Что такое сампо в военном училище. Самоподготовка как она есть

Что такое Сампо, неясно до сих пор. Известно только то, что оно наделено огромной благодетельной силой, ибо с его помощью можно получать хлеб; вот почему два народа оспаривают друг у друга эту «драгоценность». Известные карельские исследователи эпоса «Калевала» Э. Киуру и А. Мишин в своей книге «Фольклорные истоки «Калевалы», изданной в Петрозаводске в 2001 году, писали: «В «Калевалу» Элиас Лённрот постарался включить все разнообразнейшие признаки и черты Сампо, известные ему по имевшимся в то время полевым записям. Основным признаком Сампо в «Калевале» является то, что это мельница, которую можно изготовить и которая может быть как трудным заданием при сватовстве, так и выкупом за оказавшегося в чужом краю Вяйнямейнена».

Таинственность, окружающая образ Сампо, довела самого Элиаса Лённрота до весьма оригинального предположении, о чём он писал в письме академику Гроту. Леннрот предполагал, что имя Похьёлы означает не Лапландию, а Биармию, и что Сампо есть «истукан» верховного бога биармийцев Юмаллы (в «Калевале» он известен под именем Укко), наделённого большой магической силой. Биармийцы называли «истукан» Сампо, от русских слов "сам бог".

Попытки вразумительного объяснения, что же такое «Сампо», предпринимались неоднократно. Его толковали и как музыкальный инструмент, и как талисман, и как торговый корабль, и даже как все земли Карелии и Финляндии. Академик Б. А. Рыбаков высказал оригинальную идею, что Сампо - древняя каменная зернотёрка, символически олицетворяющая счастье и благоденствие.

Наиболее вероятное объяснение загадке Сампо дал профессор В. H. Дёмин. В своей интерпретации Сампо он исходил из дошедшего до наших дней мифе о Золотом веке человечества. Золотой век - эпоха справедливости и благоденствия, которую античные авторы однозначно связывали с северной Гипербореей. Эта удивительная страна в глубокой древности располагалась на обширных пространствах европейского Севера, включающих в себя и территорию современной Карелии.

По мнению В. Н. Дёмина, в памяти северных народов остались смутные воспоминания о Золотом веке. У карело-финских народов, например, оно запечатлелось в виде образа-символа волшебной мельницы Сампо. У древних саамов она называлась Сайво и представляла собой страну изобилия, существующей в потустороннем мире.

В русском фольклоре также имеются воспоминания о чудесной мельнице - символе вечного изобилия и счастья. Это - известный сюжет о волшебных жерновках. Герой добывает их на небе, взобравшись туда по стволу огромного дуба.

Ясно одно. За образом Сампо скрывается некое легендарное знание, по мнению наших далёких предков настолько важное, что память о нём свято ими оберегалась - интересно, что не только нашими предками, но и предками практически всех народов Земли. Образ мельницы является неким обобщённым символом, известным многим народам.

В исландских и норвежских преданиях герой по имени Амлоди является владельцем сказочной мельницы, которая некогда исторгала из себя золото, мир и изобилие. Вращать это гигантское сооружение призваны были две великанши, Фенья и Менья, так как обыкновенных человеческих сил было недостаточно, чтобы сдвинуть его с места. Затем мельницу похитил морской царь Мизингер и погрузил на свой корабль.

Мельница продолжала молоть, даже когда корабль начал тонуть. Она вращалась и на дне морском, перемалывая камни и песок, одновременно с этим создавая огромный водоворот Мальстрим.

Любой человек, знакомый с содержанием «Калевалы», увидит здесь знакомые мотивы. Подобно мельнице Феньи и Меньи, Сампо также в конце концов крадут и грузят на корабль, после чего она разлетается на куски.

Согласно преданиям индейцев чероки, «у людей Юга была кукурузная мельница, однако люди с Севера, завидовавшие их процветанию, разрушили мельницу и украли кукурузную муку. Возвращаясь обратно, они просыпали муку, оставляя позади себя белый след. Теперь на этом месте находится Млечный путь». В одном из сохранившихся мифов племени атцеков говорится, что «когда мельница перемолола кости людей, погибших во время всемирного потопа, в муку, а боги напустили в неё крови, то получилась плоть нынешних людей». Похожая «мельничная» тема всплывает и в Японии, и в Центральной Америке, у племени маори Новой Зеландии и т. д.

Американский исследователь Г. Хэнкок, изучив все известные фольклорные источники, в которых присутствует образ «мельницы», пришёл к удивительному выводу, что за этим образом скрывается знание, описывающее некое глобальное событие космического масштаба и известное многочисленным культурам древности. Он пришёл к выводу, что образ «мельницы» - символическое изображение разрушительных космических процессов, свидетелями которых являлись древние народы.

Кстати, некоторые исследователи выдвигают весьма экстравагантную гипотезу, согласно которой слово «сампо» происходит от санскритского «скамбха», что означает «каркас вселенной».

В «Атхарведе», одном из древнейших произведений индийской литературы, есть целый гимн, посвященный Скамбхе, «в которой заключена земля, атмосфера, небо, огонь, луна, солнце и ветер... Скамбха сохраняет небо и землю. В Скамбху входит всё сущее...»

Однако, познакомившись с комплексом идей, которые связывались с образом «мельницы», уже не считаешь древнеиндийское значение этого слова особенно странным. В этом образе символически обозначен некий космический механизм, влияющий на земную жизнь и сменяющий земные эпохи.

Именно поэтому «мельница» всегда ломается. Это символическое изображение смены эпох, глобальных космических изменений, отражающихся на Земле в виде потопов и оледенений. Именно поэтому, наряду с «мельницей», множество мифов со всех концов древнего мира живописует геологические катастрофы с яркими подробностями. Реальные события, происходившие на Земле, стали источником нескончаемых преданий о наводнениях и оледенениях, вулканических извержениях и опустошительных землетрясениях. Поэтому неудивительно, что все наши ранние цивилизации сохранили живейшие воспоминания о грандиозных катаклизмах, которые пережили их предшественники.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Гора Сампо приобрела популярность сравнительно недавно. В 60-х годах XX века в этих местах снимали советско-финский фильм «Сампо» по мотивам карело-финского эпоса «Калевала». Название «Сампо» прочно закрепилось за горой, и вскоре сюда потянулись туристы, путешественники и искатели тайн. Так она обрела новую жизнь в качестве интересной природной достопримечательности в окрестностях Петрозаводска.

  • По теме:

На ветвях нескольких сосен на вершине горы Сампо повязаны разноцветные «ленточки желаний»

Чудесная мельница Сампо — один из центральных предметов, вокруг которого разворачивается действие карело-финского эпоса «Калевала». В кратком изложении сюжетная линия о Сампо звучит следующим образом.

В стране под названием Калевала живут главные герои: мудрец Вяйнямёйнен, кузнец Ильмаринен и удалой охотник, весельчак Лемминкяйнен.

Вяйнямёйнен по совету своей матери Илматар отправляется в страну Севера Похъёлу свататься к красавице Деве Севера, дочери хозяйки Похъёлы — злобной старухи Лоухи. Лоухи согласилась на брак, но при условии, что Вяйнямёйнен выкует для неё волшебную мельницу Сампо. Вяйнямёйнен отказался, сказав, что пошлет вместо себя кузнеца Ильмаринена.

Сампо — это чудесный предмет, подобный мельнице, источник счастья и изобилия. Она намалывает сколь угодно много хлеба, соли и денег. «В «Калевалу» Элиас Лённрот (собиратель и составитель «Калевалы», — М.А.) постарался включить все разнообразнейшие признаки и черты Сампо, известные ему по имевшимся в то время полевым записям. Основным признаком Сампо в «Калевале» является то, что это мельница, которую можно изготовить и которая может быть как трудным заданием при сватовстве, так и выкупом за оказавшегося в чужом краю Вяйнямёйнена» (Э. Киуру, А. Мишин. Фольклорные истоки «Калевалы», Петрозаводск, 2001)

Ильмаринен не захотел ехать в Похъёлу, и тогда Вяйнямёйнен перенес его туда силой волшебства. Увидев Деву Севера, Ильмаринен за три дня построил кузницу и начал ковать Сампо. Однако в первые четыре дня у него ничего не выходило: получились бивший всех без разбора золотой лук, топившая все челноки лодка, никого к себе не подпускавшая золоторогая корова и норовивший пахать не свою, а чужую землю плуг. Ильмаринен уничтожил их.

Тогда на помощь Ильмаринену пришли ветры, которые за три дня раздули в кузне большой огонь. И на седьмые сутки Ильмаринен выковал Сампо. Старуха Лоухи схватила Сампо и спрятала в медной горе, в глубокой пещере за девятью замками. От Сампо проросли три корня: один ушёл от мельницы в землю на девять саженей, другой зацепился за морской берег, а третий врос в каменную скалу. Однако не отдала Лоухи свою дочь за Ильмаринена, отправила кузнеца обратно в Калевалу.

  • Расстояние от центра Петрозаводска до горы Сампо — около 37 км.
  • Координаты горы Сампо: 62°2’26″N 34°5’41″E

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Сампо Самоподготовка. После сампо рванем в самоход. Армейский жаргон

Cловарь современной лексики, жаргона и сленга . 2014 .

Смотреть что такое "сампо" в других словарях:

    САМПО - «САМПО», СССР Финляндия, Суоми фильм/Мосфильм, 1958, цв., 97 мин. Легенда. По мотивам финского эпоса «Калевала». Пятеро старцев просят вековечного кователя Ильмаринена сделать для народа Калевалы волшебную мельницу сампо, чтобы она сама без зерна … Энциклопедия кино

    САМПО - в карело финской мифологии волшебная мельница, символ вечного изобилия … Большой Энциклопедический словарь

    САМПО - в финской и карельской мифологии источник изобилия, чудесная мельница. Согласно рунам, С. выковал Ильмаринен «из пушинки лебединой, из кусочка веретёнца, и из молока коровы, и из ячменя крупинки» в качестве свадебного выкупа (вена) за дочь… … Энциклопедия мифологии

    САМПО - САМПО, в карело финской мифологии волшебная мельница, символ вечного изобилия … Энциклопедический словарь

    сампо - Японский треугольный сюрикен. [ГОСТ Р 51215 98] Тематики оружие холодное Обобщающие термины сюрикены … Справочник технического переводчика

    сампо - самоподготовка … Словарь сокращений и аббревиатур

    Сампо - У этого термина существуют и другие значения, см. Сампо (значения). А. Галлен Каллела «Создание Сампо» … Википедия

    "Сампо" - СÁМПО, балет в 3 актах 11 картинах (по мотивам карело финского нар. эпоса Калевала). Комп. Г. Н. Синисало, сцен. И. В. Смирнов. 27.3.1959, Петрозаводский т р, балетм. И. В. Смирнов, дирижёр И. Э. Шерман, худ. A. A. Шелковников; Илмаринен – … Балет. Энциклопедия

    САМПО - сюрикен с тремя остриями … Энциклопедия вооружений

    Сампо - (фин.) – источник изобилия, чудесная мельница, которая намалывает хлеб, соль и деньги. По мифу, ее выковал Ильмаринен в качестве свадебного выкупа за дочь хозяйки Похьёлы, к которой он сватался. (Вариант: за Вяйнямяйнена, попавшего в плен к… … Мифологический словарь

Книги

  • Сампо-Лопарёнок , С. Топелиус. Сакариас Топелиус - один из самых замечательных представителей литературы Финляндии. Поэт, романист, сказочник, историк и публицист, - он вошел в историю финской и мировой литературы, прежде… Купить за 182 руб
  • Сампо-Лопарёнок , Топелиус Сакариас. Сакариус Топелиус (Zacharias Topelius, 1818-1898) - один из самых замечательных представителей литературы Финляндии. Поэт, романист, сказочник, историк и публицист, - он вошел в историю…


Фольклор часто называют коллективной памятью народа, сохранённой в художественных образах. К произведениям такого рода относят и знаменитый карело-финский эпос «Калевала». Современным читателям он известен как фольклорный материал, который был собран и структурирован финским лингвистом Элиасом Лённротом в XIX веке. Карелы и финны на протяжении многих веков бережно хранили старинные руны, возраст которых исчисляется тысячами лет, и теперь «Калевалу» считают одним из древнейших произведений в масштабах всего человечества. Время появления большей части сюжетов эпоса невозможно установить даже примерно.

«Калевалу» можно рассматривать как языческую книгу. Культурная среда, в которой жили поэты древних времён, была тесно связана с шаманами. Волшебники и колдуны играли очень важную роль не только в религиозной, но и в социальной жизни древних карел и финнов. Язычники, которые в своё время жили на территории современной Финляндии и Карелии, поклонялись огню и солнцу, а все их заклинания подчёркивали любовь к свету. Природные явления у них считались отражением духа человеческого и почитались в особенной степени.
Основой колдовства шаманов было понимание сил природы. С их помощью они пытались лечить болезни и насылать на недругов проклятия. Согласно преданиям, первые шаманы переняли способность колдовать у некого племени великанов, которое, в свою очередь, состояло из предков северных народов. Обрывочные сведения о таинственных великанах можно найти в сказаниях и песнях, которые не вошли в основной текст эпоса. Из них следует, что карело-финские племена появились благодаря Калеву – древнему великану, у которого было целых двенадцать сыновей.
Обычаи, традиции и знания передавались из поколения в поколение посредством рунопевцев. Древние сказители обычно были просто одарёнными личностями, однако нередко их специально обучали этому мастерству. Будущие рунопевцы запоминали сказания и песни от представителей старших поколений и хранили их в своей памяти. Через время приходил их черёд передавать руны новым поколениям. Считалось, что рунопевцы были носителями особого знания, которым боги поделились с людьми, но скрыли от непосвящённых в мифах и сказаниях. В мифологических образах «Калевалы» можно отыскать упоминания о нормах поведения, происхождении всего живого и великих катаклизмах, которые случались в далёком прошлом. Карелы и финны всегда почитали хранителей коллективной памяти своих народов.
Древние герои эпоса отличались мудростью. Одними из главных персонажей являются отец рун Вяйнямейнен и кузнец Ильмаринен. Примечательно, что Вяйнямейнен позиционируется как сильнейший из героев по причине того, что он был самым мудрым человеком. В этом и проявляется основная особенность карело-финского мировосприятия, в котором геройство заключалось не в военных подвигах, а в силе духа. В их понимании дух имел куда большую важность, а сила была лишь следствием мудрости. Без мудрости любая сила считалась бесполезной.

В эпосе «Калевала» описаны взаимоотношения между двумя народами, один из которых жил в стране Похьёле, а другой – в Калеве. Однажды они поссорились из-за сокровища Сампо. К сожалению, до сих пор не ясно, что же представляет из себя окутанное пеленой неизвестности Сампо. В рунах упоминается о благодетельной силе, которой обладает это таинственно нечто, поскольку с его помощью можно было получать хлеб. Быть может, Сампо представляет собой какую-то волшебную мельницу?
Исследователи предприняли множество попыток объяснить, что же на самом деле представляло собой Сампо. Мельница, музыкальный инструмент, торговое судно – догадок было действительно много, однако наиболее правдоподобным выглядит предположение о зернотёрке. Каменная зернотёрка у карелов и финнов в древности олицетворяла счастье и благоденствие. Тем не менее, все трактовки образа говорят лишь о неспособности современных людей понять послание, заложенное в рунах. Сказания нельзя объяснить с позиции рационализма, а вот интуитивная традиция здесь была бы весьма кстати, однако в современном мире люди мыслят по-другому, да и всякие магические штуки интересуют их всё меньше и меньше.
Таинственность, которая окружала образ Сампо, заинтересовала и Элиаса Лённрота. Финский этнограф предполагал под этим обозначением подразумевали не мельницу, а истукан верховного божества Укко, название которому жители Похьёлы дали от русских слов «сам» и «бог».
Существует ещё одно объяснение загадки Сампо, связанное с известным мифом о «Золотом веке» человечества, который стал эпохой благоденствия и справедливости. Античные историки связывали этот период истории с так называемой «Гипербореей», которая представляла собой страну, в которой обитал блаженный народ. По одному из предположений, она могла располагаться и на территории современной Карелии. У финно-угорских народов воспоминания о тех временах запечатлелись в образе упомянутой мельницы Сампо, у других же народов представления могли различаться. Тем не менее, за этим символом скрывается что-то по-настоящему важное, о чём было известно почти всем народам нашей планеты. Образ мельницы в таком случае выступал просто как обобщённый символ. Какое же сообщение может передать мельница?

При изучении большого количества фольклорных источников многие исследователи приходили к выводу о том, что «мельница» в понимании древних людей описывала какое-то глобальное событие, связанное с космосом. Образ вполне безобидного сооружения может символизировать разрушительные космические процессы, свидетелями которых приходилось становиться древним народам. Тут же возникла гипотеза происхождении самого слова «сампо». Ряд исследователей утверждает, что оно образовано от санскритского «скамбха», которое в одном из произведений древнеиндийской литературы истолковывают как «каркас вселенной». Народы, которые когда-то проживали на территории современной Индии, заключали в значении упомянутого слова описание некоего космического механизма, который сменял земные эпохи.
Как известно, любая мельница рано или поздно ломается. В случае с Сампо это может быть символическим изображением глобальных катастроф, таких как потопы и оледенения, ведь большое количество древних мифов посвящено именно глобальным катаклизмам, которые описаны подробно и очень ярко. Источниками нескончаемых преданий о катастрофических изменениях земного климата обычно основаны на реальных событиях. Канувшие в небытие цивилизации сохранили воспоминания о тех грандиозных катаклизмах и передали их последующим поколениям. Теперь о них знают и современные люди.

Могут ли катаклизмы общемирового масштаба произойти в будущем? Не исключено. Быть может, в данную минуту человечество и стоит на грани какой-нибудь катастрофы. Всё дело в том, сумеют ли люди прислушаться к сообщениям своих предков, переданных в различных сказаниях. Многие мифы прямо намекают на то, что периодическое и почти полное уничтожение человечества является неотъемлемой частью жизни на планете Земля. Правы ли древние? Кто знает…

У народа Карелии с языческих времён почитался символ "Сампо". Его изображали в виде вращающегося колеса. Что же такое мельница "Сампо" на самом деле?

Полотенце-оберег. На нём символ ″Сампо″

В карело-финской мифологии, единственный в своём роде чудо-предмет, обладающий магической силой, являющийся источником счастья, благополучия и изобилия. В финском и ижорском фольклоре известен Сампса Пеллерво, дух растительности, которого будит весной солнце - тогда и начинает всходить хлеб на полях. Сампса обитает на острове, где живет с собственной матерью как с женой - кровосмесительный ритуальный брак характерен для богов плодородия. Вероятно, его супруга и мать - сама Мать-Земля. Имя Сампса происходит, как полагают, от германского обозначения весенних кормовых трав, то есть Сампса оказывается плодом пробуждающейся весной Земли. В первом издании эпоса "Калевала", о "Сампо "сказано только,что его привезли на лодке на туманный мыс и оставили в поле. "Сампо" названо всего лишь неиссякаемым закромом с зерном. В архитектуре карельских деревянных домов часто встречается полотенце-оберег в виде вращающегося колеса.

Что же есть "Сампо"?

В первом издании эпоса "Калевала ", "Сампо" названо всего лишь неиссякаемым закромом с зерном, а уже во втором издании Лённрот назвал Сампо мельницей. Я рискнул предположить, что Лённрот изобразил "Сампо" в виде мельницы для того, чтобы подчеркнуть процесс преобразования. А лучше сказать выделения. И догадка нашла подтверждение в рунах:

И выковывает Сампо,
Что муку одним бы боком,
А другим бы соль мололо,
Третьим боком много денег.
Вот уже и мелет Сампо,
Крышка пестрая вертится:
И с рассвета мелет меру,
Мелет меру на потребу,
А другую − для продажи,
Третью меру − на пирушки.

Родилась мера. Деньги. А мы помним, что "пёстрая крышка", упомянутая в руне − это звёздное небо, символ бесконечности времени. Обращаю особое внимание на факт движения времени и выделения товаров: соли, денег, хлеба. Это по сути описана трудовая теория стоимости, которую первым выдвинул Давид Рикардо в 1670 году и поддержал современник Лённрота, Адам Смит. Теория гласит, что определённые виды товаров, стихийно, (подчёркиваю) с течением времени выдвигаются на роль денег. А "пёстрая крышка" − это как раз и есть символ течения времени в представлении языческих карел.

Из каких товаров выделилась мера в виде соли, хлеба и денег?

А для того, чтобы понять, нужно обратиться к строкам эпоса:

Лук из пламени явился
С золотым сияньем лунным;
Серебром концы блестели,
Рукоятка − пестрой медью.
Был по виду лук прекрасен,
Но имел дурное свойство:
Каждый день просил он жертвы,
А по праздникам и вдвое.

Ильмаринен бросил обратно в пламя горнила поочерёдно товары, уже выкованные: лук, челн, корову и плуг. И сделал он это потому, что все эти товары, как бы они прекрасны не были, но не годились на роль меры для обмена. Он ждал пока горнило даст ему её. У языческих карелов мерой служили еда и драгоценные металлы. Беломорские карелы за мешок соли выпаренной из воды Белого моря могли получить в Новгороде три мешка ржи.

А что ещё может подтвердить нашу догадку?

Слово "Калевала" подтверждает нашу догадку. Если внимательно посмотрим, то увидим, что слово "Калевала" можно рассматривать, как сочетание двух слов Кале и Вала. Если мы изменим в нём две буквы, то получим топоним Кали-Вало. Кали, это ни что иное, как богиня Кали, Вало переводится как "бог". Возможно, это двойное звучание слов "Калевала" и знание,что мифология древних карел и буддистов схожи, а так же знание о трудовой теории стоимости, которую выдвигал его современник Адам Смит, натолкнуло Лённрота на создание сюжета о" Сампо", как о трудовой теории стоимости.А ключом к этой разгадке Лённрот сделал Кали. Кали символично нам указывает, что мы на правильном пути. В эпосе "Калевала" 50 рун,столько же, сколько и черепов на шее у Кали. В действительности же народных рун в которых упоминается "Сампо" всего 14 . А всего вариантов рун более 70. Это потому, что у карел не было письменности и руны исполняли на память,что-то забывая и что-то добавляя от себя. Ожерелье черепов на шее у Кали символизируют не только смену поколений. По другому можно расценивать черепа, как символ денег, поскольку некоторые племена на острове Калимантане, где как известно почитают богиню Кали, черепа использовали как денежную единицу.

В отечественной экономической литературе общепризнанной является эволюционная теория происхождения денег. Эволюционная концепция доказывает, что деньги появились не одномоментно, в силу закона или соглашения, а стихийно, в результате длительного процесса развития обменных отношений. Другими словами, деньги являются объективным результатом развития процесса товарного обмена, который сам по себе, независимо от желания людей, постепенно привел к стихийному выделению из общей массы товаров специфического товара, который начал выполнять денежные функции.

Но у трудовой теории стоимости есть ещё её следствие, которое гласит, что общественный труд признаётся единственным источником богатства. Значит оно должно быть описано и в эпосе "Калевала". И мы находим описание этого следствия:

Изменилось Сампо в Похьёле,
Сшитый обод сшит:
В нём и пашня,
В нём и место для посева,
В нём урожая всего залог.

Фрагмент эпоса,приведённый выше ни что иное, как необходимые условия, при которых "Сампо" может возникнуть. То есть при этих условиях общественного труда можно добиться производства большого количества различных товаров и выделения из них с течением времени меры для обмена. Расшифрую эти условия. "Сшитый обод сшит": образовано жизненное пространство человека. "В нём и пашня": место, где сеют хлеб. "В нём и место для посева": дом, в котором родятся и растут рабочие руки. "В нём": в рабочих руках." Урожая всего залог ": всего разнообразия потребительских товаров.

Что есть сшитый обод?

Для того, чтобы это понять,обратимся к представлению древних карел об устройстве мира.

Ильматар, творенья дева, подняла из волн колено, … чтоб гнездо слепила утка, приготовила жилище. Утка, та красотка птица, полетала, осмотрелась, увидала в синих волнах матери воды колено. Приняла его за кочку и сочла за дерн зеленый. Полетала, осмотрелась, на колено опустилась и гнездо себе готовит, золотые сносит яйца. Покатились яйца в воду, в волны вод они упали, на куски разбились в море и обломками распались. Не погибли яйца в тине и куски во влаге моря, но чудесно изменились и подверглись превращенью: из яйца, из нижней части, вышла мать – земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный, из желтка, из верхней части, солнце светлое явилось; из белка, из верхней части, ясный месяц появился; из яйца, из пестрой части, звезды сделались на небе; из яйца, из темной части, тучи в воздухе явились. И вперед уходит время, год вперед бежит за годом, при сиянье юном солнца, в блеске месяца младого. Мать воды плывет по морю, мать воды, творенья дева, по водам, дремотой полным, по водам морским туманным; и под ней простерлись воды, а над ней сияет небо.

Они считали, что мир произошёл из яйца и "сшитый обод ", есть череда скал по линии горизонта, которые ограничивают жизненное пространство человека. А сшит он, возможно, иглами северного сияния,пронзающего по горизонту эту череду скал. В представлении древних карелов, небесный купол вращается на невидимой оси, проходящей через центр жизненного пространства человека. Они его называли "пёстрой крышкой".

Таким образом, подтверждается знание, что Лённрот придумал сюжет эпоса на основе карельских рун. Не все известные ему руны вошли во второе издание книги, а только те, что подходили к сюжету. Многие исследователи на протяжении более 170 лет пытались разгадать тайну "Сампо". Выдвигались различные версии. Предполагали, что "Сампо" есть плотина или катастрофа космического масштаба.
Его толковали и как музыкальный инструмент, и как талисман, и как торговый корабль, и, даже, как все земли Карелии и Финляндии. Академик Б. А. Рыбаков высказал оригинальную идею, что "Сампо" - древняя каменная зернотерка, символически олицетворяющая счастье и благоденствие. Возможно, моя версия "Сампо" будет не последней в этом списке и мы когда-нибудь узнаем правду.

Эпос "Калевала" в соседней Финляндии считается достоянием финского народа. Близится столетний юбилей независимости Финляндии ─ 6 декабря 2017 года. Хочу от себя лично и от всех жителей Карелии сделать подарок жителям Финляндии к столетнему юбилею − скульптуру "Мельница Сампо". Подарок символичный и дорогой во всех смыслах. Поэтому хочу найти единомышленников и спонсоров для реализации этого проекта.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!