Аппликация - технология выполнения. Нетрадиционные техники аппликации: виды, описания, фотографии Аппликация из страз

В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.

Уроки аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с различными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.

Рассмотрим некоторые виды аппликаций.

Объёмная аппликация из лоскута

Использование текстильного лоскута в декоративно - прикладных работах, оформлении одежды и предметов быта открывает широкий простор для введения детей в мир творчества, развития у них интереса к труду, художественной фантазии и вкуса.

Создание крупных орнаментальных изделий из текстильного лоскута (одеяло, покрывало) требует длительной кропотливой работы. Часто не только дети, но и взрослые не выносят монотонного повторения однотипных операций. Тем более, что учащимся в силу их возрастных особенностей хочется быстрее увидеть результат своего труда. Этому требованию в большой мере отвечает накладное шитье (аппликация) как один из технологически несложных видов лоскутного шитья.

Под аппликацией мы понимаем создание изображения нашиванием деталей на фон (основу). Простую аппликацию можно делать из готовых форм - изображений животных, цветов, листьев и т.п., выполненных в материале. Более сложная - так называемая свободная (или пейзажная) аппликация, создается по своему эскизу или шаблону. Сложность такой аппликации заключается в создании композиции и выборе цветового решения.

Пейзажную аппликацию можно использовать не только при изготовлении панно и ковриков, но и для декоративного оформления одежды, сумок и др.

Наиболее часто в пейзажной аппликации используются следующие элементы (условные изображения): горы, силуэт леса, изображение солнца и облаков, контуры деревьев и кустарников, строений; фигуры людей и животных.

Реализация конкретного замысла (сюжета) требует внимательного подбора лоскутов ткани: по фактуре, цвету, рисунку, толщине. При этом необходимо учитывать свойства тканей: физико-механические и технологические.

Пейзажная аппликация, как правило, является многоплановой. Для большего ощущения "глубины" картины необходимо уметь правильно использовать не только зрительные иллюзии цвета ("отступающие" и "выступающие" цвета), но и зрительные ощущения, связанные с особенностями поверхности тканей (блеск, лоск, отражение, шероховатость, пушистость, мягкость, грубость и т.д.). Для большей декоративности можно использовать материалы с различными свойствами (растяжимые, драпируемые, сохраняющие жесткие складки), а также внешний эффект вспомогательных материалов (атласной ленты, кружева, тесьмы, сутажа и т.п.). Кроме этого возможно использование машинной и ручной вышивки. Машинная вышивка может выполняться параллельно с технологической обработкой элементов. Ручная вышивка (шов "вперед иголку", стебельчатый шов, петельный шов, тамбурный шов, петля вприкреп, шов навивкой, прямая и косая гладь) может быть дополнением и выполняться по окончании основных технологических работ. Возможно использование и цветной глади, но с учетом рисунка используемых тканей.

Для придания картине дополнительной рельефности можно использовать синтепон: набивать им отдельные элементы или дублировать детали переднего и среднего планов.

Прежде чем приступить к выполнению аппликации, у подобранных по цвету и рисунку лоскутов надо проверить прочность окраски. Затем разгладить их и смазать края с изнаночной стороны раствором клейстера, чтобы при вырезании они не осыпались (можно просто накрахмалить лоскуты полностью). Подсохшие лоскуты прогладить утюгом через сухой проутюжильник.

После этого делают рисунок, переводя его на основную ткань и на лист бумаги - выкройку. Нанесенный на ткань контур будет обозначать место расположения фрагментов, а выкройка разрежется на детали. При раскрое необходимо учитывать направление долевой нити: основная ткань и ткань отдельных деталей из лоскутов должны совпадать по основе и утку. Если детали будущей аппликации имеют простую форму, то их вырезают строго по контуру. Если форма сложная или деталь будет выполняться из сыпучего материала, то ее можно вообще не вырезать. В этом случае деталь приметывают и закрепляют строчкой по контуру рисунка, затем обрезают излишки ткани и только после этого срезы обрабатывают вручную или на машине.

Чтобы срезы аппликации не осыпались, прежде чем ее вырезать, нужно укрепить ткань тонкой клеевой прокладкой или накрахмалить ее края. Припусков на аппликации оставлять не нужно, но чтобы изображение не пострадало от перекрывания его контура зигзагообразной строчкой, необходимо учитывать ее ширину и соответственно планировать фрагменты изображения.

Вырезанные детали в соответствии с замыслом надо наложить на основную ткань, закрепить булавками и приметать тонкой ниткой прямыми стежками. И приметывать и обрабатывать края детали следует в направлении от середины к краю, чтобы не было морщин и перекосов.

Таким образом, порядок работы таков: закрепление детали на основе (фоне) булавками; приметывание ее; обработка края среза детали зигзагообразной строчкой.

При выполнении многоплановой пейзажной аппликации появляется некоторая особенность. Операции выполняются постепенно для каждого элемента композиции: начиная с деталей заднего плана (небо, линия горизонта и т.п.) и заканчивая деталями переднего плана. Необходимо учитывать, что каждый последующий элемент перекрывает предыдущий таким образом, что его нижний срез остается необработанным.

Нитки для настрачивания деталей подбирают в тон основных элементов или фона. Но это может осложнить работу (частая смена верхней катушки ниток). Поэтому можно поступить так: для ночных и вечерних пейзажей использовать темные нитки, для весенне-летних - зеленоватые, для осенних - желтоватые и цвета охры, для зимних пейзажей - белые или голубоватые. Чтобы подчеркнуть элементы композиции, сделать их более декоративными, лучше использовать черные нитки - хлопчатобумажные или шелковые. Нитки нужно использовать исходя из поставленных задач. Придать блеск контуру можно с помощью шелковых ниток, а сделать детали картины более естественными и приглушенными помогут хлопчатобумажные. При подборе ниток следует учитывать химический состав волокон тканей. Соответственно толщине тканей подбирается номер катушечных ниток и машинной иглы.

Настрачивают деталь на ткань основы зигзагообразной строчкой.

Рассмотрим основные способы обработки края деталей.

  • 1. Машинный способ:
    • а) с использованием клеевых прокладок для деталей из тонких тканей средней толщины с плотным переплетением;
  • 2. Ручной способ. Край детали прикрепляется:
    • а) декоративной строчкой косыми стежками;
    • б) вышивкой в технике "гладь";
    • в) крестообразными стежками;
    • г) тамбурным швом;
    • д) стебельчатым швом;
    • е) петельным швом.

Если ткани прозрачные (кружевные) и нельзя использовать плотные клеевые материалы, а подкрахмаливание края детали не дает должного эффекта, то можно поступить следующим образом:

  • 1. При использовании элемента из кружевного полотна вырезать его с припуском (1-2 ряда сеточки). Если этого не сделать, то нитки, которыми прошиты контуры узора, могут осыпаться.
  • 2. Прикрепить элемент из кружева вручную прямыми стежками по контуру рисунка на расстоянии 6 мм от края.
  • 3. В случае использования готового фрагмента;
  • б) без клеевых прокладок - для деталей из прозрачных тонких тканей с редким переплетением. кружева настрочить края аппликации прямой машинной строчкой, отступив внутрь на 6 мм.

Если фрагмент был вырезан с нарушением целостности контура узора кружева, то его настрачивают сначала узкой зигзагообразной строчкой на расстоянии 2-3 мм от края, а затем устанавливают на машине атласную гладьевую строчку и тщательно обрабатывают срез детали.

Детали аппликации могут быть приклеены. Для этого укладывают основу лицевой стороной вверх на гладильную доску, покрытую одеялом. Накладывают на нее кружочки нужного размера, вырезанные из клеевой паутинки, затем деталь аппликации и накрывают все толстой бумажной салфеткой или проутюжильником, хорошо впитывающим влагу. Приклеивают, проглаживая утюгом.

Несколько дополнительных советов по выполнению аппликации.

Если аппликация выполняется из тонкой эластичной ткани, то следует укрепить места, где нашивается деталь, флизелином или калькой. Это облегчит обметывание уголков и овальных краев аппликации.

Отстрачивая уголки, следует постепенно сужать атласную гладьевую строчку. Дойдя до уголка, повернуть основу с аппликацией под иглой и продолжить обработку, расширяя строчку. Строчка сужается до половины своей ширины.

Внутренние уголки отстрачивают так же, как внешние, сужая ширину строчки до половины, а затем расширяя ее.

Сборка деталей и закрепление аппликации из волокнистых материалов

Сборка деталей и закрепление аппликаций из волокнистых материалов осуществляются различными способами в зависимости от жесткой или мягкой основы: приклеиванием деталей, предварительным сшиванием деталей и их приклеиванием, пришиванием деталей к мягкой основе.

Для приклеивания веревок, шнуров, тесьмы к жесткой основе рекомендуем использовать клей ПВА или "Момент".

Вначале клеем смазывают основу или фон небольшими участками, затем веревку или шнур плотно прижимают к смазанной клеем поверхности.

Иногда детали изображения заготавливают отдельно, а потом уже закрепляют к фону. Для этого шнур или веревку укладывают на заготовленном эскизе или шаблоне. Все спирали укладывают, начиная с середины. Ряды уложенного шнура или веревки скалывают портновскими булавками параллельно плоскости эскиза или шаблона. Ряды сшивают швом "через край" или прокалывают иглой насквозь все ряды параллельно плоскости эскиза. Если узор идет по спирали, то булавки вкалывают в нескольких направлениях.

Булавки после соединения деталей аппликации удаляют, а готовые детали приклеивают по эскизу к жесткой основе. Та сторона, с которой осуществлялось сшивание материала, является изнаночной.

По желанию сшитые и соединенные детали могут служить как самостоятельные изделия - настенные украшения, подставки для горячей посуды и т.п.

Технология выполнения аппликации из природного материала школьниками предусматривает такие этапы работы:

подготовка материала, его выбор;

выбор рисунка для аппликации;

положение материала, создание эскиза;

выбор оборудования инструментов, вспомогательных материалов;

техника выполнения поделки различными способами.

Аппликационные работы из природных материалов могут быть сделаны из:

  • 1) Соломы - это необычно привлекательно: они отливают золотом, перламутром и они прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Учащиеся легко справляются с предметной аппликацией из соломы.
  • 2) Засушенных листьев, цветов - это очень оригинальные композиции из стручков акации, из соломки, крупы, веточек цветов. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Занятия с растениями способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.
  • 3) Аппликации могут быть сделаны из семян, косточек, разных орехов, тополиного пуха, скорлупы, ракушек, камушек и т.д.

Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

Обычно вначале дети предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образец и старательно повторив его. Например, во время изготовления аппликации из засушенных листьев детям предлагают вначале внимательно рассмотреть, из каких деталей состоит готовая работа, в каких местах к основанию должны быть прикреплены мелкие детали и каким способом. Но затем, после повтора нужных действий и дублирования способа изготовления образца, дети уже усваивают последовательность и самый ход действий, а также способы изготовления. Поэтому, когда идет усложнение задания, дети уже могут разделить процесс выполнения работы на несколько этапов и выполнить работу в повторе за взрослым или собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей возникают элементы творчества.

Занимательность работы по выполнению аппликационных работ из природного материала способствует развитию у учащихся таких качеств как внимание, терпение, любознательность. Показательно то, что при данной работе не бывает конца совершенствованию работ, в этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И все это происходить на фоне благоприятного эмоционального настроя детей, их радости общения во время труда, наслаждения, которое они переживают при создании аппликационной работы.

Кроме этого, выполнение аппликационных работ из природного материала воспитывает детское мастерство, сообразительность, трудолюбие, и еще это превосходная школа эстетического воспитания, базирующаяся на формировании у детей художественного взгляда на мир, на их поиски в окружающей действительности деталей прекрасного.

А приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше. Для начала следует вспомнить слова поэта Н.А. Некрасова о том, что "нет безобразья в природе". Поэтому каждого из нас волнует красота цветов, плодов различных растений, разноцветье осенних листьев и порхающий тополиный пух, необычная форма, окраска цветов. Перед тем, как сделать любой природный материал деталью своей поделки, пусть ребенок обратит внимание на его своеобразность. Ведь у каждого растения свой внешний вид - формы листьев, цвета, фактура поверхности. И при создании конкретной поделки все это учитывается.

Процесс превращения природного материала в поделку содержит в себе немалые ресурсы для "погружения" детей в мир родной природы, познания её различных сторон и, одновременно, - воспитания бережного, заботливого отношения к ней, а так же формирования первых трудовых навыков. В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.

Тематика работ очень разнообразна, например: Волшебные превращения, Цветок, Цыпленок, Овощи, "Дерево в снегу", Павлин и т.д.

Уроки аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.

Аппликационные работы данного вида учащиеся выполняют начиная с первого класса.

Татьяна Левская

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» .

Конспект занятия по аппликации «Технология изготовления самолёта в технике торцевания » для детей старшей группы ».

Конспект составила :

Левская Татьяна Олеговна

Воспитатель старшей группы

г. Волосово, 2018

Цель занятия : формирование умений по выполнению самолёта из гофрированной бумаги в технике торцевания .

Задачи :

Обучающие :

1. Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – торцевание ; ознакомить обучающихся с техникой выполнения .

2. Формировать и закреплять знания, умения и навыки при работе с бумагой, инструментами и т. д.

3. Познакомить с техникой плоскостное торцевание ;

4. Обучить основным приемам работы, научить создавать композиции в данной технике .

Развивающие :

1. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию обучающихся;

2. Совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

3. Развивать интерес к занятиям в технике торцевания .

Воспитательные :

1. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

2. Воспитывать аккуратность, трудолюбие;

3. Формировать дружеские отношения в коллективе.

Инструменты и материалы :

цветная гофрированная бумага,

ножницы, спичка, шпажка, клей, картон.

Ход занятия

1. Организационная часть.

Торцевание – это один из видов бумажного конструирования , искусство бумагокручения, когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовки . Торцевание бывает на пластилине и на бумаге. Существует несколько видов торцевания на бумаге : объемное, контурное, многослойное и плоскостное. Предлагаю Вам торцевание объемное , когда трубочки-торцовки располагаются по всему изделию плотно друг к другу.

2. Подготовительная работа

Крылья есть, есть нос и хвост,

Но, поверьте, я не прост.

Есть моторы у меня –

Очень быстрый я, друзья. (Самолет )

Во все времена мужество и героизмов российских воинов, слава и мощь русского оружия являлась неотъемлемой частью величия Российского государства.

Так, уже несколько десятилетий 23 февраля мы широко и всенародно отмечаем праздник защитника Отечества, мы отмечаем его с достойной торжественностью и особой теплотой.

23 февраля - день воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. Изначально в этом дне заложен огромный смысл - любить, почитать и защищать свою Отчизну, а в случае необходимости, уметь достойно ее отстоять. Защищать родную русскую землю воинам приходилось очень часто, но всегда русский солдат с честью выполнял свой долг.

В настоящее время, несмотря на определенные трудности, мы можем быть спокойны за мир на нашей земле, за чистое небо над головой, благодаря настоящим защитникам и патриотам Родины.

А кого мы с вами поздравляем в этот день? (мужчин, отцов, дедушек, мальчиков)

Правильно. Но в праздник важно, же преподнести что то, что может порадовать? (да, подарки)

Конечно. И вот сегодня я расскажу, как сделать самолёт в технике торцевания , что бы поздравить наших мужчин.

Физкультминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте) .

Очень нравится нам делать по порядку :

Весело шагать (ходьба,

Руки поднимать (руки вверх,

Приседать и вставать (приседание,

Прыгать и скакать.

3. Практическая часть

Предлагаю изобразить самолёт в технике торцевания .

Прежде чем мы приступим к работе, давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами, спичками, шпажками и т. д :

Пользоваться спичкой осторожно, не размахивать во время работы;

Передавать ножницы ручкой вперед.

Этапы выполнения работы

Нарежьте мелкие квадратики из красной и зелёной бумаги.

Теперь возьмите инструмент для торцевания . Это может быть стержень от шариковой ручки или небольшая деревянная палочка - шпажка с тупым концом, спичка.

Положите палочку тупым концом в середину квадратика.

Закрутите квадратик вокруг палочки.

Макните палочку с торцовкой в клей и приклейте её к основе (на картоне обведён трафарет самолётика )

Так нужно сделать по всему трафарету (самолёт зелёный , звёзды на крыльях красные)

Вот такой самолёт получается в итоге .

Посмотрите на свой самолётик . У вас получились очень интересные «самолётики » .

А как вы думаете, как можно использовать «самолёты » ? (Подарить родным, близким людям, папам, дедушкам, поздравить их с 23 февраля)

А почему люди дарят друг другу подарки? (потому что они хотят их порадовать)

4. Выставка работ.

Ребята, мы завершили работу по изготовлению самолётов ко «Дню Защитника Отечества» . Теперь будем оформлять выставку.

5. Итог занятия .

Заключение, подведение итога.

Какой новый метод применялся в изготовлении самолёта ? (метод «Торцевание » )

Какие материалы использовались при создании самолёта ? (гофрированная бумага, картон, клей, ножницы, стержень от шариковой ручки или спичка, шпажка)

Какой формой вы пользовались для торцевания (квадрат)

Были ли трудности в выполнении задания

Публикации по теме:

Конспект НОД по нетрадиционной технике аппликации «Снеговик» для детей старшей дошкольной группы Задачи: Обучающие: –закрепить представления.

Конспект занятия для детей старшей группы. Аппликация способом торцевания «Дружные котята» Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы аппликация способом торцевания Тема: «Дружные.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе. Нетрадиционная аппликация в технике торцевания «Ваза с фруктами» Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе. Нетрадиционная аппликация в технике «Торцевание». Тема «Ваза с фруктами» Цель: Развитие.

Конспект НОД по аппликации в технике торцевания "Снежинка - пушинка"(старшая группа) Цель: развитие творческих способностей посредством.

Содержание

Введение…………………………………………………………….….…………3

1.Виды аппликаций из бумаги и картона………………………….……………5

2.Методика обучения младших школьников технологии……….….………..10

Выводы………………………………………………..……………….….……..16

Список использованных источников………………….………………..……..17

Введение

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Актуальность. Развитие детского художественного творчества приобретает все большее значение. Детское творчество реализуются в разных видах художественной деятельности, и дело учителя создать все условия для приобщения ребенка к различным видам художественной практики. Меняются времена и уклад жизни, появляются новаторские методы воспитания, но аппликация остаётся одним из основных видов детского творчества. И маленькие дети, ещё не умеющие толком разговаривать, и дети постарше любят мастерить из бумаги – самого доступного, лёгкого в использовании и универсального для создания разнообразных поделок материала.

Уроки аппликации – наилучшая из возможностей для развития у ребёнка не только умения фантазировать и искусно воплощать фантазии в виде поделки из бумаги своими руками, но и таких навыков, как усидчивость, опрятность, сосредоточенность. К тому же создание аппликации из цветной бумаги способствует развитию мелкой моторики – способности координировать ребёнком движения пальцев рук, считается, что степень развитости мелкой моторики напрямую связана с общим развитием ребёнка, уровнем его обучаемости. Неудивительно, что ребёнок, умеющий мастерить поделки из бумаги, гораздо быстрее учится правильно говорить, читать, писать. Поэтому детское творчество так важно.

Совершенствование уроков изобразительного искусства с применением художественного творчества остается одной из наиболее актуальных проблем. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве. А ппликационные работы с бумагой являются одним из способов формирования творческих способностей обучающихся начальной школы на уроках ИЗО.

    Виды аппликаций из бумаги и картона

Аппликация - создание панно или орнаментального украшения из различных цветных материалов: бумаги, картона, материи, соломки и т. п. Кусочки материи или бумаги накладываются на украшаемую поверхность, которая является фоном для элементов узора или панно.

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление декоративной аппликации - шрифтовая аппликация, т.е. оформление заголовков, текстов.

Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.

Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи:

создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещения, одежды, поделок и т.д. Данная классификация даёт представление о богатстве изобразительно - выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.

Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, "слитным" движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т.д.).

Такая аппликация может стать элементом цветной аппликации, представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов, состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, традиционно выполняемые детьми, относятся именно к этому виду.

Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.

В соответствии с различными типами симметрии различают: зеркальную (боковую) симметричную аппликацию, передающую изображения предметов, обладающих при некотором упрощении симметричным строением (листья, деревья, насекомые, человек и т.д.); центрально-лучевую симметричную аппликацию, при которой равномерность распределения частей достигается их вращением относительно центра, когда отдельный элемент повторяется многократно по окружности.

Асимметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветной аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов при изготовлении.

Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.

Другой вариант использования геометрических форм - конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т.д.). Такое "плоскостное моделирование" из фигур одинаковой или различной формы несмотря на упрощение и стилизацию дает не только возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию. Возможно и использование геометрических фигур в соседстве с негеометрическими, когда нужно передать особенности формы таких предметов, как мяч, шар, дом и т.п.

Негеометрическая аппликация не накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества.

Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом - вырезанием, она также является базовой.

Рваная аппликация изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.

Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.

Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема. Существуют различные варианты крепления деталей: элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости в два-три плана на согнутой по типу открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности; элементы наклеиваются несколько помятыми, поскольку выполнены из гофрированной или тисненой бумаги.

Аппликация целыми силуэтами представляет собой наклеенные на фон не расчлененные на отдельные детали изображения предметов.

Раздробленная на части аппликация состоит из изображений предметов, выполненных из отдельных деталей одного цвета или разных цветов. Эти два последних вида аппликации наиболее часто встречаются в практике обучения младших школьников.

Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.

Однослойная аппликация предполагает, что изображения предметов или их деталей наклеиваются на фон без наложения друг на друга.

Многослойная аппликация выполняется путем наклеивания на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.

Итак, прежде чем приступить к выполнению аппликации, необходимо решить, какие она будет иметь характеристики, т.е. какой она будет по содержанию, по количеству цветов, по наличию симметрии, по форме, по способу изготовления деталей, по степени прилегания их к основе, по количеству деталей и способу их крепления. Кроме того, нужно иметь представление об особенностях в аппликации композиции (взаимосвязь между размерами и расположением основных фигур на выбранном формате), колорита (сочетание цветов, их гармония и соответствие содержанию аппликации), приемов передачи объема и перспективы.

Еще одним немаловажным моментом является выбор материала для работы, поскольку бумага имеет множество разновидностей по свойствам и внешнему виду. Правильный выбор бумаги позволяет добиться выразительности образа, его точности, соответствия содержанию и стилю работы. Разнообразие видов и свойств бумаги служит дополнительным источником разнообразия аппликационных изделий.

И наконец, для работы с бумагой требуется целый набор инструментов и приспособлений. От того, насколько подготовлено рабочее место, зачастую зависит не только качество аппликации, но и вообще возможность её выполнения.

2.Методика обучения младших школьников технологии

В системе по эстетическому воспитанию детей школьного возраста начальных классов большое место на уроках технологии должно быть отведено аппликации. Аппликация – это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение, познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Происходит постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Различают следующие виды аппликации:

1. По содержанию: предметная, сюжетная, декоративная.

2. По количеству используемых цветов: силуэтная (монохромная), цветная (полихромная).

3. По форме: геометрическая, не геометрическая.

4. По способу изготовления деталей: резанная, рваная.

5. По количеству деталей: целая силуэтная, раздробленная на части, мозаика.

6. По способу крепления деталей: однослойная и многослойная.

Обучение аппликации без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение – невозможно.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по аппликации развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Для проведения занятия большое значение имеет хорошая заблаговременная его подготовка. Проектируя занятие, необходимо четко и ясно определить цель и результаты предстоящей деятельности, четко сформулировать задачи, которые будут поставлены перед детьми.

1. Подобрать методы обучения.

2. Подобрать материал для работы детей (подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера, проверка и заточка простых карандашей и т.д.) и материал для показа и объяснения педагога (приготовление образца, материала для показа приемов вырезывания и т.д.).

3. Во время проведения занятия вовремя организовать коррекцию ошибочных действий учащихся.

4. Непосредственно перед занятием подготовить доску, проветрить помещение.

Занятия проводятся как фронтально, так и индивидуально, что обусловлено темой, различным уровнем подготовки учащихся и их индивидуальными особенностями. В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения.

Структура занятия по аппликации.

1. Вводная часть.

Слова, с которыми обращается педагог к детям, должны быть эмоциональными и заинтересовать детей предстоящей работой, создать живой образ того, что дети будут вырезывать. Теоретический материал обычно даётся в начале занятия, когда дети наиболее работоспособны. Новую тему или задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение наглядным материалом. Рассматривание иллюстраций, картин и другого наглядного материала ведёт к развитию наблюдательности, творческому воображению.

Конкретные указания о способах выполнения работы, установление последовательности особенно важны. В этом дети, побуждаемые педагогом, также должны принимать активное участие – отвечать на вопросы, припоминать усвоенные ранее умения.

Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественные слова. Именно в водной части происходит мотивация детей.

2. Основная часть (практическая).

Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части. Педагогу необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. В практической части можно использовать приёмы, направленные на прямое обучение, например объяснительный рисунок педагога на доске мелом или на отдельном листе ярким карандашом или фломастером. Цель его – показать детям процесс создания изображения, последовательность выполнения аппликации. Именно в практической части урока происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирования логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого, нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе. Педагог выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков учеников. Вначале, знакомя детей с основами аппликации, педагог направляет их деятельность на правильное выполнение приёмов вырезания и наклеивания деталей, следит за качеством исполнения. При выполнении первоначальных заданий уместны различные упражнения, требующие от учащихся приобретения определённых навыков. Педагог должен добиться от детей точности и аккуратности выполнения этой подготовительной работы. Дети должны понять, что от неё в значительной мере зависит качество выполнения последующих работ.

Часть занятий, особенно на более поздних этапах, должна преследовать цель формирования простейших навыков совместной работы, накоплению первого опыта совместных действий, а также побуждению к активному общению с другими детьми и взрослыми.

3. Заключительная часть.

Происходит сравнение работ, похвала. Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Развитию сенсорного восприятия способствует такие операции по обработке бумаги как сгибание, разрезание, разрывание и обрывание, наклеивание. Аппликация содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Для того чтобы создать аппликацию ребенку необходимо произвести разметку.

Различают следующие виды разметки на бумаге: на глаз, по трафарету, по шаблону, на просвет, через копировальную бумагу, сгибанием.

Значение занятий аппликацией для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Школьники в начальных классах на уроках технологии овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

В процессе аппликации создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Главная задача в эстетическом развитии посредством аппликации - это пробуждение у детей эмоционального отношения к природе. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми младшего школьного возраста учитель должен хорошо знать особенности этого возраста. У детей наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.

Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.

Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать, возможно, опять же лишь в деятельности.

В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.

Содержание и богатство чувств, выраженных посредством аппликации, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.

Дети школьного возраста в начальных классах, как правило, не могут верно, оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления. Способность замечать, выделять красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния школы и семьи, то оно может задержаться.

Выводы.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными нарушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

У школьников появляется желание и потребность трудиться, т.к. эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и творческое удовлетворение, переживаемое человеком в процессе труда, вызывает желание вновь испытывать чувство радости от этого процесса и результатов.

И в заключение необходимо отметить, что аппликация - один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания. Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство в частности техника аппликации в начальной школе позволяет решать те воспитательные задачи, которые сегодня являются одними из наиболее важных.

Список использованных источников

1. Выгонов, В.В. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции,

подарки, модели [ Текст ] / В.В. Выгонов.- М.: «Первое сентября», 2002.

2. Выгонов, В.В. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели,

игрушки [Текст] / В.В. Выгонов.- М.: «Первое сентября», 2000.

3. Лихачев, Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М.:«Педагогика»,2002.

4. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов. [Текст] / Г.И. Перевертень. – М.: «Просвещение»,1985.

5. « »

Приложение

В переводе с латыни слово «аппликация» означает «прикладывание». Чтобы сделать картинку в данной технике, вам нужно вырезать различные фигуры из одного материала и прикрепить их на основу, которая является фоном. Для работы можно использовать бумагу, ткань, крупу и множество других подручных средств. Разберемся более детально, какие бывают виды аппликации и в чем состоят особенности их создания.

Склеивание цветов этим способом называется флористикой. Чтобы изготовить красивый бутон, достаточно собрать немного засушенных листков, плодов, соломы, тополиного пуха. Также пригодятся разные виды ракушек, шишек, семян, косточек, травы и не только. Какой бы материал вы ни выбрали, вам нужно будет во время работы учитывать особенности его текстуры. Он должен хорошо держаться на основе и гармонично вписываться в композицию произведения.

Стандартная классификация

Существует масса типов этого хендмейда, среди которых можно выделить три основных:

Декоративная аппликация (создается по принципу объединения между собой различных элементов украшения);

Предметная (картинки, выполненные в этой технике, состоят из самостоятельных изображений - птиц, деревьев, бабочек и т.д.);

Сюжетная (изображает определенное действие или событие - снегопад, семейную прогулку, игру собаки с мячиком).

Это стандартная классификация данного рукоделия. Помимо перечисленных выше пунктов существует масса других видов таких поделок. Нетрадиционная аппликация может выполняться в следующих техниках.

Ленты и ткань

Ленточная . С помощью этого способа реально создать не одну и не две одинаковых фигурки, а любое их количество. Они могут быть связаны между собой в длинную гирлянду или отделяться друг от друга. Чтобы смастерить такую поделку, нужен большой лист бумаги. Сложите его по принципу гармошки, нарисуйте на верхнем слое контур будущей детали и вырежьте его, захватывая все уровни материала.

Тканевая . Данная аппликация принадлежит к разновидностям вышивки. Процесс работы над ней состоит в прикреплении на тканевой основе элементов из подобного материала. Фиксация деталей выполняется с помощью пришивания или приклеивания. Вязаные аппликации выполняются на таком же базовом материале. Чтобы создать подобную поделку, вы должны обладать некоторыми навыками и сноровкой. В частности, необходимо уметь аккуратно вырезать детали (дело в том, что с тканью работать сложнее, чем с бумагой). Также нужно учитывать, что края деталей могут расслаиваться и осыпаться, что усложняет процесс творчества.

Используем салфетки

Салфеточная . Эта декоративная аппликация может заинтересовать даже самых маленьких детей. Работа с данным материалом не только принесет массу удовольствия, а и сделает свой вклад в развитие ребенка. Фигурки не нужно вырезать ножницами, благодаря чему малыш не сможет травмироваться.

Виды аппликации с использованием такого материала прекрасно развивают рук и тактильное восприятие (особо полезно для этого использовать материалы с разными текстурами). И, естественно, ваше чадо будет разрабатывать фантазию и воплощать идеи в реальность.

Ищем материалы на кухне

Из крупы . Многие виды аппликации предполагают использование нестандартных материалов. К таковым, например, принадлежат крупы и макароны. Работа над поделкой чрезвычайно полезна для мелкой моторики ребенка. Ведь во время перебирания маленьких частиц он разрабатывает свои пальцы и учится делать щипковые движения.

Кроме того, если малышу уже исполнилось больше одного годика, для него очень важно видеть наглядный результат своих трудов. Потому детям очень нравится собирать картинки из крупы. Самые универсальные материалы для данного вида творчества - манка, рис и пшено. Их можно раскрасить гуашью, чтобы сделать детали более яркими и привлекательными. Необычности композиции придадут также макароны в форме спиралек, бантиков, ракушек.

Обращаемся за помощью к природе

Декоративная аппликация, сделанная из соломы . Такие поделки выглядят очень стильно: лучи солнца играют в их линиях, отливающих золотом. Дело в том, что поверхность данного материала глянцевая и идеально ровная, благодаря продольным волокнам, из которых он состоит. Эти микроскопические полоски способны по максимуму отражать свет, если разместить их в правильном положении по отношению к солнцу.

Компонуйте формы своей композиции из деталей, которые лежат под разными углами относительно источника света. В этом случае вы сможете добиться того, что каждый элемент будет красиво блестеть и переливаться. В данной технике можно изготовлять целые картины, а также украшать книжные закладки, различные шкатулки и рамки.

Из гербария. Засушенные цветы, трава и листья - очень популярный материал для создания поделок. Эти детали легко доступны для школьников и маленьких детей. Схемы аппликаций очень простые в выполнении и не требуют много труда. Но, перед тем как приступить непосредственно к процессу создания поделки, нужно прогуляться и собрать необходимые материалы. Это не только интересное и увлекательное занятие, оно также прививает детям любовь и Кроме того, такие прогулки очень полезны, ведь проходят на свежем воздухе.

Творим из обрывков

Еще один интересный вид творчества - обрывная аппликация. Она создается по принципу выкладывания мозаики. В качестве основы лучше всего подойдет картон, а материалом для работы станут листы цветной бумаги разных оттенков. Их необходимо разорвать на множество маленьких кусочков, из которых и будет формироваться картинка.

Прикреплять получившиеся «пазлы» можно клеем или Второй вариант идеально подойдет для маленьких и креативных дошкольников. Дети могут даже заранее не обрывать фрагменты бумаги. Пусть ребенок приложит нужную часть листа к скотчу и прижмет его тупой частью карандаша. Этим способом заполняется вся поверхность будущей картинки и формируется ее цветовая гамма.

Обрывная аппликация существует не только в своем классическом виде, описанном выше. Она эволюционировала, благодаря чему появилось такое ее ответвление, как хандигырим. При работе в данной технике корейцами была создана специальная бумага - ханди, ее изготовляют вручную. А когда приходит время использовать этот материал, его кусочки смачивают и отрывают по очертаниям от листа. Работая с ханди, можно создать картины, которые как будто написаны акварелью или маслом.

Создаем 3D

Например, домик можно сделать из квадрата, который пойдет на стену, треугольника - на крышу, и прямоугольников - на окна и дверь. Для создания цветка, бабочки или гусеницы понадобятся круги. Любое животное можно сложить из овалов разного размера. Простая и милая аппликация-открытка, созданная в этой технике, может стать прекрасным подарком от ребенка для кого-нибудь из родителей или друзей на любой праздник.

Урок технологии по теме «Аппликация».

Тема урока: Аппликация.

Цели урока:

    Образовательная – дать понятие об аппликации, её видах, технологии выполнения и применении.

    Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность.

3. Развивающая – развивать эстетический вкус, самостоятельность и умение работать в нужном темпе, способствовать развитию мыслительных операций (анализ и синтез), способствовать развитию учащихся в соответствии с их способностями.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснение, демонстрация, практическая работа учащихся.

Оснащение урока: компьютер, презентация «Аппликация», технологические карты, плакаты, опорные конспекты, образцы аппликаций, электрический утюг, гладильная доска, иголки, булавки, ножницы, швейные машины.

1 урок

Ход урока:

I . Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня на нашем занятии мы продолжаем говорить о рукоделии.

Ваши ответы и практическая работа будут оцениваться.

II . Актуализация знаний и введение темы занятия.

Существует много видов художественной обработки ткани. Некоторые вам уже известны, а с некоторыми предстоит познакомиться.

Обратите внимание на выставку работ. Назовите известные вам виды рукоделия. (Вышивка, бисероплетение, вязание, макраме, лоскутная техника, аппликация).

С каким из этих видов рукоделия мы уже знакомились на уроках технологии? (С вышивкой, лоскутной техникой).

Что можно ещё изготовить из лоскутов? (Аппликацию)

Раньше вы работали в технике аппликации? (Наклеивали…)

А как можно по-другому прикрепить одну деталь из ткани к другой? (Пришить).

С помощью, каких вышивальных швов мы это можем сделать?

Сформулируйте тему урока.

Тема урока: «Аппликация из ткани»

Слайд №1.

III. Постановка учебной проблемы и задачи занятия.

А где в современной жизни можно встретить применение данного вида декоративно-прикладного искусства?

Слайд №2. (Аппликация на одежде).

Слайд №3. (Аппликация в интерьере).

Слайд №4. (Аппликация на аксессуарах).

Самый лучший подарок – это подарок, сделанный собственными руками.

Посмотрите, какие замечательные сувениры можно изготовить, используя данную технику, которые могут стать подарком на любой праздник.

Слайд №5 (Сувениры).

Хотелось бы вам изготовить такой подарок. Чему нам нужно научиться на уроке?

Итак, сформулируйте задачу, которую мы перед собой поставим.

Задача занятия: Познакомиться с технологией изготовления аппликации. Изготовить сувенир, используя данный вид рукоделия.

IV . Объяснение нового материала.

Из истории возникновения аппликации.

Как вы думаете, когда и почему появилась аппликация?

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды. И первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украшать её. Аппликация появилась как способ украшения одежды, обуви, домашней утвари, интерьера своего жилища. Для этих целей использовались шкуры животных, кожа и шерсть. У северных народов - мех, бисер. Широко использовалась соломка. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди. С появлением ткацкого станка для аппликации стали широко применяться кусочки самых разнообразных тканей.

Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков – гербов. Особенного процветания аппликационные работы достигли в XVI в. Италии и Испании в церковном одеянии.

Попробуйте сформулировать определение к данному виду творчества.

(Ответы уч-ся)

Слайд №6.

«Аппликация» в переводе с латинского означает «прикладывание» - это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон и закреплении с помощью клеев, нитей.

Вклейте определение аппликации себе в тетрадь.

В определении есть слово «изобразительная». О чём это говорит? (Аппликация должна что-то изображать, нести в себе какое-либо содержание).

Сравните образцы. Как они отличаются по содержанию?

    предметные (на изделии изображена одна деталь: гриб, солнышко, утёнок) – для украшения детских вещей;

    сюжетные (изображён один или несколько предметов, совершающих действие) – для украшения интерьера;

    декоративные (включает в себя орнамент, узор) – для украшения вещей или предметов интерьера.

Сейчас поработайте в группах.

Задание: Запишите на лепестках ромашки, из какого материала может быть выполнена аппликация. (Ромашки приклеиваются на доску, обсуждение)

В зависимости от используемого материала аппликацию можно разделить на следующие виды:

    аппликация из ткани;

    аппликация из кожи;

    аппликация из бумаги, фольги;

    аппликация из нетрадиционных материалов (пуговиц, семян растений);

    аппликация из соломки.

Слайд №10, №11, №12.

При работе с каждым материалом есть свои особенности, но технология выполнения аппликации остаётся общей.

- Сегодня вы будете выполнять аппликацию из ткани.

Все детали в аппликации прикрепляются к фону. Назовите способы прикрепления, глядя на образцы.

Существуют различные способы прикрепления деталей к фону (ткани):

Слайд №13, №14, №15.

    Клеевая аппликация (детали приклеиваются на ткань с помощью клея). Флизелин двусторонний. (определение на доску)

    Машинная аппликация швом «зигзаг»

    Пришивание деталей вручную

Рассмотрите образцы швов, которые могут использоваться для пришивания деталей.

Какой шов вам больше нравится, какой больше подходит для обработки края изделия? (Петельный)

Мы в своей работе будем использовать петельный шов. Слайд №16.

Петельный шов это ряд петельных стежков, располагаемых по краям изделия. Давайте вспомним, что такое стежок? (Это часть строчки между двумя проколами иглы).

Другие швы вы также можете использовать в процессе изготовления проекта.

(Физминутка)

IV . Практическая работа

Приступаем к выполнению практической работы, и пусть она принесёт вам удовольствие.

Рукам – работа, душе – праздник.

(демонстрация образца сувенира в виде сердечка, украшенного аппликацией)

Перед тем, как приступить к работе, мы должны вспомнить правила техники безопасности при работе.

Вводный инструктаж

1.Повторение правил охраны труда и ТБ

Правила работы с иголками, булавками, ножницами;

Правила ТБ при работе с утюгом.

Работая с нагретым утюгом необходимо соблюдать правила ТБ;

Перед работой проверить исправность шнура.

Утюг включать и выключать сухими руками, берясь только за корпус вилки.

Ставить утюг на подставку.

Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

По окончанию работы утюг выключить.

Внимание! Работая с иголкой, булавками и ножницами соблюдайте ТБ:

Иглы и булавки храните в подушечке – игольнице.

Пересчитайте иголки в начале урока и проверьте их наличие в конце.

Не втыкайте иглу в одежду.

Ножницы кладите кольцами к себе.

Не оставляйте ножницы раскрытыми.

Передавайте ножницы кольцами вперед.

После окончания работы кладите ножницы в чехол.

Задание: Собрать технологическую карту (в группах).

1. Обсуждение. Слайд №17.

2.Демонстрация планшета с последовательностью выполнения работы, инструментов и приспособлений.

3.Техника выполнения петельного шва (демонстрация видео).

Во время работы учащиеся пользуются технологическими картами, предложенными учителем. (У каждого на столе).

Технологическая карта «Выполнение аппликации вручную»

п/п

Наименование и описание действий

Инструменты, приспособления

Выбрать шаблон. Вырезать из ткани деталь аппликации.

Укрепить цветные лоскутки флизелином при помощи горячего утюга (флизелин не должен выступать за края лоскутов )

Утюг, гладильная доска.

Наложить шаблон на лоскуток со стороны флизелина, обвести простым карандашом, аккуратно вырезать.

Простой карандаш. Ножницы

Наметить местоположение аппликации на фоне.

Аппликацию приколоть к фону булавками.

Приметать контрастными нитками по контуру, используя шов «вперёд иголку». Удалить булавки.

Игла, контрастные нитки, ножницы.

Пришить аппликацию петельным швом к фону, прокалывая все слои иглой снизу вверх и слева направо.

Стежки должны быть все одинаковые по высоте и ширине.

Чтобы работа выглядела аккуратно с лицевой и с изнаночной стороны, узелок нужно завести между аппликацией и основой. Конец нитки спрятать под аппликацией.

Игла, нитки в цвет аппликации,

Отделать вышивкой, используя бисер, пайетки, ленты.

Бисер, пайетки, иголка, нитки

Учитель сообщает критерии оценки: аккуратность, одинаковое расстояние между стежками и одинаковая высота петельных стежков. (Критерии вывесить на доске)

V . Анализ практической работы.

    Самоконтроль, взаимоконтроль

Учащиеся контролируют работу друг друга по критериям, определённым заранее учителем.

Ознакомьтесь с работами друг друга.

Что получилось?

Что не получилось?

Чтобы изменила, если бы начала работу заново?

Оцениваются работы уч-ся.

VI . Проверка усвоения новых знаний.

С какими новыми терминами сегодня познакомились?

Назовите способы прикрепления деталей к фону.

VII . Домашнее задание.

Закончить аппликацию, оформить работу.

VIII . Подведение итогов урока.

Итак, сегодня вы познакомились с новым видом творчества: аппликация из ткани.

Что научились делать?

Что показалось трудным в работе?

Оценки за выполнение аппликации: ……

IX. Рефлексия.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!