа, ибо Он помощник и защитник наш. О Нем возвеселится сердце наше, и на имя святое Его мы уповали. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, ибо мы уповали на Тебя.

33. Псалом Давида, когда он изменил лице свое пред Авимелехом, и тот отпустил его, и он ушел.

Благословлю Господа на всякое время, хвала Ему – всегда на устах моих. Господом будет хвалиться душа моя, да услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною и все вместе превознесем имя Его. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Сей нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его. Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их. Вкусите и увидите, как благ Господь: блажен муж, уповающий на Него! Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его. Богатые обнищали и взалкали, а ищущие Господа не лишатся всякого блага. Приидите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас. Кто любит жизнь, хочет видеть добрые дни? Удержи язык твой от зла и уста твои от лукавых слов. Уклонись от зла и сотвори благо, взыщи мира и устремись к нему. Очи Господа (обращены) к праведным и уши Его – к молитве их. Лице же Господне против делающих зло, чтобы истребить от земли память о них. Воззвали праведные, и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведных, но от всех их избавит их Господь. Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящие праведного прегрешат. Избавит Господь души рабов Своих, и не прегрешат все уповающие на Него.

Слава

34. Псалом Давида.

Суди, Господи, обижающих меня, побори борющихся со мною. Возьми оружие и щит и восстань на помощь мне. Обнажи меч и стань преградою против гонителей моих, скажи душе моей: Я – спасение твое. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся умышляющие мне зло. Да будут, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да изгонит их. Да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их. Ибо они без вины (моей) скрыли для меня пагубную сеть свою, напрасно поносили душу мою. Да постигнет его сеть, которой он не знает, и западня, которую он скрыл, да уловит его, и пусть он впадет в ту самую сеть. Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. Все кости мои скажут: Господи, Господи! Кто подобен Тебе, избавляющему слабого от руки сильнейших его, и бедного и убогого от грабителя его? Восстали на меня свидетели неправедные, спрашивали меня о том, чего я не знал. Воздали мне злом за добро и бесплодием душе моей, Я же, когда они притесняли меня, одевался во вретище и смирял постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвращалась. Как ближнему, как брату нашему, так я угождал; подобно плачущему и сетующему, я смирялся. А они против меня с веселием собрались, собрались на меня (наносящие) раны, а я (и) не знал, разделились, но не смягчились: Искушали меня, насмешливо позорили меня, скрежетали на меня зубами своими. Господи! Когда Ты увидишь (это)? Отстрани душу мою от злодейства их, от львов – единородную мою. Прославлю Тебя в многолюдном собрании, среди народа многочисленного восхвалю Тебя. Да не торжествуют надо мною враждующие против меня неправедно, ненавидящие меня напрасно и перемигивающиеся очами. Ибо мне говорили они мирное, но во гневе о коварстве помышляли. Расширяли на меня уста свои, говорили: “хорошо, хорошо видели глаза наши!” Ты видел, Господи, не умолчи. Господи, не отступи от меня! Восстань, Господи, вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, в тяжбу мою (вникни). Суди меня, Господи, по правде Твоей. Господи, Боже мой! Да не торжествуют они надо мною. Пусть не говорят в сердце своем: “хорошо, хорошо душе нашей!” Пусть не говорят: “мы поглотили его!” Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся несчастиям моим; да покроются стыдом и срамом величающиеся надо мною. Да возрадуются и возвеселятся хотящие праведности моей, пусть говорят непрестанно: “да возвеличится Господь!” – желающие мира рабу Его. И язык мой будет поучаться правде Твоей, весь день – хвале Твоей.

35. В конец. Отрока Господня Давида.

Говорит пребеззаконный с самим собою о грехе: нет страха Божия пред глазами его. Он слукавил пред собою, (думая) будто отыскал беззаконие свое и возненавидел. Слова уст его – беззаконие и лесть: не хотел он научиться делать добро. О беззаконии помышлял на ложе своем, становился на всяком недобром пути, и злом не гнушался. Господи! На небе милость Твоя и истина Твоя до облаков. Правда Твоя – как горы Божии, судьбы Твои – бездна великая: людей и скотов спасешь Ты, Господи! Как Ты умножил милость Твою, Боже! Сыны человеческие под кровом крыльев Твоих будут благонадежны: Насытятся от тука дома Твоего и потоком сладости Твоей напоишь их. Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоем узрим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем. Да не подойдет ко мне нога гордого и рука грешника да не поколеблет меня! Там пали все делающие беззаконие, были изринуты и не могут встать.

Слава

36. Псалом Давида.

Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро засохнут, и, как зеленый злак, скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благо, и населяй землю и воспользуешься богатством ее. Утешайся Господом, и Он для Тебя исполнит прошения сердца твоего. Открой Господу путь свой и уповай на Него, и Он сотворит: И выведет, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень. Покорись Господу и моли Его; не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление. Прекрати гнев и оставь ярость, не подражай лукавству. Ибо лукавые истребятся, терпеливо же исполняющие заповеди Господни – они наследуют землю. И еще немного, и не будет грешника, и поищешь места его, и не найдешь. А кроткие наследуют землю и насладятся преизбытком мира. Наблюдает грешник за праведником и скрежещет на него зубами своими. Господь же посмеется над ним, ибо провидит, что придет день его. Меч извлекли грешники, натянули лук свой, чтобы низложить убогого и нищего, заколоть правых сердцем. Меч их да войдет в сердца их, и луки их да сокрушатся. Лучше малое (достояние) у праведника, чем великое богатство грешников. Ибо мышцы грешников сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. Знает Господь пути непорочных, и наследие их в век пребудет. Не постыдятся они во время лютое и во дни голода будут насыщены, напротив, грешники погибнут. Враги же Господни, во время прославления и превозношения их, исчезли, как дым исчезли. Занимает грешник и не возвращает, а праведный щедро дает. И благословляющие его наследуют землю, проклинающие же его истребятся. Господом стопы человека направляются, и Он весьма благоволит к пути его: Когда он падет, не разобьется, ибо Господь подкрепляет руку его. Я был молод, и вот, состарился, но не видел праведника оставленным и потомства его просящим хлеба. Всякий день милует и в займы дает праведный, и потомство его благословенно будет. Уклонись от зла и сотвори благо, и поживешь в век века. Ибо Господь любит правосудие и не оставит преподобных своих, во век сохранятся они, беззаконники же будут изгнаны, и потомство нечестивых истребится. А праведники наследуют землю и вселятся на ней во век века. Уста праведного будут поучаться премудрости, и язык его произнесет (правый) суд. Закон Бога его в сердце у него и не запнутся стопы его. Грешник подсматривает за праведником и ищет умертвить его, Но Господь не оставит его в руках его и не осудит его, когда будет судить его. Уповай на Господа и храни путь Его, и Он возвысит тебя, чтобы наследовать землю, и ты увидишь, когда будут истребляемы грешники. Видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские: И прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его. Храни незлобие и наблюдай правоту, ибо есть будущее у человека мирного. Беззаконники же все истребятся, останки нечестивых погибнут. Спасение же праведных – от Господа, и Он – защитник их во время скорби. И поможет им Господь, и спасет их, и избавит их от грешников, и сохранит их, ибо они уповали на Него.

Слава

Молитвы после 5 кафизмы:

По 5-й кафисме, Трисвятое.

Таже тропари, глас 5:

Страшный Твой Престол, лукавое мое житие. и кто мя избавит тогдашния нужды, аще не Ты помилуеши мя, Христе Боже, яко Щедр и Человеколюбец?

Слава

Попечение жития изгна мя рая, и что сотворю, отчаянный Сего ради толку во врата и зову: Господи, Господи, отверзи ми покаянием и спаси мя.
И ныне: Кий наречем храм Твой, Богородице? Пристанище ли духовное? Или рай сладости Небесныя, ходатайствен жизни некончаемыя? Вся бо имаши добрая, всегда молися Христу спастися душам нашым.

Господи, помилуй (читается 40 раз) и молитва:

Боже Праведный и Хвальный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный, услыши грешнаго мужа молитву в час сей: услыши мя, обещавый услышати во истине Тя призывающих, и не омерзи мя, нечистыя устне имуща и во гресех содержима, Упование всех концев земли и странствующих далече. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: излей мечь и заключи сопротив гонящих мя. Запрети нечистым духовом от лица безумия моего, и да отлучится от моея мысли дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякия иныя злобы; и да угаснет всякое разжжение и движение плоти моея, от диавольскаго действа составляемое, и да просветится моя душа и тело, и дух светом Твоего Божественнаго познания: да множеством щедрот Твоих достигну соединения веры, в мужа совершенна, в меру возраста, и прославлю со Ангелы и всеми святыми Твоими всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Боже Праведный и Хвальный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный, услыши грешнаго мужа молитву в час сей: услыши мя, обещавый услышати во истине Тя призывающих, и не омерзи мя, нечистыя устне имуща и во гресех содержима, упование всех концев земли и странствующих далече. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: излей мечь и заключи сопротив гонящих мя. Запрети нечистым духовом от лица безумия моего, и да отлучится от моея мысли дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякия иныя злобы; и да угаснет всякое разжжение и движение плоти моея, от диавольскаго действа составляемое, и да просветится моя душа и тело, и дух светом Твоего Божественнаго познания: да множеством щедрот Твоих достигну соединения веры, в мужа совершенна, в меру возраста, и прославлю со Ангелы и всеми святыми Твоими всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Боже праведный и славный, Боже великий и крепкий, Боже предвечный, услышь молитву грешного человека в час сей: услышь меня, обещавший услышать призывающих Тебя в истине, и не сочти мерзким меня, имеющего уста нечистые и грехами связанного, надежда всех концов земли и странствующих далеко! Возьмись за оружие и щит и восстань на помощь мне; извлеки меч и стань преградой против преследующих меня. Запрети нечистым духам по причине безумия моего, и да отлучится от моей мысли дух ненависти и злопамятства, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякой иной злобы; и да угаснет всякое распаление и движение плоти моей, от диавольского воздействия возникающее, и да просветится моя душа, и тело, и дух светом Твоего Божественного познания: дабы по множеству милостей Твоих достиг я единения в вере, в меру возраста мужа совершенного, и прославил со Ангелами и всеми святыми Твоими многочтимое и прекрасное имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Таже тропари, глас 5: Страшный Твой Престол, лукавое мое житие. и кто мя избавит тогдашния нужды, аще не Ты помилуеши мя, Христе Боже, яко Щедр и Человеколюбец?
Слава: Попечение жития изгна мя рая, и что сотворю, отчаянный Сего ради толку во врата и зову: Господи, Господи, отверзи ми покаянием и спаси мя.

И ныне: Кий наречем храм Твой, Богородице? Пристанище ли духовное? Или рай сладости Небесныя, ходатайствен жизни некончаемыя? Вся бо имаши добрая, всегда молися Христу спастися душам нашым.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Боже Праведный и Хвальный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный, услыши грешнаго мужа молитву в час сей: услыши мя, обещавый услышати во истине Тя призывающих, и не омерзи мя, нечистыя устне имуща и во гресех содержима, Упование всех концев земли и странствующих далече. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: излей мечь и заключи сопротив гонящих мя. Запрети нечистым духовом от лица безумия моего, и да отлучится от моея мысли дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякия иныя злобы; и да угаснет всякое разжжение и движение плоти моея, от диавольскаго действа составляемое, и да просветится моя душа и тело, и дух светом Твоего Божественнаго познания: да множеством щедрот Твоих достигну соединения веры, в мужа совершенна, в меру возраста, и прославлю со Ангелы и всеми святыми Твоими всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Этот псалом является молитвой, торжественно обращенной к Богу во времена, когда псалмопевец оказался в бедствии из-за злобных умыслов своих врагов. В жизни Давида было много подобных ситуаций; более того, в его жизни трудно найти время, когда данный псалом был бы неуместен, ибо в этом он был прообразом Христа и постоянно окружен врагами; а своими частыми и сильными обращениями к Богу во времена преследований он указывает на зависимость Христа от Отца и победу, одержанную над силами тьмы во время этих бедствий. В этом псалме Давид (I) устанавливает общение между своей душой и Богом, обещая молиться и убеждая свою душу в том, что Господь обязательно услышит его (ст. 2-4).

(II) Он воздает Богу славу и утешается Его святостью (ст. 5-7).

(III) Он заявляет о своем решении постоянно участвовать во всенародном поклонении Богу (ст. 8).

(IV) Давид молится (1) о себе: чтобы Бог направлял его (ст. 9);

(2) против своих врагов: чтобы Бог погубил их (ст. 10,11);

(3) за весь народ Божий: чтобы Бог дал ему радость и хранил его (ст. 12,13). Все это очень полезно, чтобы направлять нас в молитве.

Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.

Стихи 2-7 . Название этого псалма не содержит в себе ничего необычного, кроме того, что он должен исполняться на инструменте Nehiloth (слово, которое нигде больше не используется). Предполагается (и это лишь предположение), что оно подразумевает духовые инструменты, в сопровождении которых этот псалом должен исполняться (как слово Neginoth предполагало струнные инструменты). В этих стихах Давид смотрит на Господа:

I. Как на Бога, слышащего молитвы; каким Он всегда был с тех пор, как люди начали призывать Его имя; и сегодня Он также готов услышать молитвы, как и прежде. Обратите внимание, какими словами здесь Давид называет Его: «Господи (ст. 2,4) - Иегова, сущий и самодостаточный, которым мы обязаны восхищаться; Царь мой и Бог мой (ст. 3), которого я признаю за своего Бога, которому я клянусь в верности и под защиту которого, как Царя, я отдаю себя». Он – Царь царей и Бог богов, но это еще не все; самый повелевающий и ободряющий принцип молитвы, самое могущественное и преобладающее прошение в молитве – это отношение ко Всевышнему как к нашему Царю и нашему Богу, перед которым у нас есть определенные обязательства и на которого мы возлагаем особые надежды. А теперь обратите внимание на то,

1. О чем молится Давид, что может ободрить нашу веру и надежды во всех наших обращениях к Богу. Если мы молимся страстно и в вере, то имеем повод надеяться (1), что Бог будет знать о нашем деле, о котором мы докладываем и просим Его, ибо в этом псалме Давид молится: «Услышь, Господи, слова мои!» Хотя Бог находится на небесах, но Его ухо открыто для молитв людей, и Ему не сложно слышать нас. Возможно, люди не хотят или не могут слышать нас: наши враги так высокомерны, что не желают, а наши друзья так далеко, что не могут слышать нас; но Бог, находясь высоко в небесах, может и хочет услышать нас.

(2) Что Он примет эту информацию и подвергнет мудрому и сострадательному размышлению, что Он не будет пренебрегать ею и отделываться поверхностным ответом, ибо псалмопевец молится: «Уразумей помышления мои». Молитвы Давида включали не только слова, но и его размышления, так как размышление – наилучшая подготовка к молитве, и поэтому молитва – наилучший результат размышлений. Размышления и молитва должны идти рядом (Пс 18:15). Только задумываясь о своих молитвах подобным образом, мы можем надеяться, что Бог поразмыслит над ними и примет в Свое сердце то, что исходит из нашего.

(3) Что в должное время Бог дарует нам милостивый ответ, ибо об этом молится псалмопевец: «Внемли гласу вопля моего!» (ст. 3). Его молитва была воплем; это был глас вопля его, что подчеркивает страстность его чувств и назойливость выражений. Подобные действенные страстные молитвы праведного мужа могут много совершить и творить чудеса.

2. Что здесь обещает Давид и ставит как условие со своей стороны, которое он должен исполнять, дабы получить милостивый прием. Когда мы обращаемся к Богу, это может направлять нас, чтобы мы могли правильно предстать со своими прошениями, ибо мы просим и не получаем, если просим неправильно. Здесь Давид дает четыре обещания, и мы должны следовать его примеру. Он обещает:

(1) что будет молиться, что это будет делом его совести и его основным занятием: «Я к Тебе молюсь. Другие живут без молитвы, а я буду молиться». Цари на своих престолах (как это было с Давидом) должны быть просителями у престола Божьего. «Одни молятся неизвестным богам и ожидают помощи от них, но Тебе единственному я буду молиться». Уверенность, которую Бог дает нам в том, что Он готов услышать молитву, должна укрепить наше решение жить и умереть молясь.

(2) Что будет молиться рано утром. Тогда его молящийся голос будет услышан и молитва будет направлена к Богу. На каждом его письме к небесам будет стоять дата, а не просто указано: «Вечером и утром и в полдень я буду молиться; более того, семикратно в день прославляю Тебя», это сказано с уверенностью. Утренняя молитва – наш долг; мы больше всего подходим для молитвы, когда свежи, энергичны и спокойны, когда не испытываем ночной дремоты, восстановлены в силах, но еще не исполнены заботами о дневном бизнесе. Именно в это время нам больше всего нужна молитва, если задуматься об опасностях и искушениях предстоящего дня, которые нас беспокоят. С помощью веры и молитвы мы можем получить свежее пополнение благодати.

(3) Что его глаз будет направлен к Богу, а его сердце – к исполнению долга: «Рано утром направлю свою молитву». Как стрелок направляет стрелу в белый круг, с такой же сосредоточенностью и уравновешенностью ума мы должны обращаться к Богу. Или так же, как мы отправляем письмо другу в определенное место, мы должны направлять свои молитвы Богу, нашему Отцу Небесному. И давайте всегда посылать их через Господа Иисуса, великого Посредника, и тогда они наверняка попадут по адресу. Все наши молитвы должны направляться к Богу. Их основная цель – воздаяние почестей и прославление Бога. Пусть нашим первым прошением будут слова «да святится (будет прославлено) имя Твое», а уже затем мы можем быть уверены, что получим тот же милостивый ответ, какой был дан Христу: «И прославил и еще прославлю».

(4) Что будет терпеливо ожидать ответа: «Я буду ожидать, буду ждать ответа на мою молитву, и послушаю, что скажет Господь Бог» (Пс 84:9; Авв 2:1), чтобы, если Он дарует мне просимое, я мог бы поблагодарить, а если Он откажет, я мог бы быть терпеливее, а если Он отложит ответ, я мог бы продолжать молиться и ждать, но не ослабеть». Мы должны ожидать, или высматривать, подобно человеку, который послал стрелу и всматривается, насколько близко к цели она попала. Мы в значительной мере теряем утешение от молитвы из-за того, что недостаточно наблюдаем, какие ответы на нее получаем. Мы можем надеяться, что Бог приклонит ухо к нашим словам и поразмыслит над ними, если будем молиться и ожидать, как хромой, который пристально смотрел на Петра и Иоанна (Деян 3:4). Мы можем обратиться к Нему, как Давид в этих стихах, который не говорит: «Господь, сделай это или то для меня…», а - «Услышь меня, поразмысли о моей ситуации и поступи так, как Ты считаешь нужным».

II. Давид обращается к Господу как к Богу, ненавидящему грех (ст. 5-7). Он отмечает это (1) как предупреждение для самого себя и всех других молящихся, чтобы помнить, что Бог, к которому мы обращаемся, не только милостивый, но что Он также чист и свят; что хотя Он готов услышать молитву, но в то же время, если в нашем сердце поселится беззаконие, Он не услышит наши молитвы (Пс 65:18).

(2) Как ободрение для своей молитвы против врагов: они были нечестивыми людьми и, следовательно, врагами Бога – людьми, которых Господь не любит. В данном месте обратите внимание на святость природы Бога. Когда псалмопевец говорит «ибо Ты Бог, не любящий беззакония», это означает: «Ты Бог, который ненавидит беззаконие как действие, прямо противоположное Твоей безграничной чистоте, нравственности и святой воле». Хотя делающие беззаконие процветают, пусть никто не предполагает, что Богу нравится беззаконие или люди, которые притворяются, что почитают Его, но в то же время ненавидят своих братьев и гонят их, говоря: «Да прославится Господь». Богу не нравится беззаконие, прикрытое религиозностью. Поэтому пусть тот, кто любит грех, знает, что он не нравится Богу; и пусть никто не говорит, будучи искушаем: «Я искушаем Богом», ибо Бог не является творцом греха и у Него не водворится злой, и поэтому нечестивец не всегда будет процветать. Доктор Хаммонд полагает, что данное место подразумевает закон Моисея, который не позволял иноземцам, упорствовавшим в идолопоклонстве, жить на земле Израиля.

На справедливость Его правления. «Нечестивые не пребудут пред очами Твоими», то есть они не увидят Его улыбки, не будут допущены, чтобы обратиться к Нему, и не будут оправданы на суде в тот великий день. Делающие беззаконие чрезвычайно безрассудны. Грех – это безрассудство, а грешники -самые большие глупцы; не те глупцы, которых таковыми сотворил Господь (таких нужно жалеть), ибо Он не может ненавидеть то, что сотворил, а глупцы, которые сами сделали себя такими. Бог ненавидит их. Нечестивцы ненавидят Господа, поэтому вполне справедливо, что Он ненавидит их; и это будет их вечным бедствием и погибелью. «Ты погубишь тех, кого ненавидишь». Существует две разновидности грешников, которые здесь отмечены для погибели:

(а) глупцы, которые говорят ложь и обманывают; на этих грешников ставится особое ударение: «всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Отк 21:8; Пс 22:15);

ничто больше лжи не противоречит природе Бога, и поэтому Бог истины больше всего ненавидит именно ложь.

(б) Жестокие люди. Кровожадного и коварного гнушается Господь, ибо бесчеловечность так же противоположна и в той же степени ненавидима Богом милости, которому нравится миловать. Писание говорит, что лжецы и убийцы особым образом похожи на дьявола и являются его детьми; и поэтому вполне логично, что Господь гнушается ими. Таков был характер врагов Давида и такими в наше время являются враги Христа и Его Церкви – люди, полностью потерявшие все добродетели и честь; и чем хуже они становятся, тем больше мы можем быть уверены в их погибели в должное время.

Воспевая эти стихи и молясь ими, мы должны побуждать себя к обязанности молиться, ободрять себя в молитве, потому что мы не напрасно ищем Бога. Мы должны выражать свое отвращение ко греху и благоговейное ожидание дня явления Христа, который будет днем погибели нечестивцев.

Стихи 8-13 . В этих стихах Давид характеризует себя, своих врагов, весь народ Божий и молится о каждой группе.

I. Он говорит и молится о себе (ст. 8,9).

1. Давид принимает твердое решение быть вблизи Бога и поклоняться Ему. Грешники уходят от Бога и делают себя отвратительными для Его святости и незащищенными для Его правосудия: «А я не хочу быть вдали от Тебя». Святость и справедливость Бога не пугают тех, кто прав сердцем, и не уводят их от Бога; эти качества привлекают их прилепиться к Нему. В этих стихах Давид решает (1) поклоняться Богу, оказывать Ему почтение и воздавать славу имени Его.

(2) Поклоняться Ему публично: «Я… войду в дом Твой, во дворы дома Твоего, чтобы поклониться Тебе вместе с другими Твоими верными поклонниками». Давид часто молился и поклонялся в одиночестве (ст. 3,4), в то же время он был постоянным в своем посещении и поклонении в храме. Обязанность молиться наедине предназначена для того, чтобы подготовить нас, а не избавить от публичных постановлений.

(3) Поклоняться Ему с благоговением и соответствующим ощущением безграничной пропасти между Богом и человеком: «Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем». «…Будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр 12:28). Все поклоняющиеся должны пребывать в великом страхе.

(4) Давид решает принимать ободрение в поклонении лишь от Бога.

От Его безграничной милости. Взывая к Господу, псалмопевец полагается лишь на Его безмерную милость (на неистощимые богатства милости, которые имеются в Боге, бесчисленные доказательства и примеры которой мы получаем от Него), а не на собственные заслуги или собственную праведность. Милость Божья должна быть и основанием для наших надежд, и источником нашей радости каждый раз, когда мы приходим к Нему.

От учрежденного места поклонения, которым в то время был храм и который здесь назван «святой храм Твой» как прообраз Христа, нашего великого и единственного Посредника, который освящает служение в той же степени, как храм освящает золото, и на которого мы должны взирать во время всех наших поклонений, как в то время взирали на храм.

2. Он настойчиво молится, чтобы Бог Своей благодатью всегда вел и хранил Его во время исполнения долга (ст. 9): «Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих» - «ради тех, которые следят за мной, которые наблюдают за моими ошибками и ищут повода выступить против меня» (евр). Здесь обратите внимание (1) на то, как Давид использовал злобность своих врагов. Чем энергичнее они следили за его ошибками, чтобы в дальнейшем можно было его обвинить в чем-то, тем осторожнее он был, избегая греха и всех его проявлений, и тем настойчивее он продвигался по Божьему пути и в исполнении долга. Таким образом, благодаря мудрости и благодати из зла может получиться добро.

(2) На правильный курс, принятый Давидом для отражения нападок тех, кто искал повода навредить ему. Он вручил себя божественному водительству, умоляя Бога поставить его на правильный путь Своим провидением и благодатью, умоляя сохранить его от неверного пути, чтобы враги (какими бы хитрыми они ни были, даже как враги Даниила) ни в коем случае не могли найти повод выступить против него. Путь исполнения долга здесь назван путем Божьим и Его праведности, ибо Господь предписывает нам Своими святыми и справедливыми законами, что если мы поставим их перед своими глазами как наш принцип, то сможем в вере просить Бога направлять нас во всех особенных ситуациях. Как Бог ответил на молитву Давида, мы можем прочитать в 1Цар 18:14,15.

II. Псалмопевец рассказывает о своих врагах и молится против них (ст. 10,11).

(1) И если его рассказ правдив (что, несомненно, так и есть), у них очень плохой характер; и если бы они не были таковыми, то не могли бы быть врагами человека, который был по сердцу Бога. Он говорит (ст. 7), что Всевышний ненавидит кровожадных и лжецов. «Вот, Господи, - говорит Давид, - таковы мои враги: они лжецы, им нельзя верить, ибо нет в устах их истины». Они не считали грехом обдуманную ложь, если она могла опорочить Давида и выставить его отвратительным. «Господи, путеводи меня, - говорит он (ст. 9), - ибо с такими людьми мне предстоит иметь дело; против их клеветы невинность бессильна. Разве они говорят правду? Разве они говорят о мире и дружбе? Они языком своим льстят, чтобы скрыть свою злобность и достичь цели с большей уверенностью. Каждый раз, когда они притворяются в религиозности и дружбе – двух святых вещах, – они лгут. Сердце их - пагуба, они кровожадны, ибо гортань их - открытый гроб. Они жестоки, как преисподняя, широко отверстая, чтобы пожирать и поглощать; они ненасытимы, как преисподняя, которая никогда не скажет: «Довольно» (Прит 30:15,16). Этот же стих цитируется в Послании к Римлянам, чтобы показать общую порочность всего человечества, ибо по своей природе все люди склонны к злобности (Тит 3:3). Преисподняя открыта для них, в то же время по отношению друг ко другу они сами похожи на преисподнюю.

(2) Если эта молитва, направленная против них, будет услышана (что, несомненно, так и будет), они окажутся в очень плохой ситуации. Какими люди являются и как поступают – такова будет и расплата. Давид молится Богу, чтобы Он погубил их (в соответствии с тем, что он сказал в ст.7: «Ты погубишь таких людей». «Да падут они…», - говорит псалмопевец, и грешники очень скоро погубили бы себя, если бы были предоставлены сами себе). Давид молится Богу, чтобы Тот лишил их Своей защиты, благоволения, наследства от Господа и земли, где они живут; а горе тем, кого Бог изгоняет. Из-за своих грехов они заслуживают погибели. Бога можно оправдать тем, что они полностью отказались от Него: «По множеству нечестия их, отвергни их». Своими поступками они переполнили чашу беззакония и стали готовыми для погибели. Преследование слуг Божьих переполняет чашу в той же степени, что и другие грехи (1Фес 2:15,16). Более того, они легко могут пасть от замыслов своих; те планы, которыми они собираются защищаться и причинять вред другим, посредством господствующего провидения Божьего могут превратиться в средства их собственной погибели (Пс 7:15; 9:16). Давид просит: «…они возмутились против Тебя. Если бы они были лишь моими врагами, то я мог бы простить их; но они восстали против Бога, Его венца и достоинства. Они восстали против Его правления и не желают покаяться, воздать Богу славу, и поэтому я четко вижу их погибель». Его молитва об их погибели исходит не из чувства мести, а из чувства пророчества, благодаря которому он предсказывает, что каждый, кто восстал против Бога, погибнет от своих же замыслов. И если Бог имеет полное право воздавать бедствиями тем, кто беспокоит Его народ, - о чем говорит Писание (2Фес 1:6) – мы просим, чтобы это свершалось каждый раз, когда мы молимся: «Отче, да будет воля Твоя».

III. Давид рассказывает о народе Божьем и молится о нем, заканчивая молитву уверенностью в их благословении, в котором он сам заинтересован. Обратите внимание (1) на то, как он описывает народ Божий. Они праведные (ст. 13), ибо они уповают на Бога; они уверены в Его силе и всемогуществе, осмелились полностью положиться на Его обетование и уверены в Его защите, если идут правильным путем. Они любят Его имя, довольны всяким Его проявлением и наслаждаются, общаясь с Ним. Лишь истинная и чистая религия дарует жизнь удовлетворенности в Боге и зависимости от Него.

(2) Как Давид молится о них: «И возрадуются; дай им повод возрадоваться и сердца радостные, исполни их радостью великой и неизреченной, пусть они восклицают с неизменной радостью. Пусть они вечно ликуют и имеют святую радость от всего, что заканчивается Господом; поэтому пусть радуются в Тебе, в Твоем благоволении, в Твоем спасении, а не в каком-либо другом творении. Пусть возрадуются, так как Ты покровительствуешь им, покрываешь их, прячешь их в тени и пребываешь среди них». Возможно, в этом месте Давид ссылается на столп облачный и огненный, который для Израиля был видимым знаком особого присутствия Божьего и Его особой защиты. Давайте же научимся у Давида молиться не только о себе, но и о других; молиться обо всех хороших людях, которые уповают на Бога, любят Его имя, хотя мы не всегда думаем о них или интересуемся ими. Пусть все имеющие право на Божье обетование имеют место в наших молитвах. Да пребудет благодать со всеми, кто искренне любит Христа. Это совпадает с желанием Бога.

(3) На то утешение, которое получает Давид, молясь о них (ст. 13). Он молится о них, так как они -особый народ Божий, поэтому он не сомневается, что Бог услышит его и они вечно будут ликовать, ибо они счастливы, имея уверенность в Божьем благословении: «Ибо Ты благословляешь праведника – повелеваешь благословениям пребывать с ними. В Своем Слове Ты провозгласил их блаженными, и поэтому сделаешь их таковыми. Кого Ты благословишь, тот благословен».

«Они в безопасности, находясь под защитой Твоего благоволения, которым Ты венчаешь их» (так некоторые понимают это место);

«это Его честь, диадема Его красоты, и это делает Его воистину великим; благоволением Ты венчаешь его, окружая со всех сторон, как щитом». Во время войны щит защищает лишь с одной стороны, а благоволение Бога защищает святых со всех сторон; оно подобно ограде Иова, окружавшей его, и пока они уповают лишь на божественную защиту, они пребывают в абсолютной безопасности и должны быть полностью удовлетворены.

Воспевая эти стихи и молясь ими, мы должны верой отдать себя Божественному водительству и заботе, а затем радоваться Его милости и благодати, будучи уверены в окончательной победе Бога над всеми Его врагами, торжестве Его народа в Нем и его спасении.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!