Чем личинка рыбы отличается от малька. "размножение, развитие и миграция рыб"

Выживаемость икры, личинок и мальков

Икра, личинки и мальки обыкновенных, неживородящих, рыб проходят свой жизненный путь в менее благоприятных условиях, чем яйца живородящих рыб. Огромное количество икринок погибает раньше, чем в них появятся зародыши. Представьте миллионы икринок, выметанных рыбой в открытом море и оставленных на произвол стихии. Птицы, морские звери, а главное, рыбы немедленно устремляются на беззащитную икру как на лакомый корм. Никто не подсчитывал, сколько икринок остается от тех сотен тысяч, которые выметаны рыбой, но и без подсчетов ясно: очень мало.

Кроме того, несомненно, что часть выметанной икры оказывается неоплодотворенной и, стало быть, вовсе не может развиваться. Это мертвая икра.

Выклюнувшиеся из икры личинки тоже довольно беззащитны. Их в несметном количестве истребляют другие животные. В огромном количестве истребляются и мальки рыб.

Лососи, как уже было сказано, зарывают икру в грунт, что способствует ее сохранению. Но еще до этой операции много икры погибает. При выметывании икры на быстрых течениях часть ее сносится рекой, икринки мнутся и разрываются, попадают в заиленные ямы. Около мест, где лососи кладут и зарывают икру, хищные рыбы подстерегают сносимую из гнезд икру и тут же уничтожают ее. Не успеют дальневосточные лососи выметать икру, как на нее нападают жадные гольцы.

Небезопасна жизнь икры и личинок и в самом гнезде: их поедают насекомые и их личинки. Я много раз наблюдал, как сиги кормились икрой корюшки. Недаром рыбаки Онежского озера называют таких сигов «корюшниками».

Злостным врагом икры и мальков являются лягушки. Известно, что в полоях дельты Волги лягушки в основном питаются икрой и молодью рыб. В июле у лягушек до 70 процентов веса содержимого желудка составляют мальки.

Икрой питаются не только хищные, но и самые мирные рыбы – плотва, уклея и т. д.

Есть и другие причины, ведущие к гибели икры и мальков. Назовем некоторые из них. Осенненерестующие рыбы нередко откладывают икру на мелких местах. Зимой такие места иногда промерзают, и икра погибает. На лососевых речках Дальнего Востока такое явление обычно. Правда, икра обладает большой выносливостью: если замерзание кратковременно, то икра сохраняется. (Икра ряпушки и некоторых других рыб также способна переносить замерзание.) Однако нерестилища амурской кеты иногда промерзают на глубину до 1 метра, в этом случае погибают и икра и вышедшие из нее личинки.

Не менее гибельно для икры обсыхание нерестилищ, что часто наблюдается на реках, уровень которых может резко изменяться вследствие открытия плотин или быстрого спада весеннего паводка. В реках с низинными берегами это бывает каждый год.

Преследуют рыб и различные болезни, которые особенно опасны для икры и мальков. На икре и на самих рыбах не так редко можно видеть то в большем, то в меньшем количестве беловатую плесень в виде нитей и хлопьев сапролегнии, которая вызывает гниение икры, появление ран на теле рыбы. Болезнь часто кончается смертью. Это мы уже видели на примере дальневосточных лососей.

Есть растения, от которых погибают крошечные рыбешки – личинки, только что вышедшие из икры. Стоит личинке прикоснуться к листьям альдровардии, как она оказывается в плену: листья растения складываются и захватывают ее. Для пузырчатки личинки рыб служат кормом. Растение имеет небольшие камеры (пузырьки), помещенные на стеблях. Камеры открыты, но, как только рыбка зайдет в такую камеру-ловушку, крышка закрывается, и личинка гибнет.

Среди червей, рачков и моллюсков тоже немало таких, которые причиняют вред икре и личинкам.

Итак, на выживаемость икры, мальков и молодых рыб (до стадии половой зрелости) влияет множество самых разнообразных факторов, и поскольку эти факторы очень изменчивы, нет и определенных, более или менее постоянных, показателей выживаемости. Косвенным путем, главным образом на основании наблюдений в прудах и аквариумах, выяснено, что из отложенных и оплодотворенных сотен тысяч икринок до взрослого состояния доживает ничтожное количество. Вот некоторые данные. Из 600 000 икринок, отложенных самкой карпа, 97 процентов не достигает трехлетнего возраста, причем 93 процента гибнет в первые 7–10 суток. У леща при средней плодовитости 103 000 икринок до половозрелого возраста доживает от 16 до 45 особей, а на нерест из них могут прийти лишь две самки, так как прочие бывают использованы промыслом.

Известно, что с возрастом способность к икрометанию у рыб ослабевает, а затем и вовсе исчезает. У лещей волго-каспийского района способность к размножению начинает угасать с шестилетнего возраста, а после 12 лет все лещи становятся яловыми. Среди карельских лещей встречаются такие экземпляры, которые и в возрасте более 20 лет не утратили способность к размножению.

Яловость рыб может возникать не только в зависимости от возраста, но и от других причин. Стерлядь, выращенная на рыбоводном заводе и достигшая возраста более 30 лет, ни разу не проявила способности к размножению.

Рыбоводы связывают это с ожирением стерляди. Яловость возрастная и яловость ожирения («жировая») обнаружены у многих рыб (осетровых, сигов, карповых). В рыбоводном хозяйстве яловость производителей рыб – факт отрицательный, но яловость «жировая» может иметь и определенное положительное значение – при выращивании высококачественного пищевого продукта.

Из книги Обитатели водоемов автора Ласуков Роман Юрьевич

Личинки . Многие рыбы по выходе из икры настолько сильно отличаются от взрослых особей, что их с полным основанием следует рассматривать как личинок. Таковы личинки угря, отличающиеся высоким, сжатым с боков, совершенно прозрачным телом, большими глазами и присутствием на челюстях особых личиночных зубов.

Отличия их от взрослых угрей настолько велики, что долгое время их считали не только за особый вид, но даже род. Крайне своеобразна личинка морского черта, ведущая пелагическую планктонную жизнь, чему способствуют широкие выросты, поддерживающие ее тело во взвешенном состоянии. Очень своеобразны личинки камбал, имеющие в отличие от взрослых симметричное тело и плавающие не на боку» а обычным для рыб способом. Они имеют наружные перистые жабры, как личинки лепидосирена, протоптеруса и многоперых рыб.

Рост и возраст . По мере роста рыбы, как и все организмы, претерпевают изменения двух родов: изменяются как форма, так и размеры животного, т. е. происходит развитие формы и рост массы. Обычно эти два явления идут параллельно друг другу, но бывают и исключения. Так, при переходе личинок в молодых угрей происходит развитие формы, но не рост массы, которая сильно уменьшается; во время нерестового хода у лососей тоже происходит развитие формы, масса же уменьшается. Рост массы рыбы протекает неравномерно и зависит во многом от ее питания: летом, когда рыба усиленно питается, она растет быстро, зимой же рост ее задерживается.

Неравномерность линейного роста сказывается на скорости роста чешуи и костей. Зоны ускоренного роста сменяются зонами замедленного роста и в результате образуются так называемые годовые кольца. По числу колец можно определить возраст рыбы. Более того, по относительной ширине летних колец можно судить— хорошо или плохо росла данная рыба за ряд предшествующих лет. Эти вопросы имеют как большой теоретический интерес, так и огромное практическое значение, давая возможность узнать, в каком возрасте рыба данного вида становится половозрелой, в каком водоеме лучше питается и т. д. Например, этим способом было установлено, что судак мечет икру на третьем году жизни; северная часть Каспийского моря благоприятнее для молодых лещей, а южная — для более старых.

Наличие прямой зависимости между длиной рыбы и размером ее чешуи позволяет по ширине годовых колец рассчитать скорость роста за предыдущие годы). Для этого «обратного» исчисления употребляются особые приборы. Рыбы растут в течение всей жизни, но ближе к старости скорость роста замедляется. Однако для рыб каждого вида существуют свои пределы роста и продолжительности жизни. Вообще рыбы могут жить очень долго; так, белуга (из осетровых рыб) достигает возраста 120 лет, а возможно и более; арктические камбалы, судя по костям, могут жить по крайней мере до 60 лет, треска —до 15 лет, но многие мелкие рыбы живут только один год.

Учитель биологии:

Цель урока: рассмотреть особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида.

Задачи урока:

Образовательные:

· сформировать знания о особенностях размножения и развития рыб;

· раскрыть особенности заботы о потомстве у рыб как приспособление к выживанию вида.

Развивающие:

· формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации;

· развивать мышление посредством ответов на проблмные вопросы;

· развивать интелектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.

Воспитывающие:

· воспитывать интерес к изучению данного класса животных, бережное отношение к природе;

· формировать научное мировоззрение.

Методы обучения:

· словесный - объяснительная беседа, рассказ;

· проблемный, частично-поисковый;

· наглядно-образный;

· самостоятельная работа, работа в парах.

Средства:

· предметные --- презентация « Размножение и развитие рыб»;

практические --- выполнение самостоятельной работы, работа в парах;

· интеллектуальные --- анализ, сравнение, сопоставление, интерес.

Оборудование: таблица «внутреннее строение рыбы», видеофильм «Размножение и развитие рыб», экран, презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Зоологию учить интересно,
Всего нового узнать всем полезно.
Ребятишкам надо знать очень много,
Ведь на то она и знаний дорога.

Действительно, зоология очень увлекательная наука, на каждом уроке мы вместе с вами открываем для себя мир животных заново.

Вы уже познакомились со многими группами животных. Напомните мне какую мы изучаем группу живых организмов сейчас? Верно - рыб. Сегодня мы продолжим изучать эту группу живых организмов.

Наш урок не совсем обычный, мы пойдём с вами на рыбалку. Клев будет зависить от подкормки и места ловли. Давайте вначале рыб подкормим, а затем будем ловить.

Подкормка - индивидуальные задания: (слайд 1)

(Все учащихся выполняют индивидуальные задания на местах по карточкам, тоже крупнее на доске.)

Из перечня(1-8)выберите те, которые соответствуют каждой из названных систем (1-7), занесите цифровые обозначения органов в колонку.

Системы органов Органы, образующие систему

I - нервная система 1 - плавники;

II - кровеносная система 2 -- жабры;

III - пищеварительная система 3 - мышцы;

IV - дыхательная система 4 - вены и артерии;

V - выделительная система 5 - позвоночик;

VI - система опоры и движения 6 - поджелудочная железа;

VII - половая система 7 - череп;

8 - печень;

Ответы: 9 - рёбра;

I - 12, 14,- желудок;

II - 4,- почки;

III - 6,8,10,- головной мозг;

IV- семенники;

V- спинной мозг;

VI- 1, 3, 5, 7, 9 15 - нервы;

VII - 13,- яичник;

17 - сердце;

18 - кишечник.

Не летит, не поет, а клюет.
(Рыба)

Вопросы для класса:

1.Почему рыба не может повернуть головы?

2.Чем покрыты жабры снаружи?

3.Назовите 5 отделений головного мозга.

4.Какой отдел головного мозга рыбы наиболее хорошо развит и почему?

5.Назовите животное, у которого хорда сохраняется в течение всей жизни.

6.Назовите отделы скелета.

7.Назовите рыбу, которая имеет орган дыхания лёгкие.

8.Имеются ли у рыб веки?

9.Орган чувств позволяющий рыбе ощущать направление и силу тока воды.

10.Откуда берёт кислород рыба для дыхания?

11.Какая кровь - артериальная или венозная - поступает в сердце рыб?

Учитель: рыбы наловили, вспомнили особенности внутреннего и внешнего строения, обобщили знания о системах органов. Вы изучили ОДС, выделительную, нервную, пищеварительную, кровеносную системы.

А какую систему внутренних органов мы ещё не рассмотрели с вами? Верно - половую.

Сегодня на уроке мы познакомимся с половой системой, узнаем какие органы входят в её состав, и соответственно, как вы думаете, что ещё мы будем изучать? (размножение)

Так какую же тему сегодняшнего урока мы будем изучать?

Тема урока: «Размножение и развитие рыб» .

Тема урока и цели урока зачитывается на экране (слайд 2-3)

Предупреждающее задание: в ходе объяснения запишите в тетради органы половой системы рыб.

Рассказ учителя

В основе продолжения жизни любого живого организма лежит процесс размножения, т. е. воспроизведение себе подобного.

Какое значение имеет размножение в жизни животных?

Размножение обеспечивает существование вида во времени и пространстве.

Большинство рыб – раздельнополые животные, хотя есть среди них и гермафродиты (некоторые морские окуни и караси) и живорождение присутствует (аквариумная рыбка - гуппи, отгадав загадку вы узнаете какой ещё рыбе присуще живорождение

Я вечный странник и злодей,

Не сплю даже минуту,

Зубами щёлкаю в воде,

Ищу добычу тут я! «акула».

Половые органы костных рыб парные, располагаются под почками, по бокам плавательного пузыря.

Органы размножения самок – яичники, в них созревают половые гаметы – яйцеклетки (икринки), которые выводятся наружу через яйцеводы. (Слайд 4-5)

Органы размножения самцов – семенники, в них созревают сперматозоиды и биологически активные вещества, такую жидкость называют молока, выводится по семяпроводам.

Самки выметывают икринки в воду, самцы обливают яйцеклетки семенной жидкостью со сперматозоидами. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них, происходит оплодотворение. Оплодотворение у рыб наружнее, происходит в воде. (слайды 6,7)

После оплодотворения идёт развитие зародыша с последующими стадиями развития рыбы (слайд 8-11) т. е. - оплодотворённая икринка делиться, образуется многоклеточный зародыш, у которого на брюшной стороне виден желточный мешок - это остаток запаса питательных веществ икринки. Вскоре из зародыша образуется личинка, которая не покидает желточного мешка. Обратите внимание на то, что у нее нет плавников. Через некоторое время у личинки появляются плавники, она превращается в малька. Он питается водными беспозвоночными и ведёт активный образ жизни. Через несколько месяцев малёк превращается во взрослую особь. Обратите внимание на то, что из одноклеточной икринки впоследствии развивается многоклеточный организм.

Рефлексия Работа с таблицей - вставить пропущенные слова (слайд 12

Рыбы___________ животные и имеют половые железы. У самцов они называются __________ или молоки, а у самок ______ . В яичниках созревают __________ (икринки) , в семенниках ____________- . Оплодотворение у большинства рыб ___________ . После оплодотварения из икринки развивается ___________-, а из неё развивается __________ .

Время наступления половой зрелости у различных видов рыб различно. Используя текст №1 (Приложение 1) раздаточного материала, назовите эти возрастные рамки.

Приложение 1. Определить границы половозрелости рыб.

Время наступления половой зрелости различно у разных видов рыб и варьирует в пределах одного вида. Обилие корма, повышение темпиратуры способствует более быстрому росту и ускоренному половому созреванию. Поэтому, например, плотва в Финляндии становится половозрелой в возросте 5-6 лет, а в Южной Европе - в 3 года, кильки каспийские - до 1 года, тюлька - в 2,3 месяца, щука - в 4 года, белуга - 9-23 лет. Самцы обычно созревают раньше самок.

Во время размножения внешний вид рыб меняется (размеры, окраска, форма тела - связано с условиями существования, заботой о потомстве, поиском партнёра для спаривания). Как в биологии называется этот процесс? (Ответ: половой деморфизм)/

Половой деморфизм наиболее резко выражен у глубоководной рыбы-удильщика церации. У неё самец карликовых размеров(1,6 см), прирастает к жабровой крышки во много раз более крупной самки(1,1м) и существует за счёт её соков, т. к. у него нет зубов и кишечник не развит.

Период размножения рыб, т. е. выметывание половых продуктов с последующим оплодотворением называют нерестом, а место нереста рыб - нерестилище.(слайд 13)

Запишите определение нереста в тетради.

Нерест - это сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения.

Некоторые виды рыб преодолевают тысячи километров до нерестилища, такое перемещение называют миграция. (слайд 14)

Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку и группами. Многие рыбы перемещаются на большие расстояния. Такие перемещения животных носят названия миграции. Бывают кормовые миграции. Так, сельди перемещаются вслед за планктоном, служащим им пищей, за сельдями движутся акулы, которые охотятся на них. Интересны миграции, связанные с размножением. Дело в том, что места с обильным кормом часто не подходят рыбам для размножения, т. к. икру необходимо откладывать в чистую воду, богатую кислородом, хорошо прогреваемую солнечными лучами. Вот и движутся рыбы, преодалевая сотни и даже тысячи километров, от мест нагула к местам нереста.

Сообщение ученика « Миграция рыб».

На Дальнем Востоке (показать на карте) ход лососёвых рыб: кеты, горбуши во время нереста представляет интересное зрелище; огромные косяки рыб продвигаются против течения, преодолевая все препятствия. На порогах рыбы выпрыгивают из воды, а на мелких местах буквально ползут по дну, выставляя спину на воздух. В верховьях рек рыбы откладывают икру и совершенно обессиленные скатыаваются вниз по течению. Многие из них при этом погибают. Сёмга нерестится в реке Печора, преодолевая из северных морей 1800км., а речной угрьво время размножения движется из рек в море, проходя 7000 км.

Рыбы одних видов устремляются из моря в реки (лососевые), а другие, наоборот, уходят из рек в моря (речной угрь) - это так называемые проходные рыбы.

Объясните:

а) почему большинство лососей погибает во время миграций;
б) что означает понятие проходная рыба.

Место для нереста определено. Самки разных видов откладывают различное количество икры. Так, например, Луна-рыба до 300 млн. икринок, морской окунь до 1,5 млн. икринок, щука от 200 тыс. до 1млн. икринок, лососевые от 2 до 14 тыс. икринок, сом до 200 икринок.

Несмотря на то, что рыба – водный обитатель, она может откладывать икру не только в воду, но и в самых неожиданных местах. (в реке Амазонка обитают мелкие рыбёшки самки которых выскакивают из воды и откладывают яйца на листьях растений свисающих над водой, а самец затем поливает их водой хвостовым плавником до появления личинок - пока они не упадут в воду).

Какие же стадии должна пройти оплодотворенная икринка, чтобы превратиться во взрослую рыбу?

Икра ---- ? ----- ? ------ взрослая рыба.

Запишите недостающие звенья логической цепочки у себя в тетради. (Ответ учащегося: Икра → Личинка → Малек → Взрослая Рыба

Сравните развитие рыб и насекомых. Что общего и в чем различия?
(Ответ учащегося: развитие рыб такое же как и у насекомых с полным превращением.)

Чем же отличается малек от личинки? Ответ найдите в раздаточном материале (текст №2, Приложение 2 и слайд 16). (Ответ учащегося: в питании.)

После оплодотворения в икринках развивается многоклеточный зародыш. Развившаяся и освободившаяся от оболочек икринки личинка вначале живёт за счёт остатков питательных веществ икринки - желточного мешка. Когда они расходуются, личинка начинает питаться микроскопическими водорослями , инфузориями, а затем дафниями и циклопами. Вскоре, не только внешне. Но и питанием она становится похожей на взрослую рыбу, и её называют мальком.

Итак, мы познакомились с размножением и развитием рыб.

Где только не встретишь рыб – в морях, прудах, реках. Вот и Емеля из русской народной сказки «По щучьему велению » однажды пошел на речку за водой, зачерпнул ведро, а там щука. Изловчился Емеля и ухватил её. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, к деткам малым, они меня ждут - не дождутся. А я тебе еще пригожусь».

Интересно, а правду ли сказала щука? Нужна ли шука своим деткам? Могут ли рыбы заботиться о своем потомстве? Ученые, исследовавшие эту проблему, отвечают «да». Науке известны некоторые виды рыб, заботящихся о своих мальках. Мы сейчас послушаем сообщения и в ходе нашей беседы вы будите заполнять таблицу. (Приложение 3) (слайд 18-21)

НАЗВАНИЕ РЫБ

КАК ЗАБОТЯТСЯ

МОРСКАЯ ИГЛА

МОРСКОЙ КОНЁК

О поведении колюшки расскажет … (Сообщение учащегося.) ?

Попробуйте отгадать, какие еще рыбы заботятся о своем потомстве.

В ней нитки нет и нет ушка,
Нет плавников среди брюшка;
Игла от года к году
Все шьет
Морскую воду.
Шьет неспеша – куда спешить?
Ведь море всё равно не сшить!
(Морская игла)

В море, в зарослях игриво
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.

Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок!
(Морской конек)

Они у вас есть на столах, но морские иглы вот здесь едва заметны, еще раз доказывает необходимость маскирующей окраски. Морской конёк вынашивает икру в выводной сумке на брюхе.

Но есть такие представители, которые вынашивают икру в желудке.

Он лежит на дне часами
Шевелит во сне усами,
Под корягой под мостом,
В реке живет усатый…
(Сом)

Южно-американский сом вынашивает икру в желудке, горчак с помощью длинного яйцеклада откладывает икру в мантийную полость моллюсков.

Ребята, давайте выясним, связаны ли между собой количество выметываемой икры и забота о потомстве? Обратите внимание на зависимость. (Ответ учащегося: количество икринок обратно пропорционально заботе о потомстве.) раздаточный материал на партах у каждого.(слайд 22)

Луна - рыба

до 300 млн. икринок

Икринки свободно плавают в толще или на поверхности воды.

Треска, угорь

10 млн. икринок

Липкая икра, которую приклеивают к растениям и на грунт.

Осетровые

От нескольких десятков тысяч до 1,5 млн.

Судак, сазан

до 1 млн. икринок

до 900 тыс.

Толстолобик

свыше 500 тыс.

свыше 450 тыс.

свыше 200 тыс.

Икра в ямках, засыпанных галькой.

100 икринок

Сомик-гоплостеры

3-10 икринок

Скаты, акулы

одиночные яйца в капсулах

Тщательная защита потомства(строительство гнезда и т. д.)

Таким образом, вы узнали много нового о размножении и развитии рыб.

Предлагаю, вооружившись знаниями отправиться в далекое путешествие – по следам угря. (слайд 23)

Нам нужен капитан, который, используя карту, проведёт нас по пути движения угря.(раздаточный материал)

Мы благополучно добрались до цели нашего путешествия.

Как называется путь. Который мы прошли за угрём. (миграция).

Так почему же в местах, где обитает угорь, никогда не видели его икры и молодняка?

Зачем угрю понадобилось плыть за 7.000 км к Саргассову морю? (Нерест)

Дайте определение понятию нерест.

Как называются рыбы, идущие на нерест из рек в моря и из морей в реки. (Проходные)

Назовите представителей проходных рыб.

При условии, что угорь выметывает до нескольких миллионов икринок, сделайте вывод, заботиться ли он о потомстве? (Нет)

Выполним ещё одно задание, при его выполнении вы должны из букв составить предложение. (слайд 24-25)

Выбери букву, которая соответствует правильному ответу

(самостоятельная работа)

Икринка рыбы -

оплодотворение

Семенники - это

Слияние спермотазоида с яйцеклеткой

Инстинктивное поведение рыб в период размножения

яйцеклетка

Перемещения рыб

миграции

Живородящая рыба

Рыба, которая строит гнездо.

Лососевая рыба, которая после нереста обречена на гибель

Получилось - Я МОЛОДЕЦ.

Выполним на закрепление ещё одно задание.

Выберите каждый себе по одной биологической задаче и ответте на поставленные вопросы. (слайды 26-27)

- *Большинсво рыб откладывает огромное количество икринок,. Треска 7 млн., щука 1 млн.. Имеются рыбы, которые мечут сотни или десятки икринок. Какие это рыбы и как они могли сохраниться в природе?

- *Некоторые виды рыб проходят к местам нереста тысячи километров из морей в реки. При этом сильно худеют, а после икрометания гибнут. Что заставляет, кету и горбушу. живущих в Тихом океане, идти на нерест в мелкие речки побережья Дальнего Востока?

- *Пресноводная рыба горчак обитает в реках, в которых живут двустворчатые моллюски. Как можно объяснить такое явление?

- *Некоторые виды рыб во время нереста строят гнёзда, в которые затем помещают икру. Самцы помещают оплодотворённые икринки в гнёзда, охранят их, возвращают в гнёзда выпавших личинок. В это время они ничего ни едят,. Однако, как только молодь расплывается и переходит к самостоятельному образу жизни, самцы готовы съесть её. Как можно объяснить такое явление?

Работа с терминами.

Нерест, забота о потомстве, наружнее оплодотворение, раздельнополые животные, миграция, проходные рыбы, половой деморфизм, желточный мешок, личинки, спермотозоиды, семенники, икринки.

Определить очерёдность применения терминов при составлении рассказа о размножении и развитии рыб.

Составить логически связанный рассказ применяя термины (работа в парах)

Итак, в ходе сегодняшнего урока мы с вами повторили все системы внутренних органов рыбы, познакомились с новой системой – половой, выяснили способы размножения рыб, определили стадии развития рыб, объяснили одну из причин миграции и рассмотрели примеры заботы о потомстве у рыб.

Домашнее задание (слайд 28)

1. § 37. Тест для самопроверки. (Приложение 5)

1. Половые органы у костных рыб открываются наружу:

а) самостоятельным отверстием;

б) мочеполовым отверстием у самцов и половым у самок;

в) анальным отверстием.

2. Оплодотворение у большинства видов рыб:

а) внутреннее;

б) наружнее (после откладки икры);

в) наружнее (одновременно при выведении икры из полового

отверстия).

3. Из икринок рыб выходят:

а) мальки;

б) личинки;

в) сформировавшиеся маленькие рыбки.

4. Нерестилище - это место....

а) где рыба живёт;

б) размножается;

в) кормится.

5. Нерестится один раз в жизни:

б) горбуша;

6. К проходным рыбам относятся:

а) карась;

б) лосось;

7. Забота о потомстве наиболее развита у рыб, которые откладывают:

а) огромное количество икры(десятки тысяч, миллионы);

б) небольшое количество икринок и вынашивают их в особой сумке на брюхе, или в ротовой полости, или охраняют гнездо с икринками;

в) не знаю.
2. Творческое сообщение «Где и как можно применить знания о размножении рыб на практике».
3. Сообщения о скатах и хрящевых рыбах.

Оценивание работы обучающихся на уроке.

Приложение 2 Определите отличие личинки рыбы от малька.

После оплодотворения в икринках развивается многоклеточный зародыш. Развившаяся и освободившаяся от оболочек икринки личинка вначале живёт за счёт остатков питательных веществ икринки - желточного мешка. Когда они расходуются, личинка начинает питаться микроскопическими водорослями, инфузориями, а затем дафниями и циклопами. Вскоре, не только внешне. Но и питанием она становится похожей на взрослую рыбу, и её называют мальком.

Приложение 3 Заполнить таблицу в ходе изучения нового материала.

НАЗВАНИЕ РЫБ

КАК ЗАБОТЯТСЯ

МОРСКАЯ ИГЛА

МОРСКОЙ КОНЁК

Приложение 4 Путь движения речного угря на нерест.

Угри обитатели пресных водоёмов, особо широко распространены в Прибалтике и Белорусии. Обычно обитают в реках, но части заходят в озера и пруды. Выбрав подходящее место, долго живёт в нём. Наш угорь, ведущий ночной образ жизни живёт в реке Западная Двина. Весной, после зимней спячки он отправляется в путешествие к Саргассову морю. Но путь долгий и тяжёлый. Ему приходится пройти Рижский залив и зайти в Балтийское море. По дороге его постоянно подстерегает опасность, хищные рыбы, а иногда нерадивые рыбаки.

Но путешествие продолжается, через северное море угорьпопадает в Алтлантический океан. Его внешний вид изменяется. Увеличиваются глаза, тело уплощается, он приобретает признаки глубоководных рыб. Но самое прекрасное море достигнуто. Это самое замечательное море на свете, окружённое несколькими течениями без берегов. Саргассовое море называют « Дамским морем». Вода в нём ярко-синяя, прозрачность достигает 60 м. На поверхности плавает большое скопление бурых водорослей.

В зависимости от вида размножения, рыб делят на икромечущие, яйцеживородящие, живородящие.

Икромечущие – основная группа рыб, которые выметывают икру в толщу воды, где происходит ее оплодотворение.

Яйцеживородящие – оплодотворение внутреннее, зародыш развивается в теле самки в специальных расширениях яйцеводов, но питается за счет питательных веществ желточного мешка, а организм матери служит только защитой от внешних факторов.

Живородящие – у этих рыб соединение яйцеклетки и сперматозоида происходит в половых путях самки, идет формирование плаценты, которая обеспечивает связь материнского организма с зародышем и поставляет питательные вещества.

Живорождение редкое явление, характерно для аквариумных рыбок (гуппи, меченосцы), акул. Стадия личинки отсутствует, в яйцеводах самки развивается зародыш, а рождается уже сформированный малек, который способен к самостоятельному существованию.

Особенности размножения рыб

Рыбы раздельнополые животные. Самки образуют яйцеклетки – икринки, которые развиваются в яичниках, имеют тонкую, полупрозрачную мембрану для быстрого и легкого оплодотворения. Передвигаясь по яйцеводах, выходят через наружное отверстие расположенное вблизи ануса.


Самцы формируют сперматозоиды, в парных семенниках – молоках, представляют собой систему канальцев, которые впадают в выводной проток. В семяпроводе есть расширенная часть – это семенной пузырек . Выметывание икры и выделение семенной жидкости происходит почти одномоментно.

Исключение — каменный окунь , обладает половыми железами двух полов, но созревают они не одновременно, что предотвращает самооплодотворение.


Для рыб характерно только половое размножение , путем слития мужских и женских половых клеток.

Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее сперматозоидами самцов называется нерестом . На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания. Одни перемещаются из морей, в устья впадающих в них рек, другие наоборот устремляются к морям.

Если в связи с неблагоприятными условиями рыбам не удалось отнереститься, им свойственна резорбция икры и молок (постепенное рассасывание полового материала).

Оплодотворение в большинстве случаев внешнее, развивается личинка вне организма самки (живорождение встречается редко).

Рыбы откладывают икру в огромных количествах (от 100 тыс. до миллионов икринок). Такая плодовитость обеспечивает сохранение рода, ведь не все икринки будут оплодотворены, а часть вовсе погибнет.

Когда яйцеклетки выметаны, сперматозоиды могут попасть в икринку через специальное отверстие – микропиле . После слияния половых клеток мембрана икры становится более проницаемой (адсорбирует воду), прочной.

После завершения оплодотворения в икринках образуется зигота , в которой идет многократное деление с формированием многоклеточного зародыша . В брюшной области сохраняются остатки желточного мешка, который обеспечивает питание личинки в первые дни.

Стадия личинки начинается с разрыва оболочек икринки, когда сформированная особь выходит наружу и начинает самостоятельно питаться (одноклеточными, рачками, водорослями). Форма тела вытянутая, большие глаза, плавники отсутствуют.

Личинка в первые дни неподвижно висит, прикрепившись к какому-то субстрату, после исчерпания запасов питательных веществ начинает активно передвигаться в поисках пищи. В этот период начинает закладываться чешуя. У маленьких рыб функционируют временные органы, нужны для выживания в новой среде:

  • Плавниковая складка;
  • дополнительные внешние жабры;
  • кровеносные сосуды.

Эта стадия названа также критической, если личинки не сможет найти еду, то случится их массовая гибель.

Для стадии малька характерно редуцирование временных органов и формирование строения как у взрослых особей. С этого этапа рыба выглядит как все представители вида, только меньших размеров. Тело полностью покрывается чешуей, образуются плавники всех видов.

Взрослая рыба имеет полностью сформированные системы и органы, покрыта слизью и чешуей, имеет железы, органы чувств. Обретая половую зрелость, вскоре начинают размножаться.

Какое же развитие у рыб: прямое или непрямое?

Непрямое развитие встречается у личинок, которые выйдя из яйца не похожи на взрослую особь. Такие организмы развиваются постепенно, приобретают черты родителей через ряд последовательных стадий, отличающихся способом питания, образом жизни.

После дозревания икры из нее выходит личинка, с неразвитыми плавниками, чешуей, и по внешнему виду не сходна с взрослой особью. Поэтому такие рыбы относятся к организмам с непрямым типом развития (преимущественно костистые рыбы).

Когда рождаются детеныши похожие на взрослые организмы только меньших размеров и не полностью сформированными органами, такое развитие называется прямым. Так, рыбы, которым присуще живорождение (например, акулы) развиваются прямым способом.

Забота о потомстве

Выметывание икры в больших количествах обусловлено тем, что рыбам не свойственна забота о своем потомстве . Оставленные икринки гибнут от врагов, пересыханий, неблагоприятных условий, только сравнительно небольшая часть может дожить до стадии зрелой особи.

Некоторые рыбы, которые заботятся о потомстве, выбирают места для нереста в расщелинах, сооружают гнезда для защиты, или же носят икринки во рту. Так, самка лососевых хвостовым плавником расчищает место для откладывания икры, делая углубление на песчаном дне, затем забрасывает икринки песком (защищая от хищников и промерзания).

Родители обеспечивают постоянный доступ кислорода для потомства, с помощью плавников аэрируют воду. Чтобы избежать пересыхания икринок, самец поливает их водой изо рта. Проявления заботы у рыб находятся на инстинктивном уровне, когда личинки способны самостоятельно добывать пищу, могут хорошо плавать, родители их оставляют.

Насекомые и их личинки, населяющие, пруды, являются врагами личинок и мальков рыб.

Размножаясь в больших количествах, насекомые нападают на мальков и личинок рыб, уничтожая их.

Плавунец (Dytiscus latissimus), полоскун (Acilius spec.) и водолюбы (Hydrophilidae) являются врагами рыб.

Большой урон они наносят в непроточных, выростных, мальковых прудах, уничтожая личинок и мальков карла, карася, белого и пестрого толстолобиков, белого амура и других видов рыб, посаженных на подращивание в эти водоемы.

Жуки-плавунцы и их личинки нападают на молодь рыб. В апреле-мае самка плавунца откладывает на стеблях или листьях растений яйца размером 2,25 мм, из которых через 2-3 недели выходят личинки. Они размножаются в больших количествах в прудах, нанося большой вред, уничтожая личинок и мальков рыб.

Клопы уничтожают в значительных количествах мелких водных животных и их Личинки, которые являются пищей для рыб. Кроме того, большой вред они на: носят в нерестовых прудах, уничтожая; личинок и мальков рыб. Размножаются клопы в водоемах в больших количествах.

1-2 - водолюб большой; 3 - его личинка; 4-5 водолюб малый; 6 - его личинка; 7-8 - плавунцы; 9 - их личинка; 10 - ильник; 11 - его личинка; 12 - полоскун; 13 - его личинка; 14 - тинник; 15 - его личинка; 16 - гребец; 17 - его личинка; 18 - пестрый гребец; 19 - его личинка; 20 - прудовик

К водным клопам относятся водомерка, плавт обыкновенный, водяной скорпион, ранатра, гладйпп, корикса.

Водяной скорпион (Nepa cinerea). Его укусы очень болезненны и для человека. Яйца откладывает в виде подвески на водные растения.

Плавт (Neucoris cimicoides). Клопообразный длиной 1,5 см, имеет веслообразные ноги, с помощью которых быстро плавает. Яйца цилиндрической формы откладывает в водоемах.

Гладыш (Notonecta glauca). Отличается от своих сородичей тем, что плавает на спине. Яйца самка откладывает на растениях. После выхода из яйца потомство похоже на взрослых особей, которые появляются в мае.

Следует отметить, что водяные клопы отлавливают личинок и мальков, но не съедают их, а всасывают. Борьбу с ними ведут путем осушения и известкования прудов.

Личинки стрекоз (Aeshana spec, и Libellula spec.) - опасные хищники для молоди рыб.

У личинок стрекоз имеется маска. Нижняя челюсть внезапно вытягнэается и хватает личинку или малька, после чего стрекоза измельчает жертву ротовым аппаратом и заглатывает ее. Все личинки стрекоз являются донными поселенцами, что затрудняет их уничтожение.

Здесь необходимо производить известкование и осушение водоемов, удалениеиз-них растений, на которые откладываются яйца стрекоз.

Планктон. Из всех планктонных беспозвоночных в прудах очень опасен для личинок карпа, белого и пестрого толстолобиков, белого амура и других видов рыб, которые еще питаются за счет желточного мешка - циклоп.

Попадая вместе с водой в инкубационные аппараты, он наносит значительный вред, нападая на личинок малоподвижных и беспомощных. Циклоп наносит ущерб и в лотках для подращивания личинок, и в нерестовых прудах. В связи с этим воду из водоемов необходимо пропускать через фильтры из-мельничного газа.

В больших количествах рыб уничтожают крысы, хорьки, кошки и многие другие животные.

Много вреда приносят и такие хищные рыбы, как Окунь, щука, ротан, американский сомик и др.

1 - клоп гладыш; 2 - водяной скорпион; 3 - плавт; 4 натра; 5 - личинка стрекозы: а, в - маска прижата; б,г маска выбрасывается

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!